Категория: Резьба по дереву

Искусство художественной обработки древесины

Развитие художественной обработки древесины тесно связано с общим развитием русского искусства и архитектур. Подлинных древних памятников искусства художественной обработки древесины сохранилось немного, поэтому изучают их по летописям, литературным источникам, фольклору, изображениям в живописи и миниатюре, свидетельствам иностранцев, посещавших Русь, а также привлекая памятники народного искусства более позднего времени, которые сохранили традиционные формы под влиянием стойких социально-экономических, бытовых и художественных факторов.

Русское искусство художественной обработки Древесины — явление уникальное, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно осходит к искусству древних славян, селившихся первого тысячелетия н.э. по берегам Днепра, озера Ильмень. На стенах славянских святилищ изображал ись люди, птицы, звери, которые, свидетельству летописи, казалось, «обладали» Знью. Языческие религиозные представления древних славян обусловили широкое использование, особенно в декоративно-прикладном искусстве, мифологических изобразительных мотивов (фантастические звери, женские фигуры рядом с конями и др.).

Древесина, как строительный материал, обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, небольшой плотностью, красивым естественным цветом и разнообразием рисунка текстуры, удобством обработки. Из древесины возводили жилые строения и хозяйственные постройки, укрепления и городские стены, мосты и храмы; делали лодки, струги, корабли, сани, телеги, кареты, орудия труда для сельского хозяйства и домашних работ (прялки, веретена), посуду (ложки, ковши, солонки, чаши и кубки, ведра, кадки). Народ, прекрасно зная ценные качества дерева, умело использовал в хозяйстве все его части. Так, берестой, которая не впитывает влагу, покрывали крышу, из полосок бересты шили чехлы для хранения плотницкого и столярного инструмента, чтобы предохранить его от ржавления, делали всевозможные туески для хранения продуктов питания, на бересте писали знаменитые новгородские грамоты. Из капокорня (наплыва на корнях лиственных пород деревьев), обладающего твердостью, упругостью и редкой красотой природного рисунка текстуры, изготовляли тонкостенную посуду. Из хорошо гнущегося ивового прута плели большие и маленькие корзины, люльки.

Существовали различные способы художественной обработки древесины, но наиболее распространенным была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта. Резьбу по дереву использовали и в другие местах.

Керамические плитки с рельефным узором «зготовляли с помощью деревянных форм. Деревянное «печатные» доски применяли для приготовления пряников. Разнообразны крестьянские прялки, украшенные резьбой или резьбой с росписью.

Наряду с резьбой для художественной отделки применяли и другие способы (роспись, мозаику), которые иногда совмещали.

Русские мастера художественной обработки древесины обладали неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе — от величественного храма до деревянной ложки — создавать подлинные произведения искусства. Изготовление резных изделий требует определенных знаний о дереве, его свойствах, качестве, применении и обработке. Все древесные породы делятся на мягкие, средние и твердые.

Мягкие породы не оказывают сильного сопротивления резцу и наиболее благоприятны для резьбы.

Средней твердости древесина может оказаться и мягкой, и твердой, в зависимости от условий произрастания.

Твердые породы древесины, самые трудные для Работы, требуют применения силы и чувства материала.



Резьба по дереву - Искусство художественной обработки древесины

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Резьба по дереву"