Категория: Механизация работ

Электрооборудование строительных машин и механизированного инструмента

Электрооборудование строительных машин, оборудования, механизированного инструмента состоит из комплекта двигателей, аппаратов, приборов, обеспечивающих привод движения рабочих органов, частей машин, регулирование их скоростей, защиту от перегрузок, контроль за работой и другие функции.

Строительные машины и механизированный инструмент (ручные машины) приводятся в действие от двигателей внутреннего сгорания, от электродвигателей переменного и постоянного тока, от гидравлических и пневматических двигателей.

В строительных машинах и электрифицированном инструменте в основном применяют асинхронные электродвигатели — коллекторные (с фазовым ротором) и короткозамкнутые однофазные и трехфазные.

Устройство и принцип действия электродвигателей вам известны из курса физики.

Для включения и отключения электрического тока, питающего двигатели, служат рубильники, магнитные пускатели, контроллеры.

Рубильник состоит из одного или нескольких подвижных ножей, шарнирно соединенных с контактными стойками. Ножи связаны сверху траверсой. К стойкам подводятся провода цепи двигателя машины. Для подключения источника электропитания ножи рубильника вводятся в губки, к которым присоединены провода внешней сети. Поворот ножей производят с помощью рукоятки. Рубильник монтируется на изоляционной плите или в силовом распределительном ящике совместно с плавкими предохранителями.

Рис. 1. Нереверсивный магнитный пускатель (крышка снята): 1 — дугогасящая камера; 2 — подвижная часть с электромагнитом и главными контактами; 3 — тепловое реле.

Рис. 2. Контактор переменного тока типа КТ (крышка снята): 1 — ярмо; 2 — обмотка; 3 — якорь; 4 — вал; 5 — подвижные главные контакты: 6 — то-коведущие пластины; 7 — размыкающие блок-контакты; 8—замыкающие блок-контакты; 9 — дугогасящая камера; 10 — неподвижные главные контакты.

На однодвигательных строительных машинах ток от вводного рубильника поступает в магнитные пускатели или контроллеры.

Магнитные пускатели применяют для пуска, остановки и регулирования асинхронных короткозамкнутых двигателей, а также замыкания и размыкания других электрических цепей. Пускатели состоят из главных контактов, реле и блок-контактов, заключенных в металлический кожух. Пускатель может иметь встроенные тепловые реле для защиты замыкаемой электрической цепи от перегрузок.

Защита от перегрузок. Машины и электродвигатели в случае нарушения нормальных условий их работы защищают от перегрузок с помощью защитных аппаратов и устройств. Различают следующие виды защит: защита от токов короткого замыкания; защита от самопроизвольного пуска двигателя (нулевая защита); защита от перехода рабочими частями, органами и механизмами допустимых положений (концевая защита).

Для защиты применяют различные устройства и аппараты.

Плавкие предохранители предназначаются для защиты электрооборудования и цепей от больших токов, возникающих при коротких замыканиях и значительных перегрузках. В предохранителе помещается проводник, обладающий низкой температурой плавления (плавкая вставка), который под действием большого количества выделяемого тепла расплавляется и размыкает цепь.

Предохранители выпускают трех типов: пробочные, рассчитанные на силу тока до 60 А, трубчатые СПО — до 360 А и пластинчатые — до 600 А.

Автоматические выключатели служат для автоматического отключения электрических цепей в случае перегрузок или коротких замыканий. Автомат отключается при срабатывании расцепителей максимального тока. Расцепители по принципу действия бывают тепловыми, электромагнитными и комбинированными.

При возникновении тока короткого замыкания биметаллическая пластинка теплового расцепителя нагревается и, изгибаясь, нажимает на рычаг, который через систему других рычагов вызывает отключение автомата. При электромагнитном расцепителе сердечник от тока короткого замыкания мгновенно втягивается в катушку и через рычаг отключает автомат.

Конечные выключатели предназначены для размыкания цепей электродвигателей при переходе отдельными частями (рабочими органами) машины предельных положений. Конечные выключатели разделяют на выключатели, срабатывающие при действии на них выключающих устройств, и выключатели, действующие после поворота вала на определенный угол.

Контакты конечных выключателей электрически соединяются с аппаратами управления, электродвигателями механизмов машины и с защитной панелью. Разрыв цепи конечным выключателем приводит к автоматическому отключению силовой цепи всей машины.

Аппараты ручного управления. Для нечастых переключений цепей управления и освещения строительных машин предназначены аппараты ручного управления: кнопки управления, выключатели, пакетные выключатели, универсальные переключатели и др.

Кнопки управления служат для замыкания и размыкания цепей катушек магнитных пускателей, реле, а также для включения звукового сигнала. Кнопка имеет замыкающий и размыкающий контакты, электрически не связанные между собой. Контакты выдерживают ток до 5 А.

Рис. 3. Кнопка управления: 1 — кнопка «пуск»; 2 — кнопка «стоп»; 3 — винт для присоединения заземляющего провода; 4 — подвижный контакт; 5 — неподвижный контакт.

Выключатели управления с ручным приводом используют для отключения линейного контактора защитной панели. Они также называются аварийными выключателями.

Пакетные выключатели применяют для цепей управления и освещения. С помощью их включают рабочее освещение и нагревательные приборы. Выключатель состоит из контактной системы и переключающего устройства. Пакетные выключатели выпускают на токи от 10 до 60 А.

Универсальные переключатели представляют собой аппараты для нечастых переключений электрических цепей с силой тока до 15 А. Переключатели различают по числу секций — от 2 до 16 и числу положений рукояток — от 3 до 6.

Резисторы (сопротивления), применяемые в строительных машинах, делятся на пускорегулирующие, включаемые в силовые цепи электродвигателей, и резисторы в цепях управления и сигнализации.

Пускорегулирующие резисторы включаются в цепь ротора электродвигателя и служат для плавного разгона, торможения и регулирования скорости вращения двигателя. Применяют резисторы из фехралевой или константановой проволоки и из фех-ралевой ленты. Проволочные резисторы применяют для двигателей мощностью до 16 кВт.

Резисторы в цепях управления и сигнализации применяют для ограничения тока в катушках реле, обмотках тормозных генераторов и т. д. Эти резисторы изготовляют проволочными.

Заземление. Обслуживающий персонал защищают от поражения электрическим током при напряжении 380/220 В, надежно заземляя машины, т. е. соединяя с заземляющим устройством. Корпуса электродвигателей соединяют с металлоконструкцией машины. Чтобы обеспечить надежный электрический контакт частей металлоконструкций машины, их стыки зачищают и плотно стягивают болтами с контргайками и стопорными шайбами и другими устройствами.

В корпусе силовых распределительных ящиков с рубильником предусматривается зажим для крепления заземляющего провода.

Способ заземления зависит от системы сети, в которую включена электроустановка. В сети с изолированной нейтралью силового трансформатора для заземления соединяют нетокове-дущие части машин и установок с землей. Между корпусом и землей выполняют металлическое соединение, обладающее небольшим сопротивлением.

В сети с глухим заземлением нейтрали силового трансформатора соединяют нетоковедущие части установки с заземленным нулевым проводом. В случае нарушения изоляции и замыкания на корпус происходит короткое замыкание между поврежденной фазой и нулевым проводом. В цепи возрастает-сила тока, благодаря чему срабатывают защитные устройства (автоматы, плавкие предохранители, реле)’ и отключают поврежденный участок.



Механизация работ - Электрооборудование строительных машин и механизированного инструмента

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Механизация работ"