Категория: Дорожки на участке

Дорожки на участке

Архитектурный облик участка во многом завит от того, насколько удачно спланированы и выполнены дорожки (пешеходные и автомобильные). Въезд и вход на участок могут быть сближенными или раздельными. Организация их зависит от взаимного расположения построек, мест складирования строительных материалов, удобрений, топлива, стоянки для автомашины. Садовые дорожки имеют не только строго практическое назначение, связывая наиболее посещаемые места на садовом участке, но также являются весьма важным художественно-эстетическим элементом. Дорожки должны быть такими, чтобы ими можно было пользоваться в любую погоду.

При этом хотелось бы, чтобы они не требовали большого ухода, а их внешний вид всегда оставался привлекательным.

Дорожки на участке должны быть кратчайшими и удобными. Ширина их (от 0,5 до 1,3 м) зависит от назначения. Подъездная дорога или переходная дорожка обычно идет от входа на участок к двери дома по кратчайшей линии. Все остальные пути, соединяющие дом с местом отдыха, сараем, летней кухней, огородом, необязательно должны быть краткими и прямолинейными. Только в огороде между отдельными грядками целесообразно прокладывать прямые дорожки минимальной ширины (примерно около 0,4 м). Дорожка, ведущая к дому, должна быть шириной 0,6—0,8 м, позволяющей разойтись вдвоем.

Для подъездной автомобильной дороги можно ограничиться прокладкой только двух проезжих полос — колесопроводов.

Остальные дорожки, по которым, как правило, ходят в одиночку, делают шириной 0,5—0,7 м. При посадке деревьев у дорожек следует помнить, что расстояние междудеревьями должно быть таким, чтобы в будущем разросшиеся кроны не мешали здесь ездить или ходить.

Для лучшего стока воды профиль дорожки делают выпуклым с небольшим уклоном в обе стороны (рис. 1.).

Рис. 1. Поперечный профиль садовых дорожек: а — с гравийно-песчаным покрытием и бортами-ограничителями; б — с гравийно-песчаным покрытием на склоне; в — с монолитным покрытием (бетон, асфальт); г — со сборным покрытием (бетонная плитка, кирпич, булыжник); 1 — покрытие; 2 — подстилающий слой; 3 — основание; 4 — борт (бетон, кирпич, булыжник, дерн); 5 — грунт

Покрытие их может быть выполнено из кирпича, бетонных плит, монолитного бетона или из естественных местных материалов: утрамбованного гравия, песка, щебня, мелкого булыжника, деревянной шашки и т.д. (рис. 2). В любом случае покрытие должно быть прочным, грамотным по конструкции, удобнымдля ходьбы. Прочность дорожек обеспечивают путем различных уплотнений. Это можно сделать, используя разнообразные материалы, начиная с песка и заканчивая бетонными плитками.

Рис. 2. Варианты мощения террас и дорожек в саду: а — деревянными чурками; б, в, г, д, е, з —кирпичом; и — брекчей; ж, к —бетонными камнями

При выборе материала надо исходить из хозяйственной целесообразности, но при этом не забывать и об эстетике.

Наиболее дешевы и просты в сооружении дорожки с песчаным покрытием. Они легко впитывают дождевую воду. Это, пожалуй, главное достоинство песчаных дорожек. Но, весной при таянии снега или осенью во время затянувшихся дождей они могут стать трудно проходимыми. Помимо того, вам нередко придется выпалывать на них сорняки. Одним словом, песчаные дорожки требуют к себе постоянного внимания и нуждаются в тщательном уходе. Этим они, к сожалению, не очень удобны.

Если все же принято решение проложить дорогу с песчаным покрытием, то это делают следующим образом. Сначала колышками обозначают две боковые стороны, а между ними выкапывают полосу глубиной 15—20 см, после чего основание будущей дороги выравнивают и утрамбовывают. Затем укладывают сначала 10-сантиметровый слой крупного гравия, щебня, битого кирпича или другого подобного материала. Этот слой хорошо утрамбовывают, а на него насыпают еще один высотой около 5 см из мелкого гравия, щебенки, шлака, золы или старой штукатурки. Такую основу поливают водой и на нее, наконец, укладывают верхнее покрытие из песка или же из смеси песка, каменной крошки и сухого ила, хорошо разравнивают и утрамбовывают. Песчаная дорожка готова.

Чтобы на садовую дорожку не попадала земля с грядок и клумб, ее надо оградить бордюром из камня, бетона или кирпича. Бордюр не должен возвышаться над поверхностью более, чем на 5—7 см.

Также недорого вам обойдутся дорожки из шлака, щебня, кирпичного боя. Их устраивают следующим образом. На утрамбованное дно канавы засыпают крупный шлак, щебенку или кирпичный бой слоем 10— 12 см, затем поливают водой и еще раз утрамбовывают. Сверху засыпают мелкий шлак слоем 4—5 см и опять утрамбовывают, поливая водой. При возможности основание покрывают жирной глиной слоем 1—2 см и засыпают мелкой щебенкой или шлаком слоем 2— 3 см с утрамбовкой. Такая дорожка доставит вам мень-ше хлопот, чем песчаная.

Дорожки с покрытием из монолитного бетона практичны и долговечны. Их целесообразно устраивать при криволинейном очертании или двухколейном исполнении для автомашины. Глубина закладки основания пешеходной дорожки — 8—10 см, автодорожки — 40—50 см. После разметки по краям вырытой канавы устанавливают деревянную опалубку из обрезных досок толщиной 20—40 мм с таким расчетом, чтобы верхняя кромка их выступала над уровнем земли на 3—6 см.

Допустимо, чтобы одна из сторон была немного ниже, что позволит получить небольшой уклон дорожки.

На уплотненную основу укладывают 6-сантиметровый слой бетона (1 часть цемента, 2 части песка и 4 части мелкого гравия) и разравнивают его при помощи рейки или доски.

Такое покрытие надо тщательно утрамбовать, чтобы в бетоне не осталось пустот, где могла бы скапливаться вода.

Бетонировать нужно сразу же всю площадь.

Чтобы бетон не давал трещин, дорожку делят примерно на метровые полосы.

Интересный узор — круги, волнистые линии — можно сделать отпечатками консервной банки или кусками волнистой асбофанеры. Шероховатую поверхность получают с помощью обычной щетки. Позднее пазы между полосамизаполняют асфальтом. Бетон обычно твердеет в течение дня, но по крайней мере неделю нужно поддерживать его во влажном состоянии, чтобы он набрал необходимую прочность (рис. 3).

Рис. 3. Способ бетонирования дорожек

При строительстве автодорожек можно значительно сократить затраты труда за счет уменьшения глубины закладки основания на 20—25 см. В таких случаях монолитное бетонное покрытие усиливают арматурой.

Дорожки с покрытием из бетонных плит имеют красивый внешний вид, прочны и долговечны.

Интересно мощение из фигурных бетонных плит (рис. 1). Чаще всего для дорожек применяют плиты размером 50×50 см, однако, намного лучше бы выглядела дорожка, выложенная плитами разных размеров, например, 20х40г 40×40, 40×60, 40×80. Плиты могут быть как гладкие, так и имеющие различные узоры.

Основание для них делают из песка. Плиты укладывают сплошным рядом или с небольшими промежутками шириной 4—6 см с засыпкой их грунтом и подсевом травы. Укладывают плиты и на бетонный раствор толщиной 7—8 см с устройством под ним подкладки из щебня такой же толщины.

Если дорожка укладывается в расчете на пешеходов, плиты мощения можно укладывать на слой песка толщиной примерно 8 см. Если же какая-нибудь плита затем и сместится, ее всегда можно будет вынуть, ямку подсыпать песком, а плиту снова уложить на место.

Плиты всегда укладывают по натянутому шнуру, постоянно проверяя по уровню, ложатся ли они горизонтально. Чтобы плиты ложились на основание всей плоскостью, по каждой из них можно постучать молотком, но обязательно через толстую ткань или доску. После окончания всех работ щели заполняют песком и поливают водой так, чтобы она как можно глубже проникла в землю. Различные варианты дорожек вы можете выложить из кирпича.Для этой цели подходит только хорошо обожженный красный кирпич. Его можно укладывать плашмя и на ребро. В качестве основания засыпают крупнозернистый песок слоем 10 см и разравнивают так, чтобы в середине образовалась выпуклость, затем смачивают его водой и укладывают кирпичи по заранее выбранной схеме. По краям дорожки для образования бордюра кирпичи укладывают на ребро.

Кирпичное покрытие, уложенное на песке, тщательно утрамбовывают деревянным бруском, а перед началом эксплуатации обильно поливают водой.

Лучше всего для дорожек подойдет плитка из натурального камня толщиной 5—6 см или осколков мрамора (брекчи). Материал при этом нужно подбирать весьма обстоятельно как с эстетической, так и практической точек зрения. Подбором его и правильной раскладкой можно добиться большого декоративно-художественного эффекта. Такие дорожки выкладывают на песчаном основании. Заглубление его следует рассчитывать на самые крупные камни.

Натуральная плитка должна иметь грубую шерша -вую поверхность, чтобы дорожка не становилась скользкой в дождь или гололедицу.

В процессе укладки каменных плит щели между ними следует делать как можно более узкими.

Если укладывают плитки различных размеров, то их чередование должно быть одинаковым.

По краям лучше использовать материал покрупнее. Поверхность такой дорожки должна иметь двухградусный уклон.

При укладке плитки на песчаное основание постарайтесь обратить внимание на то, чтобы ее размеры были не меньше, чем 35×35 см. Такую некрупную плитку в особо «бойких» местах сада лучше выкладывать на цементный раствор, положенный на слой гравия толщиной 15-20 см.

На такое же основание укладываются дорожки из бутового и мелкого тесаного камня с промежутками 2—3 см и последующей расшивкой швов. Их заполняют раствором до уровня верхней поверхности камней или чуть больше для лучшего стока воды с полотна дорожки.

Интересно выглядят дорожки мозаичного типа, уложенные на бетонной основе из различных материалов, пригодных для мощения. В этом случае по всей поверхности садовой дорожки могут быть асимметрично положены крупная брусчатка, всевозможные камни (отличный вид имеет галька) или различные каменные плитки. Такой выбор материалов разрушает привычное и подчас надоевшее однообразие, однако к выбору компонентов надо подходить со вкусом, учитывая эстети ческий эффект, прочностные качества материалов и их взаимодействие.

Там, где по дорожкам ходят мало, в щели между камнями можно посадить стелющиеся ковровые растения, так называемые альпийские, которые не боятся, что на них могут наступить. Так возникает цветущая дорожка. После разрастания ковровых растений она практически не будет требовать за собой никакого ухода.

Для дорожек из плоского природного камня, предназначенных для автомашин, желательно устраивать бетонное основание с расшивкой швов раствором. Сначала проводятфазметку и выкапывают траншею глубиной 25-30 см, затем дно утрамбовывают, насыпают слой бутового камня, смачивают водой и еще разутрамбовывают, заливают жестким бетоном, утрамбовывают и выравнивают. Укладку камней ведут на цементном растворе с последующей расшивкой швов.
Хорошей получится площадка для автомобиля, уложенная из фигурных бетонных блоков с отверстиями, которые потом заполняются землей и засеваются газонной травой. В результате возникнет интересная комбинация бетона и газонной травы, своеобразная решетка, которая будет хорошо смотреться на фоне всего пространства, отведенного под газон (рис. 3).

Рис. 3. Вариант мощения из фигурных бетонных плит с отверстиями

Очень красиво выглядит дорожка, вымощенная деревянными брусками, но она не годится для сырых мест. Бруски должны иметь по крайней мере 15 см в высоту. Использовать можно любой виддревесины, но, конечно, твердые породы будут прочнее.

Чтобы такая дорожка служила как можно дольше, перед укладкой каждый брусок нужно окунуть в специальный пропитывающий состав, а затем дать ему как следует высохнуть.

Нижнюю часть бруска можно также окунуть в жидкий асфальт, а чтобы древесина не гнила, ее укладывают на песчаную подложку.

Для того, чтобы кладка выглядела красиво, желательно равномерно чередовать более широкие бруски с теми, что поуже.

Края дорожки лучше выложить бруском с большей поверхностью. На заключительном этапе готовое покрытие следует засыпать песком и обильно полить водой — тогда песок заполнит все щели.

В целом, при создании сети дорожек на участке постарайтесь, чтобы материал, из которого они выполнены, был по возможности однородным. Таким образом вы добьетесь композиционной целостности на участке.



Дорожки на участке - Дорожки на участке

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Дорожки на участке"