Две стадии работы — надрезание и подрезание
Надрезание. Нож зажимают в кулаке (лезвием на себя) и с усилием ведут по линиям рисунка. Лезвие по отношению к плоскости дощечки должно стоять не вертикально, а несколько наклонно. Это и есть надрезание.
В результате из-под ножа выходит трехгранная деревянная полоска — «соломка». Подрезание выполняется той же или несколько более отлогой стамеской: отступают на 1-1,5 мм от линии рисунка во внешнюю сторону, с нажимом углубляют в дерево немного отклоненную от центра стамеску и несколькими движениями срезают соломку. Если радиус скругления невелик, надрез нужно делать не всем лезвием стамески, а одним заглубленным углом, тогда как другой уголок должен выходить наружу. Это позволяет даже с небольшим набором стамесок вырезать закругления разных радиусов. Этот прием используется не только в контурной, но и в более сложной — рельефной резьбе.
Как отделить соломку. Нужно стремиться к тому, чтобы соломка отделялась от заготовки сразу, вслед за ножом. Тогда резьба будет выглядеть чистой, с уверенными контурными очертаниями. Если в канавке остаются осколки соломки, лезвие ножа совмещают с плоскостями первоначальных срезов и все повторяют сначала, глубже входя в дерево.
Контурная канавка. Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая, помогая движению или, наоборот, сдерживая ход лезвия.
Завитки. Если в орнаменте много завитков, деталей с небольшими окружностями, лучше их вы-резать полукруглой стамеской. Стамеску зажимают в кулаке с небольшим наклоном к центру. Острая кромка ставится в 1-1,5 мм от внутренней линии круга. Лезвие с нажимом углубляется в дерево на 3-4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Движение продолжается до тех пор, пока линия не замкнется. Так делается надрезание.
Окружности. Если же полукруглых стамесок нет в распоряжении начинающего мастера, окружности вполне можно резать косым ножом. Только надо иметь в виду, что чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30°).
Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклоняя его вправо, влево, внутрь окружности и наружу.
Первое время приходится часто поворачивать заготовку, чтобы было удобнее резать. Для этого ее надо вынимать, переставлять и вновь зажимать в державках. Постепенно нужно приучаться к тому, чтобы заготовку во время работы не трогать, а резать в любом направлении без остановки. Вот, кстати, почему, выполняя контурную резьбу, резчик обычно стоит: в этом положений больше свободы движения.
В контурной резьбе плавность, непрерывность линии – одно из условий художественного исполнения узора.
Виды резьбы
I. Плоскорельефная резьба.
1) Резьба с заоваленными контурами.
2) Заоваленная резьба с подушечным фоном.
Заоваленная резьба с подобранным фоном.
II. Плосковыемчатая резьба.
1) Контурная.
2) Геометрическая.
III. Рельефная (объемная) резьба.
IV. Прорезная (ажурная) резьба.
1) Накладная.
2) Сквозная.
V. Скульптурная резьба.
Резьба по дереву - Две стадии работы — надрезание и подрезание