Категория: Паркетные работы

Холодные мастики

Холодные мастики изготовляют в заводских условиях и в готовом виде поставляют на стройку. Их применение избавляет паркетчиков от разогрева котлов на строителтных площадках, от использования термосов для подноски мастики к рабочему месту, от опасности ожогов при работе и дает возможность уверенно и безопасно укладывать штучный паркет с пазом и гребнем. По сравнению с горячей мастикой холодная имеет только один недостаток — медленное твердение. Если по полу, уложенному на горячей мастике, можно сразу ходить, то для твердения холодной мастики требуется 1—3 суток. Хождение по полам, уложенным на холодной мастике, разрешается обычно через сутки, а обрабатывать их (циклевать и шлифовать) можно не ранее чем через трое суток.

Существуют различные составы холодных мастик.

Битумно-каучуковая мастика состоит из битума, бензина, резинового клея и каолина. Иногда вместо каолина применяют портландцемент. Количество бензина составляет приблизительно 50% от веса битумов, резиновый клей берегся в количестве от 1 до 2% к общему весу мастики. Каолин или портландцемент составляет 10—12% от общего веса. Эта мастика дешева, легко приготовляется и наносится. Небольшая добавка резинового клея значительно улучшает свойства битума как клеящего материала и предохраняет слой мастики от быстрого старения.

Резино-битумная мастика типа «изол» обладает более высокой клеящей способностью: прочность приклейки паркета битумно-каучуковой мастикой 0,8— 1,0 кГ/см2, а мастики типа изол 1,5—2,0 кГ/см2. Несмотря на это мастику типа «изол» применяют реже из-за сложности ее приготовления и более высокой стоимости. В состав мастики «изол» входят: битум, кумароновая смола, бензин, канифоль, креозотовое масло, асбест, резиновая крошка из девулканизированной старой резины.

Битумно-каучуковая и резино-битумная мастики содержат в большом количестве бензин, поэтому являются опасными в пожарном отношении. В случае загустевания их нельзя подогревать на открытом огне; в помещении, где производится настилка паркета, нельзя курить. Помещения, где хранится или применяется мастика, следует хорошо проветривать, иначе возможно образование взрывоопасной смеси. Кроме того, некоторые сорта компонентов могут содержать вредные для здоровья вещества.

Холодные битумные мастики наиболее просты по составу, дешевы, и достаточно надежны. Рецептов приговления таких мастик много, а так как их можно приставлять в условиях строительства, приводим два наиболее распространенных рецепта (в процентах по весу):
1. Битум БН-Ш — 75,5, бензин автомобильный—21,5, канифоль — 3.
2. Битум БН-V — 48, известь гашеная—12, асбест пылевидный — 8, соляровое масло — 32.

В этих рецептах бензин и соляровое масло являются растворителями, канифоль — пластификатором, известь и асбест — комбинированными наполнителями.

Холодные битумные мастики приготовляют следующим образом: битум нагревают в котле до прекращения вспенивания; обезвоженный битум при температуре 140 °С через проволочную сетку с ячейками 0,5 мм заливают в емкость с лопастной мешалкой. Затем при непрерывном перемешивании в битум вводится мелко измельченный канифоль и, если нужно по рецепту, высушенный до воздушно-сухого состояния наполнитель. Все компоненты перемешивают до однородной массы в течение 15—30 мин. В остывшую до 80 °С смесь вводят бензин и продолжают перемешивать смесь до ее разжижения. Готовую мастику сливают в тару при температуре не выше 80 °С. Соляровое масло (2-й рецепт) вводят одновременно с наполнителями при температуре битума 160—200 °С.

При приготовлении холодных битумных мастик необходимо контролировать качество составляющих компонентов и точность их дозировок, температуру смеси перед введением растворителя, качество перемешивания, качество готовой мастики. В условиях строительства качество мастики контролируют пробами на однородность и вязкость. Клеящую способность определяют в лабораторных условиях. Однородность мастики проверяют путем нанесения шпателем слоя толщиной 0,5 мм на стеклянную пластинку площадью не менее 100 см2. Пленка мастики не должна иметь комков и должна быть одного цвета.

Изготовление холодных битумных мастик в условиях строительства, несмотря на несложность этой работы, Допускается лишь в крайних случаях. Во-первых, потому, что разведение огня на строительной площадке всегда (;пасно; во-вторых, битум, бензин и соляровое масло являются горючими, легко воспламеняющимися материалами (бензин особенно опасен); в третьих в построеч-“Ых Условиях на производство мастик нерационально используется рабочее время квалифицированных рабочих.

Опыт показывает, что наиболее целесообразным является изготовление холодных мастик в заводских условиях и доставка их на строительство в удобной инвентарной таре централизованным путем. Поставляемые централизованно холодные мастики должны находиться в плотно закрытой таре. При длительном хранении они загустевают, что затрудняет их нанесение. Особенно быстро загустевает мастика, хранящаяся в теплых помещениях в открытой таре. Загустевшую мастику перед употреблением следует подогревать в горячей воде и применять в теплом виде. Открытым огнем для подогрева мастик пользоваться запрещается.

Иногда рабочие по собственной инициативе разводят мастику бензином и даже соляровым маслом, что совершенно недопустимо. При применении бензина трудно добиться точной дозировки и равномерного перемешивания. Кроме того, бензин опасен в пожарном отношении. Применение солярового масла сильно замедляет твердение мастики. Слишком разжиженная мастика местами пропитывает паркет насквозь и на поверхности покрытия появляются темные пятна, которые нельзя удалить — пол приходится перестилать.

Холодные мастики приведенных составов, несмотря на их широкое использование, все еще далеки от совершенства. Нет сомнений, что будут созданы новые мастики, отвечающие всем необходимым требованиям, важнейшими из которых являются: безвредность и безопасность при изготовлении и применении, ускоренные сроки набора прочности, полная водостойкость и гнилостойкость, дешевизна и т. д.

В настоящее время применяют кумароно-нейритовую клей-мастику КН-2. Она состоит из инден-кумароновой смолы, смешанной с синтетическим каучуком. В качестве наполнителя применен каолин, а растворителем является смесь бензина и этилацетата в равных количествах.

Мастика КН-2 была разработана для наклейки резиновых линолеумов, но в ряде случаев ее применяют для паркетных работ, так как она быстро твердеет, набирает прочность и не пачкает паркет. Однако, высокая стоимость мастики препятствует ее широкому распространению.



Паркетные работы - Холодные мастики

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Паркетные работы"