Категория: Проектирование

Эскизирование (творческий поиск)

Этап творческого поиска — центральное звено процесса архитектурного проектирования. Поиск идеи и замысла проектного решения основывается прежде всего на информации, полученной в ходе разработки программы-задания и отбора исходных идей.

Рис. 1. Проект четырехкомнатного дома. Конкурсное предложение архит. Д. Шенкер. Киев. 1987 г.

Творческие процессы не всегда подчиняются общей схеме и основаны на индивидуальных способностях, образовании, остроты мышления, владении средствами выражения идеи. В качестве исходной методики поиска проектного решения предлагается подведение итогов и фиксация результатов трех стадий: наброски (клау-зура), эскиза-идеи, эскизных вариантов.

Клаузура — вид проектной деятельности, предназначенный для кратковременной концентрации творческой энергии, выявлении своего отношения к теме, определения в общих чертах архитектурного и композиционного замысла. Цель этой фазы — получить первичное образное представление об объекте.

Клаузурный набросок должен содержать лишь то, что необходимо для раскрытия идеи: изображение должно быть обобщенным и выразительным. В состав клаузуры входят рисунки плана, разреза, фасада, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая-либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику сооружения в окружающей среде. Исполнительная манера должна соответствовать жанру темы.

Эскиз-идея — это фаза, на которой сочетаются исследовательский и собственно творческий процесс; на основе критической оценки собственных предложений, зафиксированных в клаузуре, формируются предложения по дальнейшему развитию темы. Цель фазы — ограничить область поиска и перевести проектирование в проблемную ситуацию.

Проблемы возникают при столкновении первичной идеи с остальными компонентами программы-задания. Уяснение проблемы ограничивает сферу поисков, при этом внимание становится направленным, а поиск — избирательным. Эскиз-идея выполняется в графических набросках и рабочих макетах, которые подвергаются логическому анализу.

При поиске эскиза-идеи применяют метод случайного перебора вариантов поиска компромиссов, неизбежных при столкновении первоначального замысла с другими условиями. Однако это не означает системный перебор требований программы-задания, так как подобная операция может привести к потере творческого вдохновения и путанице в мелочах. Ключевыми факторами при разработке эскиз-идеи служат исходные данные для проектирования.

Рис. 2. Проект одноэтажного жилого дома общей площадью 88 м2 Конкурсное предложение архит. Р. Азазян. Ереван

Разбор клаузуры можно проводить самостоятельно .или вынести ее на благожелательное обсуждение, при этом ставятся вопросы и сразу же ищутся возможные ответы: – как разместить здание на участке? – какие материалы можно использовать для стен, перекрытий, кровли? – как решаются отопление и вентиляция? – как обеспечить комфортные условия для всех членов семьи? – что будет с домом через 10…20 лет, нужно ли подумать о будущих пристройках? – откуда будет восприниматься дом и где устроить главный фасад? – нравится ли образ дома, цвет, пропорции, масштаб, соотношение частей, величина окон, орнамент, другие украшения? – какие экономические ограничения следует принять во внимание? – на какие этапы можно разбить строительство дома?

Завершение эскиза происходит путем разработки серии вариантов, из которых каждый последующий является модификацией предыдущего. Уточнения и изменения ведутся в рамках выбранной принципиальной схемы. Цель фазы – добиться совместимости всех учитываемых требований и гармонии с окружающей средой.

Доработка эскиза — сложный творческий процесс развития рабочей гипотезы, выраженной в эскиз-идее; ведется в масштабах эскиза «наложением кальки на кальку». На этой стадии одно предложение сменяется другим, возникают новые образы и ассоциации на основе повторного анализа исходных данных и освоения информации, связанной с выбранной проблемой.

В процессе эскизирования новые идеи формируются путем оценки ситуации и состояния объекта, маловероятные решения отбрасываются, отдельные элементы и предложения исключаются, другие входят в новый эскиз, происходит постепенное уточнение замысла. Возникает центральное представление о решении задачи.

Для того чтобы убедиться в том, что ваше решение единственно правильное, предлагается проделать и оценить следующие манипуляции: – попробовать переставить и перегруппировать комнаты; – изменить место входа в дом; – поменять ориентацию дома относительно солнца; – изменить высоту помещений и пропорции фасада, форму и вынос крыши; – увеличить размеры или количество оконных, проемов, выделить главное окно, эркер; – максимально использовать пространство лестницы и промежуточные площадки; – представить (и нарисовать), как будет выглядеть ваш дом ночью (проверка силуэта здания); – попробовать изобразить планировочное решение в очень маленьком масштабе (на спичечном коробке) для проверки ясности его структуры.

Этап творческой разработки — длительная стадия собственно проектирования — начинается с анализа, развития и углубления эскизного предложения. В эскизе много неопределенного, и уже один переход на укрупненный масштаб требует детализации, уточнения и привлечения дополнительной научной и технической информации. Планы этажей, фасад, разрез изображаются в масштабе 1:100 или 1:50, при этом уточняются толщина стен, размеры оконных и дверных проемов.

Планы здания вычерчиваются на основе модульной сетки координационных осей.

Рис. 3. Модульное построение плана и разрез здания. Конкурсное предложение архитекторов А. Шаповаловой, Н. Бабий, А. Калиниченко, И. Снегуровского. Киев, 1987 г.: 1 — стеклопрофилит; 2—черепица; 3— мостик обслуживания; 4—гелиоприемники; 5 — остекление оранжереи

Расстояние между осями должно быть кратно 60 см, что даст возможность использовать индустриальные конструкции. Затем тонкими линиями указывается толщина наружных и внутренних стен, которая будет различной в зависимости от материала и требований теплоизоляции. Для первого приближения наружные каменные стены принимают толщиной 50 см, а внутренние — 40 см. Осевые линии внутренних несущих стен должны совпадать с линией модульной координационной сетки. Наружные стены привязываются к координационным осям со смещением: 20 см во внутрь и 30 см наружу от оси. Перегородки и ненесущие стены нет необходимости привязывать к модульной сетке. Толщина перегородок зависит от материала. На этом этапе проектирования толщину перегородок можно принять 10… 15 см. Наружные двери должны открываться на улицу, а двери внутри помещений не должны задевать друг друга при открывании. Лестница показывается в виде ступеней шириной 30 см для крыльца и 20 см для внутренней лестницы на второй этаж. Ширина внутренней лестницы 90 см. Ширина дверей не менее 70 см для подсобных помещений и 80… 100 см для комнат (рис. 3).

Для того чтобы проверить удобство комнат, на планах размещают функциональные группы мебели и оборудование в принятом масштабе.

Разрез здания вычерчивают, начиная с осевых линий стен и опор. Плоскость разреза должна быть расположена так, чтобы создавалось полное представление о конструктивной схеме и характерных частях здания: через вход, лестницу, главную комнату, летние помещения, через окна и двери (а не через простенки). Прежде всего устанавливают уровень пола первого этажа, который должен быть выше уровня земли не менее чем на 15 см (отклонение от этого требования связано с устройством дополнительной гидроизоляции), глубину заложения фундамента (для каменных зданий с подвалом — не выше уровня промерзания грунта), высоту отмостки. Назначают высоту помещений первого этажа и толщину между этажного перекрытия. Плоское перекрытие из дерева или бетона с устройством пола будет толщиной 20.,.30 см. Высота второго или мансардного этажа часто определяется характером кровли. Толщи на плоской кровли из железобетона со слоем утеплителя 30…50 см, толщина чердачного перекрытия около 25 см, стропильные конструкции из бруса или досок будут толщиной около 20 см.

Фасад здания вычерчивают на основе планов и разреза, однако в процессе проектирования все три проекции постоянно уточняются, разработка ведется методом уступок и приближений. Необходимо предусмотреть все связи дома с внешней средой, упорядочить расположение окон и дверей, увязать взаимодействие внутренней и внешней структур здания, обеспечить комфортные условия светового режима, благоприятную видимость, внешний вид (рис. 4).

Для улучшения наглядности эскиза фасад рекомендуется покрасить или отмыть. При изображении фасада необходимо сначала выделить основные отношения светлого и темного, дальнего и ближнего планов.

Рис. 4. Фасад и план подвала жилого дома

Плоскости стен, расположенных дальше от зрителя, показывают более темными; детали переднего плана — самыми яркими; падающие тени показываются темнее, чем собственные, узкие тени — интенсивнее широких.

На стадии эскиза все чертежи должны быть снабжены цепочками наружных и внутренних размеров, подсчитаны площади помещений; на разрезе нанесены размеры и отметки. Чертежи сопровождаются экспликациями состава помещений и необходимыми подписями (рис. 5.).

Грамотно выполненный эскиз является основанием для выполнения рабочих чертежей в проектной организации или основанием для договора со строителями. Следующей стадией персональной разработки проекта является объемное моделирование.

Рис. 5. Эскизный проект рубленого усадебного дома-комплекса для северных районов: 1— крыльцо; 2 — тамбур; 3 — прихожая; 4 — общая комната; 5 — кухня; 6— веранда; 7 — спальни; 8 — кладовая; 9 — помещение для скота и птицы; 10, 11 — помещение для инвентаря


Проектирование - Эскизирование (творческий поиск)

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Проектирование"