Категория: История мебели

Cоподчиненность и выразительность элементов мебели

Художественная выразительность современной мебели, как указывалось выше, зависит от ряда средств. Одним из них является выбор цветового решения, обусловленного эргономическими и технологическими требованиями применения цвета для данной группы мебельных изделий, а также особенностями интерьера помещения. Многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что применение оптимальных цветов, оказывающих наиболее стимулирующее действие на зрительные органы человека, способствует производительности труда и сохранению здоровья.

Цвет — один из важнейших элементов в формировании облика интерьера, в завершении его образной характеристики. Правильный выбор цветового решения основывается на знании свойства цвета и законов его восприятия. Все цвета, наблюдаемые в природе, разделяются на ахроматические и хроматические. К первой группе относятся белый, черный и все оттенки серого цвета (примерно до 400). Ахроматические цвета различаются по коэффициенту отражения, или коэффициенту пропускания лучистой энергии, т. е. по светлоте. Хроматические цвета имеют от 13 до 1000 оттенков.

Цветовой тон и чистота цвета (насыщенность) носят название цветности, которая является качественной характеристикой и не определяет количественной стороны. Яркость цвета (светлота) является его количественной характеристикой. Цвета с одинаковой цветностью могут иметь различную яркость.

Известно, что различные цвета при сближении изменяют оттенки. Различают светлотный и хроматический контрасты. При светлотном контрасте на светлом фоне всякий более темный цвет кажется темнее, на темном фоне более светлый — светлее. Явление хроматического контраста заключается в его изменении в сторону цвета, дополнительного к цвету фона. Взаимно дополнительными называют цвета, размещенные в цветовом круге диаметрально один против другого, например, пурпурный и зеленый, синий и оранжевый и т. д. Дополнительные цвета, помещенные рядом, усиливают друг друга, выигрывают в насыщенности.

Анализ современного отечественного и зарубежного опыта позволяет выявить определенные направления использования цвета при проектировании основных групп бытовой и общественной мебели.

Как уже указывалось, помимо эргономических требований, в том числе психологических, при выборе цветового решения той или иной группы мебельных изделий наибольшее значение имеет учет особенностей интерьера помещения. Поэтому наиболее сложным и разнообразным является цветовое решение бытовой мебели, связанной с интерьером современной квартиры, который обусловливается не только многообразием функционального использования, но и разнообразием индивидуальных вкусов живущих.

Характер интерьера квартиры во многом зависит от выбора и сочетания цветов стен, мебели, тканей. Цвет может улучшить освещенность помещения, сделать его зрительно более просторным. При всем многообразии приемов могут быть выявлены общие принципы цветового решения современной квартиры. Часто при нейтральной светлой окраске стен, жилых помещений, повышающих их освещенность, переднюю или коридор окрашивают в интенсивный цвет. В небольших по площади квартирах все комнаты окрашивают одним цветом либо оклеивают обоями одного и того же рисунка и цвета, что помогает объединить помещения и создать впечатление свободы. Большими декоративными возможностями обладает прием, при котором комнаты в квартире отделывают обоями одного рисунка, но различного цвета. При таком приеме обои выбирают с нейтральным рисунком светлых тонов. Например, в трехкомнатной квартире общая комната может иметь стены светло-зеленого цвета, спальня — розового, а детская — светло-желтого. Приведенные примеры приследуют одну цель — создать в квартире зрительное единство пространства.

Выбор цвета каждого помещения в квартире определяется рядом условий, зависящих от назначения и освещенности этого помещения, общего художественного замысла интерьера квартиры и ряда других факторов.

Общая жилая комната обычно является самой большой и существенно отличается от других помещений квартиры расположением в плане, площадью, отделкой, набором мебели. В общей комнате обедают, отдыхают, принимают гостей, работают. Мебель в этой комнате (шкафы, стеллажи, столы, стулья кресла и т. д.) наряду с декоративными тканями и предметами убранства создает основное цветовое решение помещения. Так как общая комната является наибольшим помещением в квартире, ее убранство может включать несколько цветов. Например, в интерьере общей комнаты, где при отделке мебели сохранена текстура древесины, ее теплый розоватый тон может контрастировать с ярко-синей обивкой кресел и дивана и холодным блеском их металлических опор.

Одной из ведущих мебельных групп в общей комнате — шкафам либо мягкой — придается более активная роль. Чаще это зона для отдыха, где иногда применяют резко контрастное сочетание цвета деревянных элементов и обивки. Решение интерьера может быть построено на цветовом контрасте белого цвета шкафов, ярко-зеленого цвета ковра и стен, коричневого цвета мягкой мебели.

При разнообразии цветового решения общей комнаты можно выявить наиболее рациональные приемы цветовой отделки основных групп мебели для ее оборудования. Для корпусной мебели предпочтительны одноцветные светлые и средние тона разнообразных цветов, что соответствует нейтральной роли данных изделий в интерьере помещения. Для разнообразия ассортимента корпусной мебели, диктуемого спросом, допускают применение темной отделки, а также из нескольких цветов предпочтительно нюансных сочетаний. Для мягкой мебели, особенно ее обивки, можно рекомендовать все гаммы цветов, в том числе и насыщенных по тону.

В цветовом решении спальной комнаты обычно прежде всего учитывают гигиенические требования. Мебель делают светлой, хорошо сочетающейся со светлыми, радостными цветами оконных занавесей и покрывал. Ведущая роль в интерьере спальни может принадлежать интенсивному цвету покрывала, занавесей, лицевых поверхностей шкафов и прикроватных тумб. Тогда светлый, почти белый цвет стен, ковра и мебели будет гармонично сочетаться с ведущим цветом в интерьере.

Примером мебели, в отделке которой предусматривается цветовое укрывистое покрытие, может служить набор мебели для спальной комнаты БН-172 (автор проекта В. Н. Миронов, ВПКТИМ). Декоративно-цветовое решение набора построено на гармоническом сочетании тонов эмалевых покрытий и орнамента обивочной ткани. Одноцветное покрытие плоскостей светлыми эмалями четко выявляет графику вертикальных и горизонтальных членений фасадов, а ручки на дверцах и ящиках, выполненные в виде квадратных накладок, создают своеобразный ритмический и пластический рисунок.

Для современной мебели очень характерны приглушенные теплые и чисто белые тона, т-. е. сочетание натурального цвета древесины и белых эмалевых покрытий. В числе других может быть приведен в качестве примера набор мебели для спальной комнаты БН-185 (автор проекта А. С. Гуревич, ВПКТИМ). Такое цветовое решение мебели способствует созданию в помещении впечатления более свободного пространства, разрешает применение разнообразных вариантов обивочных и декоративных тканей. Так, в приведенном примере декоративная ткань с орнаментальным рисунком приглушенного зеленого цвета, примененная для покрывала, обивки спинки кровати и обивки стены в ее изголовье зрительно обогащает интерьер спальни, придает ему вместе с декоративностью мягкость и уют.

В современной практике широко применяется также контрастное сочетание темного насыщенного цвета натуральной древесины и белых эмалевых покрытий. В наборе мебели для комнаты учащегося БН-165 (автор проекта В. Е. Захаров, ВПКТИМ), где цветовое решение построено на тоновом контрасте, белые линии вертикальных членений, как и белые ниши в средней части и белые фасадные планки оснований, придавая композиции определенный ритмический рисунок, зрительно облегчают и обогащают ее.

Отделка эмалями ярких насыщенных тонов является наиболее распространенной в детской мебели. В качестве примера может быть приведен набор мебели для детской комнаты БН-174 (автор проекта В. Н. Миронов, ВПКТИМ). Яркая, радостная расцветка мебели соответствует психологическому настрою ребенка, служит хорошим фоном для многочисленных и разнохарактерных предметов детского обихода: игрушек, книг, спортивных принадлежностей.

Пример другого подхода к решению мебели ребенка (более старшего возраста) — набор мебели для комнаты учащегося БН-186 (автор проекта А. С. Гуревич, ВПКТИМ) — сочетание тонированных покрытий красного дерева (синтетического шпона, текстурной бумаги) и белых эмалевых (ламинированных плит) не только зрительно оживляет интерьер, но и благотворно педагогически влияет на подростка, требуя аккуратного и бережного отношения к окружающим предметам.

Для детской комнаты обычно выбирают чистые, яркие цвета в сочетании с нейтральным фоном. Так как детскую комнату, как правило, устраивают в помещении с наибольшим количеством солнечного света, стены и пол в ней окрашивают в холодный цвет (голубой, светло-зеленый, серый и т. д.). Если хотят сделать комнату более солнечной, используют желтую гамму холодного оттенка, т. е. лимонно-желтый или близкий к нему цвет. Стены в детской комнате могут быть цвета слоновой кости, различных оттенков серого, розового и т. д. При этом основным должен быть легкий светлый цвет, который явится спокойным нейтральным фоном для ярких, чистых цветовых пятен (мебели, игрушек, занавесей).

Как и в остальных помещениях квартиры, в детской комнате цветовая гамма может быть решена двумя основными приемами. Первый прием заключается в сочетании близких по тону неярких цветов. Основные поверхности в комнате (стены, потолки, пол) решают в самом светлом тоне, светлее мебели. Сдержанный характер общей цветовой гаммы при таком решении не исключает яркого пятна в интерьере, которым может быть занавесь на окне, обивка мягкой мебели и т. д. Второй прием основан на гармоничном сочетании контрастных цветов, например лимонно-желтого с голубым, розового с голубым и т. д. Этот прием более труден, однако он помогает создать запоминающийся интерьер.

При выборе цветовой гаммы детской комнаты учитывают психологическое влияние цвета на организм ребенка. Отрицательное действие на психику детей оказывают большие поверхности, окрашенные белой краской, которая дает блеск, и черной краской, которая поглощает много света. Фиолетовый цвет при длительном воздействии может у ребенка вызвать утомление. В то же время различные оттенки зеленого, желтого, жемчужно-серого цвета благоприятно влияют на детей и могут быть рекомендованы для больших поверхностей.

Ранее считали, что убранство кухни целиком должно быть подчинено ее назначению, и рассматривали кухню только как рабочее помещение для приготовления пищи, как своеобразную домашнюю лабораторию, в которой отделка помещения и оборудования должны строго отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. В настоящее время преобладает такой интерьер кухни, который при сохранении функционального характера помещения с помощью различных приемов разнообразит и обогащает помещение. Одним из наиболее мощных средств художественной выразительности в кухне является применение цвета.

При кухонной мебели простой формы и однотонной светлой или белой окраски более активная роль придается другим элементам интерьера. Часто такими элементами в кухне являются стены, пол или ярко окрашенные предметы оборудования. Сочетание крупных геометрических форм и контрастных цветов в орнаментальном покрытии пола создает красочное пятно в интерьере помещения и гармонирует с однотонной отделкой кухонной мебели. При спокойной окраске оборудования и мебели стенам часто придают орнаментальную отделку или окрашивают в цвет насыщенного тона. Спокойная в одной тональности отделка пола и стен кухни позволяет окрасить кухонную мебель и оборудование в яркие, контрастные цвета. Интересным архитектурно-художественным решением является окраска стен и мебели в один цвет. Такое оформление особенно целесообразно для кухонь небольшого размера, так как оно зрительно увеличивает помещение.

В настоящее время в кухне все чаще применяют мебель, отделка лицевых поверхностей которой имитирует текстуру естественной древесины, что придает ей характер жилого помещения. Средствами убранства стараются смягчить его функциональный характер. В интерьер кухни вводят декоративную окраску элементов оборудования. При таком архитектурно-художественном решении значительную роль играют декоративные элементы: керамика, фарфор, зелень и т. д.

Большие возможности для разнообразного убранства кухни представляются при непосредственной связи ее с жилой комнатой. Часто именно цветом подчеркивают функциональное различие между кухней и жилыми помещениями или их единство. Так, противоположные стороны шкафной перегородки, устанавливаемой между кухней и жилой комнатой, могут иметь различную отделку: цвет естественной древесины и окраску в какой-либо цвет, соответствующий отделке кухни. Художественным средством, объединяющим кухню с жилой комнатой, служит единое цветовое решение обоих помещений, одинаковые отделочные материалы, общий характер мебели и других предметов обстановки.

Обобщение современной практики позволяет сделать вывод, что цветовое решение кухонной мебели при всем разнообразии подчиняется трем направлениям: однотонная светлая окраска мебели; окраска в интенсивные цвета; отделка специальными материалами, имитирующими текстуру древесины.

Как уже отмечалось, передняя часто является цветовым акцентом по отношению к другим помещениям в квартире. Поэтому довольно часто ее мебель и оборудование имеют интенсивный цвет.

Отмечая разнообразие и богатство цвета материалов, из которых изготовляются мебель и мебельные изделия, можно дать некоторые рекомендации общего характера для выбора цветового решения основных групп бытовой мебели. Эти рекомендации определяются характером функцио-нально-технологического процесса, протекающего в том или ином помещении, основными направлениями решений интерьера, практикой проектирования современной мебели, психофизиологическим действием цвета и литературными источниками.

Цветовое решение мебели общественных зданий имеет ряд специфических особенностей.

Например, в последние годы серьезно изучается роль цвета в торговле. Исследования, опросы населения помогают выяснить: какие цвета любят женщины, какие — мужчины; в упаковке какого цвета тот или иной товар пользуется наибольшим спросом; какого цвета рекламные надписи производят наибольшее впечатление. Опыт показывает, что, целесообразно используя цвет в торговых помещениях, можно создать благоприятные условия для торговли и потребления. С помощью цвета можно направить поток покупателей, улучшить объемные пропорции торговых помещений. Правильно подобранные цвета помогают создать благоприятную обстановку для покупок, выделяют товары.

Цвет торгового зала должен подчеркивать цвет продаваемого товара. Окраска помещения должна вызывать у покупателей и персонала чувство удовлетворенности, покоя. В помещении, предназначенном для продажи товаров, окружающие цвета не должны доминировать и заглушать цвет товаров. Товар теплого цвета и пористой структуры (хлебобулочные изделия) хорошо сочетается с окружением холодной и гладкой структуры, товар холодного цвета и твердой структуры (ювелирные и декоративные украшения) — с окружением теплой окраски и мягкой структуры.

Для объединения цветовой гаммы торгового зала окружающую среду следует решать ахроматически: путем сочетания малонасыщенных зеленых, зелено-голубых, желто-зеленых и других цветов средневолновой части спектра пастельных тонов, которые создадут наилучший фон для пестрых товаров. Роль цветовых акцентов должен выполнять сам товар, а другие цветовые участки должны иметь подчиненное значение. Окраска интерьера торгового зала, особенно крупного, должна быть в целом нейтральной и спокойной.

Вместе с тем в интерьере торгового зала следует избегать монотонности. Глаз, воспринимающий один и тот же цвет, привыкает к нему. Вот почему необходимы смена цветовой окраски и сочетание разных цветов.

Анализ функционально-технологических особенностей интерьеров торговых помещений и торговой мебели позволяет отметить, что наиболее благоприятные результаты дают спокойные, нейтральные серые, бежевые, светло-желтые и т. д. цвета светлых тонов.

Для современного интерьера предприятий общественного питания характерно широкое использование светлых ахроматических тонов, которые легко сочетаются с хроматическими.

В столовых обычно применяют светлые поверхности стен и потолка и яркие цвета пола. При этом учитывают взаимосвязь пола и мебели. Общий цвет пола обычно служит основой и объединяет переходящие одно в другое внутренние помещения. Пол объединяет также цветовые и декоративные поверхности стен. В небольших помещениях активный цвет пола часто создает основу колористического решения интерьера. В больших сложных интерьерах предпочитают нейтральный цвет пола, создающий выгодный фон: различные оттенки светлосерого или бежевых тонов.

Для оформления ресторанов и кафе распространена гамма теплых зеленоватых тонов, ахроматические сочетания белых и серых тонов, при одном-двух ведущих цветах, В панорамных кафе, максимально раскрывающихся в природу, колористическая гамма пола, потолка, мебели решается в приглушенных темных тонах (обычно теплого зеленовато-серого оттенка).

Окружающая среда, в том числе цвет, играет большую роль в возбуждении аппетита. Поэтому столовая, правильно оформленная, более благоприятствует аппетиту, чем столовая, просто декоративно раскрашенная. Ниже приведен пример того, как не должна быть окрашена столовая. «Деревянная панель или панель, окрашенная под цвет дерева, и такого же цвета стулья; стены известково-белые; потолок тоже белый; освещается помещение лампой дневного света — такое помещение кажется пустым и безвкусным. Пиво и кофе из-за лампы дневного света принимает зеленоватый оттенок. Печенье, булочки кажутся грязноватыми, серо-желтоватыми. Белый цвет отбивает аппетит».

Окраска стен, пола и потолка должна создавать впечатление теплоты. Рекомендуют окрашивать стены не в холодный синий цвет, а напротив, в желтоватый, красноватый, оранжевый, абрикосовый. Все эти цвета создают радостное настроение, с которым человек аппетитно ест. Потолок окрашивают в сочный терракотовый цвет и кораллово-красный.

Цветовое оформление кафе может быть очень разнообразным. Стены можно окрасить в цвет красного вина или в фиолетово-серый, что хорошо дополнить окраской потолка в светлые тона. При оформлении помещения кафе иногда применяются цветовое выделение дорожек на полу, мест, где расположены столы, разная окраска входных дверей и т. д.

Ресторанная мебель часто тоже делается весьма разнообразной по цветовому решению, что обусловливается общим решением интерьера. Так, в интерьере обеденного зала, решенном в зеленых тонах, может быть применена деревянная мебель яркого красного цвета. Цвет бара может служить контрастом ярко-красному покрытию пола и черным креслам. Обычно наиболее интенсивно по цвету в предприятиях общественного питания решаются барные стойки, которые в большинстве случаев являются смысловым центром композиции всего помещения.

В помещениях, предназначенных для работы, например в административных и конторских зданиях, где цвет подчинен требованию создания оптимальных условий для труда, мебель делают светлых, спокойных тонов. В коммуникационных помещениях, помещениях для отдыха и т. д. во избежание монотонности мебель должна быть более интенсивных, радостных расцветок.

Особенно большое значение выбор цвета имеет в помещениях для детей, в том числе школах. Оптимальными для классов являются цвета средневолнового участка спектра: зеленый, желтый, а также белый. Считают, что быстрее всего и с наименьшим утомлением зрительная работа осуществляется при предварительной адаптации к желтому, зеленому, белому. Считают также, что цвета большой насыщенности раздражают и быстро утомляют зрение, поэтому окраска класса должна быть выдержана в теплых, холодных желтоватых или зеленоватых тонах слабой насыщенности или светло-серых. При выборе цветовой гаммы для применения в школах рекомендуют учитывать возраст школьников, так как отношение человека к цвету меняется с возрастом. Младшие школьники предпочитают теплые тона, школьники средних классов—более холодные, старшие снова отдают предпочтение теплым. Младшие любят контрастные цветовые сочетания и цвета значительной насыщенности, старшие школьники — сочетания сближенных и более сложных цветов. Исходя из приведенных соображений, рекомендуют школьную мебель для классов делать разнообразных теплых и холодных желтоватых и зеленоватых тонов слабой насыщенности или светло-серой. Однако излишняя монотонность также может вызвать утомление и надоесть. Поэтому для внеклассных помещений (рекреаций, вестибюлей и т. д.) рекомендуют оборудование и мебель более насыщенного цвета. При выборе цветового решения школы специалисты предлагают также учитывать время пребывания учащегося в том или ином помещении.

Художественное качество мебели зависит также от решения деталей, в том числе лицевой фурнитуры. Большое значение для художественного уровня мебельных изделий имеет также введение таких элементов, как стекло, зеркала и т. д. в корпусной мебели, обивочные ткани в мягкой мебели.

Детали в мебельном изделии можно подразделить на две основные группы: конструктивные и декоративные. Наблюдая современную практику, можно отметить следующие направления решения деталей. Первое направление заключается в предельно лаконичном решении, даже зрительном отсутствии деталей— спрятанные петли, отсутствие лицевой фурнитуры (открывание производится ключом при помощи скрытых выемок и т. д.). Вторым направлением является подчеркивание и определенная образная трактовка деталей, , необходимых в функциональном и конструктивном отношении. Это направление особенно многочисленно представлено в практике последних лет. Наиболее часто лицевой фурнитуре или части ее придается концентрированное художественное выражение. Так, крупные черные окружности лицевой фурнитуры нижнего яруса шкафа могут подчеркнуть его близкие к квадрату пропорции, а изящные латунные ручки выдвижных белых ящиков шкафной стенки выявляют ее горизонтальное членение и помогают зрительному включению размещенного в ней телевизора в общую композицию изделия.

Рис. 1. Лицевая фурнитура: а — современной формы; 6 — традиционной формы

Трактовка лицевой фурнитуры часто может совершенно изменить характер мебельного изделия и целого набора. На рис. 1 показано, как для одного и того же кухонного набора использованы две совершенно различные ручки — современная кнопочная и из штампованного металла традиционной ремесленной формы.

Третьим направлением является декоративное решение детали, не вызванное функциональными и конструктивными соображениями. К этой группе приемов можно отнести разнообразное оформление филенок в современной мебели. Это гладкие и рельефные рамки, вертикальные и горизонтальные рейки, орнаментальные вставки и поверхности.

Важнейшим условием решения группы мягкой мебели на высоком художественном уровне является оформление ее мягких элементов и применение обивочных тканей. В современной практике применяется широкий ассортимент обивочных материалов: разнообразные по цвету и фактуре специальные обивочные ткани, натуральные и искусственные кожи, вельвет, плюш. На рис. 86 показаны примеры решения мягкой мебели и отделки ее мягких элементов, когда применена кутаная конструкция. Мягкие элементы выполнены либо как съемные пуховые подушки, либо как более строгие геометрические структуры. Весьма распространено в современной мебели применение ремней в локотниках, а также рельефных кантов.

Все шире применяется рельеф, подчеркивающий форму изделия, а также орнаментальная обивка. Часто сочетают лаконичную форму дивана и пуфа с ярким по цвету и свободным по форме орнаментом обивочной ткани. В современную мебель вносят также изобразительный мотив. В качестве примера может быть привлечен набор корпусной мебели (рис. 2). На центральной откидной дверке бара выполнен стилизованный орнамент из укрупненных цветочных венчиков методом шелко-графической печати в два цвета. В наборе использована разнообразная цветовая гамма: от мягких, приглушенных тонов до насыщенных, ярких.

Рис. 2. Включение орнаментального мотива в решение современной корпусной мебели (автор проекта Т. Е. Тихомирова, ВПКТИМ)

Для художественного оформления крышки обеденного стола нередко используют растительный орнамент.

Одним из основных условий создания высокохудожественной современной мебели является использование такого средства выразительности, как художественная тема. Она отражает самое существенное, главное в содержании объекта, является критерием для логического отбора элементов и уточнения их качественных характеристик, основой для выделения главных, ведущих элементов, связывающих не только тематически, но и художественно самые разные несоизмеримые и несравнимые качества в единое целое и формирующих их в художественный образ.

Выбор темы того или иного мебельного изделия обусловлен в первую очередь его назначением. Однако можно по-разному решить одну и ту же задачу в зависимости от применения тех или иных приемов и художественных средств.

Именно выбор художественной темы является основой для решения элементов того или иного мебельного изделия или набора изделий. Тема подчиняет себе все важнейшие составляющие: от композиционного приема, размерности, цвета до детали. Необходимо, чтобы качество каждого из перечисленных компонентов было высоким, без чего изделия остаются лишь эскизом, иногда бутафорией. Обязательным условием всегда является соподчиненность и выразительность всех элементов, особенно цвета, детали, орнамента, которые в основном обеспечивают высокий художественный уровень изделия и его добротность.

Рис. 1. Примеры решения мягкой мебели: а — выявление естественной фактуры обивочного материала (кожи); б — декоративная строчка


История мебели - Cоподчиненность и выразительность элементов мебели

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "История мебели"