Категория: Ландшафтный дизайн

История садов и парков

Окружать себя растениями и камнями по своему выбору люди начали в те далекие времена, когда человек еще не стал истребителем зеленых легких планеты. Просто все богатство природы не могло удовлетворить стремление человека окружить себя удобной в использовании красотой. Итак, кто же был первым ландшафтным дизайнером? По правде говоря, бог его знает! Но самые древние образчики ландшафтной архитектуры располагались в Египте и на Ближнем Востоке. Начнем с египтян. Несомненно, эта древняя цивилизация высоко ставила искусство создания композиций из растений и водоемов. На древних изображениях можно найти не только изображения жрецов, гуляющих среди деревьев, но и вполне грамотные проекты обустройства небольших садиков. На Востоке сад был мерилом благосостояния человека. В те времена возникла такая поговорка: «Он беден, у него нет тени». Устройство зеленых уголков требовало искусственного орошения и довольно затейливой системы каналов и накопительных бассейнов. Расположение каналов диктовало древним египтянам и ассирийцам придерживаться прямоугольной планировки композиций. Судя по всему, древние египтяне были людьми неленивыми и густо засаживали берега каналов деревьями и кустарниками. А в своем саду они культивировали красивые цветы с сильным ароматом. В древности люди вообще ценили ароматы цветов превыше их красоты.

Рис. 1. План египетского сада

Египтяне выращивали садовые лилии и ирисы, ландыши и левкои. В прудах росли разнообразные нимфеи, в том числе и знаменитый голубой лотос, чья пыльца содержит довольно сильное наркотическое вещество.

В более поздний период, во время царствования Клеопатры, в садах Египта цвело огромное количество роз. Нет сомнений, что основные принципы египетского ландшафтного дизайна сформировались в многочисленных храмовых комплексах. Это были не просто города в городах, а маленькие закрытые города-госут дарства, обладающие большим влиянием и не стесненные в средствах. Что может быть лучше для развития искусства создания красоты на мертвых песках?

Храмовые дворы представляли собой систему террас и портиков. Очень часто через все этажи шла сложная система оросительных каналов, и на каждой террасе был разбит цветник, окружающий маленький пруд, или росли деревья и кустарники. Кроме традиционных эндемиков в храмовые сады привозились диковинные растения и семена цветов со всей Ойкумены. В храмовых садах разбивались широкие пальмовые аллеи, которые были весьма удобны для проведения процессий и религиозных обрядов.

Рис. 2. Посадка деревьев в Древнем Египте

Другой тип садового дизайна зародился в Фивах. Это был процветающий торговый город, отличающийся свободой нравов. Именно там строили свои роскошные виллы «новые» египтяне тех времен. Они окружали свои дома высокими стенами и не разменивались на мелочи типа посадок фруктовых деревьев и овощей. Каждый уважающий себя древний фиванин имел в своем дворе небольшой бассейн со скромной коллекцией нимфей. Часто в нем селились водоплавающие птицы. Садовая пергола широко используется в дизайне, она тянется через весь двор и густо увита виноградом. И цветы, цветы, цветы! Беседка для отдыха увита розами, часто двух или трех сортов. В общем, большинство из нас недалеко отошли в своих эстетских предпочтениях от людей, живших за несколько веков до нашей эры.

Современники египтян, древние вавилоняне и ассирийцы, пошли другим путем. Оно и понятно: ландшафт имел серьезные отличия. Если египтянам приходилось возводить сады на песке, то ассирийцы просто облагораживали рощи и долины рек, впервые в истории человечества превращая их в парки. Они просто разбивали клумбы на фоне зарослей диких кустарников, строили очень красивые павильоны и портики и проводили довольно совершенные системы оросительных каналов. Но это еще не все. Древние ассирийские пари взяли за правило коллекционировать в своих садах и парках диковинные растения и животных со всех концов света. Особенно славился парк в Ниневии, тогдашней столице огромного государства. Эти сады ассирийских правителей можно считать прототипами ботанических и зоологических садов. Теперь стоит упомянуть самые знаменитые сады древности — висячие сады Семирамиды. Греков весьма впечатлили такие сады, и они даже внесли их в свою книгу рекордов — список семи чудес света. И к тому же у их летописцев возник вопрос — зачем эти восточные люди так старались?! А дело-то вот в чем. Характерной особенностью архитектуры Двуречья был зиккурат. Он представлял собой массивную сплошную ступенчатую пирамиду. Террасы зиккурата озеленяли и устраивали на них маленькие пруды и беседки. Так* что висячие сады царицы Семирамиды не были эксклюзивным проектом. И вообще, на фоне гигантских проектов Навуходоносора эти сады просто теряются. Это была четырехэтажная постройка, состоящая из террас длиной около 40 м, шириной .3,5 м. Внутри галерей, образованных колоннами, были размещены затейливо изукрашенные гроты.

Террасы соединялись лестницами из белого мрамора. Верхняя терраса находилась на высоте 25 м. Сад орошали с помощью водоподъемного колеса. Основными обитателями террас были цветы и небольшие кустарники. Похоже, строители садов на террасах широко применяли контейнерное цветоводство и достигли в нем немалых успехов.

Ну, кто еще был знатным садоводом? Возможно, царь Соломон. Его сады описываются весьма красноречиво. Были там и кедровые рощи, и кипарисовые аллеи, по которым гуляли павлины, огромный розарий с беседками и фонтанами. Правда, никаких археологических свидетельств подобной роскоши не обнаружено. А вот в Персии значительно развилось искусство создания ландшафтных парков. Парки для охоты заселяли львами, кабанами и прочей дичью и называли их парадизами. Понятное дело, что следов от них тоже не осталось. Правда, в отличие от садов царя Соломона, сохранились вполне приличные их изображения. Охотиться древние персы любили с комфортом, поэтому в парках были живописно разбросаны богато украшенные павильоны, вокруг которых располагались цветники и фонтаны. Да, кстати, именно персы начали практиковать посадку и стрижку живых изгородей. С их помощью они разбивали парк на несколько зон, где пытались воссоздать участки различных ландшафтов. Подобно остальным древним садоводам, персы обожали ароматные цветы и травы, они вообще считали свой Гюлистан родиной розы. Возможно, кроме того, именно в Персии начали культивировать сирень, тюльпаны и нарциссы. Столицей Персии был город Суза, что в переводе означает «лилия».

Можно сказать, что мы идем дорогой Александра Македонского и теперь наш путь подходит к границам Ойкумены. Впереди Индия — страна магараджей и экзотических танцовщиц. Индия занимает огромную территорию с неоднородным климатом. Ее население очень сильно различается с точки зрения культурных традиций. Начнем с Кашмира. Эта жемчужина неспроста манила к себе стольких завоевателей. Кроме роскошных дворцов с традиционной системой террас и бассейнами из цветного мрамора, Кашмир славился своими плавучими садами. Это были плоты длиной до 10 м и шириной около 3 м. Их создание описано таким образом. Растущую на дне озера траву срезали у основания и связывали ее в толстые маты, которые прикрепляли к тонким столбам, вбитым в дно озера. Маты покрывали слоем земли толщиной более полуметра. На таких грядках выращивали огурцы, дыни, прочие овощи, а также цветы. Ухаживать за такими садами приходилось с лодок. Индийские сады на воде очень напоминают плавающие сады-чинампасы Мексики, которыми любовались во время завоевания Америки в XV веке испанцы, оставившие немало восторженных отзывов об их изяществе и оригинальности. Это были небольшие плоты из ветвей и камыша. На них насыпали землю и выращивали различные растения, главным образом овощи и цветы. Встречаются и описания садов на террасах, напоминающих упомянутые выше сады Семирамиды. Но вернемся в Индию.

В горных районах Индии и на Тибете издавна процветала культура сада с лекарственными растениями. Лекарственные травы выращивались в основном монахами — теми самыми, что сформировали могучую систему тибетской медицины. Эти травы в виде готовых препаратов широко экспортировались в Китай.

В первый период распространения буддизма в Индии началось возведение садов и парков, предназначенных для созерцательного отдыха. В парках были изумительной красоты водоемы с легкими ажурными беседками и разбитыми с учетом принципов дзэн цветниками. Это был полный отказ от утилитарного назначения сада. Такой парк воплощал в себе идею единения человека и природы.

Индийские мусульмане строили прямоугольные дворы, обнесенные высокими стенами, вероятно для того, чтобы никто не мог подсматривать за обитательницами гаремов. В центре двора воздвигали четырехугольное или восьмиугольное здание под куполом, строго поделенное на мужскую и женскую части. В саду в геометрическом порядке высаживались плодовые и вечнозеленые деревья. Частенько этот роскошный дом после смерти владельца становился его усыпальницей. Самым известным дворцом, превращенным в мавзолей, является Тадж-Махал (1630—1652), названный «жемчужиной Индии». Перед фасадом здания расположен облицованный мрамором узкий канал, вдоль которого стоят стройные ряды кипарисов, а террасы украшали многочисленные роскошные цветники.

Теперь отправимся на Дальний Восток и попытаемся проследить истоки модной нынче ландшафтной архитектуры Поднебесной империи и Страны восходящего солнца. Древние китайцы развивали искусство ландшафтной архитектуры параллельно с ассирийцами и вавилонянами. В устройстве садов и парков прослеживается влияние главенствующих духовных учений: буддизма, даосизма и конфуцианства. Древние китайцы глубоко почитали природу своей земли и стремились воспроизвести наиболее характерные пейзажи. Композиция парков основана на воссоздании природных ландшафтов Китая. Древние дизайнеры применяли следующие принципы: инь — действовать в зависимости от местных условий, иначе говоря, как можно меньше насиловать природу, и цзе — глубоко проникать в суть вещей и стараться максимально выразить их красоту с помощью контрастов. Сад представлял собой цепь взаимосвязанных символов духовной жизни, хотя на первый взгляд казался просто маленьким уютным уголком без излишней роскоши и затейливости.

Правда, ничего подобного нельзя сказать об императорских садах, как и везде они являлись символом могущества и поражали своей роскошью и грандиозностью построек. В парках знатных вельмож можно увидеть павильоны с пристроенными к ним крытыми галереями, которые связывали их в единый комплекс. Кроме того, устроители парков использовали довольно интересную технику, которую можно окрестить «Дверь в лето». Это система разнообразных по форме окон-проемов, которые располагались так, что вы, находясь в одной части парка, могли любоваться другой. К примеру, сидеть среди бабочек и цветов и видеть в красиво оформленный резным камнем проем ревущий в скалах поток и огромный корень выкорчеванной бурей сосны. В садах создавали искусственные скалы и насыпали огромные холмы, устраивали озера и строили над ними пагоды, обязательно расширяли коллекцию экзотических деревьев и цветов. Вдоль аллей для неспешных прогулок расставляли статуи, это могли быть изображения животных, каменные чаши и куркльницы. Со временем в Китае стало популярным делать композиции из карликовых деревьев и кустарников. Знакомясь с древними стихотворениями, мы можем составить представление о планировке китайского парка. В центре располагается главный павильон с библиотекой. Около него находится глубокий водоем, образуемый ручьями, текущими с востока и северо-востока. Из этого водоема вода вытекает пятью ручьями на запад и юго-запад. Над прудом возвышалась скала, на которой был построен павильон для отдыха и созерцания восхода солнца. Кроме того, в саду существовала система бассейнов, соединенных каскадами, через которые были переброшены красивые мостики. Обязательным элементом древнекитайской ландшафтной архитектуры являлись многочисленные крутые каменные мостики. Это было идеальное полукружье, которое вместе со своим отражением в воде составляет замкнутый круг.

За купами деревьев скрывались уединенные беседки, грядки с ароматными и лечебными травами, ну и, разумеется, множество клумб и цветочных бордюров.

Рис. 3. Устрашающая часть китайского парка

Китайский парк можно условно поделить на три зоны: устрашающую, идиллическую и смеющуюся.

И только если все три зоны были ясно выражены и обустроены, парк считался совершенным. Устрашающую зону образовывали скалы и груды камней, быстро текущие ручьи и огромные хвойные деревья.

Этот пейзаж обычно сменялся смеющимся: то есть человек выходил из мрачного ущелья на освещенную солнцем поляну, украшенную яркими цветниками и красивой беседкой с журчащим фонтанчиком, в котором плавали золотые рыбки. Дальше веселая долина сменялась мирным садом, где соседствовали вишни, яблони, миндаль и цвела любимая китайцами сирень и рододендроны. Сполна насладившись созидательным весельем, хозяин мог перейти в третью часть парка, которая навевала некую поэтическую грусть и способствовала мечтаниям. Это мог быть окруженный плакучими ивами и камышом маленький пруд, возле берега которого лежала полузатопленная лодка, а в маленькой деревянной беседке всегда имеелся запас бумаги и тушь.

Вода — обязательный элемент китайского сада. Модная нынче система фэн-шуй, в которой попытаемся разобраться немного позже, придает наибольшее значение правильному расположению водных элементов. В парке важного царедворца вода покрывала большие площади. Это были пруды, речушки и водопады. Часто на них устраивали рукотворные острова и полуострова с красивыми беседками. Знаменитый парк Ихэюань при летнем дворце императора находился в живописной местности к западу от столицы, и четыре пятых его территории были покрыты водой. Сложная планировка парка преследовала цель собрать на относительно небольшом участке как можно больше образцов ландшафта Поднебесной империи.

Садово-парковое искусство Японии с некоторых пор устойчиво находится на пике популярности во всем мире и, по сути, является производным традиционного китайского искусства создания разнообразных ландшафтов на относительно небольшом пространстве. Оно проникло в Японию вместе с буддизмом и за несколько веков претерпело серьезные трансформации. Впрочем, основные принципы остались прежними: быть в согласии с природой и уметь рассмотреть большое в малом. Насчет второго оно и понятно, Япония не может похвастаться обилием огромных ландшафтных парков. Даже императорский парк в древней столице выглядел довольно скромно по сравнению с владениями некоторых китайских царедворцев. Поэтому японцы отточили мастерство создания миниатюрных ландшафтов. До проникновения и широкого распространения буддизма сады древних правителей не были предназначены для сосредоточенного любования, а были, скорее, ареной придворных церемоний. И поэтому они устраивались без особых затей — широкие аллеи, где легко мог проходить вельможа с эскортом приближенных, яркие цветники, устроенные так, чтобы цветение одних растений сменялось цветением других, и большие богато украшенные павильоны для отдыха. Но во времена столицы в Киото (тогда этот город назывался Хейан, или Хейнан) влияние буддизма, особенно учения дзэн, приводит к тому, что высшие чины государства начинают многие – часы проводить в медитациях, стараясь таким способом постичь суть вещей. И вот тут-то и пришел звездный час для ландшафтной архитектуры — медитация требует соответствующего антуража. Разумеется, первыми ландшафтными дизайнерами стали монахи. Они не только разработали идеологические принципы создания композиций, но и написали множество книг, которые являются практическим руководством по ландшафтному дизайну. Итак, первое, принцип Син предписывал повторять в саду то, что создала природа, иначе говоря, воспроизводить только то, что видишь, второе, принцип Го — все должно быть наполнено смыслом, то есть сад должен быть набором символов, созерцание которых способствует самоуглублению, и третье, Сё — свобода способа воспроизведения, именно японские дизайнеры делали «сухие» реки из песка и клумбы из гравия, важно было не утратить смысл композиции.

Самая давняя книга об искусстве сотворения садовых композиций «Сэндзай Хисе» относится к Хэйнанскому периоду. Далее появились целые школы, названные по именам выдающихся мастеров. Мастер Гокийоко разработал теорию контрастов, демонстрирующую влияние двух начал инь и ян. Он считал, что вертикальные камни и тянущиеся к солнцу деревья являются отражением активного начала ян, считающегося мужским и созидательным, а плоские камни и невысокие, стелющиеся кусты могут служить символом пассивности. Далее знаменитый теоретик и практик ландшафтного дизайна мастер Сосеки разработал и усовершенствовал принципы создания миниатюрных композиций типа «сухих» озер и садов мха.

Рис. 4. Зигзагообразный мостик, заимствованный из китайской традиции оформления парков в японскую

Позже мастер Соями разработал двенадцать основных стилей ландшафтной композиции и написал знаменитый труд «Размышление о саде». В этой книге изложены принципы, которыми руководствуются по сей день. Все сады делились на два типа: холмистые и плоские. Основой каждой композиции были камни и вода. Камни имели более 150 названий, в зависимости от их места в композиции, но в небольшом саду использовалось не более двух десятков камней. Одним из самых совершенных считается «Сад камней» при монастыре Рендзи в Киото, его создание приписывают великому Соями. Он состоит из пятнадцати камней, расположенных так, чтобы под разными ракурсами была видна структура камня и оттенки цвета, кроме того, камни отбрасывали тень, благодаря игре света и тени композиция выглядит динамичной. Как правило, сад камней располагался на зеленой лужайке или клумбе из песка или гравия, покрытой сложными узорами. Для ходьбы по таким пространствам использовались дорожки из плоских плиток, укладываемых на длину шага. Кроме сада из пятнадцати камней традиционным является сад из девяти камней, укладываемых так, чтобы с любой точки видеть только восемь камней. Для контраста сад камней соседствовал с буйной зеленью вечнозеленых кустарников и зарослей клена, которые осенью становятся пламенно-красными. Далее сад разделялся водной преградой, это мог быть ручей или пруд с фонтанчиком. Также это могла быть «сухая» река с ярко-красным декоративным мостиком. За ней располагался персиковый сад или сакура, японцы высоко почитают красоту их весеннего цветения.

На садовое искусство Японии особое влияние оказала чайная церемония, которая перешла в повседневный обиход японцев из монастырских традиций. Чайная церемония — своеобразная медитация, состоящая из скрупулезного исполнения всех предписанных действий. Как правило, она происходила в специальном чайном павильоне с удобной низкой мебелью. Чайный павильон освещался традиционными фонарями, часто его украшала композиция из ирисов — икебана, находящаяся в специальной нише — токонома.

Павильон располагался в укромном уголке сада, желательно поблизости от водоема, к нему вела узкая петляющая тропка, дабы человек, созерцая красоты сада, сумел настроиться на восприятие церемонии.

Устройство миниатюрных садов буквально на пятачке земли отточило искусство выращивания карликовых деревьев — бонсай. Карликовые деревья растут медленно, но японцы тоже никуда не спешат. Для воссоздания храмового сада на блюде они используют карликовые деревья, и миниатюрные модели храмов, и самые настоящие водопады.

Теперь оглянемся.на «золотую» эпоху. Как обстояли дела с ландшафтным дизайном в античном мире? Долгое время этим никто не занимался. Связано это было с особенностями социальной жизни, да и рельеф не сильно способствовал созданию грандиозных парков. Нас античный мир обогатил шедеврами скульптуры и архитектуры, а вот традиции воссоздания ландшафтов в те времена не было вовсе. Святилища и памятники устанавливались в священных рощах, и самое большее, чем утруждали себя древние греки, — это проложить тропу.к святилищу и роднику, как правило, священные рощи имели естественные водоемы. Однако со временем все-таки появилась традиция посадки деревьев в честь того или иного события. Так возникли первые общественные парки. Сажали обычно деревья, предпочитаемые тем или иным божеством. Чаще всего это были угодные Аполлону и Афродите кипарисы и мирты, почитался также платан, угодный Гермесу. Женские богини отдавали предпочтение иве, ольхе.и лавру. Таким образом, парк использовался двояко, с одной стороны — для религиозных церемоний, с другой — для прогулок и пикников у древних греков очень популярны были гроты, но, похоже, они довольствовались пещерами и водоемами естественного происхождения.

Первые искусственные водоемы в общественных парках были созданы в пятом веке до нашей эры. Тогда же появились’ и первые руководства по цветоводству и обустройству парков. Самым масштабным проектом стал знаменитый сад Академии, в котором были заложены аллеи для прогулок, конные дорожки и многочисленные портики для отдыха и бесед. Такие парки являлись школой под открытым небом. Парки украшались многочисленными статуями, прославляющими совершенство тел богов и героев, также стали популярными цветочные клумбы. С цветами, так же как и с деревьями, было связано множество преданий. Гвоздика, например, считалась любимым цветком Артемиды, белые лилий символизировали божественную чистоту Геры, а розы и хризантемы носила в своей прическе сама богиня любви Афродита.

После походов Александра Македонского эллинские традиции садоводства обогатились вавилонскими и египетскими традициями. Тогда богатые греки начали сооружать в своих садах купальни и пруды с нимфеями, ставить перголы, по которым вились лианы, возводить рукотворные скалы и гроты. Можно утверждать, что греки много дали миру как устроители общественных парков, пригодных для отдыха и занятия спортом, но, будучи жителями больших городов, они фактически не развивали традиции создания индивидуальных уголков отдыха. Древние римляне тоже не сразу окружили себя роскошью. В древности они, как и греки, жили довольно скученно в больших городах и только очень богатый человек имел маленький сад — перистиль. Это окруженный колоннами внутренний дворик, в котором зеленели правильные ряды кипарисов и живые изгороди из самшита. В центре такого дворика обычно находился декоративный водоем с фонтаном, украшенный скульптурой. После того как мощь Римской империи усилилась, богатые граждане стали строить роскошные виллы за городом. Для будущего дома выбиралось красивое место, на котором ставился Н-образный дом, часто с боку пристраивались длинные террасы, окруженные ажурной балюстрадой. Перед домом разбивались роскошные цветники, а задний двор засаживался фруктовыми деревьями. Через весь сад были проложены широкие каменные аллеи, по бокам которых стояли статуи. Римляне очень много позаимствовали у греков, например геометрическую четкость в планировке парка. Излюбленным приемом был полукруг деревьев, чаще всего кипарисов, окаймляющих квадратную клумбу. Но именно римляне усовершенствовали искусство стрижки деревьев и кустарников. В их парках появились разноуровневые живые изгороди и зеленые гроты из искусно стриженных деревьев, а также зеленые скульптуры — изображения животных и птиц, сосудов и колонн. Как правило, для этих творений использовали самшит — любимый кустарник древних римлян. Римские садовники культивировали множество цветов, но особое предпочтение отдавали розам. Кроме них, сажали раннецветущие анемоны, гиацинты, крокусы и нарциссы. В саду с весны до поздней осени должны были произрастать цветущие растения. Римляне любили роскошь и комфорт, поэтому непременной принадлежностью богатой виллы были термы и купальни, которые требовали большого количества воды. С этой целью создавали подземный резервуар, расположенный на возвышении. Трубы были проведены по всей территории сада, чтобы снабжать водой все бассейны и фонтаны. Часто возле бассейнов устанавливались искусственные гроты, украшенные яркой мозаикой, раковинами и скульптурами. Для создания тенистых аллей и уголков отдыха широко использовались перголы. Общественные парки римлян тоже были достойны восхищения, они не только повторяли приемы греческого устройства, но и гармонично вписывали заимствованные у восточных народов многоуровневые террасы и ажурные павильоны.

В раннем Средневековье все больше людей селилось в городах и сама жизнь города становилась более оживленной. В то же время это привело к упадку традиций обустройства общественных парков. Теперь сад был скрыт от чужих глаз высокой оградой и чаще всего имел утилитарное назначение. Даже обладатели солидных земельных участков ограничивались устройством маленького перистиля по римскому образцу, а о водоемах и фонтанах забыли на несколько веков. Декоративные растения разводили только в монастырских садах, которые разбивались в соответствии со строгими геометрическими расчетами.

Рис. 5. Сад при средневековом монастыре

Прямые или диагонально перекрещивающиеся дорожки делили участок двора на простые геометрические фигуры. В центре находился колодец или солнечные часы. Деревья в саду росли ровными рядами. По периметру сад обычно окружали заслоном из местных лиственных деревьев для защиты фруктовых посадок. Из фруктовых деревьев культивировали яблоню, сливу, абрикос и вишню. Обязательными были грядки с ароматными и лекарственными растениями. Скамейки в саду сооружались из дерна и не располагали к праздному времяпрепровождению.

Интересным приемом был садовый лабиринт, как правило представляющий собой мистический символ, видимый только с высоты. Лабиринт обычно вписывали в квадрат или шестиугольник, его дорожки выкладывались каменными плитками, а кусты, из которых формировались зеленые стены, регулярно подстригались. Лабиринт символизировал паломничество, долгий и извилистый путь к Богу.

Рис. 6. Садовый лабиринт

В развитии садово-паркового искусства важную роль сыграло образование в VII веке арабского халифата. Исламские традиции требовали закрытой от чужих глаз повседневной жизни, оттого дома скрывались за высокими заборами, а женщины и дети покидали их крайне редко. Поэтому мусульмане создали новые приемы ландшафтной архитектуры, благодаря которой не пропадал ни единый участок небольшого двора. Даже маленькие дворики-патио озеленяли растениями в контейнерах и часто помещали в центре водоем с нимфеями и золотыми рыбками. Бассейны и скамейки украшали яркой мозаикой из плиток. Зачастую двор делился на несколько садов, один предназначался для обитательниц гарема и состоял из роскошного цветника и тенистой беседки, другая же часть сада, отгороженная стеной деревьев, содержала фонтан, скульптуры и большой павильон. Тут хозяин дома мог проводить вечера со своими друзьями и родственниками. Кроме того, арабы создали монументальные парковые комплексы на территории современной Испании с применением практически всех достижений ландшафтной архитектуры. Они провели изумительные по простоте и надежности водопроводы, сделали многоуровневые террасы и посадили огромное количество роз, украсили парки мраморными лестницами и скульптурами, а также использовали римскую технику стрижки деревьев и живой изгороди. Один из самых знаменитых парковых комплексов — Альгамб1 ра — имеет огромное количество фонтанов, он не знает недостатка в воде, поступающей с гор Сьерра-Невады. Чем жарче день, тем больше воды спускается в парк. Бассейн Двора мирт, окруженного живой изгородью из мирта, украшен с торцов двумя фонтанами. Двор оформлен колоннами, а над живой изгородью возвышаются исполинские платаны.

За Двором мирт следует Двор львов, мощенный каменными плитами, через него проходит узкий канал, питающий главное украшение двора, фонтан в виде чаши, вокруг которой располагается 12 мраморных львов. Двор окружают легкие аркады на колоннах, а в саду растут апельсиновые деревья.

Сад Двора решеток украшают четыре кипариса и установленный в центре чашевидный тонкострунный фонтан. Дворик вымощен плиткой, составляющей сложный узор. В саду растут розы, жасмин, мирты и апельсиновые деревья. К летнему дворцу Генералиф ведет длинная кипарисовая аллея.

Сад Генералиф расположен на склоне холма в виде террас, поднимающихся выше Альгамбры на 150 м. Одной из его достопримечательностей является дворик с мраморным каналом. С каждой стороны канала поднимаются ввысь струи воды, которые скрещиваются и образуют водяной свод над каналом. Пышная, но выдержанная композиция из цветов и деревьев и водные сооружения были главными элементами садов Генералифа. Кроме вышеперечисленных растений широко использовались вьющиеся: плющ, глициния, плетущиеся розы, которые придавали композиции мягкость. С террас Генералифа открывался красивый вид на Альгамбру и город. Вода из всех фонтанов Генералифа и Альгамбры собиралась в отводные каналы и щедро орошала долину.

Христианские завоеватели были поражены совершенством садов и парков и, увидев их, начали перенимать восточные традиции.

Эпоха Возрождения знаменовалась возвращением интереса к садово-парковому искусству. Потомки властителей мира древних римлян вновь обратились к традиции устройства садов на террасах и украшения их скульптурами. Христианство раннего Средневековья диктовало суровое благочестие, но в XV веке даже Ватикан приобрел на диво нарядный облик. Началась вторая эпоха роскоши, Рим цезарей возродился и превратился в еще более роскошный Рим пап. Буйство красок и обилие золота характеризуют дизайнерские предпочтения этого периода.

Хозяйственное значение виллы отошло на второй план, и традиционный фруктовый сад сменился небольшим амфитеатром, который использовали для домашних спектаклей. Двор Бельведер служил сценой для представлений, а окружающие части сада являлись декорациями. Этот прием стал характерным для Италии XVI века и был повторен в амфитеатре сада Боболи и виллы папы Пия. В вилле Мадама в Риме (1517) впервые применен способ разделения сада на кабинеты стеной из стриженой зелени, и часть сада представляла собой своеобразную анфиладу зеленых комнат. Вилла Мадама состоит из трех частей: первая — в форме квадрата, напоминающая сады раннего Средневековья своей простой и четкой планировкой, вторая — в форме круга с портиками по периметру, в которых размещены античные скульптуры; третья — стадион с трибунами для зрителей.

Строго спланированный сад гармонировал и с природой, и особенностями местности. Его окружали зеленые стены живой изгороди. Через весь сад тянулась система водопадов и бассейнов, в укромных уголках устраивались павильоны и беседки с маленькими фонтанчиками. Белый и розовый мрамор был любимым материалом для изготовления лестниц и бассейнов. Геометрическая планировка стала более затейливой, чем в раннефеодальный период. Это было хитросплетение аллей, приводящих в укромные «зеленые кабинеты» или к маленькому бассейну с фонтаном. В саду было множество элементов античной архитектуры: стелы, гермы, амфоры. Часто виллу строили на вершине холма, и сад большими террасами спускался к его подножью. К входу в дом вела монументальная лестница, окруженная двумя каскадами воды, на площадках располагались мраморные скамьи и античные скульптуры. Флористические предпочтения были те же, что и у древних римлян: лавры, кипарисы, затейливо стриженные живые изгороди из самшита и великолепные розарии.

Начиная с 1530 года в архитектуре Италии формируются два течения. Одно из них, тесно связанное с идеологией католической церкви, вскоре привело к барочному искусству, другое, называемое маньеризмом, было предтечей классицизма в Европе. Барокко в садово-парковом строительстве утвердилось в XVI веке и стало искусством разбогатевшей буржуазии. В композиции сада появился новый элемент — радиальные аллеи, тогда как в виллах эпохи Ренессанса применялись только квадратная и ромбовидная разбивки территории. В моду входят круглые и полукруглые посадки цветов и кустарников с сохранением изобилия водных элементов, лестниц, лоджий и скульптур. Характерным было изобилие резного камня, рельефы и горельефы украшали стены, по перилам лестниц шел затейливый фриз.

Рис. 7. Барочный фонтан

Стиль барокко использовал чередование перспектив и контрасты света и тени, стриженой зелени и рядовой плотной посадки кипарисов для создания зеленых театров и размещения скульптур, украшения партера сложными узорами и арабесками. Создатели садов этого периода мастерски оформляли скульптурами грандиозные фонтаны и каскады. Это была квинтэссенция роскоши, которая, по счастью, сохранилась до наших дней, и во время путешествия по Италии можно посетить виллы пап и князей, которые сохранили большую часть своей красоты и величия. Сад Изола-Белла считается самым удачным в истории садового искусства барокко садом на террасах. Его композиция немного напоминает вавилонские висячие сады. Он расположен .на десяти террасах. Пять нижних террас образованы рельефом холма, а пять верхних — рукотворные. В саду поражает изобилие малых архитектурных форм: балюстрад, колонн и статуй. Стиль барокко способствовал возникновению сложных затейливых архитектурных решений, таких как, например, коридор Баромини в палаццо Спада. Коридор ведет к стоящей на освещенном месте статуе, его свод и колонны уменьшаются в размерах, зрительно увеличивая глубину пространства. В период господства стиля барокко спроектированы и созданы самые знаменитые фонтаны, чьей красотой любуются и в наши дни, например фонтан Треви, оформленный искусственными скалами и интересной скульптурной группой с Нептуном во главе.

Во Франции очень сильно ощущалось влияние итальянского Ренессанса, и укрепляющее свои позиции торговое сословие стремилось окружить себя атрибутами достатка и высокого общественного положения. Но более суровые религиозные жители Франции не ставили в своих садах обнаженных скульптур, реже использовали колонны и вазы, предпочитая геометрически правильные клумбы и менее затейливые живые изгороди из местных кустарников. Центром парка считались обширные цветочные партеры. Характерными элементами французских садов были широкая центральная аллея, обсаженная двумя-тремя рядами лип или кипарисов, водные каналы регулярной формы, стриженые боскеты и аллеи, оформленные на пересечении скульптурами и фонтанами. Основой парка считалась согласованность с ландшафтом и отказ от необычных вычурных форм. В парках сохранялись поросшие травой откосы и группы деревьев. Густые и мрачные сады считались недостаточно комфортными, а изобилие открытых пространств делало парк размытым и. мешало восприятию композиции. Если позволял рельеф, напротив дома устраивали аллею с двумя-четырьмя рядами деревьев, завершавшуюся на границе сада и открывавшую вид на окружающий пейзаж.

Рис. 8. План цветочного портера

Французские устроители парков сформулировали новые приемы использования естественных неровностей почвы, такие как боулингрин и вертюгаден. Боулинг- , рин — заниженный участок газона, нарушал однообразную ровную поверхность почвы, а вертюгаден во французских парках играл такую же роль, как амфитеатр в итальянских. Он представлял собой полукруглую живую изгородь на верхней ступеньке системы террас.

В эпоху «короля-солнца» были отстроены истинные шедевры паркового искусства, такие как Версаль. Парк спланирован знаменитым французским архитектором Ленотром. Изначально он как бы делится на три части аллеями и каналами. Ленотр не любил мавританской пышности цветочных партеров, значительно большее внимание он уделял боскетам и живым изгородям, доведя искусство стрижки до совершенства. Знаменитые фонтаны украшены статуями античных богов.

Главное достоинство Версаля в его совершенных пропорциях, именно они делают парк уникальным.

Рис. 9. Схемы парков 1 — замкнутая; 2 — осевая; 3 — кольцевая; 4 — кольцевая с радиальными аллеями; 5 — осевая лучевая; 6 — осевая звездчатая; 7 — осевая; 8 — лучевая; 9 — звездчатая

С расцветом капитализма в Англии появляется новое направление — пейзажные парки. Они появились в эпоху господства романтизма и были противоположностью классической красоте французских парков. Деревья и кустарники росли группами без какого-то геометрического порядка, а украшением этих печальных парков служили стилизованные античные руины, надгробья и урны. Предпочтение отдавалось деревьям с плакучими кронами и высоким пирамидальным деревьям. Неширокие аллеи извивались без всякой системы, огибая группы кустарников и большие овальные клумбы. Медленно журчащая вода стекала в окруженный плакучими ивами пруд с простой беседкой на берегу. В XVII веке такие поэтические парки стали оживлять мостиками и белыми псевдоантичными постройками, портиками и храмами с колоннами. Позже в моду вошли оранжереи с экзотическими растениями из Индии и Китая.

Садово-парковое искусство развивалось по двум основным направлениям: геометрическому и живописному.

Композиции, основанные на принципе симметрии, называются геометрическими. Композиции, имеющие в основе принцип подражания естественной природе, относятся к живописным.

Зарождению и расцвету того или иного направления парковой композиции способствовали различные условия: особенности климата и рельефа, общественного устройства государства. В литературе расположенные на крутом рельефе террасные сады называют итальянскими, сады на ровной местности — французскими, цветочные партерные сады — голландскими, пейзажные парки — английскими.

Ну а что же в России? Как и в западной Европе, традиция выращивать декоративные растения зародилась в монастырях. Там же начали сажать аптекарские огороды.

Рис. 10. Бельведер — обязательный элемент дизайна русского помещичьего парка

В допетровский период распространение получили, в основном, увеселительные сады с каруселями и зверинцем. Но насмотревшийся диковинных парков молодой царь ввел моду на классицизм и собирание коллекций деревьев и цветов. Позже, при императрице Екатерине, были расширены оранжереи Летнего дворца. Сохранились записи о том, что в них выращивали бананы, финики и прочие экзотические фрукты к царскому столу. Тогда же помещичьи усадьбы стали окружать парками, отказавшись от традиционного фруктового сада. Идеи дизайна, как правило, были заимствованы, и мода на них быстро менялась.

Существовали и романтические парки, которые слегка преобразовались с учетом естественного ландшафта с оврагами и дубовыми рощами. Сохранились усадьбы, построенные по французскому образцу и, наконец, парки, в которых синтезированы разные направления ландшафтной архитектуры. Они представляют собой мозаику пейзажей, как, например, Воронцовский парк в Алупке. Здесь мавританский стиль соседствует с садами камней и поэтическими уголками. Мраморная лестница и розарий напоминают о виллах в Риме и Флоренции, а кипарисовые рощи возвращают в античные времена.

Осматривая сохранившиеся украинские усадьбы, можно прийти к выводу, что помещичьи усадьбы с парками спланированы в классическом или английском стиле, в зависимости от того, что было в моде в тот период, когда их закладывали, и были ли у владельцев деньги на переустройство, когда мода менялась. Иногда можно увидеть весьма забавное соседство элементов готики и античной архитектуры. Оформление небольших усадеб представителей среднего класса имело более самобытный характер. Стены домов оставляли белыми и украшали яркой затейливой мозаикой, наиболее предпочтительными считались цветочные мотивы, которые перекликались с яркими цветниками. Несмотря на то что усадьба носила утилитарный характер, всегда находилось место для цветников и беседки. От дома к воротам вела аллея, обсаженная цветочным бордюром, а возле ворот на манер часового рос куст калины. Беседки оформлялись виноградом или плетущимися розами. Водные элементы практически не использовались, ввиду более мягкого климата в них не было столь острой потребности, как на Востоке. На наш патриотический взгляд, украинская усадьба – идеальный вариант облагораживания усадьбы утилитарного назначения. В него гармонично вписываются любые хозяйственные постройки, все элементы сделаны из дешевых местных материалов и не требуют больших площадей.



Ландшафтный дизайн - История садов и парков

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Ландшафтный дизайн"