Категория: Проектирование

Этапы проектирования жилого дома

Предпроектный этап содержит два звена: сбор информации и ее методологическую обработку (анализ). Предпроектный анализ — фаза формулирования целевой установки на проектирование. Всякая информация извне, собранная перед проектированием, анализируется и оценивается с точки зрения темы проекта.

Сбор информации на предпроектной стадии в ходе создания проекта индивидуального жилого дома включает в себя следующие формы: – составление программы проектирования; – беседа с заказчиком (потребителем); – ознакомление с местом проектирования; – экскурсия по наиболее интересным жилым зданиям; w изучение нормативной и методической литературы; – изучение специальной литературы.

Содержание подготовительного этапа состоит в мыслительной деятельности, предшествующей выполнению проекта. Чем глубже и всестороннее архитектор проведет предпроектный анализ, тем правильнее и эффективнее он наметит путь проектных поисков, тем успешнее преобразует он результаты объективных исследований в субъективное решение.

Принципиальную ориентацию предпроектного анализа определяет методологический подход. Методологический анализ — это выработка определенного взгляда на объект проектирования под углом зрения мировоззренческой установки автора. Методологический этап стимулирует творческую инициативу и создает условия для формирования замысла, идеи, оснозной концепции или целевой установки, помогает определить направление творческого поиска.

Эскизный этап (этап творческого поиска) — центральное звено единого процесса архитектурного проектирования, на эскизном этапе происходит возникновение и становление проектной идеи. Конечный итог эскизного этапа — утвержденный (окончательный) эскиз, идея и замысел проектного решения.

Этап творческой разработки проекта — длительная стадия собственно проектирования, перехода от эскиза к проекту. На этом этапе творческая работа над углублением и развитием композиционного замысла приводит к цели — проекту. В ходе разработки проектной модели объекта главным становится умение добиваться внутренней согласованности, взаимосвязанности сторон решения. На этом этапе используется комплексный метод архитектурного проектирования, системный подход при одновременной разработке всех аспектов проектирования: градо-. строительных, функционально-планировочных, конструктивных, экономических и архитектурно-художественных.

В жилище велика роль технико-экономических показателей и большое значение имеет задача проектирования жилых зданий по заданным экономическим критериям. На стадии количественной оценки проекта используют метод оптимального проектирования, в основе которого лежит разработка количественных моделей.

Логика проектирования. Процесс разработки объемно-планировочного решения жилого здания начинается с «идеи объекта» — главной мысли автора. В ее основе лежат художественные образы, отражающие социальные и космические идеи. Идея здания должна быть продуманной до мельчайших деталей и содержать в итоге алгоритм (код, правило) построения архитектурной формы.

Приступают к проектированию с пространственной интерпретации функциональной схемы. В ходе проектирования все помещения, заданные по программе, разбивают на группы. Правильное размещение групп помещений в здании по вертикали, что видно на разрезах здания, и на горизонтали, что проявляется на планах здания, определяется в зависимости от их функциональных связей. Кроме того, необходимо учитывать социально-функциональные связи здания с окружающим пространством. План здания, схема группировки и размещение помещений определяются, прежде всего, типом жилого здания. Композиция плана должна иметь ясную организацию. Самые важные по назначению и размерам помещения должны образовать ядро композиции. Схема плана вычерчивается в одну линию и строится на выделении ядра и структурных узлов с соответствующей группировкой, соразмерной ядру для единства композиции. В результате выполнения функциональных требований получим объемную структуру здания, пригодную к использованию людьми согласно его назначению. Однако следует помнить, что существуют еще два уровня проектирования — инженерно-конструктивный и архитектурно-художественный.

Проявленный пространственно социальный организм здания должен обрести физическое тело — инженерно-конструктивную подоснову. Эскизы в линию с распределением функций в пространстве здания упорядочиваются (структурируются). Планировка должна отвечать требованиям общественной и противопожарной безопасности (надежные конструкции, огнестойкие от секи, брандмауэры, соответствующее решение путей эвакуации и др.). В зависимости от подобранных конструкций несущего остова принимают шаг, пролет, высоты этажей. Планировка здания находится также во взаимосвязи с принятой в проекте
системой несущих, ограждающих и изолирующих конструкций на основе модульной системы, типизации, унификации и стандартизации элементов здания. В результате возникает внутренняя структура — архитектурно-пространственная форма жилого дома.

Архитектурно-художественная обработка полученного объемно-пространственного решения придает конструктивным формам тектоничность, пространственным формам — художественность. Все помещения, значительные по своей форме и размерам, следует активно использовать для создания художественных качеств композиции. На этом уровне у здания проявляется художественный образ, воздействующий через восприятие на тонкое (астральное) тело человека, он вызывает необходимые автору чувства и эмоции. После работы на этих уровнях у здания появляется окончательная внешняя форма — экстерьер и интерьер (облик). Пользуясь математическими закономерностями, архитектор приводит к гармонии формы, имеющие определенную, подчас сложную конструктивную структуру и функциональное предназначение. Согласование геометрических размеров частей жилого дома необходимо, без него не возникнет произведение зодчества.

Результат работы архитектора — проект жилого дома как элемента жилой среды, которая в полной мере соответствует образу жизни и ценностным установкам заказчика. Основной задачей архитектурного проектирования остается поиск художественных образов, соответствующих представлениям о Гармонии, о будущей среде обитания человека.

В итоге архитектор обозначает отношение к художественной форме жилого дома. Здесь возможны два принципиальных подхода: – выбор уже существующих стилей; форма строится по канонам и правилам в отрыве от содержания (формализм); подход характерен для академизма (и традиционализма); – изобретение новой формы, в результате создается новый стиль; органичная, правдивая архитектура, форма строится в соответствии с потребностями жизни общества; подход лежит в основе новаторства (авангардизма).

Архитектор привносит в свое творение что-то из своего мироощущения, свои мысли и чувства. Поэтому здание приобретает эстетическое качество и современное звучание. Каждый человек творит жилой дом по своему образу и подобию.

Чтобы построить дом, грамотный архитектор должен думать хотя бы на пять лет вперед, представлять, что будет происхопить с этим домом и с заказчиком в эти ближайшие пять лет. Построив дом, заказчик должен быть уверен, что всегда сможет продать дом за те же деньги, что были им потрачены:

Состав проекта зависит от стадии проектирования. Большие индивидуальные дома проектируют в две стадии: «эскиз» для утверждения у заказчика и в местных органах архитектуры и ведомствах планировочного, инженерно-конструктивного и архитектурно-художественного решений и «рабочий проект» — для последующего строительства жилого здания. На стадии «эскиз» проект разрабатывает архитектор, в выполнении рабочего проекта участвуют инженеры: конструкторы, специалисты по отоплению и вентиляции, водоснабжению и канализации, электрики и другие. Несложные жилые дома проектируют в одну стадию — «рабочий проект», которую разрабатывают вначале архитектор, затем инженеры, прежде всего, конструкторы. Возможен вариант двухстадийной проработки проекта: в первую очередь разрабатывают стадию «проект», затем— «рабочая документация». В этом случае первую стадию выполняют под руководством архитектора все специалисты, определяя принципиальные проектные решения, необходимые для согласования. На стадии «рабочая документация» проект разрабатывают рабочие чертежи.

Проект жилого дома состоит из трех частей: альбом с чертежами и спецификациями, пояснительная записка и сметы. В состав графической части проекта входят следующие чертежи: генеральный план (масштаб 1:500, т. е. 1 см на чертеже соответствует 500 см или 5 м в натуре) с ситуационным планом, планы всех этажей, фасады, разрез, планы этажей с расстановкой мебели в масштабе 1:100, план кровли.

Проект — достаточно дорогая составляющая строительства, он составляет от 1 до 10% стоимости строительно-монтажных работ в зависимости от стадии и условий проектирования.



Проектирование - Этапы проектирования жилого дома