Категория: Дизайн и интерьер загороднего дома

Дизайн интерьеров гостиной (общей комнаты, столовой)

В интерьерах загородного дома гостиная может существовать, как самостоятельная комната, так и в совмещении со столовой, а также часто с гостевой спальней, комнатой отдыха, библиотекой, а также кабинетом, гардеробной, детской игровой. Конкретный вариант диктуется конкретной планировкой, стилем жизни и привычками обитателей.

При этом, возможно рассмотреть несколько довольно универсальных вариантов, которые могут либо целиком использоваться для построения дизайна гостиной и смежных (совмещенных) с нею функциональных зон, либо служить в качестве общей конструктивной или декоративной идеи, либо в качестве частных «отправных точек» в разработке интерьера.

Свет в гостиной, как в никакой другой комнате, должен быть разнообразным и дающим возможность использовать различные варианты освещения как по отдельности, так и во взаимодействии.

В гостиной (столовой) необходим, изменяемый до насыщенности, общий верхний свет. Это могут быть: два-четыре источника на потолке, одинаково оформленные в небольшие абажуры (возможны легкие вариации в цвете и декоре, но не в размерах и конструкции, которые должны быть одинаковы). Важна возможность как их одновременного включения, так и попеременного, отдельного, сдвоенного, строенного и т. п.

Рис. 1. Вариант оформления уголка интерьера гостиной

Эти источники располагаются равномерно на площади потолка на равных расстояниях друг от друга. Их расположение при этом может быть связано с желаемым расположением главных зон данного помещения. Например, один источник света — над обеденным столом. Второй — над диваном и книжным шкафом, третий — над креслами и камином, четвертый — над письменным столом и этажеркой в углу. При этом сами названные зоны должны быть равномерно распределены по всей площади помещения, могут и должны иметь собственные источники освещения.

Главный, единственный центральный свет — люстра или лампа с несколькими (от двух до пяти) лампочками разной мощности. При этом, чем больше лампочек в люстре, тем более одинаковую мощность они должны иметь. Люстра же с двумя лампами будет более функциональна, если, например, в одной из ламп мощность 75W, а в другой — 40W. Трехламповая люстра будет давать лучшие варианты освещения при разделении ламп на 100W, 60W и 40W.

Четырехламповая люстра подарит интерьеру богатое разнообразие света, если будет содержать две лампы по 60W и две — по 40W. Пятиламповая люстра будет наиболее эффективна при мощности каждой из ламп в 60W.

Кроме общего верхнего света в гостиной нужны локальные источники освещения: над дверью, возле кресел, книжных полок, у дивана, камина, зеркала, на столе, полках, над лестницей и т. п. По конструкции, дизайну эти лампы должны сочетаться с освещаемыми ими зонами. Стиль, цвет, размер, устройство, крепление, механизм регулирования направления света должны зависеть от конкретных локальных условий.

Рис. 2. Вариант организации пространства гостиной, деление его на зоны

Рис. 3. Вариант оформления фрагмента интерьера столовой

Назначение таких ламп — не только освещать участок интерьера, но и отделять его в ограниченную зону, создавая атмосферу внутри него.

Для главной люстры наиболее приемлем вариант куполообразной абажурной конструкции, так называемой «бабушкиной лампы». Возле зеркала, как правило, ставят две лампы — справа и слева. Для достижения наиболее ровного освещения необходимо установить еще третью лампу — сверху, над зеркалом.

В загородном доме хорошо смотрятся плетеные, вязаные абажуры, светильники из матового стекла, цветные абажуры каркасной конструкции в форме цилиндров, конусов, и многогранных призм, в форме шара, бутона или раскрытого цветка, в форме колокола, многогранной пирамиды, в форме груши и т. п.

Плетеные абажуры в форме усеченного конуса хороши для торшеров, настольных ламп, прикроватных ночников (разумеется, с разными диаметрами оснований этих конусов). Во многих случаях хороши и цилиндрические плетеные абажуры, хотя их форма более «сурова», менее элегантна.

Конструктивное построение, общий дизайн интерьера гостиной должен содержать композиционный центр и периферийные зоны: главное место сбора всей семьи (большой обеденный стол или большой диван с креслами у печки или камина) и два—три обособленных уголка (стул со столиком и лампой, плетеное кресло рядом с книжным шкафом, маленький диванчик под зеркалом со столиком и торшером).

Красиво смотрится, уютен и удобен в эксплуатации «пузатый» (с полукруглыми ящиками) комод а йизких ножках, под зеркалом в широкой раме цвета темного дерева, с цветком в низкой керамической вазе и двумя маленькими ночниками на цилиндрических подставках с одинаковыми палевыми или зеленовато-оранжевыми гофрированными абажурами. Рядом с зеркалом можно повесить живописную или графическую работу (лучше — маленький портрет, но хорошо также — небольшой пейзаж с дальним планом). Работы желательно повесить так, чтобы портрет был на уровне глаз человека, стоящего напротив зеркала, и линия горизонта пейзажа находилась бы приблизительно на этом же уровне.

На некотором расстоянии от главного композиционного центра гостиной можно поставить небольшой чайный стол для цветов и фруктов.

Для интерьеров загородного дома характерно то, что в нем легко и удачно сочетается деревянная и металлическая мебель разных стилей и конструкций (за исключением отдельных экземпляров в радикальном техностиле). Поэтому вокруг одного стола спокойно, естественно, красиво и просто «уживутся» как гнутые «венские» стулья, так и строгие с прямоугольными спинками, обитые мебельными гвоздями с широкими шляпками и стул от плетеного гарнитура и даже раскрашенная или расписанная узорами простая деревянная табуретка. Если чайный столик стоит возле стены, то на ней нужно повесить небольшой светильник. Стены гостиной, как никакой другой комнаты, следует украсить картинами, гравюрами, листами гербариев, хорошими фотографиями. Цвет и характер рам, в которые оформлена живопись, графика или фотографий могут быть такими же, как и у рам для зеркал. Однако разностилье в подборе рам (если те изготовлены не из металла, а из дерева, и не покрашены в интенсивные цвета, а сохраняют естественную, спокойную тональность) вполне приемлемо в загородном доме, также, как и разности лье мебели, если отдельные вещи не выделяются излишней крикливостью и экстравагантностью.

Рис. 4. Вариант декорирования гарнитура из ширмы, кресла, подушки и скамеечки

Рис. 5. Фрагмент интерьера гостиной

Важным качеством дизайна интерьера гостиной загородного дома должно стать подвижное (мобильное) устройство некоторых его частей, деталей, элементов.

Для этого хорошо использовать мебель на колесиках, а также ширмы. В гостиной могут постоянно «дежурить» одна-две ширмы. Ткань, обтягивающая их, может (по цвету, колориту, стилю, орнаменту) сочетаться с тканью штор и обивкой мебели, тканью чехлов, подушек, скатертей, диванных валиков и даже с тоном и узором ковров, дорожек, половиков.

Если в гостиной есть батареи парового отопления, то их можно красиво и «экологично» закрыть плетеными подвесными экранами разных конструкций крепления. Над экраном можно сделать длинную полку на достаточном расстоянии от батареи. Она дублирует и расширяет функции подоконника.

Разграничению зоны в гостиной способствует использование этажерок и сквозных решетчатых, открытых шкафов и многоэтажных, также сквозных (без стенок и дверей — на одних несущих стойках) полок, которые, пропуская свет и воздух, расчленяют общее пространство гостиной на небольшие уютные участки.

Внутрь такой зоны можно поставить небольшой деревянный или плетеный диванчик для двух человек, корзину с книгами, низкую скамеечку-пуфик и плетеный сундук сбоку от диванчика.

Рис. 6. Фрагмент интерьера гостиной

Рис. 7. Варианты полок в интерьере кабинета, гостиной

Рис. 8. Вариант конструкции полок и стола в интерьере кабинета, гостиной

На его поверхность кладется прямоугольное, толстое (витринное) стекло, а лучше — оргстекло, которое совпадает по размеру с прямоугольной поверхностью крышки. Стекло выравнивает ребристую плетеную поверхность, превращая ее в идеально ровную, гладкую столешницу, на которую без опасения можно поставить небольшую вазу с цветами. Вместе с тем, прозрачное стекло не скрывает красоты золотистого ивового плетения крышки сундука-столика.

Над диваном на стену можно повесить в симметричном порядке маленькую экспозицию из гравюр, фотографий, детских рисунков.

Часто гостиная и столовая в летнее время «выносятся» на террасу. Длинный деревянный некрашеный стол на козлах с положенной на них дощатой столешницей с деревянными лавками (со спинкой или без), плетеными стульями, деревянными табуретами и скамейками, устланными пледами и подушками, надолго задержат за вечерним чаем гостей домочадцев, вдыхающих запах самовара и лесных цветов в стеклянной банке на столе.

Как правило, хозяева дома собирают в гостиной много интересных и красивых вещей, как функциональных (вазы, книги, свечи, посуду и т. п.), так и декоративных (цветы, шишки, раковины, камерную пластику — статуэтки, куклы, экзотические «сокровища природы», старые красивые вещи — будильники, колокольчики, игрушки и т. д.). Расположить всю эту дорогую сердцу и памяти коллекцию и все нужные в гостиной вещи бывает невозможно в сундуках, ящиках, на столах и т. п. Для этого можно использовать шкафы тех свободных («воздушных») конструкций, которые представлены на рисунках.

Рис. 9. Чехлы для мебели

Эта мебель не загромождает инте. рьера, очень удобна как в изготовлении, так и в передвижении, перестановке.

Эти раздвигающиеся в ширину (в зависимости от габаритов интерьера) шкафы, одновременно оказываются способными вместить большее количество предметов, вещей, книг на раскладывающихся (уд. линяющихся) полках. Вместе с этим шкафы способны повышаться или понижаться в зависимости от ширины расстановки. Внутрь некоторых шкафов, под них можно ставить высокие цветы в горшках и вазах. Там достаточно света, воздуха и пространства для роста.

При необходимости шкафы легко демонтируются и в собранном виде занимают минимальное место. Стилистически они хорошо сочетаются со складной деревянной мебелью — стульями, шезлонгами, столами на козлах.

Простой стеллаж-этажерку можно сделать из вертикально поставленной доски шириной 25-35 см, высотой до 2-3 м и толщиной 4-4,5 см.

Очень вместительный, удобный, прекрасно вписывающийся в любой интерьер загородного дома, и особенно, в интерьер гостиной шкаф можно сделать из 2-х, 3-х, 4-х плетеных сундуков (коробов). Нужно повернуть их так, чтобы крышки на ограничительных лентах открывались не вверх, а вперед и были «нанизаны» на опорную каркасную конструкцию из четырех брусков-стоек (высотой до 2 м)-В раскрытом виде каждый короб может использоваться аналогично конструкциям секретеров — крышка, как столешница, а внутренность, как шкаф или полка. Такой плетеный шкаф из 3-х коробов имеет шесть рабочих поверхностей, учитывай верхние площадки каждого «этажа» дополнительная доска-полка у основания «шкафа» делает его и более вместительным и более устойчивым, а фактура плетения дарит ему главное достоинство — обаяние естественности.

Очень практична, проста и эстетична именно чистотой и ясностью своей конструкции треугольная этажерка, свинчивающаяся из металлического уголка и металлической полосы. Карие. 149 предложена пятиполосная конструкция. Этажерка ставится к стене и главным удобством ее строения является то, что по мере повышения уровня установки каждой полки, ее глубина уменьшается. Полки поднимаются одна над другой уступами, суживаясь от этажа к этажу.

Они не нависают козырьками друг над другом, благодаря чему выигрываются два преимущества: – улучшается освещенность каждой полки; – передняя зона каждой полки выступает по сравнению с расположенной выше.

Используя это конструктивное преимущество, на полки можно ставить высокие цветы, деревца в горшках и т. д.

Этажерки можно ставить по обе стороны любого окна, почти вплотную к краям оконной рамы. Благодаря сужению треугольной конструкции вверх, она не загораживает входящий из окна в комнату свет, как это могло бы быть с обычными этажерками и шкафами прямоугольного строения.

На полку с V-образной конструкцией уютно и естественно ляжет раскрытая на желаемой странице книга. Такие полки хороши не только в «библиотечной» зоне гостиной, но и в спальне. Сгруппированная конструкция полок, на которых легко ориентироваться в поисках книги, каждая из которых близка для сидящего за столом, в кресле — находится на расстоянии вытянутой руки.

Очень удобен в гостиной плетеный диван с плетеными корзинами под ним — для вещей, постельных принадлежностей, подушек и т. д. Мягкий полукруглый матрас в клетчатом чехле, плед и подушки украсят его и сделают еще более притягивающим.

Хорошим приемом украшения и обустройства гостиной может стать «одежда для мебели» — специально сшитые чехлы для стульев, кресел, диванов. Выбирая разноцветные ткани для чехлов, сочетая их по принципу контраста либо по принципу цветовой близости с подушками и накидками на изголовья, можно совершенно преобразить интерьер гостиной.

Очень красив, удобен, оригинален и, вместе с тем, прост чехол для дивана с пришитыми по бокам, на подлокотниках карманами для журналов, книг, любых мелких бытовых предметов, используемых в обиходе гостиной. В один из таких карманов можно вставить даже горшочек с цветком. Если диван не ставить вплотную спинкой к стене, а располагать его в центре интерьера, например, напротив камина, стола, «лицом» к другому дивану и т. п., то карманы можно пришить и на спинке чехла, там они также будут очень удобны.

Рис. 10. Двухсторонний шкаф

Рис. 11. Варианты полок с использованием деревянных капителей

Рис. 12. Складная этажерка-шкаф. С помощью таких металлических полос с зубьями под каждой полкой можно варьировать высоту и ширину всей полочной конструкций вместе с расстояниями между полками, раскрывая и фиксируй крестовины на нужной ширине

Рис. 13. Конструкция раздвижного деревянного шкафа-этажерки

Рис. 14. Конструкция треугольной этажерки. Металлический каркас

Рис. 15. Варианты плетеных экранов для батарей отопления

Рис. 16. Элементы интерьера

Рис. 17. Шкаф из трех-четырех плетеных коробов, нанизаннЫ” на конструкцию из 4-х длинных брусков

Весьма часто совершенно необходимой вещью в гостиной оказывается шкаф для посуды и различных, не кухонных, но столовых принадлежностей.

Шкаф можно «поставить» на крупные, массивные точеные, низкие ножки, а из широкого багета сделать нависающий карниз, увеличивающий верхнюю площадку — «крышу» шкафа, на которую удачно встанет и большая ваза с цветами и тяжелое блюдо с фруктами, и корзина, положенная на бок и полосатые тыквы с огорода.

Рис. 18. Книжные полки из досок и перевернутых скамеек

На внутренние поверхности дверей можно пристегнуть ленты с карманами из толстой льняной ткани с узором, полосками или просто цветными гладкими — каждый ярус карманов разного цвета. На боковые фасады хорошо повесить полки с крючками — на них будут сушиться на зиму букеты с тысячелистником, мятой, чистотелом, репейником, украшая интерьер и наполняя гостиную запахом высыхающих цветов. Справа и слева к шкафу можно привинтить мобильные, опускающиеся на раскладывающихся (подгибающихся) ножках, столешницы.

Если вам на глаза попались старые деревянные декоративные капители от беседки, садового павильона, не нужно спешить сжигать их в печи. Из них можно сделать для гостиной эффектную и «обаятельную» деревянную полку-консоль для цветов, самовара, посуды, книг.

Очень практична и красива именно в гостиной такая конструкция: открытый шкаф с полками, прикрепленными к стойкам-стенкам в виде широких вертикальных досок, не параллельных друг другу. Полки в шкафу — в форме трапеции. Шкаф, «раскрывающийся» наружу, как бы «демонстрирует» внутренние вертикальные поверхности своих стенок, на которые можно повесить фотографии, репродукции, гравюры, рисунки под стеклом, приколоть детский рисунок и т. п. — эти произведения будут хорошо видны из-за разворота внутренних поверхностей стоек наружу, в результате чего увеличивается угол обзора предметов, находящихся на полках и стенках. Такой эффект невозможен при обычных конструкциях шкафа с параллельными стенками. Для более полного использования этого преимущества шкаф лучше ставить не в угол, и даже не к стене, а в середину помещения, отступив приблизительно 2 метра от стены. Тогда на обе стороны каждой вертикальной стенки можно повесить украшения — сухие букеты, гравюры, фотографии и т. п.

Самый простой способ построения книжных полок из ровных досок.

“Под нижнюю доску, чтобы она не лежала на полу, можно просто положить ровные деревянные бруски, затонированные и покрашенные в тон всей конструкции. Другие доски играют роль второй и третьей полок. Эта конструкция рассчитана на то, что книги как бы несут сами себя. Если верхняя доска короче нижних, то на них остается место не только для книг, журналов, рукописей и т. п., но и для того, чтобы украсить полки цветами, подсвечниками, растениями в горшках, причем последние могут быть достаточно высокими, но при этом не будут задевать за верхнюю полку.

Если в доме имеются две-три лишние скамейки, которым нет применения, но много книг и журналов, для которых нет полок, то можно предложить еще более легкое, простое, оригинальное решение.

Скамейки переворачиваются вверх ножками и ставятся одна на другую. В пространство между ними кладут или ставят книги.

Рис. 19. Конструкция алькова

Портрет, натюрморт, фотографии здесь менее подходят. Неплохо будут смотреться оформленные в рамки и стекло засушенные цветы и листья.

Красивый, уютный и вместе с тем проветриваемый, раскрывающийся альков можно повесить над стоящей боком у стены кроватью. Занавес алькова крепится (навешивается) к полукруглому широкому карнизу, подвешенному, в свою очередь, на 3-4 крючках к потолку. Но рациональнее (как это видно на рисунке) крепить к потолку только центральную часть полукруглого карниза, а края подвешивать к тонкой длинной металлической трубе (или металлическому пруту 011 мм), укрепленному на расстоянии 5-10 мм от стены и 4-5 см от потолка вдоль стыка стены и потолка по всей длине стены от угла до угла. На эту же основу можно нанизать кольца и повесить шторы на окно (которое находится на этой же стене), а также вешать на нее картины или эстампы. На центральной оси алькова красиво и функционально спустить на длинном проводе лампу в абажуре, а кроме этого, внутри завешенного пространства на стене укрепить маленький ночной светильник.

Если потолок в спальне имеет открытую балочную конструкцию, балки не доходят на участке над кроватью несколько сантиметров до сплошной обшивки потолка, то этим можно воспользоваться для Устройства П-образного занавеса над кроватью. Широкое (2-2,5 м шириной) полотно занавеса продевается через несколько параллельных балок над кроватью и свешивается, симметрично ей до пола — по обе стороны.

Для фиксации занавеса, для его равновесия нижним краям, касающимся пола, привешивают °Мггоны диаметром 4-7 см, внутри которых насыпан песок. По обеим сторонам кровати ставятся тумбочки с букетами цветов в вазах, над кроватью — в симметричном порядке — несколько графических работ, акварелей, рисунков, листов гербария под стеклом в тонких рамках.

Рис. 20. Занавес, продетый над балками

Рис. 21. Конструкция занавеса

На стене, над букетами — два одинаковых по конструкции и размерам, но разных по цвету абажуров, маленьких ночных светильника. Наверху же, над кроватью (в соответствии со стилем массивных деревянных балок потолка), хорошо повесить одну из тех «люстр», конструктивной основой которых служит колесо от телеги или любое деревянное колесо со спицами. На полу в ближнем углу отгороженного пространства спальни можно поставить тяжелую, устойчивую напольную вазу с садовыми или лесными цветами.

Рис. 22. Конструкция алькова

Это еще больше «замкнет» пространство алькова. В дневное время или при желании разнообразить спальню висящие вертикально полотна можно подвязать тесемками или лентами (шнурами) к крючкам, ввинченным в стену или просто собрать в складки и обвязать бантом или шнуром с кистями.

Рис. 23. Примеры оформления спальни

При «классическом» расположении кровати в спальне, то есть изголовьем к стене (но не в углу комнаты, а так, чтобы справа и слева, между кроватью и стенами, оставалось свободное пространство), можно создать над ней такой же «классический» альков — занавес спускается с укрепленного над серединой кровати (в потолке) железного кольца и затем расходится, принимая форму шатра вокруг кровати, «обнимающего» ее, поскольку опирается, как на кринолин, на железный обруч (диаметром от 70 мм до 1 м), подвешенный горизонтально к этому же кольцу в потолке. Расстояние от потолка до обруча — 50-55 см. Занавес, имеющий в распластанном на полу состоянии форму круга, диаметром 5-5,5 м (или квадрата со сторонами 5×5 метров), в висящем состоянии приобретает форму круглого шатра, который раскрывается внутрь комнаты. Шатер-альков может иметь помпоны по краям или пуговицы и петли — для застегивания в холодную погоду.

Очень удобным вариантом прикроватных тумбочек, столиков и т. п. может стать выдвигающийся карниз с двумя прогонами. Если в нем есть пластмассовые крючки, нужно или увеличить в 1,5-2 раза их количество, или поменять на крючки из стальной проволоки, что увеличит прочность подвески.

Рис. 24. Вариант конструкции алькова на основе двухполосного карниза в форме буквы «П», закрытого деревянными панелями

Шкаф снабжен ручкой для его выкатывания. 5 нижний его этаж дополнительно вдвигается еще одна тумбочка—скамейка на колесах. При желании вся конструкция перекатывается либо вправо, либо влево. Над ней, на одном уровне со спинкой, к стене крепится полка с закругленными углами, под которую и должен входить закатываемый на колесах шкаф-тумбочка. Полка выполняет роль статичного прикроватного столика у изголовья, а в шкафу хранятся вещи того или иного члена семьи; их можно достать, выкатив шкаф из-под полки, из-за спинки кровати. Лоскутное покрывало (или пододеяльник) сделают спальню нарядной и уютной. Пришитые к покрывалу помпоны еще более украшают его.

Шкаф здесь имеет дверцы, открывающиеся только когда шкаф выдвинут из-за спинки кровати. По бокам шкаф продолжен откидными полками, которые могут быть опущены, либо подняты, опираясь на поворачивающуюся на петлях Т-образную ножку.

Если кровать стоит боком к окну, и достаточно близко от него, и при этом окно закрывается шторами, то нет необходимости строить дополнительную завесу для кровати. Конструктивно это нецелесообразно и некрасиво.

Рис. 25. Вариант оформления рабочего места

Рис. 26. Вариант оформления окна в кабинете

Рис. 27. Вариант оформления кабинета и библиотеки

Чем полка ниже, чем она ближе к уровню кровати, тем она должна быть шире. Это дает дополнительные удобства в пользовании ими. Полка у изголовья должна составлять одно целое с перпендикулярной ей подоконной полкой. В угол на полку рядом с изголовьем ставится лампа с полукруглым шелковым абажуром, книги, цветы, будильник и т. п. Под кроватью хорошо расположить длинный ящик, который может стоять прямо на полу, для постельных принадлежностей и других домашних вещей. В ногах необходима широкая скамейка — деревянная с округленными углами, либо обитая, как мягкий пуфик.

Рис. 28. Вариант рабочего, письменного стола для кабинета с дополнительными рабочими плоскостями, выдвигающимися на колесиках, либо поднимающихся на дверных петлях из висячего положения

В изголовье, на стене, будет красиво смотреться пара камерных пейзажей, легких карандашных рисунков — рядом или один над другим, оформленные в стекло и тонкий багет. Кровать должна стоять на небольшом ковре. Но полностью закрывать деревянный пол в спальне коврами, особенно в летнее время, не стоит.

Еще одна конструкция алькова: кровать ставится изголовьем к стене, шторы крепятся на двойной карниз к потолку и закрываются деревянными панелями в три доски толщиной 21 мм, шириной 15-20 см, длина двух параллельных закрепляемых досок 2 м, длина третьей доски зависит от ширины кровати, стоящей внутри алькова (от 1,5 до 1,9 м). Эти деревянные панели могут быть затонированы в желаемый оттенок так, чтобы просвечивала фактура дерева, и подвешены вплотную к потолку на держателе, изготовленном из металлического уголка.

На один прогон карниза вешают шторы (три пары штор), а на другой — длинную (от 6 до 6,5 м), собранную в оборки полосу по всем трем сторонам алькова. Цвет и орнамент ткани на этой сосборен-ной полосе могут отличаться от цвета и орнамента основной ткани алькова. Помимо этого, шторы торцевой его части, которые находятся возле задней спинки кровати, могут также отличаться по цвету и по качеству ткани от штор возле правой и левой Сторон кровати. Ленты, фиксирующие раздвинутые в нижней части шторы алькова, обвязываются вокруг стоек изголовья и спинки кровати.

При построении интерьера кабинета или зоны, с ам связанной, определяющим требованием является удобная и функциональная организация рабочего места и зоны вокруг него. Если место организовано удобно, рационально, в соответствии с индивидуальностью, привычками и характером деятельности работающего в кабинете человека, то это уже само по себе сделает рабочий кабинет красивым и уютным. На него приятно смотреть и комфортно будет находиться.

Рис. 29. Крепежный поворотный кронштейн со штангой для подвески и поворачивания штор

Большая воротная петля одной скобой сначала приваривается, а затем укрепляется винтами к железной пластине толщиной 5-8 мм, шириной 12-15 см, длиной 23-26 см (к нижней половине этой главной, опорной и несущей пластины, которая, в свою очередь, неподвижно крепится к плоскости стены над верхним углом оконной коробки).

К верхней скобе петли приваривается штанга, сделанная из металлического прута 0 10-15 мм, согнутого, как показано на рисунке. Шторы подвешиваются к штанге либо на крючках, как показано на рисунке, либо на разъемных кольцах, либо на матерчатых петлях, пристегиваемых на пуговицы к шторам, либо застегиваемых на пуговицы к шторам, либо просто привязываются к штанге пришитыми к шторам тесемками.

Достаточно простыми приемами, обходясь минимальным количеством мебели, можно подобным образом обустроить интерьер загородного рабочего кабинета.

Рис. 30. Поворачивающиеся шторы

Так, сшитые из клетчатой ткани объемные карманы на широких петлях для подвески, нанизанные на натянутый на стене шнур, могут выполнять функцию книжных полок, коробок для рабочих материалов, в них можно складывать, как в ящики письменного стола, любые нужные вещи, которые должны находиться под рукой, перед глазами.

Очень удобна и узкая длинная открытая полка над столом.

Старинным приемом, известным еще с XVIII века, дарящим дополнительное удобство кабинету, является создание конструкции, состоящей из рамы с натянутыми внутри нее в разных направлениях лентами или тесьмой, за полоски которой вставляются необходимые рабочие мелочи — бумага для записи, карандаши, ручки, письма, карточки и т. п. В качестве украшения за ленты, которые натягиваются зигзагообразно на мебельных гвоздях с широкой, красивой шляпкой, могут быть зажаты маленькие букеты сухих цветов, листья, перья и т. п. Это будет красиво соседствовать рядом с бумагами и инструментами.

Живые цветы, подвешенные в проволочные кронштейны-гнезда, прикрепленные к стене, придадут дополнительный уют пространству вокруг рабочего стола, подчеркнут комфортность пребывания за ним. Важные аксессуары — плетеные абажур лампы, спинка и сиденье стула. Чтобы увеличить количество рабочих поверхностей, справа и слева от стола можно прикрепить на шурупах мобильные, подъемные полки на поворачивающихся ножках (аналогичные по конструкции дополнительным опускаемым столешницам кухонных столов).

При обязательном условии, что длина каждой штанги я ширина штор на них равны ширине каждого окна, которое они закрывают.

Поворачивающиеся шторы. Существует еще более интересный, оригинальный, но простой и естественный в домашнем обиходе способ мобильного и подвижного крепления оконных штор, который дает богатейшие возможности для удобной, красивой многовариантной организации интерьеров. Особенно удобен дизайн поворачивающихся штор для небольших помещений, а также для помещений многофункционального назначения. Например, в комнате, которая в силу необходимости домашнего уклада, должна превращаться из спальни в кабинет, гостиную, столовую, игровую детскую и т. д., либо одновременно совмещать в себе две-три из этих функций. Шторы во всех этих случаях, поворачиваясь на 90° перпендикулярно плоскости окон, начинают выполнять функции перегородок, ширм, занавесов, пологов перед кроватью, деля пространство на разные функциональные зоны.

Главной конструктивной деталью поворачивающихся штор является крепежный поворотный кронштейн (рис. 169).

Над каждым окном привинчиваются большими длинными шурупами по два таких кронштейна в местах над верхней перекладиной наличника, где обычно крепятся держатели для традиционной деревянной штанги. Данная конструкция требует металлической штанги, но не полой внутри (трубчатой), а сплошной, поскольку она должна быть приварена к петле и нести большую нагрузку. Свободный край последней штанги должен быть загнут в виде спирали вверх, чтобы предупредить сцадание колец или крючков, на которые вешают шторы.

Длина каждой металлической штанги должна Ь1ть на 10-15 см больше, чем ширина окна вместе с наличниками.

Рис. 31. Выделение рабочей зоны посредством поворотных штор

Не стоит делать штанги длиной в половину ширины окна, что может показаться достаточным для занавешивания окон правой и левой шторами, поскольку в этом случае значительно ограничиваются другие функции шторы — как перегородки, ширмы и т. д., ввиду небольшой ее ширины.

Рис. 32. Деление пространства на зоны

Имея же ширину окна, шторы, нанизанные на штанги в закрытом состоянии, должны накладываться друг на друга «внахлест», в два слоя. Если собрать каждую из штор в складки, сдвинув их до середины длины штанги, они все равно будут полностью закрывать окно в один слой ткани, но собранные в красивые вертикальные складки. Возможен вариант закрывания шторами окна в два слоя, но при этом шторы можно собрать, опоясав тесьмой, лентами, шнурками, на уровне 1/3 их высоты от пола, тогда они закроют верхнюю часть окна и его середину красивыми полукруглыми складками, двумя расходящимися один из-под другого слоями. А нижняя часть окна будет открыта для света и обрамлена крупными вертикальными складками, свисающими почти до пола из-под стягивающих их бантов, из тесьмы, лент, или шнуров с кистями.

Если два-три окна находятся близко друг от друга на расстоянии не более 70 см, то между соседними окнами можно укрепить по одной (общей для двух смежных окон) поворачивающейся штанге. Это возможно потому, что каждое окно может быть полностью закрыто уже одной широкой портьерой на своей штанге, а следующая за ней, вдоль по стене штанга с портьерой может быть и развернута так, чтобы закрывать соседнее окно.

Полностью отгороженное шторами пространство в углу комнаты размером 1,7×1,7 м может вместить либо стол со стулом, либо маленький диванчик, либо детскую кровать. Если же рас-, стояния от окон до ближнего к ним угла комнаты приближаются к 2 метрам, то может поместиться и большой диван (от 185 до 195 см в длину), но при этом пространство будет отгораживаться не полностью, а с зазором.

деет прийтись всего четыре, а не шесть поворотных кронштейнов со штангами, как в случае, если окна расположены далеко (более 1 м) друг от друга.
Если штанги повернуты под углом 90° к плоскости окна, то между шторами, свисающими с них,

Рис. 33. Занавес из поворачивающихся штор

Каждый из навесов может быть приоткрыт (сдвинут или подвязан — по еланию), а может быть и зашторен целиком. Хороша также Риация с использованием лишь одной из двух штор, вторая же может быть повернута к своему окну образуется отгороженное пространство, которое можно, как маленький «интерьер в интерьере» по-разному использовать.

Рис. 34. Вариант конструкции алькова с использованием конструкции из занавесов-ширм на поворачивающихся кронштейнах и подвешенной к потолку П-образной консоли со шторами

Рис. 35. Деление пространства на зоны

Если поворотными шторами оформить два-три окна вдоль одной стены, то получается пять-семь (соответственно количеству окон и простенков между этими окнами) отдельных уютных пространств, подобных комнатам в анфиладе, каждая из которых может использоваться по отдельному назначению, а при необходимости еще более отгораживается от пространства помещения обычной двух-трехстворчатой ширмой протяженностью от 1,4 до 1,5 м и перед ним — пространство такого же размера, то отгородив его повернутой на штанге шторой, внутри можно обустроить маленький кабинет, где поместится стол (60×140 см), стул — 50×50 см и останется необходимое пространство для движения. Над столом уместно повесить полку с лампой, книгами и т. п. Сам стол может быть заменен широкой 50-60 см полкой, подвешенной к стене, тогда рядом с ней можно поставить диван и кабинет превратится в маленькую спальню за ширмой.

Полки, а также выдвижные ящики под диваном могут функционально заменить прикроватные тумбочки — обязательный атрибут спальни.

Поскольку каждое, фланкирующее угол комнаты, окно оборудовано парой поворачивающихся штор и лишь одна из каждой пары привлечена для исполнения функции алькова, то окна вовсе не оказываются «оголенными», без штор, так как каждое из них может быть закрыто второй шторой (равной, как и первая, ширине окна).

Ткань штор должна быть из относительно плотной, но легкой ткани. Летом — льняные, зимой и осенью — тонкие шерстяные (возможно, с хлопчатобумажной подкладкой — вторым слоем).

В холодное время года окна, закрытые двумя плотными с подкладкой гардинами, висящими на обеих, прижатых к верхнему наличнику и положенных друг на друга штангах, оказываются плотно и тепло защищены этими двумя слоями шерстя – расстояние между окнами по одной стене должно быть в этом случае от 2 до 2,5 м. Последнее предпочтительнее, поскольку в этом случае по обе стороны кровати у стен поместятся две тумбочки.

При этом особенно важным оказывается соблюдение одного из отмеченных выше условий конструкции, по которому длина каждой штанги соответственно, ширина каждой шторы, должна быть на 15-2 5 см больше, чем ширина окна, к которому монтируются эти поворотные шторы.

Сделать пространство (зону) импровизированного «кабинета» или «спальни» более замкнутым, обособленным от окружающего пространства, можно оборудовав такими мобильными шторами-ширмами два соседних окна, прорезанных в смежных, образующих угол комнаты, стенах. Если между такими окнами, соседствующими по обе стороны с углом комнаты, достаточно пространства (это должна быть площадь размером от 1,4×1,4 м до 1,7×1,7 м), чтобы повернутые на кронштейнах штанги соприкасались своими закрученными в спираль концами, то висящие на них шторы образуют, в задернутом виде, полностью отгороженное от остального интерьера пространство. Вечером свет лампы не будет проникать через эти шторы ни изнутри этого пространства (если там кабинет), ни внутрь его, если там, например, детская спальня.

С помощью этого приема можно создать в углу комнаты целый альков, если на стенах повесить три-четыре полки (в том числе и угловые), а сами закрытые шторы, отгораживающие, как показано на рисунке, прямоугольное в плане пространство, подвязать в средней части лентами или тесьмой к крючкам в наличниках окон.

При этом целесообразно изготовить такие штанги на поворотных кронштейнах, длина которых доходила бы до 1,85 м. Это дает возможность разворачивать кронштейны со шторами более чем на 90° от плоскости окна и отгораживать вокруг кровати зону, имеющую в плане форму трапеции. Такая форма пространства по обе стороны кровати, отгороженная боковыми занавесами, позволяет поместить справа и слева от кровати по одной тумбочке и оставить необходимое пространство треугольной формы между кроватью и занавесом.

Рис. 36. Варианты скамеечек для детской в «экологическом стиле» (вариант стиля «кантри»)

В качестве «третьей стены», закрывающей заднюю спинку кровати, в данном случае используется длинный занавес, состоящий из двух симметричных половин, подвешенных на П-образную штангу, висящую на трех крючках, ввинченных в потолок. Каждая из половин может как раздвигаться в полную свою ширину, так и собираться в складки, будучи обвязанная лентами. Также возможен вариант сворачивания этого занавеса на шнурах вверх, в виде рулона, или если он сшит в виде «маркиз», может собираться, поднимаясь на шнурах и кольцах.



Дизайн и интерьер загороднего дома - Дизайн интерьеров гостиной (общей комнаты, столовой)