Категория: Ландшафтное проектирование

Элементы ландшафтной композиции

Рельеф и геопластика

Рельеф — основа садово-паркового ландшафта, которая нередко предопределяет все его композиционные построения, архитектонику, общий характер зрительных впечатлений, в значительной мере функциональную структуру территории. Формы земной поверхности диктуют расположение водоемов и водотоков, организацию растительности, воздействуют на микроклимат. Так как рельеф наиболее стабильный компонент ландшафта, то остальные ландшафтные составляющие в значительной мере являются его производными.

Формы рельефа уже сами по себе способны оказывать определенный психоэмоциональный эффект. Так, замечено, что пониженные, замкнутые формы стимулируют состояние сосредоточенности, ощущение интимности. Напротив, человек, поднявшийся на вершину горы или холма, склонен испытывать чувство душевного подъема, бодрости, восторга. Поэтому чередование таких точек вдоль прогулочного маршрута предопределяет эмоциональное восприятие парка и должно рассматриваться как важный композиционный фактор.

Многие классические парки обязаны своим неповторимым своеобразием прежде всего умелому использованию естественного рельефа — вилла д‘Эсте и Альгамбра, Петродворец и Павловск, водоемов, но без растений парка в общепринятом значении не будет. Для того чтобы глубже изучить эстетические и иные закономерности построения ландшафта, понять его как единое целое, необходимо проанализировать каждый из основных составляющих компонентов во взаимосвязи с остальными.

Софиевка, Воронцовский парк в Алупке. Старые китайские и японские сады представляют собой горные пейзажи в миниатюре, знаменитые сады итальянских вилл основаны на сложной системе террас, английские парки трактуются как идеализированная всхолмленная местность.

В советском паркостроительстве традиция архитектурно-художественного использования особенностей рельефа проявилась еще в 30-годы при создании известного Нагорного парка им. С. М. Кирова в Баку. Трассировка дорог, создание видовых точек, расположение архитектурных сооружений, членение пространства и т. д.—все это зависит от сложившейся структуры рельефа и умения глубоко почувствовать, эстетически осмыслить ее.

Большую актуальность приобрела и проблема использования нарушенных форм рельефа, их рекультивация при создании парков, а в связи с этим изучение возможностей применения механизмов для искусственного моделирования рельефа, так называемой геопластики.

•Формирование парков на основе естественных форм рельефа. Парки на сложном рельефе. Парк, расположенный на горе или холме, имеет свои композиционные особенности. Куполообразный или конусовидный объем возвышенности в максимальной степени связывает парк с внешним окружением, в нем почти нет замкнутых пространств. Здесь трудно выделить определенные видовые точки, по сути дела весь парк представляет собой сплошную видовую «поверхность», а раскрытие видов имеет многосторонний или круговой характер.

Композиция парка-холма обычно строится на сети дорог, которые принимают вид спирали или серпантина. Последовательное «чтение» композиции начинается внизу у подножия и заканчивается на вершине — четко выраженной природной доминанте, где композиция достигает свой кульминации (рис. 1). Путь наверх характеризует прежде всего цикличность, постепенность и многократность раскрытия видов на окружение при возрастающем нарастании зрительных впечатлений (рис. 2). Чем выше поднимаешься, тем большее пространство охватывает взгляд. Тем не менее желательно переключать время от времени внимание пешехода на ближние планы и непосредственное окружение дороги, создавать искусственно закрытые участки пути, сменяющиеся панорамами в самых выгодных точках. По мере своего эмоционального воздействия эти промежуточные акценты не должны, однако, спорить с вершиной — главным фокусом всей композиции.

Перед выходом на верхнюю обзорную площадку целесообразно задержать эмоциональную разрядку и дать некую композиционную паузу — это может быть относительно монотонный подъем по лестнице, укрытый зеленью участок тропы, дороги. Такой прием усиливает эффект внезапного раскрытия завершающей панорамы — кругозора. Сама площадка вовсе не обязательно должна располагаться на наивысшей отметке, часто бывает выгоднее расположить ее несколько ниже, но непосредственно над самым крутым уступом, который может быть создан искусственно. Важно, однако, обеспечить возможность кругового осмотра после многих односторонних видовых точек вдоль спирального подъема.

В практике паркостроения не всегда учитываются эти довольно простые композиционные закономерности, что значительно снижает общее впечатление от парка. Так, спиралевидная дорога парка «Сухумская гора» хотя и начинается довольно парадно — у подножия она отмечена колоннадой, затем трассирована без учета поступательного нарастания зрительных впечатлений, на ней почти нет обзорных площадок, движение машин и пешеходов совмещено на одной проезжей части, а вершина «забита» слишком плотной зеленой массой, что мешает круговому осмотру окрестностей.

Композиционные закономерности построения парка на крутом рельефе можно проследить на примере Нагорного парка им. С. М. Кирова в Баку, который был запроектирован и частично осуществлен в предвоенный период проф. JI. А. Ильиным. Нагорный парк занимает живописные склоны так называемого Бакинского амфитеатра, обращенные к центральной части города, на отметках с 4 до 180 м над уровнем моря и соединяется у подножия с Приморским бульваром.

Композиция парка ярусная, многоступенчатая. Первый ярус (5…60 м над уровнем моря) — это как бы преддверие парка, на втором ярусе (65…100 м) расположены центральная площадь, детский и культурно-просветительный сектора. Ближний к городу и наиболее высокий и обрывистый холм этого яруса занимает монумент С. М. Кирова. Эта точка прекрасно воспринимается с моря, со всех уголков парка, с центральных улиц города и приморского бульвара. Третий ярус парка представлен более покатыми склонами и нагорным плато, он предназначен для спортивного сектора, поля массовых действий, открытого театра. Отсюда открываютя самые широкие перспективы, в то же время отдаленные от бровки участки плато в большей мере зрительно изолированы от остальной части парка и города. Последний, четвертый ярус — наиболее высокие гребни и отдельные вершины, где не располагают никаких сооружений.

Рис. 1. Использование естественных форм рельефа в композиции парка. Парки на склонах и надпойменных террасах. Ступенчатый характер композиции, переход от широких открытых перспектив с верхних ярусов к более ограниченным видам на нижних, использование серпантинных подъемов и спусков, лестниц, подпорных стен и т. п.: 1 — бровки, точки наибольшей визуальной активности; 2 — склоны, воспринимаются с вышележащих бровок; 3 — террасы

Рис. 2. Нагорные парки. Спиральное циклическое развитие композиции, постепенное раскрытие панорамы на внешнее окружение парка, особая, кульминационная роль вершины горы, холма: а — и — последовательное раскрытие видов по мере подъема; 1 — начало подъема и развития композиции парка; 2 — спиральная аллея; 3 — круговая цикличность видов; 4 — вершина горы, кульминационная точка композиции; 5 — серпантинный спуск

Первоначальные эскизы парка, рисунок дорог, террас и другие элементы полностью подчинялись существующему рельефу. Но затем в ходе строительства выяснилось, что лучше следовать ему лишь в основных направлениях, устраняя многие второстепенные детали срезкой или заполнением, тем самым упрощая работы и в то же время подчеркивая общую структуру рельефа.

Проведенный нами детальный анализ рельефа Бакинского амфитеатра показал, что решающее значение для композиции парка и прилегающих к нему территорий имеют мысообразные выступы ярусов с наиболее крутыми склонами и четко выраженными бровками — своего рода «золотые точки» рельефа, доминирующие над нижележащими пространствами. Такие точки целесообразно использовать для организации видовых площадок, размещения особо ценных архитектурных сооружений, монументов. Крутые склоны под ними в целях сохранения визуальных связей центра города с природным окружением целесообразнее оставлять в их естественном виде. Рядовую парковую застройку, которая не может обогатить силуэт и панораму склонов, лучше располагать на некотором отдалении от бровки. Не менее важно обеспечить свободные зрительные выходы в сторону города и моря из полузамкнутых «бухт», образованных отступами рельефа. Не случайно в одной из самых крупных из них намечается строительство подковообразной трибуны со спортивной ареной и площадью для действий.

Главная особенность парка, расположенного на склоне, — фронтальность его композиции. Наклонная плоскость организует и предопределяет всю систему визуальных коммуникаций — взгляд скользит с верхних террас на нижние и далее к подножию склона. При положении наблюдателя внизу взгляд устремляется прежде всего вверх, поднимаясь с одного горизонтального уровня на другой к вершине. Такое одностороннее раскрытие парка заставляет трактовать его как последовательную серию картин, симметричную к главной оси движения, обычно направленной поперек склона или по диагонали к нему.

Типичной композиционной задачей таких парков является выявление пространственной структуры склона, которая часто сводится к формированию системы террас, т. е. чередованию подъемов и относительно плоских ступеней рельефа. Решающую роль играют при этом бровки — четкие переломы, переходы от плоских элементов к наклонным. Именно отсюда, с бровок открываются виды вниз, здесь формируются силуэтные линии ограничения видимости при восприятии парка снизу. Параллельные линии бровок вместе с наиболее крутыми участками склона определяют вид парка при фронтальном его рассмотрении, в то время как плоские ступени скрыты от наблюдателя. Цель ландшафтного архитектора — подчеркнуть с помощью архи-тектурно-ландшафтных средств эту ступенчатую, ритмичную структуру рельефа.

Другая особенность заключается в том, что основные парковые сооружения, а также такие элементы, как спортивные площадки и т. п., размещаются на указанных ступенях в тех местах, где они достигают наибольшей ширины. При этом крутые участки склонов обычно остаются свободными от застройки. Такое чередование ярусов типично для склонового парка. Эту закономерность можно проследить как в классических парках, так и во многих парках советских городов, расположенных на крутых берегах больших рек — на Косогоре в Ульяновске, на правом берегу Волги в Нижнем Новгороде, на склонах Днепра в Киеве и Днепропетровске.

Парк им. Фрунзе в Витебске расположен на крутых террасированных склонах р. Витьбы. Своебразие парку придают хорошо прорисованная живописная сеть дорог и малые архитектурные формы, вписанные в рельеф. Ландшафт обогащается включением каменных подпорных стенок, декоративных боскетов, пергол, интимных зеленых «кабинетов», лабиринтов.

Сложная система террас, видовых аллей и площадок, обращенных к Днепру, организована в недавно реконструированном парке им. Шевченко в Днепропетровске. Здесь сохранены естественные каменные откосы, отдельные сооружения, такие, как игротеки, танцплощадки, детский городок, а окружающие их площадки как бы встроены в «ступени» рельефа. На видовых бровках деревья высажены «букетами», которые, обеспечивая затенение, в то же время не заслоняют панорамы речной долины и островной части парка.

Так называемые отрицательные формы рельефа — каньоны, узкие речные и горные долины, ложбины, овраги и т. п. — требуют совершенно иных приемов садово-парковой композиции, чем рассмотренные выше.

Определяющим фактором композиции парка, расположенного в горной долине или каньоне, является наличие склонов, ограничивающих пространство с двух сторон, и узкой горизонтальной плоскости днища, занятого водотоком и поймой. В такой ситуации всегда есть ведущая продольная пространственная ось, которая подчиняет себе весь парк. Вдоль этой оси обычно проходят главные аллеи, размещаются основные парковые сооружения, крупные площадки (рис. 12.3). Если поперечный профиль долины в самом типичном случае как бы симметричен, то продольный уклон долины сообщает ей ярко выраженную динамику — вверх и вниз по течению водотока. Характерной приметой является и то, что боковые склоны — борта долины всегда находятся в поле зрения, важно сохранить их в естественном состоянии, предотвратить возможные нарушения растительного покрова, эрозию почвы, осыпи и пр.

Как правило, относительно прямые и широкие участки должны сменяться резкими поворотами. Это обстоятельство предопределяет выбор наиболее инсоли-руемых (желательно в течение второй половины дня) и просторных участков для размещения основных мест массового отдыха в парке. Узкие затесненные места используются лишь для связи между основными расширенными участками парка, но играют важную композиционную роль — они членят линейное пространство на определенные отрезки. Особенно важны участки склонов в торце расширенных участков долины на ее поворотах, они долго находятся в поле зрения при передвижении по продольной оси.

Рис. 3. Парки в горных долинах. Сквозная продольная ось композиции, определяющая визуальное воздействие береговых склонов, членение пространства на отдельные замкнутые ландшафтные «бассейны»: 1 — композиционная ось; 2 — центральная зона; 3 — боковые зоны активного визуального раскрытия

Типичным примером организации парка в узкой речной долине является каньон р. Раздана в Ереване. Его характер определен цепочкой каскадных запруд вдоль реки, которые вносят разнообразие и помогают избавиться от ощущения замкнутости, «сдавленности» пространства — крутые стены каньона местами достигают высоты 100 ми более.

Интересно проследить, как меняются зрительные впечатления при следовании вдоль единственной продольной композиционной оси этого парка. Пройдя под огромной аркой автодорожного моста, пешеход оказывается в довольно узкой долине, временами принимающей характер горного ущелья, изолированного от городского окружения. Шум падающей воды у многочисленных плотин также усиливает ощущение отрыва от обычной городской обстановки. Затем в более широких участках на верхней кромке становятся заметными отдельные высотные сооружения и здания, расположенные непосредственно у обрыва. Наконец, в нижней части парка каньон включает в себя грандиозную чашу стадиона, пространство еще более расширяется и как бы сливается с городом.

Рис. 4. Парки на овражных территориях. Преобладание замкнутых композиций, выявление пространственной оси, подводящей к «устью» оврага, и эффект выхода к открытому пространству, организация малых каскадных водоемов с водопадами, организация верхних видовых точек на бровке: 1 — композиционные узлы; 2 — главная ось композиции: 3 — второстепенные оси композиции; 4 — бровки и видовые точки; 5 — днище оврага; 6 — склон оврага; 7 — верх оврага

Лучшие видовые точки парка расположены не внизу, а на крутых боковых склонах долины, в местах ее излома в плане — из смежного парка «Цахкад-зор», у мостов и др. Подход к центральной части парка (где находятся памятные родники и станция детской железной дороги) идет от городского центра через глубокий тоннель, что создает определенное настроение и подготавливает к восприятию парка.

Исходная ситуация при размещении парков на овражной территории или на базе использования большого тальвега во многом напоминает ситуацию парка в долине, но и имеет свои особенности. Протяженность любой овражной системы обычно невелика, каждый тальвег или овраг выходит к широкому пространству реки или равнины, поэтому такие выходы становятся главными и характерными элементами пространственной композиции (рис. 12.4). В структуре рельефа овражного парка можно выделить следующие основные части: верхнее плато, основной ствол оврага и его боковые отвершки, открытую зону в месте выхода оврага к открытому пространству. Кроме того, выделяются мысообразные выступы плато в местах слияния оврагов, боковые склоны и днища в самих оврагах и тальвегах.

Хотя при работе над композицией парка желательно подчеркнуть естественную архитектонику рельефа, все же здесь, как правило, приходится главные усилия направлять на обогащение исходной ситуации — смягчение слишком резких уступов оврага, расширение его пространства, озеленение, обводнение и т. д.

Для тех мест парка, которые расположены непосредственно в пределах тальвега и оврага, характерна определенная замкнутость пространства. Это свойство данной формы рельефа может быть композиционно подчеркнуто, что обеспечит некую интимность, «камерность» среды. Однако чаще приходится решать обратную задачу — как придать более открытый характер чересчур замкнутым и измельченным пространствам. Это достигается обычно трассировкой сети дорог, троп и лестниц, которые сбегают со склонов и сливаются затем в единое «русло» у выхода из оврага. Ведущий вид озеленения в таких ситуациях — газоны и кустарники, высокая растительность применяется лишь в отдельных местах для разнообразия пейзажа. Архитектурные сооружения лучше размещать вблизи бровок верхнего плато и у выходов оврага.

Примеры создания парков на овражных территориях можно видеть, в частности, в Волгограде, где они стали важным элементом системы озеленения, а также и во многих других городах, где сильно развиты процессы эрозии прибрежных склонов. Один из красивейших парков в стране — Стрыйский во Львове — сформирован на основе мастерского использования особенностей овражного рельефа.

Парки на ровной местности. Наибольшие трудности архитектурно-художественного порядка возникают не в тех случаях, когда рельеф выражен четко и определенно, а на относительно ровной местности, где надо уметь почувствовать нюансы рельефа, попытаться использовать в композиции малозаметные неровности земной поверхности, увидеть и развить то, что кажется лишь намеком, превратить ту или иную деталь в существенный фактор архитектурно-ландшафтной организации территории.

Основа выразительности многих исторических садов, например Во-ле-Ви-конта, Версаля и Шантильи, созданных Jle Нотром — известнейшим мастером французского классицизма (прозванным «садовником короля и королем садовников»), построена именно на игре горизонтальных плоскостей, тончайших перепадах уровней газонов дорог, водных зеркал, низких парапетов, которые оживляют однообразную поверхность земли и создают необходимый композиционный эффект.

Абсолютно ровной поверхности в природе не бывает, внимательный глаз всегда заметит оживляющие равнину топографические подробности — небольшие всхолмления, лога и гряды, замкнутые понижения и пр. Задача заключается в том, чтобы сохранить и усилить наиболее интересные детали рельефа, включить их в композицию, «раскрыть» посетителю парка или зоны отдыха.

Надо иметь в виду роль контраста. Если мы намерены усилить зрительный эффект небольшого холма или горки, посетителю лучше подойти к ним по ровной дороге или увидеть на фоне плоской местности, а еще лучше на фоне многопланового пейзажа с четко выраженными членениями (рис. 5). В самом общем виде принцип включения микрорельефа в композицию можно выразить усилением амплитуды колебаний высотных отметок: то, что расположено относительно выше общего уровня, должно казаться еще выше, то, что ниже — должно казаться еще ниже. При этом самые выигрышные ситуации возникают там, где эти противоположности находятся в непосредственной близости друг к другу. Основные видовые направления парка должны ориентировать зрителя на эти участки именно с тех сторон, где контраст выражен максимально.

Рис. 5. Парки с использованием форм микрорельефа. Композиционные приемы усиления амплитуды колебания высотных отметок, посадка деревьев или размещение архитектурных сооружений на самых высоких точках, устройство насыпных горок, подчеркивание небольших впадин и понижений: 1 — начало развития композиции; 2—зона композиции, рассчитанная на восприятие издалека; 3—силуэт; 4— начало развития композиции; 5 — ритмически повторяющиеся видовые точки; 6 — ритм наклонных к лучу зрения плоскостей с четкой планировкой; 7 — небольшая горка, холмик определяют композицию, связанную с окружением; 8 — блюдцеобразное понижение определяет замкнутость и изолированность композиции

Садово-парковое искусство давно уже выработало приемы подчеркивания, утрирования форм микрорельефа. К ним относятся, например, посадки деревьев с высокой кроной на вершинах холмов и гряд, размещение там отдельных архитектурных сооружений, организация малых водоемов в понижениях и др. Решающую роль может в этих случаях сыграть учет определенной точки зрения — вид на холм снизу, вид на водоем с более высокого и крутого берега, выбор такой позиции, где обеспечивается самый большой вертикальный угол восприятия панорамы, ее многоплановость. Зрительно усилить значение небольшой возвышенности или склона могут и такие приемы, как намеренное усложнение рисунка тропы или дороги — придание им характера серпантина, обсадка склона низкорослыми деревьями и усложнение его формы для создания иллюзии большой высоты.

Анализ примеров планировки показывает, что характер дорожно-тропиночной сети зависит прежде всего от степени вертикальной и горизонтальной расчлененности рельефа: чем сложнее поверхность земли, резче перепады, больше изрезанность, тем больше оправдана извилистость дорог, неожиданные изменения их направления, крутые повороты, частые перемены в поперечном профиле (рис. 6). Прямые подъемы при уклонах порядка 10° обычно заменяют на диагональные, в тех случаях, когда высота подъема значительна и диагональное направление уводит дорогу слишком далеко в сторону, становится наиболее оправданным серпантинный подъем. Неоправданное рельефом петляние парковой дороги по ровной местности часто вызывает раздражение пешехода, провоцирует его на «срезание угла».

В парках, расположенных на горных склонах, в долинах рек, на территории, покрытой оврагами, среди холмов и озер, есть основания для создания так называемых альпийских ландшафтов, ведущим компонентом которых является камень. Хаотические россыпи валунов, нагромождения скал, наслоение гальки, гравия, песка могут ассоциироваться с природными моренами высокогорий и горно-альпийскими лугами. Великолепные примеры использования камня для обогащения садово-паркового ландшафта можно наблюдать, например, вСофиевке, Александрии, Воронцовском парке в Крыму. Особого развития это своебразное искусство достигло в известных исторических садах Китая и Японии (сад камней в Киото), где композициям из камня придавалось определенное символическое значение. Традиция включения камня в пейзаж существует и в наши дни, причем не только при создании альпинариумов в ботанических садах (например, в Ботаническом саду АН УССР в Киеве), но также и при оформлении массовых парков. Из последних примеров можно привести парк в Черкассах, где берега водоемов обрамлены завезенными сюда крупными глыбами гранита, или народный парк на горе Витоша, где «каменные реки» (естественные россыпи камня) использованы в качестве важного элемента общей композиции.

Рис. 6. Парк Кинцигзее. Германия. Пространственная композиция парка следует характеру мягкого рельефа речной долины. Пойманные понижения и техногенные нарушения рельефа использованы для создания пруда с естественным очертанием берегов озера: 1 — спортивная зона; 1 – кемпинг; 3 — пляж; 4 — аллеи для верховой езды; 5 — сад любимых занятий; 6 — рыбный пруд; 7 — луг для игр

Приемы включения камня в парковый пейзаж достаточно полно изложены в литературе (Петцольд, Андре, Рубцов, Лыпа и т. д.). Здесь надо подчеркнуть лишь необходимость возможно большей естественности при введении альпийских мотивов в парк. Важно избежать эклектического, беспорядочного смешения равнохарактерных компонентов, не имеющих аналогов в природе. Существует сложная взаимосвязь между характером местного рельефа, грунта, растительности, водоемов и композицией из камня. Это надо иметь в виду при выборе формы, цвета и фактуры отдельных камней.

Формирование парков на нарушенных территориях. Геопластика. Одна из характерных черт современного мирового паркостроения связана с большим размахом работ по преобразованию отработанных территорий. Речь идет о ландшафтной рекультивации, превращении бывших шахтных разработок, свалок мусора, заброшенных карьеров, пустырей и т. п. в места отдыха. По нашим подсчетам, около половины парков, заложенных в последние 10 лет, созданы на «неудобных» землях.

Широкий интерес к этому виду паркового строительства связан с дефицитом свободных от застройки и не занятых под сельское хозяйство естественных ландшафтов вблизи крупных городов, большим распространением нарушенных территорий (рис. 7, 8), а также теми новыми творческими возможностями, которые открывает ландшафтному архитектору современная техника — мощные землеройные и транспортирующие механизмы, применяемые для горных работ.

Создание парков путем использования нарушенных городских земель имеет давнюю историю. Уместно напомнить, что еще в 1864—1867 гг. был создан живописный парк Бютт-Шомон (Франция) на месте старой заброшенной каменоломни с обрывистыми стенками и грудами породы на ее дне. В чаще карьера было устроено озеро с островом-скалой 50-метровой высоты, на вершине которой соорудили ротонду, откуда открывается вид на Париж. В прежних выработках были устроены гроты.

Современная техника позволяет проводить подобные работы с несравненно большим размахом, чем прежде. Сошлемся на впечатляющий пример восстановления нарушенных территорий и превращения их в место массового отдыха — ПКиО в г. Катовице (Польша). Безжизненный «лунный» пейзаж, оставшийся здесь после выработки угольных шахт и каменных карьеров, болота, заброшенные каменоломни, пустыри, заросли дикого кустарника — вот что представляла эта территория в прошлом. Теперь в результате более чем 20-летних усилий она превращена в цветущий зеленый массив. Бывшие карьеры использованы для создания целого комплекса водоемов, в том числе озер для парусных судов, каналов для гребли, спортивных бассейнов, купален и пляжей. После частичной замены почвы в парке высажены деревья самых различных пород, что позволило экспериментально проверить их пригодность для рекультивации нарушенных земель, особенно богато представлена флора молодого парка цветами — одних кустов роз насчитывают здесь свыше 50 тыс. С каждым годом все труднее представить себе тот безжизненный ландшафт, который когда-то здесь господствовал.

Наиболее широкое распространение получило создание парков и зон отдыха на базе нарушений с «отрицательными» формами рельефа, которые могут быть превращены в водоемы.

Парки на рекультивируемых территориях имеют свою специфику, связанную прежде всего с характером прошлого промышленного (хозяйственного) использования участка и определенными технологическими требованиями рекультивации ландшафта. Вновь формируемый ландшафт далеко не всегда должен имитировать естественный, так как это иногда удорожает строительство, не всегда обеспечивает оптимальное функциональное решение, а иногода и содержит в себе некую художественную «неправду». Вопросы использования нарушенных форм земной поверхности тесно связываются здесь с пластическим моделированием рельефа.

Геопластика — одно из самых перспективных направлений в современной ландшафтной архитектуре — представляет собой разновидность вертикальной планировки, которая в большой степени преследует архитектурно-художественные цели. Примеры создания искусственного рельефа — холмов, террас, земляных валов, амфитеатров и т. п. — известны с древних времен, но именно в наше время возможности техники выросли настолько, что формирование рельефа применяется в массовом паркостроительстве. Современная техника позволяет создать практически любой рельеф, это налагает на архитектора особую ответственность, и выбор того или иного решения зависит от его знаний, вкуса, определенной творческой позиции. Вопросы композиции здесь тесно связаны с экологией, экономикой, агротехникой и требуют серьезного научного анализа, проведения экспериментальных работ.

Рис. 7. Александровский парк в Орджоникидзе (Украина) на месте марганцевых карьеров

Цели работ по формированию искусственного рельефа в садах и парках могут быть как утилитарного, так и эстетического порядка. К первым относятся, например, возведение шумозащитных брустверов, горок для санного спуска. Моделирование рельефа может преследовать и чисто художественные цели, например, для усиления выразительности ландшафта при плоском рельефе, для создания земляной насыпи — пьедестала, закрытия нежелательной перспективы, организации визуальной «рамки», заглубления партера, наконец формирования так называемого скульптурного рельефа (рис. 9).

Рис. 8. Парк на горе Ликкебетос в Афинах на месте каменного карьера: а — общий вид; б — разрез по амфитеатру; в — разрез в районе главного входа

Рис. 9. Приемы восстановления нарушенных ландшафтов при организации парков: 1 — включение террикоников в ландшафт парка: 1 — смягчение резких контуров отвала и приближение их к естественным формам; 2 — выборочное озеленение, зрительно расчленяющее объем отвала; II — смягчение формы и озеленение отвалов хребтового типа; III — озеленение и пластическая обработка террас; IV — использование исходной формы карьера при организации парка в виде: 1 — «игрового» ландшафта; 2 — декоративного водоема со «сценой»; V — пластическая обработка рельефа и благоустройство отвалов террасообразного (а) и гребневидного (б) типов: 1 — имитация природных форм; 2 — стилизация регулярных, геометрических форм; VI — варианты использования территорий под отвалами: 1 — полная разборка отвала; 2 — частичная разборка отвала; 3 — трансформация отвала в группу холмов естественных очертаний; VII — формирование поперечного профиля выемки траншеи канала: 1 — без учета последующего рекреационного использования; 2 — с учетом удобного схода к воде и купания, озеленения и т. д.; VIII — варианты ликвидации выемок и провалов: I — полная засыпка; 2 — частичная засыпка с сохранением каналов; 3 — трансформация рельефа; IX — использование нарушений с отрицательными формами рельефа в композиции парка: 1 — полная ликвидация провалов; 2 — превращение карьера в водоем; 3 — устройство амфитеатра

Все разнообразие приемов пластической обработки рельефа можно условно разделить на три категории. Первая — воссоздание, имитация встречающихся в природе форм, вторая — создание подчеркнуто геометрических, регулярных или «абстрактных» форм и третья, когда архитектор, не подражая естественному ландшафту, в то же время не стремится и к нарочитой регулярности, отталкивается прежде всего от функции объекта, находя именно в этом источник композиционной выразительности.

Первый путь — воспроизведение искусственным путем натуральных форм — можно считать традиционным для классического, например, русского паркостроительства. В том или ином виде его можно наблюдать и в парках, созданных в самые последние годы — острова Сказок в детском парке Анапы, холм в парке Авиаторов в Ленинграде, гора в южной части олимпийского комплекса в Мюнхене и т. д.

Подчеркнуто искусственные формы рельефа можно наблюдать, например, в некоторых мемориальных выставочных и детских парках. Геометрически правильный, конусовидный объем холма Славы под Минском благодаря четкости своей формы хорошо выделяется на фоне окружающей его равнины.

Земляные скульптуры абстрактной формы в парке Флорали вместе с подчеркнуто условной стилизованной организацией зелени, дорожек, водоемов придают своеобразный характер некоторым зонам этого выставочного парка. Самые разнообразные и неожиданные формы рельефа можно видеть в детских парках — «пирамиды», «кратеры», лабиринты, фантастические и «лунные» пейзажи. Так, в г. Эркрат создан «игровой» рельеф, представляющий собой 15-метровой высоты гору, склоны которой образуют правильные амфитеатры и «желоба» для спуска.

Еще большие возможности открывает последний из трех вышеуказанных приемов организиции искусственного рельефа. Форма огромного насыпного холма стадиона им. Кирова в Ленинграде определена прежде всего утилитарными соображениями — разместить трибуны и подсобные помещения, укрыть от ветров спортивную арену и т. д. Но этот мощный многоярусный объем одновременно служит и композиционным ориентиром парка, оживляет его плоский рельеф. Издалека он воспринимается как естественное возвышение, вблизи работает как архитектурное сооружение — монумент.

Искусственные «лагуны» гидропарка в Торонто, не имитируя настоящие, организованы так, чтобы обеспечить наибольшие удобства для пользования пляжем, учесть требования инсоляции, ветрового режима и др. Мягкие очертания берегового склона вблизи плавающей сцены в уже упоминавшемся выше Олимпийском парке образуют оптимальные уклоны для размещения зрителей. Характерной особенностью одного из парков Ульяновска стали насыпные холмы с плоскими вершинами, на которых сосредоточены парковые сооружения. Эти «городки» возвышаются на низменной пойменной территории, изредка затапливаемой паводковыми водами. Спортивные поля парка Трамбле в Париже, образуя в плане гигантский цветок, расположены таким образом, чтобы открыть перспективы на центральную арену и главный корпус из всех уголков парка. Эта возможность обеспечивается ступенчатообразным понижением рельефа от краев к центру.

Работая над искусственным рельефом, необходимо учитывать ряд специфических требований. Формы, рожденные творческим воображением архитектора, должны тщательно проверяться на макетах, в противном случае их реальный эффект может резко отличаться от задуманного. При этом надо иметь в виду, что одни и те же уклоны выглядят в натуре более крутыми, чем при рассматривании макета сверху. Проектирование рельефа в этом случае мало чем отличается от работы скульптора. Как «геометрический», так и «натуральный» искусственный рельеф должны соотноситься со сложившимся ландшафтным окружением, согласовываться с ним стилистически и масштабно. Новая форма может быть контрастной по отношению к своему фону, но не должна вносить дисгармонии в парковый пейзаж.



Ландшафтное проектирование - Элементы ландшафтной композиции

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Ландшафтное проектирование"