Категория: Реставрация мебели

Древесные материалы для мебели

До середины XX в. в корпусной мебели (шкафы, буфеты, серванты) преобладает каркасная конструкция, когда изделия имеют остов, образованный стойками-брусками, пространство между которыми заполнено различного вида щитами или рамками с филенками. В мебели для сиденья (стулья, кресла) каркасная конструкция сохраняется до настоящего времени.

При изготовлении каркаса корпусной мебели применяли, как правило, хвойную древесину (сосна). В качестве щитовых элементов использовали плиты из отдельных досок, соединенных по ширине, столярные плиты, которые могли быть облицованы шпоном из твердых лиственных или ценных пород.

В рамочно-филеночной конструкции использовали массивную древесину (бруски, рамки, филенки) с последующим облицовыванием или без него, фанеру (филенки).

Одно из основных правил ремонта и реставрации мебели — применение материалов, аналогичных тем, которые использовались при изготовлении данного изделия. Это прежде всего относится к древесине. Мастер должен подобрать нужный материал не только по породе, но и по качеству.

Для реставрации желательно применять старую, выдержанную древесину. В старину древесину для мебели сушили в естественных условиях: после окорки бревна держали несколько месяцев под навесом на улице, затем распиливали на доски и бруски и выдерживали в неотапливаемом помещении иногда в течение нескольких лет и только потом переносили в мастерскую, где они выдерживались и шли в употребление. Нередко материал передавался по наследству от деда к внуку. Постепенная сушка и длительная выдержка древесины обеспечивали ее высокое качество, отсутствие трещин, внутренних напряжений и деформаций.

Для ремонта или восполнения утрат элементов из массивной древесины часто используют материал, бывший в употреблении: доски и бруски из сосны, дуба, березы, которые можно найти, например, при сносе старых деревянных домов; части старой, не представляющей ценности мебели; обломки других деревянных предметов, особенно из древесины ценных пород. Необходимо приучить себя собирать и хранить все остатки от реставрируемой мебели, которые могут пригодиться в дальнейшем.

При использовании новой древесины ее высушивают до влажности 8± 2 %. Она не должна иметь пороков в виде трещин и коробления.

При реставрации антикварной мебели особую проблему представляет замена старой облицовки. В XVIII—XIX вв. для облицовки использовали пиленый шпон толщиной 1,5…3 мм. В XVIII в. его получали распиливанием вертикально поставленного бревна или бруса на тонкие пластинки вручную пилой, напоминающей лучковую. В XIX в. для этой цели применяли специальные ленточнопильные станки. В настоящее время шпон получают строганием или лущением. Древесину предварительно пропаривают или проваривают, чтобы резание было более легким. Используют строганый шпон преимущественно толщиной 0,6…1,0 мм. Строганый шпон ценных пород обычно имеет толщину 0,6…0,8 мм, т.е. значительно тоньше старого пиленого шпона.

Реставраторы, используя строганый шпон для ремонта старой облицовки, склеивают его в несколько слоев или наклеивают на лущеный шпон для компенсации разницы в толщине. В некоторых случаях, если для восполнения утрат требуются пластинки шпона небольших размеров, их выпиливают вручную из массива нужной породы, как это делали в старину. Иногда для ремонта особо ответственных фасадных поверхностей используют старую облицовку, взятую с другого места (задней или внутренней части изделия), а на это место наклеивают новый шпон. Однако это является значительным вмешательством в исторический памятник, и такой прием должен быть тщательно обдуман и обоснован.

В мебели XVIII и XIX вв. для облицовывания и мозаичных наборов нередко применяли привозную древесину экзотических пород (красное дерево из Африки и Южной Америки, розовое — из Южной Америки и Индии, бразильское фиалковое дерево, южно-американский палисандр и др.).

Найти древесину нужной породы с подходящей текстурой и цветом — задача трудная и не всегда разрешимая. Иноземные, а также отечественные ценные породы, такие, как клен «птичий глаз», карельская береза, наплывы тополя, ореха, березы, применявшиеся ранее для изготовления мебели в виде массива или пиленого шпона, теперь стали большой редкостью, поэтому приходится прибегать к их имитации. При имитации одной породы под другую необходимо подбирать древесину, близкую к имитируемой не только по внешним признакам (текстуре, цвету), но и главным образом по таким свойствам, как плотность, степень усушки, склонность к растрескиванию и короблению.

Основные породы древесины, необходимые при ремонте и реставрации мебели, и их краткая характеристика приведены ниже.

Хвойные породы. К хвойным породам древесины, используемым при ремонте и реставрации мебели, относятся сосна и ель.

Сосна имеет цвет заболони желтовато-белый, ядра — красно-вато-бурый. Древесина средней плотности, твердости и прочности, среднеусыхающая; обрабатывается легко, склеивается удовлетворительно, плохо окрашивается и отделывается; используют для ремонта элементов из массива.

Ель имеет древесину желтоватого или розовато-белого цвета. Древесина легкая, мягкая, малоусыхающая, легко загнивает; обрабатывается легко, хорошо склеивается, плохо окрашивается и отделывается; используют для ремонта задних стенок, ящиков и других деталей из массивной древесины.

Твердые лиственные породы. К таким породам относятся: дуб, ясень, грецкий орех, бук, клен, груша.

Дуб имеет цвет заболони желтовато-белый, ядра — от светло-до темно-бурого; текстура выразительная благодаря крупным сосудам и сердцевинным лучам. Древесина плотная, прочная, среднеусыхающая; при сушке мало коробится и растрескивается; со временем древесина становится более темной, более мягкой и хрупкой; легко обрабатывается; склеивается удовлетворительно; хорошо поддается крашению протравами и отделке мастиками. Используют главным образом для ремонта и замены элементов из массива (точеных,резных, деталей), а также в виде строганого шпона.

Ясень имеет цвет заболони белый с розоватым или желтоватым оттенком, ядра — светло-бурый. По текстуре и физико-механическим свойствам близок к дубу, но из-за отсутствия дубильных веществ легко загнивает. Используют там же, где и дуб, иногда заменяет его.

Грецкий орех имеет древесину серого цвета с различными оттенками, яркую выразительную текстуру с разнообразным рисунком. Древесина среднеусыхающая, формоустойчивая, с высокими показателями физико-механических свойств; обрабатывается, склеивается и отделывается хорошо. Используют в виде массива и шпона.

Бук имеет древесину белого цвета с желтоватым или красноватым оттенком, ложное ядро — красновато-бурое. Древесина по плотности, прочности и твердости близка к дубу, но подвержена загниванию, короблению и растрескиванию при сушке; в старой мебели нередко поражена червоточиной. Хорошо обрабатывается, окрашивается и отделывается. Используют в виде массива и шпона; имитирует орех, красное и розовое дерево.

Клен имеет древесину белого или слегка красновато-желтого цвета. Древесина плотная, прочная, среднеусыхающая, мало подвержена короблению, но легко загнивает и поражается червоточиной. Хорошо обрабатывается, склеивается, окрашивается и отделывается (полируется). Используют для ремонта элементов из массива, накладной резьбы. В виде шпона применяют клен «птичий глаз» — для реставрации облицовки и наборного декора.

Груша имеет древесину розовато-бурого цвета. Древесина плотная, прочная и твердая, сильно усыхает, но не коробится и не растрескивается. Хорошо обрабатывается, склеивается, окрашивается и отделыгастся. Применяют для восполнения утрат элементов из массива, накладной резьбы, элементов облицовки, маркетри, интарсии (имитируя черное дерево).

Мягкие лиственные породы. К таким породам древесины относятся: береза, липа, тополь, осина, ольха.

Береза имеет древесину белого цвета с красноватым или желтоватым оттенком. Древесина однородная по строению, прочная, средней плотности и твердости, сильноусыхающая; подвержена растрескиванию и короблению; легко загнивает и поражается червоточиной. Хорошо обрабатывается, склеивается, окрашивается и полируется. Используют в виде массива — для укрепления и замены брусковых элементов, накладной резьбы и в виде шпона (чаще всего древесина капов, надкорневая свилеватая и карельской березы) — для реставрации облицовки. Может имитировать красное дерево, серый клен, орех.

Липа имеет древесину белого цвета. Древесина легкая, мягкая, однородного строения, сильноусыхающая, но формоустойчивая, не растрескивается; легко загнивает и поражается червоточиной. Хорошо режется и склеивается; окрашивается и полируется удовлетворительно. Используют для восполнения утрат рельефной, ажурной и скульптурной резьбы; ремонта доньев ящиков и задних поликов.

Тополь имеет цвет заболони белый, ядра — светло-бурый или желтовато-бурый. Древесина мягкая, легкая, малостойкая против гниения, с невысокими физико-механическими свойствами; мало-усыхающая, формоустойчивая. Из многих разновидностей тополя наиболее ценна древесина серебристого тополя, применявшаяся в прошлом для облицовывания в виде шпона. Хорошо обрабатывается, склеивается и отделывается.

Осина имеет древесину белого цвета, иногда с легким зеленоватым оттенком. Древесина мягкая, легкая, склонная к загниванию; среднеусыхающая, достаточно формоустойчивая; хорошо обрабатывается и склеивается. Используют в виде массива для ремонта элементов каркасов, основы под облицовывание, для мелкой резьбы.

Ольха имеет древесину красновато-бурого цвета. Древесина легкая, мягкая, среднеусыхающая, склонна к короблению при сушке. Хорошо режется, склеивается, окрашивается и полируется. Может быть использована для имитации ореха, красного и черного дерева.

Иноземные породы. К таким породам древесины относятся: красное и розовое дерево, палисандр, черное эбеновое дерево.

Красное дерево. Наиболее распространена древесина махагони (Южная Америка) красного цвета с различными оттенками. Обладает высокими показателями физико-механических свойств, формоустойчива, хорошо поддается обработке и особенно полированию. Используют в виде массива для ремонта и замены элементов каркасов, раскладок, резьбы, а также в виде шпона для замены облицовки, утрат в мозаичных наборах.

Палисандр наиболее часто встречается темно-красный, пур-пурно-коричневый, темно-коричневый, шоколадный с фиолетовым оттенком; текстура с ярко выраженными темными полосами. Древесина плотная, тяжелая, формоустойчива; хорошо поддается отделке и полированию. Используют главным образом в виде шпона при реставрации мозаичных наборов.

Розовое дерево имеет древесину желтовато-бурого или розо-вато-бурого цвета с коричневыми полосами и разводами; по физико-механическим свойствам близка к древесине ореха; хорошо обрабатывается и отделывается. Используют как облицовочный материал в мозаичных наборах. Относится к редким материалам, имитируется светлым анатолийским (американским) орехом.

Черное эбеновое дерево. Цвет черный (ядро); древесина плотная, прочная, обрабатывается с трудом, хорошо полируется без применения отделочных материалов. Используется в мозаичных наборах.

Столярные плиты. Столярные плиты (ГОСТ 13715—78*) выполнены в виде дощатого щита, набранного из реек хвойных и мягких лиственных пород. Щит оклеен с двух сторон шпоном в один или два слоя. Для ремонта мебели употребляют в основном плиты толщиной 16 и 19 мм. Габаритные размеры плит, мм: 2500×1525, 2500×1220, 1830×1220, 1525×1525.

Фанера. Фанера представляет собой клееную древесину, состоящую из склеенных между собой трех и более (нечетное количество) листов лущеного шпона так, что волокна древесины в смежных листах имеют взаимно перпендикулярное (реже под углом 45°) направление. Наружные слои фанеры (рубашки) изготовляют из березы, ольхи, ясеня, ильма, дуба, бука, клена, лиственницы, внутренние слои (серединки) — из липы, осины, ели, пихты, сосны.

По толщине фанеру подразделяют: на тонкую — 1,5 и 2,0 мм, среднюю — 2,5; 3; 4,5 и 6 мм и толстую — 8; 9; 10 и 12 мм. Более толстые листы фанеры называют фанерными плитами.

Фанеру выпускают марок: ФСФ — склеенная формальдегид-ными клеями, ФК — склеенная карбамидными клеями, ФБА — склеенная альбуминоказеиновыми клеями.

Древесноволокнистые плиты. Плиты (ГОСТ 8904—81*) представляют собой листовой материал, изготовленный в процессе горячего прессования массы из древесного волокна с различными добавками, сформированной в виде ковра. По плотности плиты подразделяют на сверхтвердые, твердые, полутвердые, изоляционно-отделочные и изоляционные. Твердые древесноволокнистые плиты толщиной 3; 4; 5 и 6 мм применяют при ремонте мебели вместо фанеры и лущеного шпона.



Реставрация мебели - Древесные материалы для мебели

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Реставрация мебели"