Категория: Архитектура и ландшафт

Художественно обобщенные, образные характеристики ландшафта

Особенность эмоционального воздействия эстетических качеств природы на человека достаточно точно выражена в термине, который предложил Ван Буркалов — «вдохновляющие ресурсы» природы. Он считает, что вдохновение — «„пробуждающий, стимулирующий, творческий импульс”, и в качестве такового оно может воздействовать или на разум, или на дух».

Вдохновляющие ресурсы природы оказывали очень сильное влияние на искусство. А искусство позволяло осознать эстетические ценности природы. Художники-живописцы, проникнув в эстетические тайны пейзажа, видели главные его художественные качества. Они утверждали взгляд на ландшафт как на созданное природой произведение, обладающее закономерной совокупностью художественных свойств.

Такое восприятие природного ландшафта характерно и для географов. По П. П. Семенову-Тян-Шанскому, различные ландшафты и местности характеризуются типическими художественными признаками. В то же время он видит в ландшафте определенный стиль как результат сочетания оригинальных линий и красок, «начертанных самым великим зодчим — природой». А в связи с этим, по его мнению, закономерно сближение географа с художником-пейзажистом: «Географом может быть только тот, кто, зажмурив глаза, способен более или менее ясно представить себе размещение предметов в пространстве. .. представить более или менее ярко себе их природные сочетания в линиях, формах и красках, т. е. в сущности, проделав в голове ту же самую работу, которую производит на полотне или бумаге художник, рисующий с натуры пейзаж…». Следовательно, и географ должен мыслить образами и уметь выявить в ландшафте типическое и уникальное.

Закономерна и мысль Ф. Н. Милькова о необходимости сближения ландшафтной географии и ландшафтной архитектуры, ибо их цели, во многом обусловленные решением эстетических задач, идентичны. Художественный подход к ландшафту органически присущ профессиональной деятельности архитектора. Образные свойства ландшафта могут сказать на проектировщика эмоциональное воздействие, следствием которого станут ассоциативные связи с ландшафтом.

Образ ландшафта детерминируется его свойствами, но не совпадает с ними полностью. Прошлый опыт наблюдателя, его эстетические пристрастия вносят в образ субъективный фактор, т. е. человеческое «Я». Так возникает, согласно теории познания диалектического материализма, первичная (субъективная) модель образа ландшафта в сознании. Первичная модель такого сложного объекта, каким, например, является пространственная ячейка ландшафта, возникает в процессе восприятия ее четырехмерной структуры и формируется путем суммирования множества вариативных «образов» в один или несколько инвариантных.

Следующий этап формирования образа ландшафта — создание его вторичной, «овеществленной», модели — фотографии, рисунка. «Сплав» объективной картины природы с субъективным отношением к ней становится совокупностью знаков, свойственных человеческому языку.

Процесс сравнения вторичной модели образа с оригиналом позволяет отразить наиболее существенные черты образа. Однако важно не только то, что вторичная модель становится носителем ценной художественной информации о ландшафте. «Овеществленная» модель способна нести программу будущих действий. Такая программа, обусловленная задачами архитектурного проектирования в ландшафте, определяется необходимостью соответствующей согласованности архитектурной формы с мотивами и эмоциональной окраской «овеществленной» модели.

Финский архитектор Аулис Бломстед не без оснований отмечал, что облик Земли подсказывает человеку определенные темы и сюжеты для творчества. «Земля в этом отношении — мать архитектуры, — писал Бломстед, — и все тематические мотивы и вариации, которые были открыты архитектурой и могли быть развиты, можно с большей или меньшей ясностью найти в структурах различных ландшафтов…».

Но «предложения» природы носят скрытый характер. Крайне важно увидеть те из них, которые представляют обоснованный интерес для архитектуры. В этой связи несомненно интересны теоретические и графические работы другого финского архитектора Рейма Пиетиля, сумевшего увидеть в природе и зафиксировать полезные для архитектора темы. Свою выставку определенного теоретического направления, названную «Пространство садов» и организованную в Музее финской архитектуры в апреле-мае 1971 г., он назвал морфологическим эскизом архитектурного окружения. На ней были представлены графические модели, обусловленные обликом природной среды. Некоторые из них можно считать определенными мотивами. Но основное значение, пожалуй, имеют не конкретные результаты этой работы, а ее метод, раскрывающий природу как источник неисчерпаемых тем.

Существенное влияние на конечный результат творческого процесса архитектора может оказать такое художественно обобщенное свойство ландшафта, как его эмоциональная окраска или настроение. Каждый ландшафт пррвоцирует подчас самые неожиданные эмоции. Раскрытию этих свойств ландшафта способствовали не только география и изобразительное искусство, но и литература, особенно поэзия. Они также утверждали взгляд на пейзаж как на созданное природой определенное эмоциональное произведение. Безусловно, прав Семенов-Тян-Шанский, считавший, что «вид искусства, воплощаемый в слове, не менее близок к географической науке, чем живопись, ибо при его посредстве получается описание красивыми словами географического стиля местности…».

Однако трудно согласиться с его заключением, что, используя лирику для изучения пейзажа, необходимо делать акцент также на ее научную точность. Поэзия — искусство ассоциаций. Настроение, как правило, вызывается связями с тем, что уже оставило след в нашей памяти. Вот почему именно поэзия так ярко может передать эмоциональную окраску пейзажа, его эмоциональную тональность. Это подтверждают и примеры, которые приводит Семенов-Тян-Шанский: «Так, русская лирика, наравне с народной песней, отличается в общем очень широким, но несколько меланхоличным размахом нашей равнины, в германской лирике слышится уютная теснота и миловидность среднегерманских невысоких гор и т.д.».

  • **

Модели трех взаимосвязанных уровней ландшафта разработаны для решения задачи включения архитектурных форм в ландшафт. Эти модели образуют систему свойств или «граней» природного ландшафта, вступающих во взаимодействие со свойствами архитектурных форм. И такое взаимодействие, как известно, не должно деформировать ландшафт, нарушать его красоту и целостность. Каким образом можно управлять этим процессом? Прежде всего необходим комплекс ограничений на допустимое изменение характеристик природного ландшафта.

Рассмотренные дополнительно художественно обобщенные, образные характеристики ландшафта способны оказать воздействие на формирование художественно обобщенных свойств архитектурного объекта. Необходимо также рассмотреть условия и такого воздействия на модель архитектурной формы.



Архитектура и ландшафт - Художественно обобщенные, образные характеристики ландшафта

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Архитектура и ландшафт"