Категория: История мебели

Бытовая мебель

Тенденции художественного решения мебели в значительной мере обусловливаются состоянием производства и применяемыми материалами. Так, использование древесностружечной плиты определяет плоскостной характер корпусной мебели, форму вертикальных опор, которая зависит от прочностных показателей плиты. Разнообразие декоративных пленок для облицовки древесностружечной плиты способствует развитию тенденции декоративного подхода к решению внешних, лицевых поверхностей корпусной мебели. Широко применяется синтетический шпон, представляющий собой декоративную пленку на основе пропитанных смолами текстурных и цветных бумаг, древесные плиты с напечатанной текстурой древесины и цветные древесноволокнистые плиты.

В последнее время применяется также профилированный орнамент из сплавов цветных металлов и новые виды усовершенствованной лицевой фурнитуры. Получает также развитие скульптурный орнамент, формованный из пластмасс. Применение пенополистирола для изготовления каркасов кресел и диванов позволяет создать комфортабельные изделия любых очертаний и разнообразных форм.

Тенденции художественного решения современной бытовой мебели могут быть прослежены на примерах наборов, показанных на Третьем всесоюзном конкурсе на лучшие образцы мебели массового производства для новых типов квартир, проведенном в 1974—1975 гг. в Москве на ВДНХ СССР.

Набор «Рельеф» входит в серию наборов «Система-10», которая включает также набор корпусной мебели для рабочей комнаты (кабинета) «Юбилей», для спальни «Осень», для прихожей и комнаты на одного-двух человек. Авторы серии стремились придать художественную выразительность и своеобразие каждому набору. Они использовали различные композиционные приемы и декоративные средства в соответствии с индустриальным способом производства мебели. Общий композиционный строй набора «Рельеф» основан на вертикальной направленности членений. Цветовое решение построено на сочетании тонированной в черный цвет древесины дверец и передних стенок ящиков с белой нитроэмалью внутренних поверхностей. Такой прием создает впечатление праздничной приподнятости. Этому же способствуют раскладки из профилированного дюраля, анодированного под цвет бронзы, размещенные на фасадных поверхностях дверок и передних стенок ящиков, и лицевая фурнитура. Секция с баром, на откидных дверцах которой применены накладные рельефные декоративные элементы из жесткого пенополиуретана или массива древесины, является своеобразным композиционным центром всего набора.

Рис. 1. Набор корпусной мебели для общей комнаты «Рельеф», разработанный ВПКТИМ (руководитель авторской группы Ю. В. Случевский)

Набор «Каравелла» тоже разработан ВПКТИМом (проект БН-232-01, руководитель авторской группы А. М. Шевченко). В основу набора положена конструктивная схема с объемно-пространственной структурой, характеризующейся закрытыми и открытыми объемными формами в сочетании с линейными и плоскостными элементами. Композиционным центром в различных вариантах блокировки секций является квадратная раздвижная дверь размером 900X900 мм со вставленным в нее круглым стеклом диаметром 700 мм, за которым расположена емкость со съемными стеклянными полками и зеркальная зад-200

няя стенка с внутренним искусственным подсветом (люминесцентной лампой). Проектом предусмотрено исполнение квадратной раздвижной дверцы в нескольких вариантах: с круглым стеклом, с глухим щитом, декорируемым инкрустацией (имитация типографским способом), резьбой, жестким пенополиуретаном, искусственной кожей с тиснением, т. е. предусмотрено применение декоративных элементов, основанных на индустриальном методе их производства. Путем замены дверцы меняется художественная выразительность всей композиции; каждый вариант приобретает свою эмоциональную окраску.

Композиционное решение набора основано на горизонтальной ориентации фасада, что достигается горизонтальным рядом откидных дверец, обрамленных нишами и заглубленных относительно основных плоскостей фасада, двумя горизонтальными поясами, обрамляющими средний ярус, и выделенными раскладками из анодированного алюминия. Нижний горизонтальный пояс образован рядом выдвижных ящиков, а за верхним поясом спрятан подсвет (люминесцентная лампа) и прозрачная (стеклянная) полка. Освещение в наборе создает дополнительный комфорт и является удачно найденным выразительным художественным средством.

Архитектурно-художественная композиция набора «Восход» (рис. 2) построена на вертикальном членении фасада и введении угловых элементов, обогащающих внешний вид мебели и увеличивающих возможности ее расстановки. Вертикальной трактовке фасада подчинены профильные раскладки, которые одновременно являются конструктивными и декоративными элементами, форма ручек, подчеркивающих вертикальное членение фасадных поверхностей. Обогащают набор вогнутая и выпуклая дверцы из дымчатого стекла в угловых изделиях.

Набор корпусной мебели для общих комнат. «Камертон» разработан тоже конструкторским бюро проектирования мебели ММСК-1 (руководитель авторской группы С. А. Селиванов). В нем ведущей композиционной темой является выявление вертикальных членений, образуемых темными накладками. Строгую структуру фасадных поверхностей смягчают горизонтальные ниши открытых полок. Простой архитектурной форме соответствует декоративное оформление набора. Дверцы, передние стенки ящиков облицованы синтетической пленкой, имитирующей текстуру отбеленной березы. Фигурные ручки выполнены из темного красного дерева.

Набор Б-2075-12 разработан экспериментальным конструк-торско-технологическим бюро мебели Минского проектно-про-изводственного мебельного объединения Минлеспрома Белорусской ССР (руководитель авторской группы Б. Ф. Курлищук). В основе архитектурно-художественного построения серии шкафов принят модуль 400 мм, который хорошо сочетается с планировочными решениями современных квартир массового строительства. Шкафы имеют необходимые функциональные отделения для белья, книг, посуды, платья и других предметов домашнего обихода; отделения с баром, секретером отличаются удачными пропорциями и выразительностью рисунков благодаря декоративным элементам и цветовому решению облицовки и отделки. Щитовые элементы облицованы строганым шпоном из древесины дуба и отделаны лаком с сохранением натурального цвета древесины и получением матового покрытия.

Рис. 2. Набор корпусной мебели для общей комнеты «Восход», разработанный КБПМ ММСК-1 Минласпрома СССР

Набор Б-2296 разработан тоже экспериментальным кон-структорско-тех юлогическим бюро мебели Минского проект-но-производственного мебельного объединения (руководитель авторской группы Н. В. Макаревич). Композиция шкафов основана на сильном выявлении вертикальных членений. Набор обладает большой вариантностью, пропорциональностью и выразительностью рисунка за счет применения декоративных элементов, различных цветовых решений и разнообразия вариантов облицовки и отделки. Стеклянные распашные вкладные дверцы навешиваются на вертикальных брусках вместо обычных рамок.

Третьими премиями на конкурсе были отмечены наборы «Рон», «Скала» и «Комфорт».

Набор «Рон» разработан мебельной экспериментальной фабрикой «Стандарт» Минлеспрома Эстонской ССР (руководитель авторской группы П. Г. Лыун). Он запроектирован секционной конструкции и может быть использован для оборудования общей комнаты, гостиной, спальни, детской, рабочей комнаты (кабинета), прихожей. Изделия облицованы строганым шпоном из древесины твердых лиственных пород и отделаны лаком с предварительным крашением и получением матового покрытия. Набору свойственны некоторая дробность членений и из-мельченность масштаба.

Набор «Скала» тоже разработан мебельной экспериментальной фабрикой «Стандарт» (руководитель авторской группы М. Л. Гринберг). Он облицован строганым шпоном из древесины дуба и отделан лаком с предварительным крашением в черный цвет и получением матового покрытия. При благоприятных утилитарных качествах набор благодаря пропорциям элементов, а также цветовому решению создает нейтральную поверхность, хорошо вписывающуюся в интерьер современной квартиры.

Набор «Комфорт» разработан ВПКТИМом (проект ИБ-1379, руководитель авторской группы Н. В. Тихонова). Отличительной художественной особенностью набора является пластичность фасада, которая достигается благодаря применению западающих отсеков, отделанных светлой эмалью, и выступающих пилонов, поддерживающих антресольную часть и облицованных строганым шпоном. Западающие по глубине секции отсеки снабжены стеклянными и пластмассовыми с рельефом распашными дверцами в верхнем и среднем ярусах. Из-за излишнего числа художественных средств (пластическая проработка фасада, декоративное стекло, новые облицовочные материалы) в наборе недостаточно выражено единство композиции.

Рис. 3. Набор «Соната» для спальни, разработанный КБПМ MMCK-1 (руководитель авторской группы С. А. Селиванов)

Набор «Соната» (рис. 3) отличается компактностью, индивидуальностью. В нем предусмотрены ночные светильники, вмонтированные в ниши прикроватных тумб. Большие зеркальные дверцы шкафа удачно вписываются в интерьер спальни и удобны в функциональном отношении. Свободно висящее круглое зеркало дополняет оборудование и убранство спальни, в композиции которой главенствуют горизонтальные членения.

Набор «Березка» разработан КБ проектирования мебели ММСК-1 (руководитель авторской группы С. А. Селиванов). В нем представляет интерес прикроватный блок с общей горизонтальной нишей, куда вмонтировано комбинированное освещение: лампы дневного света для рабочего освещения и лампы накаливания малой мощности как декоративный подсвет или взамен обычных ночников. Конструктивное горизонтальное членение прикроватного блока хорошо сочетается с низкой кроватью. Отмечая удачное художественное решение набора, следует, однако, обратить внимание на излишнюю дробность и многотемность изголовья.

Серия наборов мебели для спальни разработана ПКБ мебели Минмебельпрома Литовской ССР (проект 792, руководитель авторской группы Л. А. Стапуленене). Она включает группу шкафов (четыре варианта по высоте и два по ширине) различного назначения, шесть вариантов кроватей, по четыре варианта зеркал и банкеток. Достоинством серии является высокая унификация элементов изделий, их комфортабельность, широкая возможность компоновки совершенно разных по внешнему виду и композиции комплектов!

Изделия первого варианта отличаются оригинальной, красиво прорисованной формой головной спинки кровати и рамы зеркала. Обрамляющий декоративный борт, обитый искусственной кожей, связывает изделие в единое целое. Тот же материал применен на дверцах шкафов, передних стенках ящиков и обрамляющих бортах кровати, и пуфа. Набор решен в спокойных, изысканно выдержанных тонах. Гобелен, искусственная кожа и строганый шпон красного дерева хорошо сочетаются по цвету.

Изделия второго варианта гармонично связаны в единое целое благодаря удачно выбранному композиционному приему— зрительному объединению кровати с установленными по ее бокам низкими туалетными шкафами с зеркалами, комодом, шкафом для белья и двумя пуфами.

Очень декоративна обивочная ткань, которой обтянуты не только ложе кровати и сиденья пуфов, но и фасадные поверхности корпусных изделий (дверцы и передние стенки выдвижных ящиков шкафов). Номенклатура изделий дает возможность оборудовать спальню любых размеров путем компоновки фронта из различных изделий, имеющих единое архитектурно-художественное и конструктивно-технологическое решение. Число композиционных вариантов набора увеличивается при использовании изделий с различной отделкой. Кровати, банкетки и рама зеркала могут быть обтянуты тканью, искусственной кожей или искусственной кожей с гобеленом; шкафы мо-’ гут быть облицованы строганым шпоном или его заменителями с покрытием поверхности нитроцеллюлозными и полиэфирными лаками, а также эмалями. Ящики и дверки шкафов могут быть облицованы тканью или искусственной кожей с окантовкой кромок пластмассой в сочетании с отделкой других поверхностей шкафов эмалями и лаками.

Рис. 4. Набор «Осань» дли спальни, разработанный ВПКТИМ (руководитель авторской группы Ю. В. Случвасний)

Удачны форма и конструкция кроватей и пуфов. Обрамляющий их по периметру мягкий борт придает особую законченность форме, соединяя их в единое целое, расширяет возможность композиционных и отделочных решений.

Набор «Осень» (рис. 4) состоит из группы шкафов, образующих стенку, и прикроватного секционного блока многофункционального назначения с двойной кроватью. Дверцы и передние стенки шкафов облицованы искусственной кожей, на поверхность которой методом тиснения нанесен декоративный рисунок. Спокойная гармония создается благодаря белому цвету покрытий внутренних объемов секций и каркаса кровати в сочетании с мягкой фактурой искусственной кожи на фасадных плоскостях изделий и приглушенным тоном покрывала и подушек кровати.

Рис. 5. Схема изделий набора «Ожерелье», разработанного ВПКТИМ (руководитель авторской группы А. М. Шевченко): а — прикроватные тумбы; б — шкафы; в — кровати; г — варианты прикроватных тумб

В наборе «Ожерелье» для спальни (рис. 5) основной объем комнаты занимают корпусная мебель и кровати. По декоративным качествам эти изделия в формировании пространства интерьера имеют главенствующую роль. Композиция набора построена на противопоставлении лаконичных форм и сплошной плоскости дверец шкафов для платья и белья более сложным по схеме элементам прикроватного блока. Сочетание горизонтально ориентированного прикроватного блока с подчеркнуто вертикальными шкафами (на всю высоту (комнаты) создает контрастную композицию. Особенностью набора является сравнительно высокая плинтусная коробка (200 мм), зрительно объединяющая все предметы. Архитектурно-художественной особенностью набора являются декоративные плоскости-вставки на фасадных поверхностях из древесины ясеня с золотистой муаровой текстурой, обрамленные раскладками из анодированного алюминия (или пластмассы, имитирующей древесину). Мягкое сочетание по цвету двух пород ясеня делает набор спокойным по колориту. Несмотря на выразительность общего композиционного решения, можно все-таки заметить некоторую перегруженность декоративными средствами (раскладки, двухцветность, рисунок отделки лицевых поверхностей, различная форма ниш), что создает пространственно неоправданную зрительную активность изделий.

Первой премии среди наборов корпусной мебели для комнаты на одного-двух человек (подростка, ребенка, взрослого члена семьи) был удостоен набор «Кредо» (рис. 6), предназначенный для оборудования комнат для молодежи и подростков или специальных функциональных зон (работы, спальных мест) в общих комнатах жилых квартир. Особенностью расстановки набора является возможность создания определенной среды, образного, рационально организованного интерьера с различными вариантами объемно-пространственных членений по отдельным функциональным зонам, а также использования кроватей-подиумов в качестве игровой площади на дополнительном уровне. Два уровня игрового поля (плоскость пола и плоскость кроватей-подиумов) облицовываются одним цветным материалом, что способствует созданию в интерьере особых психологических и архитектурно-пространственных связей. Отделка и способ декорирования изделий мебели обусловлены тем, что общий характер помещения (детской, молодежной) создает не только мебель, но и вещи, предметы, необходимые школьнику и студенту. Изделия корпусной мебели имеют ярко выраженное вертикальное построение и нейтральны по отделке.

Рис. 6. Набор «Кредо» для комнаты на одиого-двух человек, разработанный ВПКТИМ (руководители авторской группы Б. А. Васильев, Л. А. Портной)

Рис. 7. Схема изделий набора корпусной мебели «Пингвин» для оборудования рабочей комнаты (кабинета разработанного ВПКТИМ (руководитель авторской группы А. М. Шевченко)

Среди наборов корпусной мебели для рабочей комнаты (кабинета) был отмечен набор «Юбилей», разработанный ВПКТИМом (руководитель авторской группы Ю. В. Случевский). Набор решен в виде блокируемых универсально-сборных и секционных шкафов, располагаемых в линию либо под углом. Изделия, входящие в набор, отличаются легкостью пропорций, стилевым единством. Фасадные поверхности дверок декорированы силуэтными рисунками в прямоугольных рамках. В секции, играющей акцентирующую роль в композиции набора, применены сюжетные изображения по мотивам иллюстраций к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Поощрительной премией был отмечен набор «Пингвин» (рис. 7), архитектурно-художественной особенностью которого являются раздвижные стекла с вертикальными деревянными ручками, окантованными раскладками из анодированного алюминия и служащими рамами для декоративных вставок (эстампов, фотографий, гравюр, тканей и т. д.). Композиционной особенностью набора можно считать сочетание сдержанного характера спокойных прямоугольных плоскостей фасадов закрытых отделений с ярко выраженной осью стеклянных дверей и открытых ниш.

Pис. 8. Серия стульев «Квинта-1»

На конкурс были представлены серии стульев. Первой премии удостоена серия Б-2000, Б-20000-01, Б-20000-02, разработанная экспериментальным конструкторско-технологическим бюро мебели Минского проектно-производственного мебельного объединения (руководитель авторской группы Б. Ф. Курлищук) и предназначенная для оборудования служебных и жилых помещений. Стулья, входящие в серию, отличаются выразительной и лаконичной формой, легкостью пропорций.

Второй премией были отмечены серии стульев «Квинта-1» (рис. 8) и «Квинта-2», разработанные Московским высшим художественно-промышленным училищем (МВХПУ, бывш. Строгановское; руководитель авторской группе! В. А. Голубев) и предназначенные для жилых квартир массового строительства. Все модели стульев этих серий отличаются простотой. Их конструктивно-архитектурной особенностью являются плоскоклееные боковины, изготовленные из лущеного шпона с последующей обгонкой по шаблону на фрезерных станках. Сиденья и вертикальные элементы спинок изготовлены из фанеры, царги и горизонтальный элемент спинки — из массива древесины твердых лиственных пород. Стулья отделаны укрыви-стыми красителями. Предусмотренный автором различный цвет обивочных тканей, окраски и отделки каркасов, а также разнообразие конструкций спинок позволяют получить большое число вариантов внешнего вида стульев в каждой серии.

Рис. 9. Серия стульев «Вента»

Второй премией отмечена также серия стульев «Вента» (рис. 9), разработанная проектно-конструкторским бюро мебели Минмебельдревпрома Литовской ССР (руководитель авторской группы Б. М. Адомонене). Стулья имеют деревянный (из твердых лиственных пород) каркас из элементов прямоугольного сечения. Сиденья и заглушина спинки обтянуты гобеленом с рельефной декоративной строчкой. Художественной особенностью моделей является спинка (модель 825-01) в виде поперечин и рельефных вертикальных выемок на ножках и боковинах спинок.

Серия 824, завоевавшая вторую премию, включает полумягкие и жесткие стулья с настилом (рис. 10) для универсального применения в жилых домах и в учреждениях. Жесткие стулья имеют три варианта с одинаковым каркасом и сиденьем, но с разными по рисунку спинками. Сиденье и спинка обтянуты гобеленом с декоративной рельефной строчкой.

Первой премии среди наборов мягкой мебели для отдыха удостоен набор «Тюльпан». Набор разработан КБ проектирования мебели ММСК-1 (руководитель авторской группы В. А. Селиванов). Набор включает четыре изделия: диван, два кресла и преддиванный стол. Композиционное решение изделий основано на необычном сочетании мягких подушек округлой формы с легкими клееными боковинами. При большой степени мягкости кресла и диван не вызывают впечатления-громоздкости, а наличие шаровых опор обеспечивает их легкое передвижение по полу. Цвет и фактура удачно подобранной ткани в сочетании с бархатистостью матовой отделки деревянных элементов, пластикой подушек и подлокотников подчеркивают индивидуальность решения. Признавая положительные эстетические качества набора, все-таки нельзя не упомянуть о чрезмерно вычурной форме несущей части преддиванного столика.

Оригинально решение мягкой мебели в наборе «Пан» (вторая премия), разработанной мебельной экспериментальной фабрикой «Стандарт» Минлеспрома Эстонской ССР (руководитель авторской группы М. Л. Гринберг). Набор состоит из мягких модульных элементов, обтянутых мебельной тканью, на базе которых можно составить кресло для отдыха, одно-, двух-, трех-, четырехместные и угловые диваны и создать большое число планировочных вариантов при оборудовании общей комнаты мягкой мебелью. Ритм сложных по форме мягких элементов хорошо сочетается с характером решения корпусной мебели, подчеркивая ее изящные пропорции. Элементом, осуществляющим зрительное единство мягкой и корпусной мебели, является преддиванный стол, решенный несколько необычно. Четыре тумбы, выкатывающиеся из-под крышки, значительно увеличивают число посадочных мест и обеспечивают дополнительный комфорт и разнообразие при пользовании изделием. Тумбы служат для посуды и столовых принадлежностей; для радиоприемника, магнитофона или проигрывателя; для фонотеки и газет; тумба-бар с глубоким отделением — для бутылок и мелким отделением для бокалов. Все тумбы установлены на шаровых опорах.

Рис. 11. Серия стульев 824, разработанная ПКБМ Минмебельдревпрома Литовской ССР (руководитель авторской группы Л. В. Завецкене) а — с жесткими спинками; б — с мягкими спинками

Третьей премией среди наборов мягкой мебели отмечен набор «Салазки» (рис. 12), в основу которого положена конструктивная схема с открытой пространственной структурой, где преобладают линейные формы и сочетание линейных форм с плоскостными. В качестве конструкционных и формообразующих деталей использован П-образный плоскоклееный из шпона элемент. Собирая с его помощью кресла, диван, преддиван-ные столы, можно получить изделия лаконичной формы с выразительным силуэтом; при этом виден чистый технологический прием, не скрытый декором.

Набор «Мираж» (рис. 13) служит для оборудования зоны отдыха с различными функциями: отдыха, приема гостей, чтения и т. д., обладает большими художественными достоинствами: лаконичностью формы, крупным масштабом, подчеркну-тостью доминирующей горизонтали.

Набор «Гобелен» (рис. 100) предназначен для оборудования любой по площади прихожей с минимальным и максимальным использованием изделий. Особенностью набора является вертикальное членение шкафов узкими пилястрами, к которым крепятся двери. Цветовое решение предусматривает пилястры шкафов и раму-зеркало одного цвета. Для отделки прихожей, в том числе лицевых поверхностей изделий, использована синтетическая самоприклеивающаяся пленка (может быть применена искусственная кожа, синтетический шпон, эмаль), что позволяет обновлять интерьер прихожей, так как пленку легко заменить в домашних условиях. Чтобы изделия зрительно не загромождали пространства, при отделке дверок шкафов и стен прихожей используется один и тот же материал или подбирается материал одного цвета.

Тенденции художественного решения мебели зависят от тенденций изменения бытовых процессов. Расширение функций квартиры заставляет по-иному подходить к функциональному назначению ее отдельных помещений и оборудования их. Все более усиливается тенденция рассматривать квартиру как сложный организм, отвечающий не только утилитарным, но и все растущим духовным потребностям человека, что в значительной мере определяется ростом свободного времени за счет сокращения рабочего дня и облегчения многих трудоемких быто.вых процессов, а также подъемом культурного уровня населения. Все большее значение приобретает свободное пространство и его многофункциональное использование. Отсюда распространение убираемой и трансформируемой мебели, передвижных и складных перегородок, мобильных элементов оборудования.

Рис. 12. Схема изделий набор мягкой мебели «Салазки», разработанного ЗПКТИМ (руководитель авторской группы А. М. Шевченко)’. а — кресла; б — диваны; в — пред-диванные столы

Рис. 13. Набор мягкой мебели для отдыха с преддиванным столом «Мираж», разработанный мебельной экспериментальной фабрикой «Стандарт» Минлеспрома Эстонской ССР (руководитель авторской группы М. Л. Гринберг)

Все с большей силой в бытовой среде проявляется сложное переплетение типового, базирующегося на основе выявления всеобщего в бытовых процессах (приготовление и прием пищи, сон, личная гигиена, уборка помещений), и индивидуального, связанного с различиями в потребностях человека и его отношением к типизации бытовой среды, что в свою очередь зависит от целого ряда социальных факторов (культурный уровень, художественный вкус, мода и т. д.).

Рис. 14. Набор «Гобелен», разработанный ВПКТИМ (руководитель авторской группы Е. П. Фомина)

Рассмотрев ряд приемов решения основных групп бытовой мебели, представленной на Третьем всесоюзном конкурсе, можно отметить новые тенденции ее художественного решения.

Для общей комнаты современной квартиры характерно сложное многофункциональное использование. Являясь основным местом общения семьи, она в то же время часто становится рабочим кабинетом, а также молодежной и детской комнатой, в ней может спать один из членов семьи и т. д. Разнообразие функциональных процессов в общей комнате и стремление индивидуализировать жилище являются причиной устойчивой тенденции разрабатывать не комплексы, а функциональные группы мебели, из которых сам покупатель выбирает нужные ему изделия. Поэтому для прошедшего конкурса на лучшие образцы мебели разрабатывались группы мебели, а не целые гарнитуры.

Тенденция индивидуализации жилища особенно проявилась в системе изделий МЕБАР (поощрительная премия), которая основана на принципе самостоятельного конструирования жилища самим обитателем (рис. 15). Оборудование общей комнаты включает три основные функциональные группы мебели: корпусную (стенку), мебель для отдыха, мебель зоны приема пищи.

Рис. 15. Система мебельного оборудования МЕБАР (авторы проекта И И. Лучкова, А. В. Секачев, ЦНИИЭП жилища

Группа корпусной мебели (стенка) наиболее значима в пространственной и предметной организации общей комнаты. Отмечая по-прежнему развивающееся направление нейтрального решения корпусной мебели для общих комнат, можно все-таки упомянуть некоторые характерные особенности образцов, показанных на Третьем всесоюзном конкурсе. Многофункциональное назначение стенки, насыщение ее различным оборудованием и устройствами имеет своим следствием усложнение внутренней структуры и композиции: чередование открытых и-закрытых ярусов (наборы «Камертон», НМ-78), введение разновеликих аналогичных элементов (таких, например, как дверок в наборе 833), свободное размещение открытых ниш и т. д. Пластика корпусных изделий обогащается за счет введения разновеликих ниш, выделения их цветом.

Анализируя наборы корпусной мебели для общих комнат, следует также отметить усиливающееся стремление к подчеркиванию и выявлению вертикальных членений (набор «Вое-ход»), к насыщению лицевых , поверхностей декоративными средствами, выполненными разнообразными художественными и техническими приемами: резьбой по дереву (подлинной и имитационной), оклеиванием пленкой с орнаментом и т. д. Для конкурсной мебели характерны активное использование новых отделочных и облицовочных материалов, отказ от обязательных древеснотекстурных поверхностей изделий. К известным ранее укрывистой окраске, оклеиванию синтетической пленкой прибавилось использование в качестве облицовки щитовых элементов кожзаменителя и декоративной ткани. Лицевой фурнитуре придается декоративное звучание. В одном наборе сочетаются различные конструктивные приемы решения аналогичных функциональных элементов (например, щитовых и распашных дверок) для выделения одного из них. Освещение используется в качестве одного из средств художественной выразительности.

Добиваясь разнообразия и индивидуального характера изделий аналогичного функционального назначения, следует, однако, избегать дробности основных членений, делающей группу корпусной мебели в общей комнате менее нейтральной, более активной в интерьере, что часто приводит к противоречию с основной задачей современной мебели — быть организатором пространства. Активно разработанная группа корпусной мебели может потерять свой фоновой характер и перестанет способствовать впечатлению более свободного пространства помещения, может стать назойливой при долговременном использовании.

Современная мягкая мебель становится более скульптурной, насыщается пластикой, обогащается цветом и отделочными материалами. Основной тенденцией ее решения является высокая степень композиционной мобильности и трансформации. Современная мягкая мебель играет роль фактора, активно организующего пространство комнаты, что особенно ярко продемонстрировали проектировщики Литовской ССР в комплектах 809 и 840, удостоенных вторых премий. В этих комплектах принцип трансформации как бы перешел в другой масштаб. Подвергается трансформации уже не изделие, а целая пространственная система изделий, появляется необходимость преобразовать интерьер и композиционно, и психологически, выделив в общей комнате зону отдыха. В таком же характере решены комплекты «Пан» и «Мираж», позволяющие создать разнообразные композиционные решения.

Принцип столярного конструирования кресел уступает место скульптурному, каркас формируется пространственными несущими элементами из пластических материалов, полностью обтянутыми тканью. Отсюда возрастание роли тканей и новое отношение к их художественным характеристикам.

Вместе с тем продолжается и традиционный подход к решению мягкой мебели, который может характеризоваться поисками более комфортабельных решений, а также решений, создающих единство художественного облика всего интерьера в целом. Одним из таких примеров является комплект «Тюльпан», разработанный КБПМ ММСК-1. Кресла, входящие в комплект, отличаются хорошими пропорциями, гармоничным соотношением мягких и столярных элементов.

В современной отечественной практике заметно усилилось внимание к мебели для оборудования спален. Здесь наряду с тщательным решением чисто утилитарной стороны мебельных изделий (например, отработка емкостей для хранения различной бытовой утвари и т. д.) идет поиск разнообразных индивидуальных художественных решений. Общим композиционным приемом наборов мебели для спален является противопоставление вертикальной плоскости корпусных изделий и горизонтали спальных мест.

Вертикальное построение шкафов зрительно поддерживается декором лицевых поверхностей дверок. Заметно проявляется тенденция развитого решения прикроватного блока, в который включаются открытые ниши различной формы, разнообразные закрытые отделения и т. д., обогащающие пластику мебельных изделий.

В прикроватные блоки включаются зеркала, декоративные элементы. Изголовье в спальне стало основным элементом, которому придается характер художественной выразительности. Особенно благоприятные результаты получаются, когда без перегрузки дополнительными объемами изголовью кровати сообщается выразительная, пластичная форма (набор 792). В последнее время усилилась также тенденция применения более широкой палитры отделочных материалов. Особенно ярко это проявляется именно в мебели для спален. Здесь наряду с традиционными материалами широко используются обивочные ткани, искусственная кожа, что позволяет сделать формы мебельных изделий более пластичными, а самой мебели придать более теплый, уютный характер. Повысилась роль орнаментальной отделки ложа спального места. Часто материал с одним и тем же рисунком применяется для отделки лицевых поверхностей изголовья, корпусных элементов, даже одной из стен. Этот прием обладает многими преимуществами, так как способствует объединению всего оборудования спальни и создает впечатление более свободного пространства, что особенно важно для небольших спален.

Рис. 16. Выявление вертикальной структуры корпусной мебели (зарубежная практика)

Ведущей тенденцией в художественном решении наборов корпусной мебели для комнаты подростка или ребенка является вариабельность элементов, возможность их значительного объединения, а также широкое использование цвета, особенно светлых и ярких тонов. Важной особенностью мебели для молодежи является предоставление потребителю возможности окончательного художественного решения интерьера.

Рис. 17. Использование традиционных форм в корпусной мебели (зарубежная практика)

В наборах корпусной мебели для кабинетов заметна тенденция традиционного решения шкафов с закрытыми отделениями, подчеркнутого вертикального построения, введения декоративных элементов, даже изобразительного характера. Как положительную тенденцию можно расценивать включение в изделие конструктивных элементов для размещения декоративных вставок.

В наборах корпусной мебели для прихожей помимо отработанности утилитарной стороны ясно выявилось стремление авторов найти индивидуальный характер изделий, а также добиться единства композиции. В этом отношении показателен набор «Гобелен», в котором благодаря применению единого материала для отделки дверок шкафов и стен прихожей достигнут эффект полного зрительного освобождения помещения.

Как показал конкурс, проектирование мебели для кухонь в нашей стране продолжает идти по пути строгого соответствия условиям утилитарного использования.

Выявляя тенденции в художественном решении современной мебели на примере образцов Третьего всесоюзного конкурса, можно отметить значительный подъем профессионального мастерства проектировщиков, создающих удобные и красивые жилища массового строительства и владеющих всем арсеналом художественных средств решения современной мебели.

Рис. 18. Группа мягкой мебели, образованная при помощи модульных элементов

Для выработки дальнейшего направления проектирования мебели и поиска новых выразительных художественных решений полезно ознакомиться с основными тенденциями проектирования мебели за рубежом.

В корпусной мебели заметно выявление вертикальных членений часто за счет применения различных материалов, например металлической обкладки вертикальных стоек. Широко применяется цветовая отделка корпусных мебельных изделий с преобладанием светлых и ярких тонов, локальных цветов. В корпусной мебели часто используются традиционные или народные формы. Для корпусной мебели различного назначения остается в силе тенденция вариабельного решения изделий. Принцип использования модульных единиц для достижения разнообразных планировочных комбинаций все больше применяется при решении группы мягкой мебели. Для изделий этой мебели характерна ритмичность построения, часто сочетающаяся с повышенной пластической выразительностью. Диваны, собираемые из модульных мягких элементов, имеют спинки сложной пластичной формы. Говоря о мягкой мебели, следует упомянуть о распространении кутаных конструкций. Мягкие элементы мебели разнообразятся строчкой различных рисунков, введением пристежных ремней, пряжек, которые имеют определенный декоративный смысл. При кутаных конструкциях особое значение приобретают обивочные материалы: кожи, материалы с мягкой фактурой (плю-ши), обивочные ткани. Наряду с гладкими обивочными материалами разнообразных фактур и цветов (часто весьма интенсивных) применяются также рисунчатые ткани с разнообразным орнаментом: геометрическим, растительным и т. д. Можно отметить тенденцию к укрупнению масштаба рисунка обивочных тканей, применяемых для мягкой мебели. Весьма распространено применение единой ткани для обивки мягкой мебели и для занавесей, что особенно благоприятно для небольших помещений, так как способствует впечатлению единого пространства.

Рис. 19. Пример применения прозрачных материалов в крышке стола и опорных элементов банкеток

Рис. 20. Пример бытовой мебели с укрывистой отделкой лицевых поверхностей: а — передвижная мебель; б — стационарная мебель

В проектировании мебели за рубежом сильно проявляется тенденция к дематериализации формы: применение прозрачных материалов (рис. 19), зеркал во внутренней отделке помещений, распространение холодной гаммы. Остроумно решаются стулья, где непрозрачными элементами являются только сиденья и отделка кромки спинки, переходящей в локотники. Вообще для современной зарубежной практики характерно введение в конструкцию бытовой мебели новых, ранее не употреблявшихся материалов, в том числе металла. Например, общие комнаты оборудуются обеденными столами и стульями на металлических каркасах, которые хорошо сочетаются с теплой фактурой древесины корпусной мебели. Широко также применяется мебель с укрывистой отделкой (рис. 20).

Наряду с мебелью, решаемой в современных формах, за рубежом находит распространение мебель, которую можно назвать имитационной, так как она является подражанием мебели прошедших стилей либо народной мебели. Такая мебель выпускается в ограниченном количестве. Интерьеры, создаваемые прогрессивными архитекторами, оборудуются мебелью, решаемой в разнообразных современных формах.

Являясь одним из основных помещений жилища, кухня остается в центре внимания зарубежных архитекторов и дизайнеров. Прослеживая развитие оборудования кухни, можно отметить усилившуюся тенденцию разнообразного решения ее не только в узкоутилитарном отношении, но и как помещения для дневного пребывания семьи, в котором устроено место для игр детей, что удобно, для работающей на кухне матери, а также рабочее место для кого-либо из членов семьи. Стремление сделать кухню помещением с универсальным использованием отразилось на ее устройстве, оборудовании и убранстве. Помимо тенденции к увеличению ее размеров четко прослеживается стремление связать ее непосредственно с жилыми помещениями. Совершенствование утилитарной стороны устройства, которое проявляется в рациональности планировки помещений и применении нового, совершенного оборудования, идет параллельно с поисками новых, оригинальных художественных приемов решения интерьера кухни.

Рис. 21. Пример создания зрительного единства интерьера общей комнаты и кухни

Все меньше остается примеров кухни-лаборатории. Распространяются различные приемы планировочной и визуальной связи кухни с общей комнатой (рис. 21). В одних случаях — это устройство открытых проемов при различной художественной характеристике помещений, в других — применение средств, способствующих зрительному объединению двух помещений в общее пространство. Используется, например, введение единого интенсивного ярко-зеленого цвета для отделки потолка и крышки стола, одновременно являющейся местом для приема пищи и служащей для встраивания плиты и мойки.

Дополнительным средством, помогающим объединению двух пространств, является введение плетеных стульев в кухне и размещение коллекции корзин и плетеных коробок на открытых полках шкафов в общей комнате.

В зарубежной практике широко представлены примеры островных кухонь. Середину помещения занимает прямоугольный в плане блок, включающий плиту и мойку, с одной стороны которых размещена рабочая поверхность, а с другой — крышка обеденного стола. По периметру стен расположены шкафы для хранения столовой и кухонной посуды. Одной из распространенных тенденций в решении интерьера кухни, а также интерьеров помещений другого назначения, является гармоничное объединение старого и нового. Часто современное оборудование (встроенные духовые шкафы, плита, мойка) сочетается с традиционными филенчатыми деревянными дверцами, плиточным терракотовым полом, облицовкой стен, имитирующей дельфтскую плитку. Убранство кухни дополняется старой кухонной утварью: весами, утюгом, керосиновой лампой.

Возросло значение пластики, сочетание разных объемов в кухне, что вызвано утилитарными соображениями и стремлением уйти от монотонности и безликости. Для этого прибегают к подчеркиванию перепадов основных уровней, введению открытых отделений для хранения посуды и утвари.

Прослеживается тенденция признания в убранстве кухни ведущей роли цвета. Часто, особенно при объединении кухни с жилой комнатой, собственно кухонное оборудование выделяется активной окраской в красный, зеленый и другие яркие цвета. Широко применяется также орнаментальная отделка стен над рабочим оборудованием.

Эффективным художественным средством, к которому все более часто прибегают художники при решении убранства кухни, является сочетание и сопоставление фактур современных и традиционных отделочных материалов.



История мебели - Бытовая мебель