Категория: Стекольные материалы

Cтеклянные светильники

Среди многочисленных изделий из стекла, широко применяющихся в строительстве и архитектуре, особое место занимают светильники, которым с давних пор придают художественные формы. Даже для лучины — одного из самых древних источников света, — применялись специальные держатели с сосудами для воды, куда падала обгоревшая лучина. Заслуживают упоминания держатели из кованой стали — так называемые «светцы», рассчитанные на несколько лучин.

Русские мастера, прекрасно используя светотехнические качества источников света, достигли высокого уровня развития художественных форм светильников, превратившихся в необходимый элемент архитектуры интерьера; особенно эффектны были светильник», когда зажигались свечи и отблески от граней их хрустального убранства создавали в помещении впечатление праздничности. Хрустальный убор светильников в архитектуре так называемого русского барокко вполне гармонировал с пышностью и вычурностью архитектурных форм этого стиля. Многочисленные элементы из хрусталя в виде тяжелых дубовых листьев, звездочек и пирамидочек являлись украшением светильника и одновременно составляли как бы облицовку, скрывающую конструкцию светильника. Хрустальные подвески применялись в виде дубовых листьев, изготовлявшихся из полированного на две грани с внешней стороны плоского стекла с гранеными краями.

Русская классическая школа в архитектуре второй половины XVIII и начала XIX в. с ее характерным стремлением к четкому разграничению конструкции и отделки нашла свое отражение и в убранстве светильников. При этом хрустальный убор не скрывал конструкции светильника, а наоборот, подчеркивая ее, выявлял ее художественную обработку. Хрустальное убранство светильников характеризуется легкостью и изяществом форм.

В конце XVIII в. русские зодчие стали применять цветное стекло (синее, кобальтовое, рубиновое и др.) для декоративной отделки основного стержня (балясины) конструкции светильника. Хрустальный убор светильников применялся обычно в виде мелких граненых форм, а также и в виде крупных элементов.

Рис. 1. Хрустальный убор светильника в павильонном зале Эрмитажа

Сложная сеть хрустальных подвесков не давала устойчивого блеска хрусталя, характерного для убора светильников русского барокко, но способствовала созданию радужной игры света. В последующем применение свинцового хрусталя, легко поддающегося обработке и отличающегося чистотой и мягкостью гранения форм, позволило создать более интенсивное преломление световых лучей и, таким образом, усилить эффект восприятия. Этот эффект обусловлен свойством граней хрусталя преломлять и отражать свет, а также свойством трехгранной призмы разлагать свет на составные насыщенные цвета спектра.

Хрустальное убранство светильников не только иллюзорно увеличивало количество светящихся точек, но и способствовало объединению в единую световую композицию многочисленных источников освещения. Общее впечатление от светильника усиливалось постоянным колебанием пламени свечей и подвешенных элементов убранства от движения воздуха.

Рис. 2. Люстры Останкинского дворца

Прекрасные образцы хрустальных люстр, изготовленных русскими-мастерами, сосредоточены в музее Останкинского дворца, выстроенного, в конце XVIII в. крепостными архитекторами (П. Аргуновым и др.).

Из многочисленных замечательных по форме и убранству люстр № фонарей дворца весьма интересными являются:
а) люстра с ободом, подвешенным к потолку на цепях; расположенные в слабо освещенном естественным светом помещении в определенном ритме люстры оживляют интерьер, наполняя его игрой многочисленных отблесков света от хрустального убора люстр даже в, условиях естественного освещения;
б) комбинация люстры с фонарями; хрустальный многогранный убор люстры, гармонично сочетаясь с тонко прорисованной формой фонарей, оживляет интерьер входной части помещения;
в) многоярусная люстра с металлической балясиной из позолоченной меди.

Рис. 3. Светильник в виде комбинации люстры и фонаря в Останкинском дворце

В построении этой люстры, раино как и других, можно подметить следующие закономерности. На каждом ярусе между источниками света устанавливаются хрустальные обелиски, размеры которых по мере повышения обода пропорционально уменьшаются. Гирлянды тонко обработанного хрусталя развешиваются по ободу и между кронштейнами, на которых крепятся подсвечники. Вершинки пирамидок соединяются также гирляндами в виде провисных нитей, а висячие гирлянды хрусталиков соединяются нитями хрусталя между собой. В ряде случаев хрустальные нити спускались с верхнего на нижний ярус в виде слегка провисших нитей. Верхняя часть люстр обычно заканчивается устройством -дождя в виде подвешенных на упругих металлических стержнях крупных бусин хрусталя. Хрустальный убор был особенно насыщенным в нижнем, наиболее близком к зрителю, ярусе люстры. Источники света располагались обычно по наружному кольцу люстры. Это диктовалось не только удобством зажигания свечей, но и создавало весьма эффектное зрительное восприятие вследствие отражения света от многочисленных граней хрустальных элементов. В некоторых случаях на ободах люстры, а также на специальных кольцах, прикрепленных к балясине, подвешивалась хрустальная бахрома.

Рис. 4. Обмер люстры с балясиной из позолоченной меди в Останкинском дворце

Интересно по форме решение стеклянного фонаря, располагаемого обычно над площадкой лестницы. Применение подобных фонарей, выполненных из высококачественного стекла, во входных частях здания оправдывалось необходимостью защиты горящих свечей от наружного воздуха, врывающегося в помещение.

Рис. 5. Общий вид фонаря над площадкой лестницы

Наряду с богатством декоративной отделки помещений и хрустальным убранством светильников, в архитектуре XVIII и XIX вв. широко применялись зеркала, обрамленные пышным золоченым орнаментом, которые увеличивали художественную отделку помещений и создавали иллюзию большой пространстенноети залов.

Примерами удачного использования светильников с хрустальным убором и зеркал являются наши музеи и дворцы, внутренняя отделка которых гармонично сочетается с архитектурой светильников. В этом отношении большого внимания заслуживает фрагмент зеркального кабинета. Екатерининского дворца; зеркала, расположенные на всех стенах небольшого кабинета, позволили обогатить освещение помещения, а отражение в зеркалах меблировки кабинета как бы раздвигало его стены и увеличивало объем помещения. Прекрасной формы люстра с хрустальным убором даже в условиях естественного освещения давала массу отблесков от отраженных и преломленных хрустальными элементами лучей света.

Рис. 6. Фрагмент зала с декоративным гравированным зеркалом

Рис. 7. Фрагмент зеркального кабинета б. Екатерининского дворца (ныне дворец Пушкина)

Рис. 8. Общий вид перронного зала станции метоо «Киевский вокзал»

Рис. 9. Люстра из матированного стекла с прорезями на станции метро «Киевский вокзал»

Наглядным примером применения при отделке стен декоративного гравированного зеркала, создающего ооигинальный рисунок стены, может служить зеркальная панель.

Рис. 10. Подвесные люстры на станции метро «Площадь Свердлову»

Рис. 11. Светящийся потолок станции jiieTpo «Электрозаводская»

Рис. 12. Хрустальный торшер в центральной зале станции метро «Курский вокзал»

Рис. 13. Хрустальная люстра в перронном зале станции метро «Курский вокзал»

Весьма интересные в архитектурном отношении примеры применения в светильниках стекла имеются в советской архитектуре и, прежде всего, в архитектуре Московского метрополитена. Из многочисленных и разнообразных решений люстр, настенных и напольных светильников наибольшего внимания заслуживают следующие:

1) люстра на станции «Киевский вокзал» из матированного стекла, укрепленного в бронзовой оправе; световой эффект от этих люстр усиливается прозрачными прорезями, матированного стекла, оживляющего обычно монотонную по яркости светящуюся поверхность стекла;
2) люстра на станции «Площадь Свердлова» из молочного стекла чечевицеобразной закрытой со всех сторон формы, которая покоится на бронзовом ободе, подвешенном к потолку при помощи тяжей. Простая форма светильника хорошо сочетается со строгостью общей архитектуры интерьера;
3) светящийся сводчатой формы потолок на станции «Электрозаводская» из отдельных плафонов круглой формы, закрытых со стороны помещения молочным стеклом. Подобный вид освещения зала создает легкость потолка, уничтожая тем самым ощущение подземности помещения.

Оригинальной формы люстры, фонари и напольные светильники применены при осуществлении четвертой очереди строительства Московского метрополитена. К числу наиболее интересных в этом отношении станций прежде всего надо отнести кольцевую станцию «Курский вокзал».

Рис. 14. Светильники в залах станций Московского метрополитена слева — „Парк культуры и отдыха”; справа — „Калужская”; внизу — „Таганская”

Рис. 15. Изоляция котлов стеклянной ватой

Выполненные из хрусталя люстры и напольные светильники на этой станции хорошо сочетаются с бронзовой отделкой несущих конструкций светильников. Люминесцентные лампы (искусственного дневного света), расположенные внутри сплошного хрустального убора, создают интенсивное, напоминающее естественный свет освещение станционных помещений. Граненый хрустальный убор, отражая падающие на него световые лучи, оживляет помещения игрой света.

Интересны также светильники в других станциях метро IV очереди: светильники в виде фонарей на станции «Парк культуры и отдыха им. Горького», удачно сочетающиеся с принятой отделкой потолка зал; светильники в виде люстр на станции «Таганская», мало увязанные с принятой архитектурной отделкой центрального и боковых перронных зал; настенные светильники на станции «Калужская», остроумно решенные в виде «рога изобилия», хорошо отвечающие архитектурному образу станции, свидетельствующему о довольстве и радостной жизни трудящихся СССР.



Стекольные материалы - Cтеклянные светильники

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Стекольные материалы"