Категория: Фасад

Изготовление форм

Форма представляет собой точный рельеф с определенной модели, с помощью которого изготавливается требуемое число копий. Формы различаются в зависимости от материала, из которого изготовлена модель, и количества требуемых копий. Самыми распространенными видами форм являются следующие: гипсовые черновые (одноразовые), гипсовые чистые (кусковые или многоразовые) и гипсовые получистые, эластичные клеевые и формопластовые, комбинированные, цементные, бетонные, деревянные и металлические.

Если необходимо изготовить копии с пластилиновых или гипсовых моделей, используется черновая форма. Она называется одноразовой, поскольку после получения одной отливки ее разбивают.

Для многократного использования изготавливают чистую форму, которую снимают с твердых моделей. В зависимости от их размеров эта форма может состоять из нескольких частей (кусков).

Когда гипсовая модель имеет много мелких ажурных деталей, для отливки лучше всего применять эластичную форму.

Самой простой в изготовлении является черновая форма. Она состоит из двух слоев, которые несколько различаются по материалу. Первый слой, наносимый непосредственно на модель, называется цветным гипсовым оплеском. Его получают путем разведения 3-7 г сухой краски и необходимого для получения густого Раствора количества гипсового порошка в 1 л воды. Очень важно при добавлении краски соблюдать указанные пропорции, так как ее излишек размягчит гипс, что сильно затруднит процесс расколотки формы. Модели не обладают достаточной прочностью, и их можно легко повредить при снятии формы. Поэтому ближайший к поверхности слой гипса должен быть окрашен и отличаться от второго, неокрашенного, слоя. При расколотке формы, дойдя до окрашенного слоя, следует действовать особенно осторожно, чтобы не испортить модель.

Для второго (поддерживающего) слоя формы берется гипс более крупного помола. Если толщина первого слоя должна составлять 2-8 мм (в зависимости от размера модели), то второй слой должен иметь толщину не менее 30 мм, а для крупных моделей — не менее 50 мм.

При изготовлений украшений для фасадов достаточно использовать простые черновые формы, состоящие из одной цельной части.

Перед началом формовки модель укрепляют в горизонтальном положении на щите. Предварительно щит и грунт покрывают смазкой, а модель слегка опрыскивают водой. Важно, чтобы глина не размылась, а приобрела матовый оттенок и немного смягчилась. Нужно учитывать, что сухая глина быстро впитывает воду и при этом увеличивает свой объем. Чтобы такого искажения модели не произошло, необходимо собрать, кисточкой всю воду, которая осталась в углублениях! модели. Если же модель перед формовкой не будет] увлажнена, то сухая глина заберет воду из оплеска,! высушив гипс раньше времени. Это может сильно’ осложнить снятие формы.

После смачивания модели на нее быстро наносят первый слой гипса, равномерно распределяя его по всей поверхности рукой или лопаткой. Движения необходимо производить в строго определенном направлении — снизу вверх, иначе трудно будет регулировать толщину слоя. Очень важно не пропустить тот момент, когда раствор начнёт застывать. Следует быстро процарапать поверхность для того, чтобы на ней появились маленькие бугорки. Они помогут второму слою плотнее прилечь к первому, не схватываясь с ним. Прочность формы может увеличить проволочная арматура, уложенная на затвердевающий оплесок. Если несколько концов арматуры будут торчать наружу, то это облегчит отделение формы от модели.

Поддерживающий слой ни в коем случае не должен отставать от второго, то есть между слоями не должно оставаться пустого пространства. Поэтому второй слой гипса наносится только после полного отвердения первого. Первую порцию раствора наносят способом накидывания, а остальные намазывают.

Как только поддерживающий слой затвердеет, форму нужно аккуратно снять с модели. Для этого между ней и щитом осторожно вставляют деревянные клинья и вливают немного воды, чтобы размягчить глину. Затем надо попытаться слегка расшатать форму. С этой целью можно вынуть клин, налить в образовавшуюся щель воду и снова вставить клин. Через некоторое время форму легко можно будет снять с модели.

Теперь необходимо подготовить форму к отливке. Сначала из нее убирают остатки глины, очищая внутреннюю поверхность стеком или деревянным скребком, и промывают под струей воды. Если глина оставила на форме следы, то их несложно удалить, докатав по ним комок мягкой глины. Глубокие места формы и тонкие детали узора следует очищать мягкой кистью, чтобы избежать повреждений.

Долго хранить полученную форму не рекомендуется, так как она, высыхая, может и покоробиться. Чтобы облегчить отделение формы от отливки, перед использованием ее внутреннюю поверхность следует покрыть спиртовым лаком и свежим березовым щелоком или керасино-стеариновой смазкой. Дело в том, что гипс, застывая, образует пористую поверхность, смазка же заполняет поры и, покрывая поверхность тонкой жировой пленкой, делает ее гладкой.
Для изготовления плоских украшений — розеток и рельефов — пользуются способом простой заливки, при котором форму заполняют несколькими слоями гипсового раствора. Сначала в нее заливают немного гипса. Если у будущего изделия имеются мелкие детали, то следует позаботиться о том, чтобы все углубления формы были равномерно заполнены гипсом. Для этого необходимо некоторое время дуть на раствор, одновременно встряхивая форму. При работе с маленькими формами удобнее наносить раствор щетинистой или волосяной кистью. Как только раствор начнет застывать, нужно придать его поверхности шероховатость. Второй слой гипса заливают в форму, пока первый еще не застыл. Для этого используется более густой раствор, в, который по мере заливки помещают арматуру. Гипс должен заполнить всю форму до краев, а лишний раствор необходимо удалить.

Для полного затвердения гипса требуется около двух часов. После этого можно начинать расколотку черновой формы (рис. 1). На данном этапе работы необходима особая осторожность, так как гипсовую отливку очень легко повредить. Чтобы этого не произошло, форму нужно снимать слоями.

Рис. 1. Освобождение модели от формы

В верхнем, неокрашенном, слое достаточно легко можно проде-латьнеболыние канавки, не проникая глубже цветного оплеска. При этом застывший гипс оказывается поделенным на маленькие кусочки, которые легко удаляются. Также процесс расколотки ускорит и наличие в форме арматуры — каждый ее конец при удалении снимет кусочек гипса. Дойдя до тонкого цветного слоя, следует освобождать модель особенно аккуратными, точно рассчитанными движениями. Снимать оплесок нужно тупилкой обязательно сверху вниз, иначе падающие вниз куски формы могут испортить гипсовую модель.

После освобождения отливки ее поверхность обметают мягкой кистью. Если все-таки произошло повреждение модели, сбитые участки можно аккуратно заделать жидким гипсом, а отбившиеся детали прикрепить на место. Для этого поврежденное место нужно процарапать ножом, немного намочить и наложить, на него гипсовый раствор.

Очищенную модель следует обработать стеклянной шкуркой, высушить при температуре, не превышающей 50 °С, и покрыть лаком.

С получившегося изделия уже можно снять многоразовую форму, например клеевую.

Для выполнения лепных украшений фасадов лучше всего использовать открытые клеевые формы. Эти формы отличаются от гипсовых большей эластичностью, что дает возможность получать отливки самых сложных моделей. К тому же клеевые формы являются многоразовыми — с их помощью можно изготовить до 60 копий.

Перед началом работы необходимо правильно подготовить модель. Ее устанавливают и закрепляют на подставке, в качестве которой обычно используют гипсовую плиту. От края плиты до модели должно остаться расстояние в 5-6 см. Отступив 2 см от края плиты, нужно закрепить стеночки из дерева, картона, глины или металла. Они используются для того, чтобы жидкий клей не растекался по всей плите. Поэтому стеночки должны быть выше самой высокой точки модели как минимум на 1-2 см (рис. 2).

ЕСЛИ стеночки прилегают к плите неплотно, то промежутки необходимо заполнить глиной. Теперь укрепленную модель, плиту и стеночки изнутри необходимо покрыть смазкой, подождать около 20 минут и снять остатки смазки кистью. На подготовленной модели должны быть видны следы от движений кисти.

Клей для заливки следует нагреть до 45-55 °С. Температуру клея нельзя превысить ни в коем случае, иначе он растопит смазку на модели.

Рис. 2. Изготовление открытой клеевой формы: 1 — глиняная промазка; 2 — модель; 3 — стеночки; 4 — плита

Горячей клеевой массой полностью покрывают модель, стараясь не перелить жидкость через стеночки. Через 10-12 часов клей застынет, тогда можно убрать стеночки и приступить к отделению формы от модели.

При помощи формы можно получить около 5 копий. Необработанные клеевые формы недолговечны, так как от нагревания гипсом они оплавляются, а из-за засыхания клея твердеют и утрачивают свою рельефность. Уберечь форму от деформаций и разрушения можно, подвергнув ее специальной обработке.

Снятую форму посыпают тальком, чтобы обезжирить ее поверхность, а затем дубят (промывают в прохладном насыщенном растворе квасцов). Обработанная тальком поверхность быстро впитывает квасцы. После этого нужно внимательно осмотреть форму, и если в углублениях остался лишний клей, его аккуратно удаляют. Просушив форму в течение часа, ее повторно дубят и оставляют на ровной поверхности на 5-6 часов.

Данная форма имеет один недостаток: из-за своей эластичности она повторяет все неровности-поверхности. Поэтому при хранении и эксплуатации она должна находиться в специальном футляре, который очень просто изготовить. Для этого форму надевают на модель, покрывают смазкой и проделывают в ней ямки диаметром около 1 см и глубиной 0,5-1 см. Они необходимы для укрепления ее в будущем футляре.

Затем форму обмазывают гипсом на 3 см, вводя в него арматуру для укрепления футляра. Важно проследить за тем, чтобы верхняя поверхность получилась плоской, иначе формой будет невозможно воспользоваться.

Футляр можно снимать с формы только после полного застывания гипсового раствора. Чтобы форма не пропитывалась влагой из отливок, внутреннюю поверхность футляра необходимо обмазать в несколько слоев шеллаковым спиртовым лаком. Теперь футляр и форма готовы к использованию.

Перед началом работы форму и края футляра с помощью кисти покрывают смазкой. Так поступают перед каждой отливкой. Если для украшения фасада используются .погонные детали, при их отливке надо изготовить каркас. Форму при этом заполняют первым слоем гипсового раствора очень быстро, слегка ее потряхивая. Если форма будет оставаться неподвижной, то в изделии могут образоваться пузырьки воздуха, что. отрицательно скажется на его прочности. Не давая гипсу застыть, по всей длине формы (которая не должна превышать 40-50 см) прокладывают каркас и закрывают его вторым слоем раствора, заполняя форму до краев. Получившуюся поверхность необходимо аккуратно выровнять.

После полного отвердения гипса форму надо положить на ровную поверхность и снять футляр. Форма легко отделится от изделия, если взяться за нее двумя руками, нажать пальцами на ее заднюю часть и выгнуть.

Для изготовления розетки форму заполняют гипсом на 2-3 см, слегка ее потряхиёая. В качестве каркаса можно использовать пеньку, вымоченную в гипсовом растворе, или дрань. В последнем случае арматуру выкладывают в форму квадратами со стороной 3-4 см. После этого форму заливают полностью, поверхность выравнивают и ждут полного отвердения гипса. Извлекать изделие из формы удобнее всего в вертикальном положении. При этом необходимо избегать резких движений, иначе можно повредить и форму, и отливку.

Готовое изделие выкладывают на ровную поверхность и, если это необходимо, исправляют дефекты. Форму тщательно очищают от остатков гипса, остужают и укладывают в футляр.

Полученные декоративные элементы при необходимости можно подвергнуть обработке, которая повысит их прочность. Также это поможет элементам органично вписаться в общее архитектурное решение фасада.

Отколовшиеся куски изделия можно вернуть на место с помощью приклеивания. Для этого в отломившейся части перпендикулярно к краю прорезается глубокая и узкая борозда, доходящая до середины куска. Такую же борозду необходимо сделать и в отливке. В борозды заливают гипс, соединяя детали каркасом из проволоки. На линию соединения накладывают тонким слоем гипс, а части изделия прижимают друг к другу. Когда гипс застынет, излишки его на шве нужно удалить.

Если в форме образовался воздушный пузырек, то на изделии могут появиться небольшие шишки. Их несложно удалить ножом или долотом, после чего поверхность надо зачистить стеклянной шкуркой.

Лишние углубления с изделия удаляются путем ошкуривания. Глубокие ямки необходимо увлажнить и заполнить гипсовым раствором упругой мягкой кисточкой. При работе с большими изделиями гипс накладывают лопаткой. Подсохшую поверхность зачищают шкуркой.

1. Изделие нагревают до 50-60 °С и с помощью кисти покрывают олифой, имеющей температуру около 30 °С. Когда олифа перестает впитываться, деталь украшения оставляют для просушки в сухом месте на 2-3 суток и после этого дважды покрывают шеллаковым лаком.

2. Можно подготовить 100%-ный раствор калиевых или алюминиевых квасцов или 25%-ный раствор формалина и оставить в нем гипсовое изделие на 30 минут. Процедуру следует цовторить 2-3 раза.

3. Декоративный элемент из гипса приобретет прочность, если его на 15 минут погрузить в 10%-ный раствор медного купороса. После этого изделие надо обсушить в течение нескольких минут и снова погрузить в раствор на 10 минут, повторив эту процедуру дважды. Между погружениями изделие обязательно обсушивают.

4. Кистью наносят на изделие 5%-ный раствор хлористого кальция, сушат в течение 5 минут и некоторое время держат в мыльном растворе.

При желании украшения из гипса можно окрасить, имитируя мрамор, бронзу, чугун, слоновую кость. Однако гораздо проще добавить краски в гипсовый раствор перед заливкой его в формы. В этом случае обычно применяются краски из натуральных материалов: сажи, охры, мумии, ультрамарина, умбры. Но такое изделие после просушки необходимо хорошо пропитать олифой, так как примеси уменьшают прочность гипса.

Окраска готового изделия называется патинированием. Прежде чем приступить к этому процессу, отлитое изделие нужно тщательно обработать. Сначала следует убедиться, что деталь украшения хорошо просохла, так как масляная краска не будет держаться на влажном гипсе. Затем изделие при помощи широкой кисти дважды покрывают нагретой олифой или спиртовым шеллаковым лаком. Любую фигуру из гипса можно тонировать обычными масляными красками, смешанными с лаком или олифой. Для этого изделие покрывают тоном 3 раза.

Если готовое украшение для фасада должно имитировать слоновую кость, то желаемого эффекта можно добиться, выполнив несколько несложных операций. Сначала на изделие кистью наносят раствор из 1 л горячего молока и 30 г белого мыла и аккуратно растушевывают, избегая образования полосок. После просушки поверхность грунтуют масляным лаком, который придает ей бледно-желтый оттенок. Через день на лак наносят желтую масляную краску и сразу же убирают ее тряпочкой из мягкого материала. Обработанная таким образом поверхность будет сильно блестеть. От лишнего блеска можно избавиться с помощью талька и щетинистой кисти.

Хорошо пропитанное олифой и высушенное изделие имитирует мрамор. Пропитку олифой можно заменить погружением в емкость с горячим парафином, и если добавить соответствующую окраску, то легко добиться патинирования под дерево, камень и т. д.

Для имитации терракоты изделие подвергают обработке олифой, лаком или мыльным раствором и Дважды покрывают масляными красками. Если масляные краски развести скипидаром, в котором до этого был растворен кусочек воска, то поверхность станет матовой.

Можно смешать охру, белила, сажу, олифу и сиккатив. Полученный темно-серый грунт наносят на декоративные элементы из гипса для имитации чугуна. Как только грунт высохнет, его необходимо обработать порошком, состоящим из смеси мумии, охры, графита, белил и ультрамарина.

Очень эффектно выглядят украшения фасадов зданий, выполненные под бронзу. Краску нужного тона получают из смеси масляных красок разных цветов и равных частей скипидара и сиккатива. Изделие покрывают краской и высушивают. Затем немного воска растворяют в скипидаре и наносят поверх краски. Заранее должен быть приготовлен бронзовый порошок, который тонким слоем наносят на высыхающий воск. Кисточку, с помощью которой изделие покрывают порошком, необходимо смочить в растопленном воске. Чтобы украшение приобрело характерный для бронзы металлический блеск, его обрабатывают мягкой тряпочкой.

Есть еще один способ получения окраски под бронзу. Для его применения на деталь наносят олифу. Бронзовый порошок окисляют раствором ляписа, и наносят эту смесь на поверхность после впитывания олифы. В конце работы изделие покрывают воском и вытирают мягкой тряпкой.



Фасад - Изготовление форм

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Фасад"