Категория: Альпинарий

История возниковновения альпийских горок

Историки справедливо считают, что первые каменистые сады появились около тысячи лет назад в Японии. Возможно, интерес японцев к созданию небольших декоративных композиций из горных растений объяснялся не только дефицитом свободной площади на маленьких островах этой страны. Использование обточенных ветром камней в качестве фона, на котором росли такие хрупкие и в то же время стойкие к невзгодам жизни растения, хорошо иллюстрировало некоторые основные понятия японской эстетики. Каждая нация, каждая культура вырабатывает свои мерила прекрасного и понятия о том, что безобразно, а что достойно восхищения. У японцев издавна сложились своеобразные эстетические критерии, которые они часто используют в повседневной жизни. Растения рокариев хорошо это иллюстрируют.

Прежде всего, японцы полагают, что красота кроется в объектах, сотворенных самой природой, то есть происхождение которых отмечено печатью естественности. Человек в состоянии творить, только подражая природе. В то же время он никогда не создаст столь уникальных творений, которые создают силы природы.

Ни один самый искусный садовод-дизайнер не способен нарастить за неделю зеленый бархат мха на боках огромного валуна или украсить его цветными пятнами накипных лишайников. Для такого декорирования требуется как минимум несколько десятилетий.

Рассказывая о современных японских садах, член общества «Россия — Япония» Андрей Александрович Карцев пишет следующее: «Современные японские сады бывают трех видов: холмистые, равнинные и пересеченные. Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водяными потоками. По-японски его так и называют — “цукняма сансуй”, то есть “холм и вода”. Равнинный сад “хира-нива” не имеет даже малейших ухабин, он плоский, как стол. В планировке сада используются камни, деревья, каменные фонари, резервуары с водой и источники. Собранные вместе по вкусу архитектора, они неповторимы. Японский пересеченный (ландшафтный) сад — это творение служителей культов и любителей-садоводов. Сад воспроизводит миниатюрную модель гористого региона Японии с небольшим озером, имеющим островок-пуговку, с оригинально размещенными камнями, декоративными каменными фонарями, мостиками и переходами.

Основой японского сада являются камни. Для своих садов и парков японцы привозят их даже из Кореи. Камень в своей первозданной форме является главным атрибутом японского парка. Японцы явно неравнодушны к камню. Если предоставляется возможность, они приставляют камни к различным зданиям, храмам, своим домам. Эстетические свойства необработанного камня более всего применяются в архитектуре “сада камней”. Японский сад камней — уникальное сооружение. Основная площадь сада засыпана песком или мелкой галькой, а на ней как бы в беспорядке разбросаны группы неотесанных камней. Однако беспорядочность эта только кажущаяся. Расположение отдельных камней и вся их композиция в группе подчиняются правилам и концепциям, лежащим в основе дзен-буддизма — одной из главных ветвей японской религии. Дело в том, что увидеть все камни разом из одной точки невозможно (какой-то один всегда оказывается скрыт остальными). Поэтому, чтобы получить полную картину, необходимо все время двигаться самому, или попытаться мысленно взглянуть на сад камней сверху. Это как нельзя лучше иллюстрирует принципы дзен-буддизма!

Например, в саду камней г. Киото, в храме Реандзи наблюдатель, рассматривая композицию из пятнадцати камней, всегда видит на один камень меньше. Это создает какую-то особую таинственность и даже возбуждает благоговейный трепет. В сущности, здесь нет ничего невероятного: камни и сам фон, на котором они воздвигнуты, — белый гравий, — вызывают определенный ход мыслей, создают настроение созерцания и философствования. Недаром этот сад еще называют философским садом. Когда наблюдатель бросает взор на панораму такого сада, его внимание приковывает сначала одна группа камней, затем другая... Взгляд скользит по отдельным камням группы и, если форма камня вызывает какие-то ассоциации, задерживается на нем. Поскольку местность вокруг группы камней ничем посторонним не занята, концентрация внимания усиливается, что порождает новые цепи ассоциаций. У приверженцев буддизма эти ассоциации увязываются с религиозным мировосприятием, у других людей — с какими-то важными идеями, событиями, чувствами. Однако во всех случаях происходит фиксация внимания, которая наводит на размышления... Размер камней, отношение их высоты к периметру, форма и другие свойства подобраны в соответствии с определенными философскими соображениями. Составленные из различных камней группы обычно напоминают небольшие островки, встречающиеся в прибрежных водах японских морей.

Сады Японии рассчитаны не на внешнее подчеркивание различных элементов природы, а на побуждение человека к любованию и созерцанию. Согласно философии дзен, внешнее несущественно, главное находится внутри. Японцы приучились видеть в каждом ручье, отдельно стоящем дереве, камне скрытую душу жизни, Они так любовно лелеют свои сады и парки, каждый их уголок, словно ухаживают за чем-то живым, дышащим, ощущающим».

Возможно, описанная философско-эстетическая глубина, лежащая в основе японских садов камней, воспринималась постепенно проникавшими в страну иностранцами не сразу и не в полном объеме, однако внешний вид таких садиков и композиций, безусловно, производил на них сильное впечатление. В результате в XV—XVI вв. и в Европе начинают появляться первые сады камней. Они требуют для своего оформления дикорастущих, и в то же время достаточно экзотических растений, не испытавших на себе многолетних усилий селекционеров. За такими травами любители отправляются в горные районы, где среди голых скал они находят растения, которые как нельзя лучше подходят для моделирования в обжитых долинах кусочка суровой дикой природы. По названию наиболее известных в Европе гор такие композиции из цветов и камней получают название «альпинарии», или «альпийские горки».

Интерес к новому увлечению оказывается столь велик, что в 1864 г. в Европе публикуется книга ботаника А. Кернера «Культура альпийских растений», в которой он описывает свою живую коллекцию высокогорных трав, собиравшуюся им в течение многих лет в Доломитовых горах, на высоте двух километров над уровнем моря. В последующие годы подобные сады-коллекции возникают в Швейцарии, Франции, Великобритании, Чехии и во многих других странах и городах Европы. Литература об альпинариях ширится, привлекая к созданию собственных небольших коллекций новых энтузиастов. Многие горные растения проходят успешную акклиматизацию в знаменитых ботанических садах Европы, распространяясь затем среди любителей создания альпийских горок. Такая работа, в частности, проводилась и проводится до сих пор на территории Ботанического сада при Ботаническом институте Российской Академии наук. В настоящее время создание небольшой альпийской горки доступно практически каждому любителю и ценителю растений.



Альпинарий - История возниковновения альпийских горок

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Альпинарий"