Категория: Фасад

Фасад жилого дома

Фасад жилого дома компонуется из следующих элементов: общая форма; силуэт; крупные членения фасадов (крупная пластика); проемы; архитектурные детали; фактура стены; цвет. Каждый элемент несет определенный информационно-эстетический потенциал. В зависимости от конкретных условий архитектор наполняет соответствующим содержанием каждый слой.

Восприятие пространства и объемной формы. Архитектор должен заботиться об эмоциональном воздействии пространства и объемной формы, которое через восприятие воздействует на человека. В восприятии человеком пространства и объемной формы задействованы живое созерцание, абстрактное мышление и его опыт. Трехмерная пространственная форма во всей полноте раскрывается для человека только в последовательности зрительных впечатлений.

Четкие грани фасада позволяют резко и определенно выявить форму, а криволинейные очертания, по которым взгляд скользит, создают впечатление непрерывности, нерасчлененности пространственной структуры.

Эмоциональное воздействие композиции угасает быстрее, чем ослабевает физическая видимость. Существует предельное число одновременно наблюдаемых самостоятельно объектов — 7±2. Чтобы преодолеть ощущение хаотичности, необходимо расчленить фасад на внутренне упорядоченные группы, число которых доступно восприятию. Излишняя многочисленность и сложность сочетания форм ведут к неприятному ощущению перегруженности и беспокойной пестроты композиции.

К средствам моделирования восприятия проектируемого объекта в натуре относятся перспективные чертежи и рисунки. Перспективная проекция или фотография макета не во всем равноценны зрительному впечатлению в натуре. Точную модель восприятия формы в натуре выполнить почти невозможно. Поэтому в работе над проектом архитектор опирается на практически доступные условные приемы изображения {перспективные построения, макеты, фотографии с макета, трехмерные модели и т. п.), а учесть их неточность позволяют знания и опыт.

Средства гармонизации фасада жилого дома. Для гармонизации форм фасадов и объемов жилого дома архитектор применяет средства архитектурной композиции — соразмерность, масштаб, ритм, пропорции, тектонику, цвет, свет, фактуру материала.

Соразмерность архитектурной формы. Единство архитектуры жилого дома выражается в закономерной взаимосвязи размеров его частей и целого. Соразмерность частей жилого здания определяется его назначением и тектонической структурой, она получает зримое выражение в системе пропорций. Эта система создается в рамках, обусловленных целесообразным функциональным и конструктивным решением жилого дома. Система соразмерностей во многом предопределяется и тектонической структурой жилого дома. Например, стоечно-балочная конструкция диктует контрастное отношение между высотой опор и перекрывающих пролеты горизонтальных элементов. Для того чтобы, были соразмерны геометрические фигуры, они должны быть подобны. Так, отношение высоты и протяженности определяет форму прямоугольника. Равенство соотношения А:Б = а:б —выражает подобие фигур. Признак подобия прямоугольников —
параллельность при параллельном размещении больших (или малых) сторон и перпендикулярность этих сторон при развороте прямоугольников на 90. Принцип геометрического подобия используют при расположении большого проема на плоскости стены или для согласования формы чередующихся простенков и окон.

Масштаб в архитектуре выражает особенности композиционного построения, связанные с размерами отдельных частей сооружения, их отношением к целому, степень обобщения или расчленения архитектурной формы, ее пластику и характер деталировки. Архитектурный масштаб определяется соотношением сооружения с окружающей средой и соразмерностью человеку. В своей созидательной деятельности человек выступает как мера всех вещей, поэтому с ним соизмеряется все. От полученного масштаба зависит выразительность жилого дома.

Чрезмерное измельчение или укрупнение масштаба может также привести к потере масштабной соразмерности, к немасштабности. Однако основной мерой масштабности, главным указателем масштаба служит сам человек с его физическими размерами и масштабными представлениями. Отношение человек — здание рассматривают с трех сторон: антропометрические данные о человеческом росте и основных параметрах человеческой фигуры; социально-пространственные параметры помещений, исходя из условий социального взаимодействия; гармоничность взаимодействия композиционных средств с человеком, для которого создано здание.

Части здания, связанные с определенными привычными размерами, — двери, ступени лестниц, балюстрады, парапеты, перила, балконы, высота этажа, а также размер кирпича или бревна, имеют большое значение в оценке масштабности и служат указателями масштаба. Их размеры обусловлены практическими требованиями или общепринятыми нормами и могут колебаться в сравнительно узких пределах. Пластика здания — основа масштабного строя сооружения, обусловливающая его масштабное восприятие. Как правило, масштаб наружной архитектурной формы здания крупнее, чем масштаб интерьера, поскольку внутреннее пространство более ограничено и расчленено, связано с человеком гораздо ближе.

Пропорции — определенные соотношение между архитектурным сооружением в целом и его частями, между отдельными частями и их элементами. Пропорции раскрывают внутренние закономерности связи форм. В архитектурной композиции пропорции играют важную роль в достижении выразительности сооружения, нахождении масштабности. Пропорции зависят от строительных приемов и эстетических представлений, господствующих в данное время. Пропорции основного объема здания должны повторяться в его частях и деталях. Гармоничность получается при подобии любой основной фигуры целого с его деталями.

Большое распространение получила теория пропорциональности, основанная на делении отрезка в среднем и крайнем отношении, известная под названием «золотое сечение» или «золотое отношение». Особенность «золотого сечения» заключается в том, что эта пропорция связывает между собой отношения частей и целого. Принцип деления в среднем и крайнем отношении и многие его свойства были известны давно, в эпоху Возрождения его называли «божественная пропорция». Деление целого на две неравные части пропорционально тогда, когда меньшая часть так относится к большей, как большая к целому, и наоборот. Золотое сечение отражает общий закон пропорциональности. Распространенность пропорции золотого сечения в архитектуре объясняют тем, что оно выражает многие свойства строительной механики и отвечает законам зрительного восприятия человека. Приближенные числовые значения этой пропорции соответствуют радиусам кривизны хрусталика человеческого глаза, а также соотношениям осей эллипса бинокулярного поля зрения.

В жилых зданиях и в современной архитектуре с ее простыми формами и отсутствием сложного декора проблема пропорций играет первостепенную роль. Чем проще объемная структура здания, чем меньше на нем декоративных элементов, тем яснее просматриваются и оцениваются его пропорции и тем большее значение они приобретают в общей композиции дома.

Гармоничное сочетание пространственных форм является средством художественной выразительности. Хорошие пропорции жилого помещения — отношение высоты к ширине, ширины к длине, пропорции окон и их отношением к плоскости стены — дают ощущение гармоничности, уравновешенности.

Порядок организации открытых пространств и интерьера человек воспринимает через отношения тождества, нюанса или контраста частей.

Тождественность линейных измерений пространственной формы (квадрат, круг, куб, шар) выражает ее внутреннее равновесие, статичность, неподвижность. Нюанс пространственной формы (прямоугольник, близкий к квадрату, параллелепипед с близкими величинами сторон) также характеризует ее как статичную, не преодолевая инерцию покоя. Контрастные элементы объединяет противоположность свойств или признаков. Контрастность пространственной формы придает ей динамичность, ощущение движения в сторону преобладающей величины. Обычные примеры контрастного сопоставления в архитектуре — это контрасты высоких и низких, плоских и объемных, больших и малых форм. Контрастны могут быть и такие свойства, как замкнутость и раскрытость, тяжесть и легкость. Контрасты цвета и фактуры дополняют сопоставление объемов.

Выявление геометрических свойств пространственной формы было одним из первых достижений зодчества. Объем жилого здания, в конечном счете, складывается из известных объемных форм — куба, параллелепипеда, треугольной призмы, цилиндров, полусфер и т. п. Гармоничное сочетание объемных форм в здании служит обобщению композиции, облегчает ее восприятие, придает монументальность и значимость объему. Задача сочетания различных геометрических тел особенно актуальна при проектировании крыши жилого дома. Нередко сложный план приводит к безликой хаотичности силуэта жилого дома.

Наиболее удобны для сочетания прямоугольные формы, что во многом определяет их широкое распространение. Другая причина распространенности прямоугольных форм в жилищной архитектуре связана с ориентационной ценностью прямоугольных координат. Здание и. человека в нем легко ориентировать по сторонам света. Цилиндр и прямоугольную форму сопрячь достаточно трудно. Непрямоугольные системы не обладают ни простотой, ни универсальностью. Это обусловливает их использование в уникальном жилище — высококачественных односемейных домах.

Для создания ясных геометрических форм в простых и сложных зданиях используют модульные решетки, которые служат основой структурной упорядоченности планов жилых зданий. Модульная сетка служит основой взаимной увязки планировки помещений с системой конструктивного построения здания, с типом несущих и ограждающих конструкций и их разрезкой на элементы. Модулированию подлежат планировочная структура жилого здания, общая сетка несущих элементов, балок перекрытий, заполнений стен, перегородок и перекрытий, высота этажей и проемов.

Ритм — чередование в известной закономерности различных элементов или форм, сравнимых по характеру. Наряду с другими композиционными средствами является средством приведения к единству многообразия форм, сочетания всех элементов между собой в определенных найденных отношениях, в определенном порядке их расположения и чередования. Таким образом, ритм оказывает эмоциональное воздействие на человека и облегчает восприятие ряда форм по сравнению с неупорядоченным множеством.

В архитектуре ритмическая закономерность воспринимается при чередовании не менее трех Элементов, а метрический ряд образуется при наличии четырех элементов, 5—7 элементов способствуют утере самостоятельности элементов ряда. Для возникновения ощущения повторяемости, движения, число элементов должно быть более 5. Продление ритма усиливает воздействие его на эмоции: 5, 7, 9 элементов в ряд воспринимаются энергично. Однако имеется максимальный предел развития ряда, преодоление которого формирует ощущение угнетающей монотонности (12, 15 элементов).

Главное требование к ритмическому ряду — закономерность его построения должна ясно восприниматься зрителем. Эстетическая задача ритмического построения—-согласование отдельных элементов здания, приведение их к определенному единству. Для придания композиции завершенности, формирующий ее ритмический ряд должен быть остановлен. Этой цели служит сгущение элементов ряда на углах объема (пилястр, уступов, ниш), расширение крайних простенков, создание асимметрии в композиции. Спокойный ритм фасадов, образованный окнами, может сдерживаться расширением крайних простенков или расположением дверного проема по оси.

Симметрия — одна из распространенных форм проявления ритмического начала в архитектуре, она присутствует практически в любом архитектурном сооружении, если не в общем построении композиции, то в ее деталях и частях. Симметрия — это одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии.

В архитектуре наиболее распространен простейший вид симметрии — зеркальная. В композиции жилого дома часто существует несколько плоскостей симметрии: одна — является плоскостью симметрии для всей композиции в целом, а остальные — частные, соответствующие отдельным членениям здания.

Асимметрия — отсутствие симметрии — применяется наряду с симметрией. Это два противоположных метода организации пространственной формы в архитектуре. В современной архитектуре чаще встречаются композиции со смешанной организацией построения, состоящие как из симметричных, так и несимметричных зданий, образующие асимметричный ансамбль. Выбор приема зависит от ряда причин — функциональных требований, особенностей генерального плана или участка, окружающей среды, задач образной выразительности.

Элементы симметрии всегда содержатся в асимметричной композиции. Это относится не только к частностям и деталям, как оконные и дверные проемы, которые в современной архитектуре бывают также асимметричными, но и к более крупным частям или к общей схеме построения.

Соподчиненность частей — основное средство объединения асимметричной композиции. Соподчинение проявляется в соотношении размеров, расстановке силуэтных и пластических акцентов, в направленности системы пространств и объемов к главным частям здания, расположение которых не совпадает с геометрическим центром. Композиционная связь частей строится относительно оси равновесия, а не оси симметрии.

Как правило, построение асимметричных композиций требует более контрастных отношений, чем симметричные.

Архитектурные построения совершенно не терпят «полусимметрии», которая всегда воспринимается как ошибка. Это относится к членениям фасада и объемной формы, а также к архитектуре интерьеров; в композиции планов допустима и широко распространена дисимметрия.

Диссимметрия — нарушенная, частично расстроенная симметрия. В жилом доме трудно соблюсти полную симметрию. Диссимметрия жилого дома, отсутствие даже мелкой детали, нарушает равновесие и порождает напряжение во всей системе, привлекает к себе внимание. Свободное расположение деталей в пределах симметричной схемы обычно для русского народного зодчества и придает особенную привлекательность и индивидуальность его произведениям.

Фактура, цвет, светотень являются дополнительными средствами архитектурной композиции и вытекают из физических качеств, присущих любой архитектурной форме. Любое здание обладает этими свойствами, так как оно образовано материальными поверхностями с той или иной фактурой и того или иного цвета, а также освещается естественным или искусственным светом. Фактура — качественное состояние поверхности изделия, предмета или сооружения.

Различают следующие разновидности фактуры:
1) абстрактная фактура;
2) естественная фактура;
3) обработанная фактура;
4) структурная фактура.

Применяя материалы с естественной фактурой или обработанные разными способами, компонуя их по-разному, архитектор может использовать фактуру как одно из средств, усиливающих образную выразительность жилого здания.

Цвет используют в качестве активного композиционного средства, способствующего усилению художественной выразительности сооружения. Цвет свойственен любому строительному материалу, поэтому всякому архитектурному сооружению присуща та или иная цветовая гамма. В процессе проектирования необходимо представлять себе будущее сооружение в материале, т. е. его цвет и фактуру.

Укажем следующие основные случаи использования цвета в архитектуре:
1) применение материалов естественного (природного) цвета (камень, бетон, кирпич, дерево);
2) использование искусственных облицовочных материалов разных расцветок, которые можно разнообразить путем добавления красителей и пр. (например, цветная штукатурка, бетонные и керамические облицовочные плиты, офактуренные бетонные панели, разноцветный облицовочный кирпич);
3) окраска здания одним или разными колерами по штукатурке, бетону, кирпичу или дереву;
4) введение в композицию элементов в виде живописных панно, мозаик, цветной керамики и т. п. В жилом здании цветовое решение композиции достигается одним из перечисленных способов, или различным их сочетанием.

Цвет формирует эмоции человека, что объясняется психофизиологическими особенностями его восприятия. Это обстоятельство является существенным при выборе колера для окраски фасадов и интерьеров. Цвет должен играть функциональную роль, создавая соответствующий функции «цветовой климат» в интерьере. Чтобы зрительно сократить слишком длинное и узкое помещение, следует торцовые стены окрашивать в теплые тона и освещать менее интенсивно, чем боковые. Потолок, освещенный умеренно и окрашенный в темные теплые тона, зрительно понижет высоту помещения. Потолки и несущие конструкции, окрашенные в светлые тона, кажутся легче, а окрашенные в более темные тона, чем основной цветовой фон, производят впечатление более тяжелых.

Цветом можно расчленить, или, наоборот, объединить, обобщить здание, подчеркнуть плоскости или выявить пластику, приглушить или выделить отдельные элементы и детали, корректировать пропорции. Известно, что цветовой гаммой можно изменить характер восприятия архитектуры дома, улицы, района. Выделяя цветом цоколь или карниз, можно подчеркнуть протяженность здания. Восприятие вертикальности усиливают покраской (каркасы, лестничные клетки).

В архитектуре разных регионов сложились свои приемы цветового решения. Например, в северных районах, где мало солнца, а в пасмурные дни практически отсутствует светотеневая моделировка формы, чаще применяется контрастная насыщенная окраска жилых зданий, средствами цвета подчеркивают основные членения и пластические детали. На юге наоборот— яркое солнце создает глубокие тени даже при незначительных выступах формы — здесь более уместны монохромные и менее контрастные цветовые гаммы.

Светотень — играет большую роль в выявлении пластических свойств сооружения, благодаря светотени, человек воспринимает внешнюю трехмерную форму. Свет позволяет подчеркнуть пластику жилого дома. Зрительное восприятие архитектурной формы, ее пластики определяется ее освещенностью, контрастом освещенных и теневых мест.

Светотень позволяет выявить и подчеркнуть форму, обобщить или расчленить объем или поверхности здания, поскольку светотень непосредственно связана с объемно-пространственной организацией сооружения, его пластикой. Пластику сооружения рекомендуют решать в зависимости от освещенности: северный фасад дома должен иметь более рельефный профиль и глубокую пластику деталей, чем южный.

В процессе проектирования при составлении эскизов архитектор выявляет пластическое решение архитектурного сооружения построением теней на чертежах фасадов и перспектив с тушевкой их путем отмывки тушью или другим способом. Особенно наглядно воздействие дневного света на формообразование проявляется в архитектуре жилых зданий. Человек в доме проводит большую часть времени, поэтому необходим максимальный учет гигиенических свойств естественного света. Стремление к оптимальному естественному освещению помещений дома вызывает разнообразие форм, конфигураций и величины оконных проемов, и способов их группировки на фасаде.

Композиция жилого дома. Направленность, «динамизм», уравновешенность композиции — важное средство организации процессов жизнедеятельности и эмоциональной выразительности в архитектуре жилого дома. С ее помощью определяют направление движения, либо привлекают внимание к главному — к жилому дому на участке усадьбы, к парадному входу в дом.

Главное направление движения образует ось. Вдоль нее развивается динамика зеркально-симметричной композиции. Взаимное равновесие частей по сторонам оси сдерживает движение в других направлениях. В пространствах с преобладающей высотой вертикальная ось .создает впечатление устремленности ввысь, так же как и горизонтальная — тяготение в глубину. Устремленность композиции подчеркивается повторением форм и интервалов между ними (ритм деревьев главной аллеи), сближением обрамляющих объемов, особой организацией света (второй свет главного помещения, лестницы).

Вне единства композиция не существует. В архитектуре единство многосторонне, оно лежит в основе таких понятий как ансамбль, среда, стиль. Простейший вид единства — нерасчлененность внутреннего пространства (гостиная-столовая) и объемной формы (русская изба, шале, юрта и др.).

Проблема соподчинения частей возникает в случае, когда функция жилого здания не определяется одним процессом или суммой однородных и равноценных процессов, как это может быть в комфортабельных и высококачественных домах. Выявление главного элемента, подчинение ему второстепенных — одна из основных композиционных задач. В основу стройной системой соподчинения внутренних пространств и элементов объема лежит организация жизненных процессов семьи. Так, центрические, базиликальные и компактные типы композиции жилых зданий подчинены господству главного” пространства. Главный элемент — зал гостиной — выделяют среди подчиненных ему большей величиной, крупными формами, богатством силуэта, пластичностью, своим местоположением в общей системе. Еще более активен главный элемент в открытых, расчлененных композициях, захватывающих обширные пространства усадьбы.

Равноценность элементов разрушает композицию жилого дома. Форма, поделенная на равные части ослабляется в своем единстве. Равные по высоте части дома могут не восприниматься как одинаковые, если их материальная форма выполнена из различных~материалов. Одинаковые элементы могут объединяться в большую форму при условии очень большого количества элементов, при котором каждый элемент не воспринимается отдельно. Одинаковые части могут также подчиняться одному главному элементу, отличающемуся от них. Два одинаковых дома, поставленных рядом не связываются в композицию. Единство получим, сместив эти главные элементы к единому центру.

Образ в композиции жилого дома — выявление художественными средствами концептуальной и материальной сущности сооружения, наличие художественной выразительности в жилом здании. Образное решение может охватывать все стороны внутреннего содержания жилого дома (комфортабельное жилище) или, особо выделять его идейное содержание, как в высококачественном жилище (дворцах, резиденциях, виллах), или только функциональное или типологическое содержание, как образ массового дома.

Образ в искусстве — специфическая, присущая искусству форма отражения действительности. Формирование архитектуры жилого дома обусловлено требованиями функциональной, технической, а также экономической целесообразности. Однако архитектура решает практические задачи не в чисто техническом виде, а как искусство получает образное, художественное выражение.

Специфика архитектуры жилого дома состоит в том, что его композиция с одной стороны формируется утилитарными средствами (двери, окна, стены, крыша), а с другой — наиболее утонченными и отвлеченными в отношении способов достижения художественной выразительности при почти полном отсутствии изобразительных возможностей.

Архитектурный образ жилого дома создается всем строем материальной организации.и выявляется художественными средствами. Так, односемейныи жилой дом характеризуется большим количеством оконных проемов, выделением лестниц на фасадах, наличием эркеров, террас, балконов и т. п. Это признаки (структурные особенности, характерные элементы и детали) типологического характера. Они придают жилому дому своеобразный облик, создавая основу для формирования образа, что является чисто художественной задачей. Жилой дом, обладающий всеми чертами здания такого типа, может быть маловыразительным, некрасивым, если не выявлен его архитектурный образ, т. е. не решена эстетическая задача.

При выборе архитектурного приема архитектор руководствуется всеми условиями задания, учитывает местоположение сооружения, особенности природной среды и другие обстоятельства, дающие возможность найти оптимальное решение задачи.

Основные приемы композиции в реальной проектной практике связаны между собой и в значительной мере зависят от конкретных особенностей сооружения. Композиционные приемы образуют своеобразный архитектурный язык, позволяют создавать художественно организованную форму при работе со всем комплексом материальных средств, обеспечивающих создание жилого дома. В проектировании жилого дома все вопросы архитектурной композиции решаются комплексно.

Особенности архитектурной композиции малоэтажных жилых домов обусловлены, прежде всего, небольшими размерами — малой этажностью и протяженностью. Другой особенностью малоэтажных жилых домов является применение штучных материалов — кирпича, блоков, бревен, бруса, досок — в качестве основного строительного материала с использованием индустриальных методов их производства и ручных методов монтажа, как и в практике строительства прошлого.

Организуя внешнюю и внутреннюю форму односемейного жилого здания, архитектор создает его композицию. Малоэтажный жилой дом строится как художественное целое в соответствии с его функциональной программой. Композиция жилого дома организует художественную форму, придает единство и цельность, соподчиненность и соразмерность элементов здания друг другу и целому.

Не следует думать, что форму жилого дома получают в результате восприятия его фасада, рассматривая картинки в каталоге. Пространственность раскрывается при последовательном накоплении зрительных впечатлений.

Композиция малоэтажного жилого дома в системе поселка — особая гармоническая система. Создание внешней формы жилого здания должно базироваться на ведущем принципе — «дом — часть поселка». Архитектура малоэтажного жилого дома должна быть соразмерна также с человеком и природой. Масштабность достигается на основе сочетания ритмов й пропорций внутренней и внешней формы. Гармоническое построение жилых пространств на основе средств композиции и богатство зрительных образов придают художественные качества малоэтажной жилой застройке.

Художественное решение жилого дома необходимо выполнять, организуя все составляющие архитектурного пространства — внутреннее, ограждающее и внешнее пространство: посредством функциональной структуры формируются пластические свойства объема жилого здания; свойственные строительным материалам и методам возведения зданий конструктивные и строительные особенности отражают на фасадах тектонику сооружения; выбор стиля формообразования осуществляется на основе композиционных и образных представлений о современном жилище и пространственных связей с окружающей средой.

Усадебный дом имеет сложную объемно-пространственную композицию, состоящую из объемов жилого дома, хозпростроек и открытых пространств различного назначения: жилой двор, сад, огород, хоздвор, и простую пластику объема жилого дома, декорированную в региональном стиле.

Объемную композицию двухэтажного коттеджа строят на поэтажном изменении плана дома, пластика объема строится на эстетическом осмыслении функциональных частей — входов, навесов, мансард. В отдельно стоящих домах — особняках устраивают три планировочных уровня, здесь целесообразна активная пластика общей формы (портики, террасы, зимние сады, аттики, мансарды), объемно дом решается как скульптура, подчеркивая вертикальную ось.

Вилла имеет протяженную структуру, ритм фасадов, основанный на чередовании окон, и меньшую пластику, ленточное или сплошное остекление, обширный арсенал художественных средств, как и в малом общественном здании: дорогие строительные материалы облицовки и крыши. Для расчленения большого объема применяют вертикальные и горизонтальные членения (тяги, этажи, карнизы, пилястры и т. п.), а также изменяют этажность объема.

В композиции жилого дома находят отражение конструктивные особенности. Логика работы конструкции и строительных элементов сооружения часто является источником новых приемов композиции и новых архитектурных образов, которые отражаются в тектонике дома. Так, в архитектуре XX в. сформировалась тектоника малоэтажного дома в железобетонном и металлическом каркасе. Вместе с тем, каждый способ возведения зданий имеет свои технологические ограничения в отношении композиционных средств. Например, в кирпичном домостроении невозможно устройство ленточных и сплошных стеклянных фасадов, деревянный каркас позволяет применять различную облицовку для фасада от естественного камня и лицевого кирпича до деревянного и пластикового сайдинга.

Размер строительного модуля построения фасада обусловливает его пластические возможности. Так, кирпич и штукатурка создают совершенно разные возможности для пластики стены. В кирпичной стене кирпич — это модуль построения плоскости фасада, в оштукатуренной стене строительный модуль исчезает ввиду малого размера (песчинка), давая простор для свободы творчества и возможность применения широчайшей палитры средств по форме и фактуре (лепные формы из гипса).

Внешнюю форму односемейных жилых домов — фасад организуют архитектурно-художественными средствами. Важными средствами гармонизации архитектуры односемейного жилого дома являются гармоничные пропорции, ритм, светотень, цвет и фактура материала. Огромное значение имеют символы, знаки, в частности, ордерные системы. Расчленение фасадной плоскости жилого дома выполняют с помощью следующих приемов и средств: размера строительного материала (камень, кирпич, брус, элемент облицовки); декоративных элементов (тяги, карнизы, пилястры, обрамление окон); скульптуры, живописи (вход, фронтон); ордерных систем (главный фасад, вход); выделения «верха—низа» сооружения (карниз и цоколь); цвета (цоколь, стена, крыша).

Фасад — лицо дома, поэтому отделке его необходимо особое внимание.

Существуют три основных вида плоскорельефной резьбы, применяемой для украшения домов: накладная, ажурная (пропильная) и глухая (домовая, корабельная). Последняя, глухая, рассматриваться не будет, так как она требует серьезной профессиональной подготовки. Однако некоторые простые элементы глухой резьбы применяют, совмещая их с другими видами резьбы.

Рис. 1.


Фасад - Фасад жилого дома