Категория: Проектирование

Формирующие элемёнты интерьера и основные пропорции

При проектировании интерьера сельского жилого дома желательно создать такую среду, которая функционально и эстетически будет удовлетворять потребностям людей, для которых дом предназначен. Достигается это при всестороннем учете комплекса факторов, влияющих на эту среду.

Организация интерьера находится в прямой зависимости от природно-климати-ческих особенностей места строительства, от выбранного типа жилого дома, функциональных процессов и приема застройки поселка. Благодаря правильно найденным соотношениям объемов жилых помещений и рациональному размещению оборудования можно сохранить время, силу и энергию проживающего. Для создания полноценной квартиры недостаточно только функционально правильно разместить помещения, не меньшее значение имеет и объемно-планировочное решение.

Сельский дом вне зависимости от его абсолютных размеров должен быть свободным. Все его помещения должны составлять пространственный ансамбль.

Основными формирующими элементами интерьера являются форма, материал, фактура, цвет, свет, оборудование.

Форма. Заключенное в материальную оболочку пространство всегда возникает перед человеком в той или иной форме: форма комнаты, окон, мебели и т. п. Современная архитектура определяет размеры и отдельные элементы пространственной формы в зависимости от ее назначения. Форма может быть как статичной, уравновешенной, так и динамичной. Квадрат, круг, многогранник в плане предполагают построение статичной уравновешенной формы пространства. Человек, находящийся в таком пространстве, чувствует себя внутренне спокойнее, независимее, значительнее. Динамичная же форма пространства (трапеция, спиралевидная и т. п.) ставит человека в положение ожидающего, зависимого. Часто такая форма бывает связана с характером использования помещения, например комната с выходом в сад либо на террасу.

Материал и фактура. Все материалы, используемые в интерьере, можно подразделить на естественные (дерево, гранит, мрамор, туф и др.) и искусственные (пластики, различные сплавы, картоны, смолы, красители и др.). Конечно, такое деление материалов весьма условно. Например, металл и бетон не являются естественными материалами в чистом виде. Они так основательно переработаны человеком,что приобрели новые качества, например прочность. Тем не менее эти материалы сохраняют свое естественное начало.

Применение новых материалов, с высокой степенью теплоизоляции, с необычайными декоративно-художественными характеристиками, позволяет облегчить конструктивные элементы, создать ощущение легкости в современном интерьере сельского дома.

Как естественные,так и искусственные материалы могут обладать различной фактурой (блестящей зеркальной, матовой мягкой или зернистой поверхностью) и цветом.

Благодаря разнообразию декоративно-художественных свойств материалов, используемых в интерьере, у человека возникают различные чувственные ассоциации: ощущение холода или тепла, состояние покоя и т. п. Так, различают теплые (по ощущению) материалы, например дерево, естественные туфы, пробка, и холодные -гранит, мрамор, металл. Дерево придает интерьеру теплоту и мягкость, а естественный камень, мрамор, гранит, кирпич и открытый бетон с необработанной поверхностью – прохладу. Одни материалы обладают свойством поглощать шум, а другие -его отражают.

Вес и прочность строительных материалов – это два взаимосвязанных качества, которые получают свое реальное образное выражение в конструкции, ее рациональном логическом построении.

Создание оптимальной конструкции и непосредственное ее использование в интерьере требуют соответствия отдельных частей этой конструкции целому с целью раскрытия сущности конструкции, а значит, и получения представления о ее весе, прочности, устойчивости и мощности.

При выборе материала для интерьера необходимо, во-первых, учитывать его соответствие функции помещения, во-вторых, найти гармоническое сочетание разных материалов. Главным материалом в интерьере могут быть деревянная обшивка стены, кирпичная кладка, фанерованная поверхность и т. п. Второстепенные материалы должны сочетаться с главным.

Цвет. Любой цвет ассоциируется в представлении человека с приятным и неприятным. Все цвета так же, как и материалы, делят на “теплые” (красный, оранжевый, желтый) и “холодные” (голубой, синий и фиолетовый). Теплые цвета действуют на человека стимулирующе, холодные -успокаивающе. При выборе цвета краски для стен помещений, обоев и отделочных материалов следует учитывать ориентацию помещения по сторонам света. Цвет стен помещений, выходящих на юг и запад, должен быть холодным, так как сочетание теплого солнечного света с холодным цветом стен дает спокойный тон (рис. 1).

Комнаты, обращенные на север, освещаются более холодным, чем солнечный, рассеянным светом неба. В этих комнатах стены рекомендуется решать в теплых тонах.

Рис. 1. Схема расположения колеров в помещениях жилого дома в зависимости от их ориентации по сторонам света

По восприятию цвета делят также на “тяжелые” (темные и теплые) и “легкие” (светлые и холодные).

Психологическое воздействие на человека оказывает свойство цвета вносить иллюзорность в восприятие пространств, объемов и форм. Так, холодные цвета (особенно голубые и синие) создают ощущение увеличенного пространства, а теплые и темные (особенно коричневые)-придают предметам материальность, прочность и зрительно уменьшают пространство. Благодаря окрашенным в светлые голубовато-серые тона стенам небольшие помещения воспринимаются более просторными.

Психологи, художники, архитекторы подразделяют цвета в зависимости от их эмоционального воздействия на человека на хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, пурпурный,коричневый)и ахроматические (черный, серый, белый).

Каждый цвет способен оказывать особое психическое воздействие, например, красный и оранжевый цвета возбуждают, повышают работоспособность человека. Желтый цвет ассоциируется с солнечным светом и способствует хорошему настроению, бодрости. Зеленый цвет – успокаивающий, не утомляет и способствует увеличению работоспособности. Голубой и синий цвета снижают активность жизненных процессов и работоспособность, вызывают чувство спокойствия и даже печали. Фиолетовый и пурпурный цвета снижают интенсивность жизненных процессов, вызывают некоторое беспокойство. Коричневый цвет успокаивающий, создает ощущение тепла, прочности материала, но при его избытке действует угнетающе. Черный цвет- мрачный, тяжелый, таинственный, ухудшает настроение. Серый цвет вызывает скуку и апатию, белый – пустоту, сдержанность, скромность, благородство, способствует оптимистическому настроению.

Степень воздействия цвета зависит от плрщади цветовой поверхности. Чем больше площадь цвета, тем сильнее его воздействие.

С помощью цвета можно создать в интерьере различное эмоциональное настроение (рис. 2). Например, решение интерьера в пурпурных тонах придает ему торжественный вид, а в желтых – создает впечатление легкости.

В основу цветовой композиции квартиры может быть положен принцип ее деления на разные цветовые зоны. Наиболее распространен прием контрастного цветового выделения входных помещений – передней, холла, коридора. Нередко эти помещения отделывают материалом, имеющем насыщенную и даже темную окраску. Прием контрастного цветового выделения можно использовать не только для отдельных помещений, но и внутри комнаты.

Чтобы правильно использовать цвет материалов, следует знать некоторые требования гармонии. Например, при цветовом решении спальни и детской следует учитывать не только их прямое назначение, но и возраст жильцов.

Цветовую композицию спальни как основного места отдыха следует решать в зеленых или в зеленовато-голубых тонах. Но зеленые тона, способствуя спокойной эмоциональной обстановке, не создают ощущения уюта. Поэтому такие тона надо сочетать с красноватыми и оранжевыми (по яркости они могут быть насыщенными и должны занимать большую площадь). Не помешают в спальне вкрапления белого цвета, например белый орнамент на красной занавеске.

Рис. 2. Диаграмма психологического воздействия цвета на человека

Создавать обстановку уюта в спальне позволяют цветовые решения, при которых основную роль играют теплые цвета, а зеленый является лишь одним из второстепенных компонентов.

Людям старшего возраста можно рекомендовать сочетание охристо-желтых и оранжевых, достаточно светлых тонов, со светло-коричневыми и красноватыми, причем красноватые тона должны занимать 10…20% поверхности отделки. Кроме того, для повышения выразительности всего интерьера можно применять вкрапления зеленых, красных и голубых тонов большой насыщенности, а также белого и светлосерых.

Приемлемы для спальни и розовые, достаточно выраженные тона. Для усиления цветовой выразительности можно добавить к розовому белый, светло-оранжевый, ненасыщенный зеленый и голубой цвета. Могут быть в такой спальне и небольшие вкрапления насыщенных цветов, в том числе и красного.

Не рекомендуется отделывать спальню в пурпурные, фиолетовые, красные тона с золотом, бархатом, шелком, разнообразной “роскошной” мишурой, так как они действуют вначале возбуждающе, а затем вызывают спад настроения и даже тревогу.

Дети любят светлые и яркие цвета. Поэтому на первый взгляд цветовое решение детской комнаты должно быть многоцветным и ярким. Однако дети, особенно дошкольного возраста, гораздо больше, чем взрослые люди, чувствительны к цвету. Поэтому во избежание нервных перегрузок для детских комнат не рекомендуют активные (оранжевый, красный) и пассивные (синий, фиолетовый) цвета. Эти цвета можно применять лишь в виде небольших вкраплений, оживляющих основные тона. Основными в детской комнате должны быть светлые тона: светло-желтый, светло-оран-жевый, светло-зеленый и светло-голубой и многочисленные оттенки этих цветов и их сочетания.

Для детей среднего и старшего школьного возраста цвета отделки должны быть более насыщенными.

Цветовое решение общей комнаты должно в одних случаях способствовать созданию ежедневной спокойной комфортной обстановки, в других – явно праздничной. Поэтому основные колера стен должны быть светлыми: зеленоватыми, розовыми, желтыми, светло-оранжевыми и даже голубыми теплых оттенков. Сложные, но не пестрые колера воспринимаются более празднично и производят лучшее впечатление. В общей комнате, кроме основных стационарных цветов (цвет стен, занавески), должны быть также сменные колера (цвет покрывал, декоративных наволочек для диванных подушек и мягкой мебели, скатертей и т. п.) для того, чтобы в праздники создать в интерьере торжественную обстановку.

Придать комнате цветовую выразительность помогут покрывала для мягкой мебели, скатерти и другие предметы убранства контрастных по отношению к стенам цветов, например, к основному желтовато-оранжевому подойдут различные оттенки насыщенных синих тонов, к бирюзовому – насыщенные оранжево-желтые и т. д. Во всех случаях для повышения выразительности цветового решения можно использовать ахроматические цвета.

Входные помещения и коридоры большинства современных жилых домов чаще всего освещаются через остекленную дверь из кухни или общей комнаты. Такой недостаток общего освещения можно исправить очень светлым цветовым решением (лимон-но-желтым или других теплых тонов) этих помещений.

Не следует наносить на стены орнамент в виде цветов, геометрических фигур, мелких узоров, а также красить стены одной комнаты в разные цвета. Такое цветовое решение интерьера создает ощущение дискомфорта.

Для того чтобы получить тот или иной цвет (колер), используют различные приемы смешения пяти основных цветов: красного, желтого, белого, черного, голубого (рис. 3).

Выбирая колер стен, следует помнить, что клеевая краска после высыхания становится светлее, а масляные и эмульсионные краски темнеют. Поэтому, чтобы определить истинный цвет краски, необходимо сделать пробу на стене (окрасить ее небольшой участок).

Изменение цвета возможно в нишах (более темный) и других выделенных частях комнаты при условии комбинации оттенков в пределах одного цвета.

Не рекомендуется окрашивать потолок краской того же цвета, что и стены, поскольку это зрительно уменьшает его высоту. Не следует также расписывать потолок орнаментами. По традиции потолок белят. Чем шире белая полоса между его краями и обоями, тем выше будет казаться помещение. Тем не менее- эта полоса не должна быть больше 20 см, иначе нарушится целостность восприятия интерьера.

Нецелесообразно также выделять на стенах фриз, отделяющий цвет стен от цвета потолка, так как нарушается целостность восприятия комнаты.

Рис. 3. Схема смешения основных цветов: 1 – красный; 2 – оранжевый; 3 – желтый; 4 – кремовый; 5 – белый; 6 – серый; 7 – черный; 8 – синий; 9 – голубой; 10 – фиолетовый; 11 и 14 – темная и желтая охра; 12 – зеленый; 13 – розовый; 15 – светло-голубой

Пол обычно окрашивают в теплые, сравнительно темные тона, ассоциируют меся с цветом дерева, тогда он кажется устойчивым, прочным. Но можно использовать и зеленые тона различной насыщенности, ассоциативно связанные с цветом травы или листьев, любые серые тона, слегка подсвеченные красной, оранжевой и другими теплыми красками. Если окраска пола светлее окраски стен, интерьер воспринимается неуравновешенным, мебель как бы теряет опору. При передвижении по помещению с таким полом появляется чувство неуверенности.

Нежелательным тоном покрытия пола является сине-голубой и сиренево-фиоле-товый,поскольку эти тона ассоциируются с водной поверхностью и кажутся слишком искусственными в жилой среде.

Важное значение имеет и цвет мебели. Он взаимодействует не только с цветом пола, но и с цветом стен. Мебель не должна быть значительно светлее стен, иначе нарушится визуальное равновесие и подсознательно возникнет ощущение беспокойства, неуверенности в том, что все стоит на месте.

При отделке стен, если создается панель или другое горизонтальное членение, тяжелые цвета должны быть расположены ниже легких.

Свет в интерьере. Значение света в интерьере выходит далеко за пределы требований комфорта. Свет создает самые различные оттенки настроений. Он может быть мрачным и таинственным, интимным и расслабляющим, возбуждающим и бодрящим.

Освещение подразделяют на естественное (солнечный свет, попадающий в помещение непосредственно через окна, или фонари) и искусственное (специально созданными источниками света).

Искусственное освещение может быть: – общим, при котором светильники освещают все помещение; – местным, когда светильники предназначены для освещения рабочих поверхностей; – комбинированным, когда применяется и общее, и местное освещение.

Комбинированная система освещения наиболее целесообразна и в светотехническом, и в художественно-декоративном отношении, потому что освещается как все помещение, так и отдельные его части.

Умело подобранное искусственное освещение позволяет выявить ту или иную часть интерьера, группу мебели и т. п.

Декоративные свойства светильников придают им наибольшую после мебели значимость в интерьере.

В зависимости от назначения, художественно-декоративной значимости, а иногда и конструкции все светильники можно разделить на две группы:
1) для жилых помещений, коридоров и передней;
2) для кухни и санитарного узла. Естественно, что светильники первой группы (особенно предназначенные для жилых помещений) требуют более богатых форм и отделки, чем светильники второй группы. К светильникам второй группы предъявляют специальные технические требования: герметичность, гигиеничность и т. п.

Все светильники в зависимости от устройства, крепления и установки в помещении делят на подвесные (люстры, подвесы), потолочные, настенные (бра), настольные (настольные лампы, ночники) и напольные (торшеры).

По характеру светораспределения различают светильники прямого, рассеянного и отраженного света. Светильники прямого света не обеспечивают равномерного распределения света в пределах всего помещения: ярко освещенные ими поверхности чередуются со слабоосвещенными и темными, что отрицательно влияет на зрение. Светильники рассеянного и отраженного света позволяют равномерно осветить все помещение, но не обеспечивают достаточного местного освещения. Кроме того, отраженное освещение неэкономично. Наиболее распространены в жилых помещениях светильники отраженного света, у которых большая часть светового потока направлена вверх.

В различных помещениях используют разные светильники. Например, если в комнате имеется обеденный стол, то над ним обычно подвешивают светильник комбинированного освещения с элементами преимущественно прямого света для освещения стола и отраженного света для освещения всего помещения. Если в комнате нет обеденного стола, то для ее общего освещения целесообразней применять светильник отраженного или равномерного рассеянного света.

Для освещения отдельных частей комнаты или отдельной группы мебели можно использовать напольные или настенные светильники преимущественно прямого света. Рабочие столы рекомендуется освещать настольными светильниками или плафонами локального света.

В спальных комнатах для общего освещения предпочтение нужно отдавать подвесным светильникам преимущественно отраженного света. Возле кроватей обычно устанавливают небольшие настольные или вешают настенные светильники (бра). Настенные светильники, кроме того, целесообразно вешать у зеркала в прихожей и в ванной.

Одно из основных требований, предъявляемых ко всем светильникам, – абсолютная недопустимость наличия у них чрезмерно ярко светящихся точек и поверхностей, нарушающих нормальные зрительные функции глаза.

Обычно в каждой жилой комнате одновременно используют светильники нескольких видов(подвесные и настольные, а иногда еще и настенные и напольные).

Для улучшения освещенности рабочей плоскости применяют дополнительные источники света, например светильники, вмонтированные в нижнюю плоскость настенного шкафчика над рабочим столом в кухне, настенные светильники над плитой, гладильной доской и т. д.

Подбирать светильники нужно, соблюдая определенное художественное, стилевое их единство, комплектность. Например, совершенно не сочетаются в одной комнате примитивный по форме настольный светильник с подставкой из никелированной трубы и нарядная люстра, отделанная под бронзу. Очевидна нежелательность использования в одной комнате различных случайных по форме, цвету и материалу абажуров.

Благоприятное влияние на восприятие цвета в интерьере оказывают люминесцентные лампы, свет которых приближен к солнечному. Кроме того, такие лампы в два-три раза экономичнее ламп накаливания. Спектр их имеет несколько вариантов.

Обычно люминесцентные лампы располагают по перименту потолка, в результате чего весь потолок оказывается освещенным ровным светом.

От правильного выбора и расположения светильника зависят создание дополнительных удобств и расход электроэнергии.

Оборудование квартир. Существуют два вида оборудования квартир – передвижной мебелью и встроенной. Среди передвижной мебели наиболее широкое распространение получила секционная мебель различных систем и конструкций.

Встроенную мебель можно встраивать в ниши. Она может представлять собой шкаф-перегородку. Это значит, что по горизонтали размеры мебели подчинены основным, наиболее часто встречающимся размерам (в плане) комнат – ширине, длине, а также основным размерам простенков между дверьми или окнами. По вертикали размеры мебели подчинены физическим размерам человека с учетом удобства пользования отдельными емкостями.

Передвижная мебель имеет наибольшее значение в убранстве интерьера жилищ. Она обычно занимает примерно 35…40% площади комнаты. Одновременно с планировкой жилого дома особенно важно установить ее минимальный набор. В набор мебели следует включать самые нужные и рациональные предметы, в то же время способные украсить интерьер современной квартиры.

Чтобы квартира получилась удобной, при проектировании ее отдельных комнат необходимо учесть: – количественный состав мебели (жилая комната не должна быть загромождена обстановкой); – размеры отдельных предметов мебели; рациональность расстановки мебели (при удачной расстановке мебели комната будет казаться более уютной, а ее пропорции – более гармоничными); – размер проходов между отдельными предметами мебели (ширина проходов в общих комнатах квартиры должна быть несколько больше, чем в спальнях, так как общей комнатой пользуется одновременно большее число людей).

Впечатление от интерьера в целом может меняться в зависимости от того, какой мебелью заполнена комната – громоздкой и грубой, легкой и изящной, единообразной по цвету, материалу, отделке или не имеющей художественного единства и т. д.

В соответствии с назначением каждой комнаты обычно разрабатывают определенные наборы (или гарнитуры) мебели. Наиболее важным признаком гарнитурнос-ти мебели является единообразие отдельных предметов в цвете и материале. Но при стремлении достичь гарнитурности легко можно впасть в неприятное однообразие. Особенно это относится к декоративной отделке гарнитура одними и теми же элементами, механически уменьшенными или увеличенными в зависимости от размеров его отдельных предметов. Чтобы подчеркнуть общий замысел гарнитурности, полезно внести небольшое разнообразие в цвет, форму или декор одного из предметов. Для этого можно включить в гарнитур предмет более сложной формы или выделить этот предмет (например, мягкое кресло для отдыха) более яркой расцветкой обивки и т. п.

При выборе мебели надо учитывать не только ее расположение в плане комнаты, но и размещение по отношению к стенным проемам, а также и то, как эта мебель будет выглядеть на фоне стен.

В зависимости от назначения помещения (общая комната, взрослая или детская спальня, кухня, санузел, передняя) его оборудуют соответствующей мебелью.

Все многообразие функций общей комнаты предопределяет ее деление на пространственные зоны: отдыха, столовой, рабочая. Основное оборудование зоны отдыха, как правило, составляют диваны, кресла,низкие столики для журналов, рукоделий, полки для книг и различных предметов, музыкальные инструменты, радиотелевизионная аппаратура.

В зоне столовой размещают обеденный стол и необходимое число стульев, соответствующее числу проживающих.

В рабочей зоне устанавливают специальные столы или используют откидные устройства в секционной мебели или отделениях шкафных перегородок, а также полки или шкафы для книг и различных инструментов.

В спальных помещениях размещают оборудование и мебель, предназначенные в основном для отдыха и сна: кровать, рабочий стол со стулом, прикроватную тумбочку, шкаф для белья и платья, иногда книжные шкафы. В детской спальне должен быть организован уголок для игр и занятий. Вместо кроватей в спальне можно поставить диван, диван-кровать или кушетку. Тогда необходимо предусмотреть приставные тумбы для хранения постельных принадлежностей.

Спальные гарнитуры находят наибольшее применение в супружеских спальнях. Платяные шкафы, входящие в такие гарнитуры, обычно не обеспечивают полностью нужды семьи, кроме того, они громоздки, занимают много места и часто портят интерьер спален.

Лучше всего спальни оборудовать встроенными шкафами. В системе встроенных шкафов могут найти место секретеры, заменяющие рабочие столы, полки для книг и различные ящики.

В детских спальнях можно широко использовать складывающуюся мебель, кровати в два яруса. Оборудовать детские спальни можно и откидными кроватями, встраиваемыми в мебель.

Минимальные наборы кухонного оборудования изготовляют для кухонь различных размеров. Но оно предназначено только для процессов, связанных с приготовлением пищи, хранением и уборкой посуды, хотя в кухне совершаются и многие другие хозяйственные процессы.

Оборудование рабочей зоны кухни, как правило, состоит из нижних элементов, занимающих место от пола до уровня рабочей плоскости, верхних элементов, расположенных над рабочей плоскостью, а также высоких элементов, которые занимают пространство от пола до потолка.

На одном общем уровне располагают рабочие столы, мойку, плиту. Между их рабочими поверхностями не должно быть разрывов, что позволяет быстро и легко передвигать тяжелые, горячие, скользкие предметы.

В СССР высота рабочих поверхностей принята 85 см (что соответствует среднему росту женщины и условиям работы стоя), максимальная ширина – 60, минимальная (для дополнительных элементов оборудования, которые устанавливают там, где прерывается естественный ход выполняемых операций), – 30 см. В цоколе по всей длине оборудования оставляют паз глубино‘й 4…5 и высотой 5…10 см для удобной постановки ног.

Навесные шкафы навешивают также в виде сплошной линии. Размеры их и высота расположения должны отвечать требованиям удобства пользования.

Размеры высоких шкафов для продуктов, посуды и различного инвентаря увязывают с размерами нижних и верхних элементов оборудования рабочей зоны.

В зоне приема пищи ставят обеденные столы, скамейки или табуреты. Размер обеденных столов зависит от числа проживающих в квартире.

Оборудование санитарного узла состоит, как правило, из ванны, душа, умывальника и унитаза. Но такой набор оборудования удовлетворяет только самым элементарным потребностям человека.

Большое распространение получили санитарные узлы заводского изготовления в виде кабин с установленным оборудованием: ванной или душевым поддоном, умывальником и унитазом.

Поскольку основным элементом интерьера санитарного узла является его оборудование, то оно должно быть единым по стилю, цвету и материалу. Форма и габариты его должны в полной мере соответствовать требованиям гигиены и удобства пользования.

Наиболее комфортабельной считается ванна, обеспечивающая прием водных процедур в лежачем положении: полномерная длиной 170 см и укороченная длиной 150 см. Сидячая ванна занимает меньше места, но не может удовлетворять всем запросам, так же как душевой поддон и по-либан.

Возле ванной обычно монтируют умывальник. Длина его должна быть не менее 60 см, форма – трапециевидной или овальной. Вспомогательные умывальники, предназначенные только для мытья рук (их устанавливают в уборной), могут иметь меньшие размеры.

Конструкция, форма и размеры выпускаемых унитазов еще очень несовершенны и не отвечают требованиям гигиены. Такие унитазы можно установить только далеко от стены. За ними образуется труднодоступная зона, являющаяся местом скопления сырости и грязи, что снижает общее санитарное состояние санузла. Новые образцы унитазов разработаны с учетом условий эксплуатации и особенностей физиологии человека и отличаются от выпускаемых сегодня моделей пониженной высотой и возможностью установки вплотную к стене. Они будут занимать меньшую площадь и во многом способствовать повышению эстетических качеств интерьера санузла.

Оборудование для передних обычно состоит из вешалки, ящика для обуви и банкетки.

Встроенная мебель позволяет наиболее целесообразно использовать площадь квартиры. Во встроенных шкафах в спальне, общей комнате, передней и кухне можно разместить хозяйственные вещи, в результате отпадает необходимость в передвижной мебели для этих целей. Встроенные шкафы создают лучшие гигиенические условия в помещении, поскольку исключается скапливание пыли на них и под ними. Стоимость таких шкафов в 2,5…3 раза меньше стоимости обычных передвижных шкафов.

Само название “встроенные шкафы” говорит о том, что эти шкафы встраивают в комнату в процессе строительства. Весь их объем находится за пределами комнаты. Только грань с дверцами расположена в плоскости перегородки комнаты.

При рациональном расположении встроенных шкафов, умело подобранных габаритах дверок и хорошем качестве отделки такие шкафы могут украсить помещение.

В процессе строительства в пределах комнаты или подсобных помещений можно делать пристенные шкафы (с одной – тремя примыкающими к перегородкам гранями).

Внутриквартирную перегородку можно заменить шкафом-перегородкой (рис. 4). Одна часть такого шкафа может быть обращена в одну комнату, а другая – в соседнюю или подсобное помещение. Конструкция шкафов-перегородок зависит от того, в какое помещение они открываются. Например, шкаф-перегородку между общей комнатой и кухней можно сделать в виде буфета с передаточным окном и откидным столиком со стороны кухни.

Встроенные шкафы для одежды, белья и обуви целесообразно устраивать в спальнях. Глубина шкафа для платья должна быть не менее 55 см. Длину его определяют из расчета 0,8 м на одного человека, учитывая, что одна вешалка с платьем занимает в поперечном направлении 7…8 см.

В спальнях также целесообразно устраивать встроенные шкафы для профессиональной литературы и учебников для учащихся, а в общих комнатах – встроенные шкафы для художественной литературы.

Чтобы книги обычного формата свободно входили в полки шкафа, глубину их рекомендуется принимать 30 см.

Встроенные шкафы для посуды целесообразно ставить в створ со шкафами для одежды, причем посудный шкаф должен быть обращен в общую комнату или кухню, а для одежды – в одну из спален (рис. 5). Глубину полок в шкафу для посуды желательно делать 30 см.

Встроенный шкаф (или кладовая) для хозяйственных вещей целесообразно размещать в передней, коридоре, переходах или шлюзах. Глубина такого шкафа может быть 60 см и более, ширина 40 см и более, высота 220 см (чтобы можно было хранить в нем лыжи). Дверку шкафа с внутренней стороны можно использовать для хранения деталей пылесоса, инструментов и пр.

Встроенную гардеробную рекомендуется делать при спальне. Если в квартире две спальни, то гардеробную можно поместить между ними, чтобы ею можно было пользоваться из обеих спален. Глубина гардеробной должна быть не менее 1,2 м, тогда в ней можно будет установить не только штангу для одежды и полки или ящик для белья, но и туалетный столик с зеркалом и банкетку. Двери гардеробной должны открываться наружу. Гардеробные, расположенные вне спальных комнат, обязательно надо связывать с ними через коридоры, переходы, шлюзы.

Существуют два варианта архитектурной обработки шкафов:
1) встроенные шкафы могут не выделяться на стене жилой комнаты ни своими членениями, ни качеством материала, ни окраской и быть нейтральным элементом в интерьере, то есть служить фоном для мебели;
2) встроенные шкафы можно сделать существенным архитектурным элементом в интерьере комнаты и организовать вокруг них обстановку. В последнем случае членения и обрамления встроенных шкафов по вертикали и горизонтали венчающие карнизы должны сочетаться с принятыми членениями и архитектурными деталями всего помещения.

Оптимальная номенклатура встроенного оборудования в сельском жилом доме: – передняя и переходы – шкафы для верхней одежды, шляп, обуви, шкаф-антресоль для чемоданов, лыж и другого спортивного инвентаря, шкаф для предметов чистки и уборки; – спальня – шкаф для платья (одинарный или двойной), шкаф для платья или белья (комбинированный одинарный или двойной), шкаф-антресоль, шкаф для книг; – общая комната – шкаф для книг, шкаф для посуды, шкаф для книг и посуды (комбинированный).

Рис. 4. Варианты шкафных перегородок

Рис. 5. Варианты размещения встроенных шкафов: 1 – для посуды; 2 – для книг; 3 – для одежды; 4 -хозяйственного инвентаря; ОК – общая комната; СП – спальня; К – кухня

В современном интерьере сельского жилого дома можно применять элементы секционных шкафов или стеллажей, наборов полок и другие, разделяющие пространство комнаты по зонам.

Встроенная мебель должна быть не только удобной, но и украшать квартиру. Членение шкафов и шкафных перегородок должно быть пропорциональным, а их поверхность – гигиеничной и красивой.

Пропорции помещений. С точки зрения восприятия внутреннего объема и удобства расстановки мебели наиболее благоприятными соотношениями сторон жилых помещений можно считать от 1:1,1 до 1,1…1,6. Согласно действующим нормам длина жилых комнат не должна превышать их двойной ширины и их двойной высоты. Высоту помещений квартиры определяют как исходя из санитарно-гигиенических и экономических требований, так и по соображениям застройщика. Она не должна быть меньше 2,5 м.

В некоторых случаях застройщик вынужден прибегать к корректировке неудачных объемов помещений. Например, высота небольших в плане помещений квартиры – коридоров, шлюзов, уборных, кладовых – 3 м и более велика. Поэтому, чтобы улучшить пропорции этих помещений и одновременно получить дополнительную площадь для хозяйственных нужд, делают антресольные шкафы.

Недостатки планировки пространственной композиции помещений можно также исправить: выделением части слишком удлиненной комнаты в виде алькова или расположением в торцах этой комнаты встроенных шкафов; членением комнаты стеллажами, полками и т. п.; использованием архитектурных декоративных деталей, цвета, различных отделочных материалов и т. д.



Проектирование - Формирующие элемёнты интерьера и основные пропорции

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Проектирование"