Категория: Дизайн и интерьер загороднего дома

Эстетика жилого дома

Понимание истинного смысла слов «красота», «жилище», «дом» позволит создавать действительно красивые жилые дома. Происхождение этих слов сложилось в глубокой древности. Используя древнерусскую буквицу мы реконструировали исходные понятия.

КРАСОТА — «движение к вселенской гармонии, наполненное любовью». Красота — первопричина божественного света — светочь постоянства вселенской любви. Там, где человек чувствует «движение к космической гармонии, наполненное любовью» он говорит «красиво».

ЖИЛИЩЕ — свет, любовь и милость есть; место, где имеются в единстве огонь, любовь и милость, или место, где «живут любовь и милость». Место, где «огонь дает любовь и милость».

ДОМ — «матерь благополучия и постоянства», «благополучие и постоянство наше», место нашего благополучия и постоянства.
ЖИЛОЙ ДОМ — свет и любовь постоянна в месте нашего благополучия и спокойствия.

КРАСИВЫЙ ДОМ — жилой дом, созданный по законам всеобщей гармонии, гармоничной взаимосвязи с Вселенной, материальным и духовным миром, временем, историей, окружающей средой, по законам Мироздания.

Не правда ли, как поэтично наши предки понимали природу жилого дома?

Зодчий всегда решает конкретную задачу, создает жилой дом для известного ему человека, в определенных социальных, природных, городских условиях. Поэтому конечная форма — построенное здание — у одного и того же архитектора неизбежно получится разной, если меняется хоть один из факторов формообразования. Сам творец дома — архитектор, как и все люди со временем изменяется внутренне и внешне. Один и тот же архитектор, в разные периоды своей творческой жизни одну и ту же задачу и, казалось бы, в тех же условиях, решает по-разному, каждый раз не повторяясь. В этом, очевидно, суть творчества.

Придуманный и построенный вами дом будет нравиться не всем людям. Многое зависит от личного эстетического опыта и чутья, от эстетического опыта и мастерства, а также от выбранных вами для проектирования и постройки своего жилого дома архитектора и инженера-строителя. В любом случае индивидуальный дом — всегда своеобразный «портрет» внутреннего мира, темперамента заказчика, отражает уровень врожденной и приобретенной эстетической культуры, и отражает уровень мастерства архитектора, т. е.. его способности говорить на языке архитектурной гармонии.

Таким образом, становится понятным, что красота — это потенциальное качество любого объекта. Оно может быть, но может и’ отсутствовать. Его может заметить один человек, но также и большое количество людей.

Учиться создавать красоту. Качество проекта зависит от способности человека видеть и ощущать красоту. Эстетическое чувство заложено природой в -человеке. Однако люди бывают разные, находятся на разных ступенях приближения к Мировой Гармонии и Мере, к Красоте. Чувство прекрасного нужно тренировать, воспитывать, ему нужно обучать. Все недостатки к слабости человека, его недопонимание природы сущего, а также человеческая способность создавать прекрасное, отражаются в построении жилого дома. Проектировщику необходимо начать с себя, с развития своей способности воспринимать прекрасное.

Образ жилого, дома. Наличие образа, «своего образа» характерно для любого здания. Образ представляет собой отражение в сознании человека объективной реальности здания, предназначенного быть чем-то. Образ жилого дома — его суть, т. е. субъективно обобщенная оценка целостности жилого дома. Она обусловлена не только эстетическими факторами, но и многими другими.

Что значит красивый дом? Красота — качество жилого дома, отражающее всеобъемлющее, многосторонние и комплексные связи его с Мировой идеей Гармонии. Красота — характеристика качества форм и пространств, отражающая Меру содержания: дома и окружения, человека и формы. Красота для человека— понятие относительное, и может быть в каждом объекте человеческой деятельности. Красота в природе —явление вечное, отражает гармонию и взаимосвязь Мироустройства.

Любое художественное произведение должно уметь высечь искры огня в душе человека и сделать его лучше. Наличие своего образа у здания придает эмоциональную окраску восприятию, и отражает соединение сооружения с Божественным замыслом. Наличие в искусственном объекте гармонии форм делает здание красивым, дает жизнь красоте.

Красота вызывает РАДОСТЬ. РАДОСТЬ — солнце дает, мир гармонии разливается на человека, и он улыбается, в глазах вспыхивает огонек, ему тепло, уютно, покойно. Здание, которое созвучно вашей душе, т. е. ваша частичка присутствует в доме, вызывает одобрение. Мы говорим «дом нравится!». Н-РА-ВИ-ТСЯ — Н — наш, нам, нас, РА — солнце, В — ведать, познавать, И, Т — ты, твой, те, С — светоч, Я — «я» телесное, ярило. Итак, «нам солнце (свет) ведать и твоя светочь — я (моя)», мы знаем свет и твоя светочь стала моей». Дом нравится, если он соответствует нашим представлениям о свете, дает нам тепло Вселенского Огня.

Своеобразие жилого дома. Неповторимость, своеобразие в решении жилого дома — базисная эстетическая характеристика дома. Каждый жилой дом должен иметь «свой» образ, должен быть своеобразным, неповторимым, индивидуальным, неподражаемым.

Своеобразие — это переменная составляющая эстетического восприятия жилого дома. Образ присутствует в каждом здании, и он может меняться. Красота — это постоянная, вечная, трансцендентная категория, связывает постройку с духовным миром человека, с природой, с Вселенной и ее процессами. Образ или своеобразие дома может нравиться или оставлять человека равнодушным. В этом объяснение того, что не все дома нам нравятся. Просто они не соответствуют нашему образу. Но, если вы увидите Гармонию архитектурной формы, отношений элементов дома между собой, вы скажете, что дом — красивый.

Почему жилой дом должен быть красивым? Красивый дом дарит людям здоровье, гармоничные отношения между людьми, радость восприятия окружающей природы. Чем больше людей воспринимают дом как красивый, что означает установление эмоционально-психической связи человека с вашим детищем-домом, тем больше доброжелательной энергии перейдет на него, естественно, достанется его обитателям и создателям. Когда человек говорит: «Какой красивый дом!», он, сам того не ведая, направляет на понравившийся дом и его обитателей энергию добра, созидания и любви. В свою очередь он ее также получает от вашего дома.

Эстетика жилого дома. Понятие красоты тесно связано восприятием человека архитектурных форм, с формированием эстетики жилого дома. Создание эстетически выразительного жилого дома — одна из задач искусства архитектуры. Для оценки художественных качеств архитектурной формы применяют такие категории как «направление» и «стиль». Направление — более общее понятие, обозначает устойчивую общность художественных признаков (средств и приемов) в комплексе с социально значимыми идеями, образующая эстетически осмысленное единство, т. е. целостную эстетическую систему. Архитектурная форма первоначально возникает как направление в архитектуре, затем, при многократных повторах, становится стилем.

Стиль в архитектуре — это совокупность общих черт и признаков архитектуры данного времени и данного народа, проявляющаяся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной характеристик архитектурного объекта. Стиль формируется в течение длительного времени через функцию, конструкцию и эстетику архитектуры. Важнейшие черты стиля воплощаются в построении организованного пространства и тектонической выразительности, в характере взаимосвязи архитектуры и средств монументально-декоративного искусства.

Стиль формируется не только архитектурой зданий, сооружений и комплексов, но и «малой архитектурой», техническими устройствами, средствами транспорта, одеждой людей, мебелью и оборудованием, произведениями живописи, скульптуры, монументального и декоративно-прикладного искусства, благоустройством территории и ее ландшафтной организации.

Формирование стиля зависит от материальной и духовной деятельности людей, отражает состояние развития общества. Стиль — по своей природе чисто социальное явление. Причем, в каждое время преобладает стиль господствующего в социальной структуре класса, определяя целостный облик городов. Сегодня потребитель архитектуры жилища разный (по формам собственности, финансовым возможностям, культуре). Это отражается в том многообразии стилей, которые характеризуют современное состояние архитектуры.

Мода — непродолжительное единство и массовое распространение тех или иных внешних проявлений культуры — вкусов, поведения, стилистических признаков изделий, принятых критериев их эстетической оценки и пр. Здание становится модным, когда автор «угадал» сиюминутно актуальную версию красоты. Новая форма здания, как магнит, притягивает взоры коллег и публики.‘И каждый человек хочет повторить:выразительную форму в своем доме.

Основным признаком, моды (в отличие от стиля) является ее изменчивость — следствие как эстетических, так и иных общекультурных предпосылок, в том числе экономических, производственных и технологических Мода существенно влияет на производство и потребление. Мода становится культурным ориентиром в многообразии форм. В архитектуре мода находит свое выражение во внешней форме зданий, особенно в, фасадах и интерьерах. Она как важное социально явление, влияет на выбор стиля и учитывается в архитектурном проектировании. 5 Процесс формирования архитектуры жилого дома стимулируется модой, личными предпочтениями (выбор автора для произведения), и рынком, требующим создавать новое, не повторяться.

Рынок и архитектура жилища. Реальностью нашего времени стало расслоение общества на социальные группы, отличающиеся материальным положением и финансовыми возможностями. Отечественная типология жилища приспосабливается к новой ситуации, становится социально адресной. Тема односе-мейного дома на участке уверенно вошла в практику проектирования и застройки городов, пригородов и сельских населенных мест. Поэтому по-разному проектируют экономичные коттеджи, просторные особняки или фешенебельные виллы. В обществе, разделенном на классы и социальные слои, целесообразность архитектуры оценивается с точки зрения того класса, которому она служит.

Современное жилище подразделяется на три класса, отличающиеся качеством предоставляемых условий и определенными стоимостными показателями: муниципальное (социальное) жилище, комфортабельное и высококачественное (дорогое). Каждое из них удовлетворяет потребность в массовом, индивидуальном и уникальном односемейном жилом доме.

В зависимости от социального статуса и имущественного положения складываются виды жилищной архитектуры: элитарная, государственная, коммерческая и демократическая. Односемейные дома соответственно делятся на классы: экономичные, комфортабельные и высококачественные. Внутри каждого класса имеются подразделения на малые, средние и большие дома. Каждый вид архитектуры имеет своего потребителя и своего архитектора, отличается особенностями размещения и архитектурными подходами к планировке, конструкциям и интерьеру, и, разумеется, имеет свой бюджет. Элитарная архитектура — это загородные дома в коттеджных поселках, особняки и виллы; коммерческая архитектура — это коттеджи, особняки; демократическая жилищная архитектура — это сельские усадебные дома, коттеджи, экодома, садовые дома. Государственная архитектура — это жилые поселки и дома, построенные на основе федеральных и муниципальных жилищных программ — коттеджи и усадьбы.

Язык архитектурных форм. Проектируя жилой дом, архитектор придумывает и формирует пространство, используя определенные свойства пространственных форм. Язык архитектурных форм включает в себя такие категории как пространство и форма, пластика и тектоника. С помощью архитектурной композиции он придает пространственным формам жилого дома нужные качества: согласованность, структурность и целостность.

Пространство в архитектуре понимают как конкретно-историческое пространство, как совокупность внутреннего, ограждающего и внешнего пространств (рис. 1).
Внутреннее пространство — функционально-типологическое, оно — существо архитектуры, душа архитектурного объекта.

Рис. 1. Теоретическая модель архитектурного пространства

Внутреннее пространство насыщено жизненной энергией, поэтому оно дает условия для нормального функционирования жилому дому. Потребность человека во внутреннем пространстве, обладающем особыми, отличными от естественно-природного пространства качествами, была изначальной предпосылкой возникновения архитектурно-строительной деятельности человека. Единственно возможным способом создать особое внутреннее пространство в условиях Земли является применение некоей оболочки— ограждающего пространства — в виде материально-конструктивной подосновы сооружения. Поэтому внутреннее и ограждающее пространства — следствия человеческой, общественной деятельности.

Ограждающее пространство — материально-конструктивное. Зто физическое тело архитектурного объекта. Ограждающее пространство сформировано «плотным» пространством конструкций, строительных материалов, а также инженерного оборудования. «Материальная оболочка» ограждающего пространства обеспечивает -в жилом доме нормальную жизнедеятельность людей.

Внешнее пространство — природное, городское — является предпосылкой и условием существования архитектурного объекта как единства внутреннего и ограждающего пространств. Оно формирует дух архитектурного объекта.

Внешнее пространство — это информационное и энергетическое поле, существующее в исторической бесконечности, «питающее» акт рождения архитектурного объекта — жилого дома.

Форма в архитектуре — это видимая форма, внешний облик жилого дома, по сути, граница между двумя из вышеперечисленных пространств: внешним и ограждающим (внешняя форма), ограждающим и внутренним (внутренняя форма). В жилом здании внешняя видимая форма — это его фасад, внутренняя внешняя форма — интерьер помещений. Граница между двумя видами пространств — «пространственным» и «объемным» — принадлежит в одинаковой мере обоим пространствам. Отсюда следует важный практический вывод. Внешнюю видимую форму жилого здания (фасад) можно получить, либо конструируя структуру и пластику ограждающего пространства (наружной стены), исходя из требований жизни семьи, либо определяя форму внешнего пространства (участка, двора и улицы).

Таким образом, три вида пространства (внешнее, ограждающее и внутреннее) в своем единстве образуют архитектурное пространство или жилую постройку. Однако они обладают также относительной свободой и самостоятельностью. Каждый составной элемент архитектурного пространства имеет свои условия и закономерности существования.

Пластика — объемное выражение формы, художественно проработанной в соответствии с содержанием и структурой сооружения. Архитектурная форма и является реальной пластикой здания. Пластика конкретизирует конструктивную форму, придавая ей образную выразительность, и тем самым создает архитектурную форму. Пластика содержится в самой форме и непосредственно с ней связана. Она определяется в первую очередь структурой сооружения. Пластику архитектурной формы можно разнообразить, придать ей индивидуальный характер с помощью различных композиционных средств — пропорций, ритма, а также использования декоративных элементов. Пластическая выразительность достигается различными способами» в том числе и применением декоративных элементов, скульптуры или системы рельефной обработки поверхности. Но основными пластическими средствами решения архитектурного замысла в архитектуре являются средства тектоники.

Тектоника в архитектуре означает пластическое построение формы сооружения в соответствии с его конструктивной сущностью или художественно осмысленное внешнее выражение конструкции и работы материала. Тектоника архитектурного сооружения обусловлена расположением и соподчинением его частей, вытекающим из общей конструктивной структуры здания.

Архитектурная традиция сформировала тектонику стеновых конструкций, тектонический порядок стоечно-балочной конструкции в виде ордерных систем, тектонику каркасных сооружений, тектонику сводчатых и современных пространственных конструкций. Подчеркивая работу конструкции, ее пластику, ритм, выявляя присущие ей пропорциональные соотношения, ее модуль, архитектор добивается определенного эстетического воздействия.

Организация пространственных форм в зодчестве подчиняется функциональным, технико-конструктивным и эстетическим требованиям. Эстетическое является при этом не только выражением идеала, созданного эпохой, обществом, но и ответом на психофизиологические закономерности восприятия человека.

В организации архитектурной формы должны быть учтены оптические иллюзии, обусловленные особенностями зрительного восприятия человека. Оптические иллюзии — ложные оценки величины, формы и расстояния, рожденные несовершенством оптики глаза или психической системы восприятия — предупреждаются, исправляются или сознательно используются.

Архитектурная форма определяется в основном объемно-пространственным построением, зависящим от функциональных, технических и эстетических условий, она сохраняет объективные свойства. Субъективно форма может видоизменяться в зависимости от условий зрительного восприятия. При обзоре архитектурного сооружения из одних точек зрения получают более полное представление об объекте, чем из других. Плоскостная форма может восприниматься из одной точки зрения. Объемное построение лучше рассматривать с нескольких точек зрения: сооружение нужно обойти со всех сторон. Пространственная форма воспринимается как из нескольких, так и из одной.

Архитектурная композиция — такое сочетание и взаимосвязь всех элементов архитектурного сооружения, которые в результате создают законченность и целостность архитектурного произведения. Это понятие применимо к процессу проектирования, к проекту и самому архитектурному сооружению в целом, так и его частям — композиция плана, фасада, детали. Композиция придает жилому зданию соразмерность, структурность, гармоничность. Задачей архитектурной композиции является приведение к единству всех требований функционального, технического, экономического и эстетического порядка.

Согласование и соподчинение всех этих взаимообусловленных элементов для получения гармоничного целого и является основной задачей архитектурной композиции. Особенностью архитектурной композиции является то, что ее построение определяется не только эстетическими соображениями, как это имеет место в других видах искусства, а главным образом практическими и техническими требованиями, основными при создании архитектурного сооружения. Основой архитектурной композиции здания, его объемно-планировочного решения является, прежде всего, его назначение, то есть та жизненная функция общества, ради которой возводится здание. Выражение со-циально-функциональ-ного назначения — важный принцип архитектуры как искусства. При этом процессе создания композиции неразделимы проблемы, связанные с функцией, конструкцией и художественным замыслом.

Приемы архитектурном композиции соответствуют каждому виду архитектурной формы.

Фронтальная композиция определяется решением плоскостной формы. Она рассчитана на фронтальное восприятие, т. е. в лоб, спереди, со стороны главного фасада жилого дома. Например, общий вид дома со стороны входа на участок, уличные фасады зданий, решение отдельных стен. В этом случае главной задачей становится построение композиции фасадной плоскости. Фасад образуют соотношение ширины и высоты жилого дома и форма в плане; силуэт и оконные проемы.

Выявление формы фронтальной поверхности подразумевает в первую очередь выявление ее геометрического характера — плоскостности или криволинейности, соотношения того и другого. Выявление фронтальной поверхности фасада жилого дома осуществляется с помощью различных средств выразительности: пропорциями плоскости фасада и его элементов; членениями (горизонтальными, вертикальными, наклонными, выступающими, заглубленными элементами); ритмом повторяющихся частей здания (окон, пилястр, колонн); сопоставлением кривых и прямолинейных поверхностей (закругленные углы, выступы эркера); фактурой и цветом.

Горизонтальные членения подчеркивают ограниченность с боков, а вертикальные — обращают внимание на верх и низ фасада. Поэтому нежелательно членение поверхности только в одном направлении. При появлении в плоскости отдельных замкнутых форм (окон, дверей) важно выявить основные членения поверхностей и проемов, соподчинения по высоте и ширине между размерами всей плоскости и отдельных форм.

Объемная композиция определяется объемным построением формы жилого дома. Компактный дом на отдельном участке — пример объемной композиции, развитой по всем трем координатам (ширине, высоте, глубине). Приемы компоновки объема жилого дома должны позволить открыть для восприятия третье измерение — глубину с любой произвольной точки зрения. Равенство длины, высоты и ширины приводит к статичности объема (шар, куб). Выявление трехмерности композиции —основная задача проектирования отдельно стоящего жилого дома. Ее решают следующими средствами: членением объема на составные части, подчеркнутым сдвигом форм, заглублениями; сопоставлением различных контрастных видов поверхности (прямоугольных, скошенных, ломаных, циркульных кривых, криволинейных контуров ограждающих поверхностей); сопоставлением массы и пространства; сопоставлением фактуры и цвета.

Чтобы объемная форма с некоторых ракурсов не могла восприниматься как плоская, дом слегка разворачивают по отношению к зрителю (например, устройством дорожки плавной формы). При восприятии двух сторон жилого дома, форма выявляется за счет перспективного сокращения плоскостей фасадов. Ракурс дает большую выразительность объемной форме. Восприятие объемной формы жилого дома зависит от высоты горизонта, за которую принимают высоту уровня глаз зрителя. Для выявления формы человек должен смотреть на Дом снизу или сверху. Это позволяет ему частично видеть конфигурацию крыши или плана. Оптимальная дистанция восприятия жилого дома в целом равна 2,5-3-м его высотам. При близких точках видимые стороны воспринимаются в сильном ракурсе и дают ясное представление об объеме. По мере удаления точки зрения ракурс восприятия уменьшается, верхние и нижние грани приближаются к горизонтальному положению, ощущение объемности исчезает. Впечатление объемности усиливается за счет неравномерного освещения боковых сторон, раскрытия внутреннего объема, членения поверхности, контрастного сопоставления форм, обладающих разной геометрией.

Пространственная композиция соответствует пространственной форме, проявляющейся в наличии поверхностей, ограничивающих пространство. Примером композиции служит внутренний дворик, окруженный с трех или четырех сторон, В этом случае объемность ограждающих стен не воспринимается, и они превращаются в огораживающие плоскости.

Пространственная композиция характерна для открытых пространств жилого дома: жилого двора, сада, площадки отдыха и других элементов застройки усадьбы.

Объемно-пространственная композиция — сочетание объемных форм с пространственными. Построение ансамбля застройки усадьбы, где взаимосвязано располагаются постройки и площадки, открытые пространства, — пример такой композиции.

Глубинно-пространственная композиция характеризуется наличием глубинности в пространственном построении, что создает зрительную глубину. В интерьере дома это анфиладное расположение помещений, при котором они следуют одно за другим и соединяющие их проемы размещены на одной оси. Другим примером глубинно-пространственной композиции может быть дом с развитой в глубину конфигурацией. Такая композиция рассчитана на восприятие дома с нескольких сторон при движении вдоль оси аллеи.

Средства гармонизации в архитектуре. Проектировщик должен создать индивидуальный художественный образ жилого дома, и придать форме дома гармоничность. Формирование гармонии осуществляется с помощью средств гармонизации формы — пропорции, ритма, контраста, нюанса. С их помощью форма жилого дома приводится в соответствие психофизиологическим закономерностям восприятия человека, приобретает эстетические свойства и художественный смысл.

На характер образной выразительности архитектуры оказывает влияние масштабность, т. е. воспринимаемая зрительно соразмерность сооружения человеку. Это свойство также зависит от психофизиологического механизма восприятия. Художественные средства зодчества дополняют и различные приемы обработки поверхности предметов, ее цвет, фактура.

Симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, ритм, соотношение пропорции частей и целого, цвет, фактура материалов — средства, служащие для организации пространственной формы.

Каждое из художественных средств архитектуры существует только в системе композиции, выражающей содержание произведения архитектуры. Только в теории для удобства анализа их выделяют, исследуя значение каждого. Средства гармонизации формы мы подробнее рассмотрим в подразделе «Фасад жилого дома».



Дизайн и интерьер загороднего дома - Эстетика жилого дома