Категория: Кровельные работы

Гребнегибы для кровельных работ

Покрытие скатов кровли — одна из наиболее трудоемких операций при устройстве кровель из листовой стали.

В комплексе выполняемых на крыше работ по устройству рядового покрытия скатов наибольшие трудовые затраты приходятся на соединение кровельных картин гребневыми фальцами, так как протяженность последних в два раза больше протяженности лежачих фальцев, из которых половина выполняется в мастерской при заготовке картин. Из общего количества обрабатываемых на кровле фальцев в рядовом покрытии 80% составляют гребневые и лишь 20%—лежачие. В связи с этим возникает необходимость механизации работ по устройству гребневых фальцев.

Обычно соединение кровельных картин гребневым фальцем (рис. 1) производится кровельными молотками или молотком с помощью бруска-отворотки. В последнее время применяются гребнегибочные машины и приспособления — гребнегибы, позволяющие выполнять эту работу без примененая кровельных молотков.

Наиболее удачным из ручных гребнегибочных приспособлений является гребнегиб конструкции ленинградского кровельщика-новатора В. М. Силина, позволяющий благодаря наличию гибочной косоизогнутой планки производить плотный обжим стоячих гребней.

Гребнегиб конструкции В. М. Силина (рис. 2) для обжима гребней на кровле состоит из подвижного (зажимного) уголка, неподвижного (опорного) уголка, шарнирно соединенных между собой, и гибочной косой планки, изогнутой по винтовой линии и также шарнирно соединенной с подвижным уголком.

Рис. 1. Соединение картин гребневым фальцем а — кровельными молотками; б— с помощью молотка и бруса-отворотки

Рис. 2. Ручной гребне-гиб конструкции В. М. Силина 1 — зажимной уголок; 2 — г опорный уголок; 3 — гибочная планка; 4 — S — рукоятки; 6 — опорная рама; 7 — площадка для ног

Гребнегиб снабжен двумя рукоятками. Рукоятка соединена с подвижным уголком и служит для зажима двух соседних гребней между уголками и для перемещения гребнегиба по кровле. С помощью рукоятки вращается гибочная косая планка, посредством которой производится загиб (свалка) большого гребня на малый и их уплотнение. Для устойчивости на кровле гребнегиб снабжен опорной рамкой с площадкой, на которую во время работы кровельщик становится ногой.

Работа с гребнегибом производится в следующем порядке. На стык двух гребней соседних картин накладывают гребнегиб с таким расчетом, чтобы оба гребня оказались между зажимным и упорным уголками. Затем, придерживая гребнегиб за рукоятку, кровельщик рукояткой вращает слева направо гибочную косую планку. При этом на нижнем (по скату кровли) участке зажатого между уголками гребневого фальца большой гребень отгибается на малый, на верхнем участке в это время производится окончательное уплотнение фальца. После этого кровельщик несколько ослабляет зажимной уголок и продвигает гребнегиб вниз по скату кровли (примерно на 200.. 250 мм). Операция повторяется до прохода по всему стоячему фальцу двух соседних рядов картин.

Рис. 3. Электрогребнегиб конструкции Ф. Д. Галактионова а — общий вид гребиегибочной машины: 1 — корпус машины; 2 — подвижный боёк (молоток); 3 — неподвижный боек (наковальня); 4 — электродвигатель; 5 — рукоятка; б — электропровод в резиновом шланге; б — вид гребиегибочной машины снизу: 1 — передний боек; 2—неподвижный упорный уголок; 3 — упорный брусок; 4 — рабочий молоток; 5 — задний подвижный боек: 6 — задний упорный уголок; 7 — амортизационная пружина

Электрогребнегибочная машина конструкции Ф. Д. Галактионова, позволяющая механизировать процесс загибания и уплотнения гребневых фальцев, впервые была применена при ремонте кровли здания Адмиралтейства в Ленинграде. Машина прошла производственные испытания на различных стройках города и получила хорошую оценку.

После производственных испытаний Ф. Д. Галактионовым были внесены улучшения в конструкцию отдельных деталей машины. Новая модель машины в настоящее время применяется на ремонтируемых и строящихся объектах Ленинграда.

Электрогребнегибочная машина конструкции Ф. Д. Галактионова— это машина ударного действия. Принцип ударного действия рабочего органа машины для загибания и уплотнения фальцев является наиболее приемлемым, так как обеспечивает наилучшие условия для образования стоячего гребня и его уплотнения. Машина приводится в действие от электродвигателя, смонтированного на раме, снабженной рукояткой для управления машиной во время работы.

Рабочая часть машины — молоток, приводимый в движение электродвигателем через рукоятку. Плоскость молотка со стороны уплотняемого гребня обработана по винтовой линии, электродвигатель расположен вертикально. Общий вид машины показан на рис. 3, а.

При работе машину накладывают на стык двух гребней соседних картин. Рабочий молоток, совершая возвратно-поступательное движение, подобно кровельным молоткам, обстукивает гребневый фальц, отгибая большой гребень на малый и уплотняя их при продвижении машины по обрабатываемым гребням двух соседних полос от конька к свесу.

Машина не имеет каких-либо роликов или других устройств для горизонтального ее перемещения и движения вниз по кровле в результате незначительной вибрации, создаваемой рабочей частью. Обслуживает машину один рабочий-кровельщик.

До начала работы машины кровельные картины закрепляют в обрешетке клямерами с концами, отогнутыми в сторону малого гребня. Окончательное закрепление картин клямерами, т. е. обратный отгиб их свободных концов на образованный гребневой фальц, производится с помощью обычных кровельных молотков после окончания работы машины.

Перед работой машина устанавливается на стык двух гребней соседних картин (с выключенным электродвигателем) у конька кровли с таким расчетом, -чтобы оба соседних гребня оказались между передними губками машины. Включив электродвигатель и придерживая машину за рукоятку, кровельщик продвигается с ней вниз по скату кровли. Дойдя до настенного желоба, он отключает электродвигатель, подтаскивает машину вновь к коньку кровли, и процесс повторяется.

Машина работает следующим образом (рис. 3, б). При движении машины по обрабатываемому гребню передний подвижный боек и неподвижный упорный уголок сжимают большую и малую кромки фальца двух соседних кровельных картин. Затем, при дальнейшем продвижении машины, молоток производит ряд последовательных ударов по упорному бруску и постепенную свалку большой кромки на малую на величину до 160°. В хвостовой части машины происходит окончательное уплотнение гребневого фальца с помощью заднего бойка и упорного уголка. Для свободного прохождения в местах пересечения лежачих фальцев с гребневыми машина снабжена амортизационными пружинами. Работа гребнегибочной машины показана на рис. 4.

Рис. 4. Работа гребиегибочной маши ны конструкции Ф. Д. Галактионова

Электрогребнегибочная машина сокращает время на обработку фальцев (но сравнению с работой вручную) в четыре раза. Ее применение целесообразно при больших объемах кровельных работ (при новом строительстве или капитальном ремонте кровель). При малых объемах работ (текущем ремонте) наиболее эффективно применение ручного гребнегиба В. М. Силина.

Затраты рабочего времени на устройство гребневого фальца на кровле различными приемами составляют: кровельными молотками—110, кровельным молотком и брусом-отвороткой — 90, ручным гребнегибом В.М.Силина— 50, электрогребнегибом Ф. Д. Галактионова — 28 с на 1 м.

Использование на кровельных работах гребнегибочных машин и ручных гребнегибов, кроме повышения производительности труда, обеспечивает более высокое качество работ (прямолинейные и прочные фальцы), облегчает труд кровельщика (позволяет работать в более удобном положении), устраняет утомительный стук кровельных молотков при ручной работе.

Техническая документация на электрогребнегибочную машину конструкции Ф. Д. Галактионова разработана ленинградским трестом «Оргтехстрой» Ленгорисполкома (Ленинград, ул. Рентгена, 3).

Правила эксплуатации гребиегибочной машины конструкции Ф. Д. Галактионова

Эксплуатация. В целях наиболее успешной эксплуатации гребиегибочной машины и для обеспечения высокого качества работы необходимо соблюдать определенные условия.
1. Заготовка кровельных картин должна выполняться на фальцегибочных станках.
2. Размеры отогнутых в картинах кромок для гребневого фальца должны соответствовать техническим условиям на производство и приемку строительных работ: высота большой кромки гребня — 40…45, малой — 20…25 мм.
3. Раскладку картин по скатам кровли следует производить так, чтобы лежачие (поперечные) фальцы располагались на досках, а не между ними; смещение по скату соседних картин должно быть не менее 50 мм одна относительно другой.
4. После раскладки по скату крыши кровельные картины необходимо прикрепить к обрешетке клямерами, концы которых предварительно отгибают в сторону малой кромки гребня.
5. При производстве работ на односкатных кровлях требуется на расстоянии 400…500 мм от верхней границы ската предварительно вручную соединить картины гребневым фальцем. Вручную соединяются также картины в местах их примыканий к трубам дымовых и вентиляционных каналов, слуховым окнам, парапетам и другим выступающим частям кровли.

Обслуживающий персонал. К обслуживанию на электро-гребнегибочной машине может быть допущен кровельщик, сдавший техминимум и имеющий знания, необходимые для работы с электрифицированным инструментом. Машину должен постоянно обслуживать один и тот же кровельщик-оператор, который и отвечает за ее состояние во время работы.

Обслуживание машины. В процессе работы с машиной необходимо выполнять следующие требования: – при перерывах в работе немедленно выключать электродвигатель; – периодически проверять степень нагрева корпуса электродвигателя, так как машина рассчитана на повторно-кратковременный режим работы. Практически нагрев обмотки электродвигателя считается допустимым, если на его корпусе можно длительное время держать ладонь; -следить за исправным состоянием электрокабеля (не допускать его петления и перекручивания), за нагревом трущихся подвижных частей машины; – при обнаружении неисправности немедленно выключать электродвигатель, прекращать дальнейшую эксплуатацию машины до устранения дефектов.

Уход за машиной после работы.

По окончании работы необходимо: – выключить рубильник питающей электросети и отключить от него кабель машины; – тщательно очистить от металлической окалины и стружки подвижные части машины; – неокрашенные части протереть слегка промасленной тряпкой; – снять машину с кровли и установить на чердачное перекрытие под крытый участок кровли.

Покрытие выступающих над крышей частей здания (стен, парапетов, вентиляционных и дымовых труб и слуховых окон)

Парапеты и другие выступающие над крышей стены покрывают заранее заготовленными картинами или целыми полосами. Заготовка картин производится по чертежам или по обмеру в натуре.

Рис. 5. Покрытие парапетов и выступающих над крышей стен а — сплошное покрытие; 6 — покрытие стены сверху и заделка кровли в стену; в — покрытие сверху и с одной стороны

При высоте стен над кровлей до 500 мм покрытие делается сплошное (верха и сторон) (рис. 5, а), при большей высоте — только сверху (рис. 5, б) или сверху и с одной стороны (рис. 5, в). Боковое покрытие выступающих стен в зависимости от их высоты производится, как в разжелобках, продольными или поперечными картинами, соединяемыми лежащим фальцем.

Для соединения с рядовым покрытием фальцы картин выступающей стены отгибаются в соответствии с фальцами прилегающих полос, г. е. если прилегающая к стене рядовая полоса имеет большой гребень, то в боковой картине стены отгибается малый гребень, и наоборот.

При покрытии только одного верха выступающей стены кромки листовой стали обрабатываются отворотной лентой. Укрепление покрытия верха производится путем отгиба кромок на обе стороны стены с привязкой их проволокой к гвоздям, забитым в кладку, или прибивкой кромок гвоздями.

Покрытие верхней части парапетов производится так же, как и выступающих стен.

Примыкание рядового покрытия к стенам (в случае покрытия лишь верха стен) выполняется следующим образом. Примыкающий к стене край рядового покрытия загибается вверх на высоту 150…200 мм и заделывается в борозду или шов кладки с прибивкой кромки гвоздями через 500…600 мм.

Борозды в выступающей части стены оставляются во время кладки; глубина их 70 мм, ширина не менее 130 мм. Борозду вместе с кромкой заделывают штукатурным раствором. В случае заделки кромки в шов кладки последний предварительно прочищают на глубину 25…35 мм. Заправив кромку картины в кладку, шов заштукатуривают.

Рис: 6. Примыкание кровельного покрытия к дымовой или вентиляционной трубам

Взамен устройства в стенах борозд часто в кирпичных стенах на высоте 150…200 мм выпускают один или несколько рядов. В образовавшееся углубление под выступом заправляют кромку картин рядового покрытия и прибивают гвоздями.

Примыкание кровли к дымовой трубе устраивается также путем заделки кромки покрытия в выдру. Высота отгибов кромок, заводимых в выдру со стороны конька кровли, составляет 150…170 мм, а с трех других сторон — 100…120 мм.

Для большей плотности соединения выдра подштукатуривается. Трубы относительно рядового покрытия могут быть расположены в продольном или поперечном направлении.

В целях лучшего отвода воды из-за трубы или парапета, с верхней стороны их делают треугольную разделку (раскрыш-ку) в виде двускатной кровли из досок или брусков, прибиваемых к обрешетке и покрываемых листовой сталью (рис. 22). Вода, текущая со ската кровли, рассекается разделкой и стекает по скатам последней. Образованный отгибами кромок картин воротник должен плотно охватывать ствол трубы и соединяться в углах на фальц.

Для предохранения дымовых и вентиляционных труб от разрушающего действия атмосферных осадков, а также от повреждений при прочистке верхние части их покрывают металлическими колпаками.

Заготовку колпаков производят по чертежам или обмеру с натуры, в зависимости от размеров и формы верхней части трубы. Колпаки изготовляют из отдельных частей стали (обрезков от покрытия кровли), соединяемых между собой лежачим фальцем (рис. 23), для чего в заготовках оставляют припуски. Колпак состоит из крышки и двух пар боковин.

Боковины могут быть раскроены двумя способами, отличающимися один от другого угловым соединением (по диагонали или под прямым углом). В нижней части боковин по всем четырем сторонам делают отворотную ленту. В крышке прорезают отверстие по размерам дымохода или вентканала. В этом отверстии отгибают вверх четыре бортика высотой 15…20 мм. Колпаки к трубам прикрепляют проволокой к гвоздям, забитым в швы кладки.

Рис. 7. Заготовка колпаков для покрытия дымовых и вентиляционных труб а — соединение боковин по диагонали; б — соединение боковин под прямым углом; в — разрез трубы с колпаком


Кровельные работы - Гребнегибы для кровельных работ

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Кровельные работы"