Категория: Штукатурные работы

Изготовление разных изделий

Кроме рассмотренных лепных изделий приходится восстанавливать или ремонтировать розетки, медальоны, акантовые листья, маски, головы животных, чаще всего львов, и т. д.

Перед снятием формы с любых изделий их необходимо хорошо расчистить, т. е. исправить все дефекты, подготовить и только потом формовать.
Удобнее формовать симметричные изделия или изделияе состоящие из нескольких одинаковых частей, которые называются раппортами. Например, розетка состоит из пяти раппортов, медальон (рис. 150) из четырех частей раппортов.

Бусы также следует формовать из повторяющихся деталей. Если остатки бус находятся в таком состоянии, что их невозможно снять и использовать как модели, то лучше всего вытянуть модель на станке точно так, как вытягивали балясину.

Кроме кусковой формы можно снять клеевую или отжать ее из глины.

Изготовление клеевых форм. Форму открытым способом изготовляют так. Готовят гипсовую плиту с припуском по всем сторонам 50—70 мм, Модель крепят на плите и покрывают спиртовым лаком. На расстоянии 20—30 мм от модели устраивают бортики из деревянных планок, глины, гипса, жести таким образом, чтобы они на 10—15 мм были выше самой высокой части модели. Щели между бортиком и плитой промазывают глиной или гипсовым раствором. С внутренней стороны бортики, модель и плиту покрывают смазкой. Затем модель до краев бортиков заливают приготовленной и остуженной до 50—60° клеевой массой. При более высокой температуре клеевая масса будет расплавлять смазку и смывать ее.

После застывания клея через 8—12 ч бортики снимают с клеевой формы, а форму с модели. Клеевую форму кладут на ровную доску или гипсовую плиту, покрывают смазкой и приступают к отливке из гипсового раствора. Недостаток этой формы — при укладке на ровное основание она прогибается, поэтому ее помещают в кожух (ящик) из гипсового раствора. Кожух изготовляют так. С наружной стороны острые кромки обрезают ножом. Затем вырезают на ее плоскости три-четыре лунки глубиной 5—10 мм и диаметром 10—12 мм, необходимых для образования замков, по которым форма будет точно укладываться на свое место в кожух.

Форму надевают на модель, чтобы она лежала без искажения, и покрывают ее наружную поверхность и края плиты смазкой. Приготовляют гипсовый раствор, обмазывают им форму по всем сторонам слоем от 10 мм и более, что зависит от размеров формы. Верхняя сторона должна быть плоской. Для прочности кожух армируют. После схватывания гипсового раствора кожух снимают с формы, а форму с модели. Из такой формы можно отлить не более пяти изделий. Для изготовления большого количества отливок для предохранения формы от разрушения ее дубят: лицевую сторону посыпают тальком, слегка и осторожно протирают сухой щетинной кистью, а затем удаляют излишки талька. Этот способ называется обезжириванием. После этого приготовляют раствор квасцов и промывают им форму. Вылив излишки квасцов из формы, ее просушивают около часа и вторично промывают квасцами, а затем просушивают не менее 5—6 ч при легком проветривании. Квасцы дубят-клеевую форму, повышая срок ее службы. Наружную сторону также рекомендуется продубить. Незадубленный клей более рыхлый, он впитывает из раствора влагу и быстро разрушается.

Формы в наплавку— тонкостенные формы. Изготовляют их чаще всего в целях экономии клея. Кроме того, они легко снимаются с моделей, имеющих сложный рельеф или рисунок. Для изготовления такой формы модель закрепляют на гипсовой плите. Устраивают вокруг модели бортики и все покрывают спиртовым лаком, а затем смазкой. Приготовленный клей наливают на модель и с помощью веселки наплавляют его на поверхность модели, нанося клей на высокие места.

Наплавляемый клей постепенно покрывает всю модель тонким слоем. По мере остывания клея и потери им текучести наплавка прекращается. После застывания клея бортики снимают, острые кромки клея срезают, покрывают смазкой, приготовляют гипсовый раствор и устраивают на форму кожух. Затем все разбирают, форму дубят обычным способом.

Отливка гипсовых изделий производится так. Форму покрывают смазкой, приготовляют гипсовый раствор, наливают его в форму.

Для изготовления клеевых форм применяют костный и мездровый клеи или желатин, из которых приготовляют клеевую массу. Перед варкой желатина или клея плитки раскалывают на мелкие кусочки, укладывают в ведро, заливают холодной водой (лучше кипяченой) и оставляют клей для набухания на 6—12 ч, а желатин на 30—60 мин. Набухший клей или желатин вынимают из воды и кладут на верстак или мешковину на 15—30 мин для. проветривания и удаления излишней влаги. Затем его погружают в клееварку и плавят на пару, тщательно перемешивая. До кипения не доводят, чтобы клей не потерял своих клеящих свойств. Для предупреждения загнивания клея и устранения запаха на ведро клеевой массы добавляют 5—10 капель уксусной эссенции.

Клеевые и желатиновые формы после использования поступают в переплавку, которую рекомендуется производить не свыше 10 раз. Так как дубленая клеевая пленка не плавится, то с нее рекомендуется предварительно срезать слой толщиной 1,5 мм. Если в процессе переплавки клей или желатин сильно загустеет, добавляют небольшое количество воды. Для придания эластичности клею или желатину на одно ведро добавляют от одного до двух стаканов глицерина.

Дубленые формы выдерживают в 2—3 раза больше отливок, чем недубленые. Для дубления приготовляют калиевые квасцы, растворяя в литре горячей воды 300—400 г. Вместо квасцов можно приготовить раствор формалина 30—40%-ной концентрации.

Для обезжиривания клеевых или желатиновых форм перед дублением применяют тальк.

Снятие форм с несни маемых моделей. При реставрационных работах часто приходится снимать формы с моделей, находящихся в ветхом состоянии или изготовленных из камня или бетона и вмонтированных в общую облицовку, которые нельзя снять с места. Перед снятием формы гипсовые модели очищают от краски, расчищают, ремонтируют, покрывают спиртовым лаком и смазкой. Если модели окрашены масляной краской, то их только очищают от загрязнений и покрывают смазкой.

Клеевую форму с розетки, укрепленной на потолке, снимают так. Розетку закрывают одним-двумя слоями тонкой мокрой бумаги, накладывают слой глины толщиной 10— 25 мм. Поверхность глины выравнивают и устраивают в ней лунки. Затем покрывают глину и потолок вокруг розетки смазкой. Чтобы глина не упала, ее края хорошо примазывают к потолку и устраивают опалубку. Поверхность глины смазывают гипсовым раствором, устраивая тем самым кожух, кромки которого выравнивают. Как только гипсовый раствор схватится, обводят углем или карандашом место нахождения кожуха на потолке. После этого кожух снимают, глину выбирают вместе с бумагой, оставляя розетку чистой.

Розетку и кожух покрывают спиртовым лаком. Затем в кожух наливают воду и накрывают им розетку. Лишняя вода выливается, а оставшаяся заполняет пространство между кожухом и моделью розетки. Затем кожух снимают и отмечают уровень воды, определяя таким образом количество клея, необходимого для формы. Кожух и розетку вытирают, хорошо просушивают и покрывают смазкой. Клей при застывании расширяется, поэтому на кромках кожуха вырезают два-три или более сквозных отверстия, покрывают их лаком и смазкой и замазывают с наружной стороны глиной.

В кожух наливают приготовленный клей, но так, чтобы его уровень был на 5—10 мм выше нанесенных меток. Кожух с клеем приставляют к розетке, прижимают к потолку (лишний клей при этом выливается), укрепляют его на ранее устроенной опалубке.

После застывания клея кожух снимают с формы, а форму с розетки или модели. Клеевую форму с модульон а, установленного между стеной и потолком, снимают так. Модель закрывают бумагой, обмазывают слоем глинЫ, устраивают на ней лунки и делают кожух. Наружные кромки кожуха хорошо выравнивают, обводят его контуры углем или карандашом. Затем все снимают, глину укладывают в ведро и тщательно уминают, определяя тем самым нужное количество клея для формы. На кромках кожуха по верхней части вырезают отверстия, замазывают их глиной с наружной стороны. Все покрывают спиртовым лаком и смазкой. Уровень уложенной в ведре глины замечают, глину удаляют, ведро вытирают, покрывают смазкой и наливают в нее клей так, чтобы он на 5—10 мм был выше того уровня, который занимала глина. Смазкой покрывают не только модель, но стену и потолок вокруг нее. С помощью кисти стену покрывают около модели клеевым раствором или жидкой глиной, чтобы кожух мог скользить по стене при надвигании на модель. Кроме того, клеевая или глиняная смазка будет препятствовать вытеканию клея из кожуха. Кожух приставляют к стене так, чтобы он был ниже модели на 300— 400 мм, или одну его сторону наклоняют, чтобы было удобнее наливать клей в кожух. Налив нужное количество клея в кожух, его плотно прижимают к стене и надвигают на модель, устанавливая по карандашной отметке на потолке. Места примыкания кожуха к стене и потолку замазывают глиной. Дальнейшие операции были рассмотрены выше. Изготовление кусковых форм. Эти формы изготовляют на моделях, укрепленных на стенах или потолках. Куски закладывают последовательно и по мере заложения их поддерживают опалубкой разной конструкции, что зависит от места нахождения модели, и т. д.

Изготовление глиняных форм. Для работы используют пластичную глину, но не очень мягкую. Модель расчищают, ремонтируют, покрывают смазкой и начинают вжимать в нее отдельные куски глины так, чтобы они полностью все заполнили. После первого слоя наносят второй, как можно плотнее вжимая глину. Общая толщина слоя должна быть 30—50 мм, что зависит от размера модели. Тыльную сторону выравнивают, прикладывают доску, щит или гипсовую плиту и отрывают глиняную форму от модели так, чтобы она все время находилась на доске или плите.

Из этой формы отливают одно, реже два изделия. Перед отливкой или отбивкой форму смазывают. Чаще всего форму снимают с отливки путем разламывания или разрезания на несколько частей. Форма состоит из двух слоев глины: один мягкий, т. е. тот слой, который наносится в первую очередь, второй твердый, который его поддерживает. Бывает, что первый слой разламывается, а второй приходится удалять мелкими частями.

Во время работы надо строго соблюдать правила техники безопасности. При варке смазок и клея надо получить разрешение на разведение открытого огня. Электронагревательные приборы устанавливают в местах, не опасных в пожарном отношении. Очищать изделия от набела, грязи, пыли следует только в защитных очках или респираторах.



Штукатурные работы - Изготовление разных изделий

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Штукатурные работы"