Фундамент и окладной венец деревянного дома
При разметке фундаментов следует ориентироваться по сторонам света. Летнюю избу чаще всего располагают окнами на юго-восток, зимовку — на северо-запад. Северная сторона домов почти глухая. На южной стороне планируют поместить ворота хозяйственного двора, поставить парадное крыльцо в доме, много окон. Огород или сад тоже с южной стороны. Таким образом, дом защищал землю от северного ветра и не бросал тень на участок. “Непряхой’* называли избу, расположенную жилым фасадом на- север. Вначале делают разметку основания сруба. Определяют и отмечают размеры на местности: длину и ширину. Длинной веревкой проверяют равенство диагоналей отмеренного прямоугольника, чтобы углы дома были прямыми. В эти места вбивают деревянные колышки. По необходимости их перебивают, перепроверив размеры. Места промежуточных опор определить легко, имея мерку-рейку, “стреляя” глазом вдоль осей стен. Основанием дома может быть почти незаметный фундамент из плоских твердых пород камней. Спланировав для них место, камни укладывают горизонтально, с тем, чтобы бревна окладного венца не скатывались вниз (окладной — первый венец сруба, заклад). Планировка территории вокруг дома не делается, ибо пока не известно, как поведут себя в дальнейшем грунтовые воды. Если решили ставить большой дом, а склон крутой, то по мере повышения профиля земли бревна подтесывают, в то время как верхние берутся более длинные, чем предыдущие. Свободные концы нижних бревен иногда опирают на деревянные стулья, полностью врытые в землю, или же бревна крепят внутри поперечными переводами-балками, соединяя их.для жесткости в “ласточкин хвост”. Стены подклетов (подвалов) служат как бы. деревянным фундаментом, Клеть — полный один венец из бревен или брусьев прямоугольной формы или проще, клетка. Клетью принято также называть небольшое рубленое помещение для хозяйственного скарба под общей крышей дома, в котором отдельных помещений может быть более двадцати.
В некоторых местах строили “избушки на курьих ножках“, их ставили на “курицах“, илилнях. Возраст одной из древнейших изб такого рода-в деревне Стрельников Костромской области — более двух столетий, Использовался естественный пень, связанный с землей выступающими на поверхность корнями. Так вот и родился сказочный образ избушки на курьих ножках. Отгадка же загадки “Курица на курице, а хохол на улице” напрашивается сама по себе — изба.
‘ Ближе к средней полосе, на равнинах; где возможно грунт не такой плотный и где отсутствуют подходящие камни, дома ставили на деревянные “стулья”. Это короткие, толстые столбы. Чем больше площадь опирания, тем надежней для дома. Поверхность их обжигают, в таком случае она дольше не гниет. Нижняя часть столба зарывается в землю на один — полтора метра. Всего может быть восемь — двенадцать стульев, промежуток в два метра между ними достаточен. Для разметки пользуются плотницким уровнем. Его устанавливают на ребро ровной длинной доски, один конец которой держат на стуле подходящей высоты — репере (современный геодезический термин — отметка уровня, относительно которой делают все остальные), другой конец поочередно подносят к остальным стульям, посматривая каждый раз на уровень. Затем их опиливают, а далее выделывают шипы одного размера, примерно 5×5×5 см.
Если нужда заставляла ставить дом в болотистом месте, там вколачивали в грунт деревянные сваи. Нижний конец их затесывали на три грани. Забивают их вдвоем деревянной бабой (толстой тяжелей чуркой с двумя ручками) пока не появится отдача. ЕСЛИ свая не идет строго вертикально, особенно не беспокоятся, — лишь бы на нее попадало бревно стены. Глубина погружения может быть разной, метр и более. Зто очень тяжелая работа. Сваи, также как и стулья, опиливают на одном уровне, наверху выделывают шипы.
Поморы, расселившиеся в свое время по берегам северных рек, изобилующих рыбой, вынуждены были укреплять берега вкупе с основаниями домов специальными подпорными стенками — обрубами, чтобы уберечь их от кропотливой разрушительной работы больших морских приливов и отливов. Это поднимающиеся от земли или со дна реки срубы с прозорами меж бревнами и такими же днищами-, заваленные для устойчивости тяжелыми камнями и грунтом, сверху покрытые деревянными широкими мостовыми из толстых плах. Подпорные стенки бывают большой протяженности, иногда во всю деревню, ш подходят к самым домам. Часто прямо на этом покрытии у дома стоит рыбный двор или хозяйская клеть. Как же хорошо чувствуешь себя на такой улице, буквально политой потом мастеров! Все вытесано, выскоблено, подогнано вручную, на каждом квадратном сантиметре запечатлен взгляд хозяина.
В иных местах берега рек укрепляли шпунтовым свайным рядом из толстых бревен, и тогда без опаски строили дома недалеко от воды. Таким оригинальным сооружением можно полюбоваться в Холмогорах.
В районе Архангельска и севернее попадаются дома с необычно укрепленными основаниями. Это невысокий ряж — сруб из двух венцов вокруг дома, больше последнего по площади. (Ряж — опора, основание под сооружением, срубленное из бревен в виде клети.) Промежуток между ним и стеной заваливается камнями или засыпается песком с гравием или щебенкой.
Вокруг домов устраивают и простые песчаные отмосткм. Для этого делают дощатые ограждения высотой в одну — две доски. Укрепляют их деревянными колышками на расстоянии, не позволяющем им прогибаться. Песчаная изоляция утепляет дом снизу, талая и дождевая вода не попадает на нижние венцы. Когда фундамент готов, можно “вести стопу”, или, как выражаются старики, “проворить” сруб, т. е. начинать строить дом.
В народе говорят: “Если хочешь, чтоб были дрова — начинай строительство”, поскольку в большом хозяйстве постоянно что-то стоит в очереди на ремонт или строительство, а от плотницких работ минимум 15% отходов дровяных. Бревна окладного венца могут быть из лиственницы, витой сосны, желательно смолистой. Где была возможность достать дуб — использовали его. Зти деревья большего диаметра, чем остальные. Окоренными их поочередно укладывают на высокие камки и обжигают на медленном огне. Камни служат опорами. Под бревном устраивают кострище. На разведенном для обжига огне заодно сжигается весь мусор, оставшийся после окорки леса, Когда обожженная часть бревна покрывается чернотой, поверхность уплотняется, становится глянцевой, его поворачивают воткнутыми в торцы топорами, подставляя другую часть поверхности под огонь. Такая обработка консервирует древесину и предохраняет нижние венцы от воздействия неблагоприятных природных факторов, от преждевременного разрушения.
Начиная ладить избы, под бревно в переднем углу кладут некоторые символические предметы: монету для богатства, ладан для святости, овечью шерсть для тепла. И зто делали не только суеверные люди. Причем у богатых закладным был золотой рубль или червонец, у середняка — серебряный рубль, бедные люди закладывали любую деньгу. Эта традиция была распространена и на севере, и во всей православной Руси. И вариаций было множество. На Пинеге, например, под каждый угол бросали монету и крыло рябчика... Годовые кольца деревьев с северной стороны плотнее, ближе друг к другу, поэтому бревна в срубе кладуг именно этой стороной на улицу. Нужную сторону можно определить, посмотрев на рисунок спила или на поверхность бревен. Сторона, где меньше сучков, — северная, где всегда тень и холодный ветер. Особенно это заметно на деревьях, стоящих на краю леса, около полей, полян, около открытых мест. Ярко это выражено у сосен, похожих на большие флаги с трепещущими на ветру полотнищами. Поверхность таких деревьев имеет дополнительную прочность, и стены меньше подвергаются эрозии от ветра, воды, мороза и палящего солнца.
Обычную рубку стен точнее назвать рубкой углов “в чашу”. Последовательность операций при рубке в чашу следующая: на камни основания кладут два первых параллельных бревна (кстати, надо не забыть подложить бересту для изоляции, там, где ее нет, можно положить ягель). Это бревна противоположных стен. При этом имеем в виду, что до самого верха стен в углы сруба кладутся поочередно вершина к вершине и комель к комлю (комель — самая толстая часть дерева у его основания, противоположная вершине). Таким действием соблюдается условная горизонтальность венцов сруба и вертикальность углов. И поэтому выгодно использовать при рубке деревянных построек сосну, так как ее ствол ровный и не такой сбежистый как у ели. На концах бревен, на расстоянии чуть больше диаметра от торцов, вырубаем чаши. Самый большой размер наверху и равняется он диаметру конца бревна. Профиль выруба напоминает чашу. Отсюда и название. Она своими размерами и очертаниями в точности повторяет форму половины сечения укладываемого бревна в этом месте. Чаши готовы. Замыкаем периметр, укладываем в них приготовленные бревна. Важно, чтобы первый венец был заложен верно. Углы должны быть прямые. Для этого устраивают проверку. Концы пенькового шнура прикладывают к центрам пересечения бревен противолежащих углов — так называемым сытям (сыть — соитие — сходиться). Диагонали сравнивают меж собой. Если есть какое-то несовпадение, вагой (толстой палкой) как рычагом угол пододвигается в необходимом направлении. Поправляют углы по мере необходимости, до полного равенства диагоналей. Это положение можно зафиксировать несколькими колышками по обе стороны от бревен. Когда фундамент свайный или стульчатый с шипами на концах, то в соответствующих местах на окладных бревнах под них выдалбливают гнезда и усиливают это крепление скобами.
В углах остаются выпуски (“перепуски” — по-старому), благодаря тм в хате бывает теплее, ведь древесина в продольном направлении промерзает быстрее и глубже, чем в поперечном.
Первый удар по бревну наносит будущий хозяин. Отрубив щепку, он положит ее в карман и будет хранить до окончания строительства. Так бывает на Пинеге. В других местах смотрят: полетит первая щепка внутрь сруба, значит, всякая прибыль будет приходить, а не уходить из дома. Москва говорит, что все щепки, полученные при рубке первого венца, нужно собрать в середину, чтобы происходящее извне было в доме известно, но. чтобы не известно было на улице, что делается дома.
Окладной венец готов. “Лиха беда — начало!” Это праздник с трапезой для всех домочадцев. С окладным поздравляют соседи, особенно если это новое строительство. “Доброе начало—.половина дела!”
“В этот день плотники кладут только один венец — “окладное”. Его набьют обухом топора, в него не вонзают топора, во время винного угощения плотники приговаривают: “Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не сгниет”. На ритуальное угощение приглашают Ивана да Марью — по мотиву связи венцов (Малороссия). Если приглашены мастера со стороны, от хозяев к ним особое почтение. Все по традиции. Уважительное обращение с поклоном, да и- по. имени отчеству. Работа с бревнами не из легких, поэтому в порядке особого исключения даже в Великий Пост плотникам подавали скоромную пищу: мясную и молочную. Традиции блюли строго, этого у народа не отнять, и не один десяток лет, а столетиями!
В сказках плотники соревнуются с чертом и всегда выходят победителями. Работодатели знали: “По пище и топор свищет”, и платили вовремя, по уговору. “Уговор дороже денег”, а то плотники обидятся, наведут сраму, слез не оберешься. Могут оставить меж пазами во мху щепочки, мешающие плотной осадке. В этих местах будет продувать и обязательно промерзать. Иногда между концами бревен в пазу кладут камни, тогда плотно не проконопатить. А тогда и затопленные печи не помогают. Считалось, что плотники имели тайные способности, знания, связи с “нечеловеческой природой”; лесом и т. п. Чем выше мастерство, тем сильнее способности скрытые: “Особенно дурной славой пользуются те из плотников, которые известны своим искусством, вроде костромских галичан, знаменитых издревле владимирских “ар-гунов”, вологодских, вохомских. Они могли сделать так, что в доме “поселяется нечистая сила”. В прошлом столетии встречались незаселенные дома не только в деревнях, но и в Петербурге… Подслушали бабы, как владимирские плотники, достраивали хату, приговаривали: “Дому не стоять, дому не житье, кто поживет, тот и помрет”, подсмотрели, что бревна они тесали не вдоль, а поперек, а потом напустили червей...”
Много подобного материала собрано ученым, этнографом А. К. Байбуриным. Однако стоит заметить, что большинство суеверных традиций все-таки принадлежало народам Малороссии, Карелии, это отмечает в своим записках, которые вел во время многочисленных путешествий, известный многим писатель и знаток быта многих народов России прошлого века Сергей Васильевич Максимов. На фоне этих народов северяне, особенно поморы, отличались подчеркнутым благородством натуры. Для них человеческая честь была превыше всего. За хлеб насущный для своей семьи многие платили морю собственной жизнью. Им было не до суеверных представлений.
Фундамент - Фундамент и окладной венец деревянного дома