Категория: Проектирование

Дом, в котором есть дети

Дети, естественно, хотят быть везде вместе со взрослыми. Если нет няни или бабушки, или человека, который постоянно бы занимался с детьми, они постепенно завоевывают все самые потаенные уголки в доме, создавая- беспорядок. Совсем не все родители с радостью согласны расстаться с чистотой и порядком мира взрослых. Для того чтобы восстановить баланс и уют, следует подумать о разделении всей площади на зоны: взрослую, общую и детскую. Взрослая зона — это обособленная спальня родителей и связанные с ней помещения. Детская территория — «мир ребенка», включающий спальню детей, игровую тропу, проходящую через все доступ-. ные и смежные помещения. Общая территория дома составляет большую его часть и включает кухню, столовую, ванную, прихожую, общую комнату и другие места совместного пребывания семьи.

Рис. 1. Формы оформления очагов: а — камин из естественного камня; б — то же, из кирпича

Конечно, дети будут приходить и находиться на территории взрослых, но только спросив об этом разрешения. Хорошо бы, чтобы и взрослые входили в детский уголок, спросив согласие его обитателей и вели себя немножечко «как в гостях».

Взрослая зона. Типовые проекты домов традиционно предлагают функциональное деление только на зоны дневного и ночного пребывания (рис. 2), и хотя спальня родителей отделена от общей комнаты, она окружена .другими спальными помещениями.

Рис. 2. План одноэтажного жилого дома: 1 — спальня супругов, рядом спальные комнаты других членов семьи; 2 — общая комната; 3 ~ кухня

Рис. 3. Планы дома с мезонином: 1 — общая комната; 2 — спальни

Рис. 4. Планы двухэтажного дома-флигеля с собственным входом. Архит. Н. Н. Миловидов: 1—кухня; 2— мастерская; 3— детская комната; 4—вторая совмещенная ванная комната на втором этаже; 5 — библиотека-гостиная; 6—спальня родителей

Рис. 5. Функциональное зонирование дома для молодых родителей с детьми: зона, куда приходят гости: 1 — прихожая-холл; 2 — студия-мастерская (место работы); 3 — кухня-столовая; зона общения семьи: общая комната, столовая, холл (4); зона родителей: 5 — спальня, персональные помещения, гардеробная, ванная; 6 — спальня-игровая для детей

Недостатком такой организации является нарушение интима родителей. Неудачная блокировка комнат, слишком тонкие стены, удаленность ванной комнаты осложняют личную жизнь родителей. Пример более удачной компоновки дома показан на рис. 3. Там покои родителей находятся на втором этаже коттеджа и помимо спальни включают ванную комнату, террасу, выход на крышу. Комната родителей оборудована не только для сна, но и для общения: стоят мягкие кресла, устроен камин. Вход в родительскую половину желательно предусмотреть через тамбур, двойные двери или гостиную (рис. 4; 5).

Мир ребенка — это цепочка взаимосвязанных пространств, ареал освоенных территорий. Освоение территории начинается с пространства вокруг кроватиг далее в ареал попадают отдельные вещи, места (например, свой стул у стола, место на вешалке). Цепочка освоенных мест соединяется проходами, коридорами, дорожками. Прохождение по своему «маршруту» — это путь узнавания мира. Смена впечатлений воспринимается как игра, может быть, поэтому, освоив определенный маршрут, дети любят его пробегать. Поведенческий ареал ребенка складывается из «углов» и «пятачков» на улице, во дворе, места в прихожей, где стоит его обувь, кухни, коридора, ванной, общей комнаты, своей спальни и других мест.

Если между этими местами (их иногда называют «владениями») находятся другие помещения, то и они могут быть захвачены в ареал ребенка. Собственные комнаты взрослых, места для отдыха можно сохранить в покое, только отгородившись от этой карусели перетекающих игровых пространств.

Спальня ребенка. Дети не любят оставаться одни в комнате. В традиционных культурах, например в Индии, Перу, даже взрослые люди предпочитают спать и отдыхать всей семьей, группами. Возможно они испытывают большую безопасность, находясь вместе. Даже в странах Запада, где развито чувство индивидуализма, дети просят оставлять открытой дверь в спальню, хотят слушать голоса родителей, пока засыпают. Это такой сильный инстинкт, что, возможно, детям даже вредно спать одним в комнате.

Каждому ребенку хочется иметь свою территорию рядом с кроватью, но многие дети чувствуют себя одиноко, если вынуждены спать отдельно. Давайте сравним возможные комбинации спальных комнат для троих детей. Крайними ситуациями будут общая спальная комната или три отдельных спаленки. Промежуточное решение с игровым пространством между кроватками в нишах обеспечивает наибольший простор для выбора поведения. В отличие от взрослых детям не нужна полная изоляция. Желательно, чтобы кроватка, тумбочка или столик просто были отодвинуты в сторону от общего игрового пространства. Контроль за территорией, ответственность за порядок на ней, совместные уборки коллективной зоны комнаты способствуют развитию самосознания. Для детей младшего школьного возраста можно подумать о более изолированных и глубоких альковах, снабженных занавесками, но не перегородками с дверьми.

Когда дети взрослеют, им могут понадобиться более изолированные помещения. Предвидя такую перспективу, подумайте о том, чтобы большую игровую комнату можно было разделить шкафными перегородками на отсеки, каждый со своим окном. Игровая тропа. Для того чтобы детские игры не мешали взрослым, их спальню следует расположить, (как ни странно) подальше от входа, чтобы на пути от двери до своей кровати обра-зовывалась цепочка проходных помещений, допускающих игру детей.

Эта «игровая тропа» должна проходить по всем необходимым детям помещениям (кухне, ванной, общей комнате и др.) и исключать комнаты взрослых. Хорошо, когда в этот ареал входят большое крытое крыльцо или веранда, на которой можно играть в дождливую погоду.

Дети любят привлекать всеобщее внимание, особенно когда они в приподнятом настроении. При этом их выходки способны извести терпение взрослых, если у последних не окажется тихих помещений, Следует так спланировать кухню, общую комнату, кабинет, чтобы игровая тропа проходила только по краю помещения, оставляя в покое рабочий стол, кресла для отдыха, место перед телевизором.

Создавать специальное игровое пространство в доме довольно Накладно, да и нерационально: дети быстро привыкают к готовым

Рис. 6. Схема пространственной cвязи спальни родителей (1) и спальни детей (3). Спальня родителей должна быть отделена от общей зоны дома и быть достаточно далека от детской, но в то же время между ними желательно предусмотреть прямую связь через холл или библиотеку (2)

Рис. 7. Различные варианты спальных комнат для детей: а – общая комната; б — отдельные комнаты для каждого ребенка; в — спальня с альковами и центральным игровым пространством

Рис. 8. Варианты решения общей детской комнаты с альковами

Дети не любят спать в одиночку, но с возрастом они становятся все более и более самостоятельными. Наилучшее решение — общее игровое пространство (1) и индивидуальные ниши (2) игрушкам.

Рис. 9. Игровые пространства в обычном доме: а — широкий освещенный коридор с нишами для кресел, столиков; б — затесненное пространство — любимое место игр детей

Надо предоставить возможность для развития фантазии самого ребенка. Например, игровым пространством может служить угол холла или коридор, расширенный до 2…3 м. Еще лучше, если пространство будет иметь сложную конфигурацию со ступенями, ярусами, палатями, нишами. Дети сами придумают, где лучше оборудовать тайную пещеру, а где капитанский мостик.

Рис. 10. Игровая тропа: 1 — детская спальня (располагается в глубине дома); 2 — спальня родителей (расположена в стороне от «игровой тропы»); 3 — личные комнаты взрослых членов семьи; 4 — кухня (частично включается в «игровую тропу»); 5—санитарный узел; 6—площадка в саду для Тихого отдыха; 7 — открытый дворик; 8 — улица

Смежные помещения должны обеспечивать кратчайшую связь между комнатами, и все-таки коридоры, передние, прихожие, холлы следует делать похожими на комнаты. Увеличив их ширину, оборудовав нишу или место у окна, разместив кресло, книжные полки, шкафы с витринами, картинами, вы получите дополнительную жилую площадь. Конечно, все эти мероприятия надо проводить так, чтобы не мешать проходу.

Главным условием развертывания содержания подсобных помещений в гостиные является ширина помещения (хотя бы 120… 150 см от прохода) и естественный свет (можно верхний, через шедо-вый фонарь). Там, где есть естественный свет, можно посадить живые цветы.

Дети любят прятаться, иметь тайники и секреты, посвящать в свои тайны друзей, исследовать вместе с ними новые территории. Любое недоступное для взрослых пространство: под лестницей, на чердаке, под полом воспринимается как романтическая неизвестность. Дети находят себе укрытие в затесненных пространствах (под столом, в чулане) и устраивают там игровые пещеры и домики. Одному ребенку нужно всего около 0,5 м2 площади и 1…1,2 м высоты. Лучше, конечно, играть вдвоем, тогда “ниша должна быть пошире.

Имейте в виду, что продуманная детская территория в доме отвечает интересам взрослых не менее, чем потребностям детей



Проектирование - Дом, в котором есть дети

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Проектирование"