Категория: Интерьер

Художественные и технические приемы дизайна

Можно ли стать дизайнером, не имея специального образования? Ведь дизайн — дело сложное, требующее особых знаний и опыта. Не стоит исключать такую возможность — все зависит от способностей и желания.

Приглядимся внимательнее к предметам, сопровождающим наше бытие. Вещественное окружение человека — мебель, посуда, хозяйственный инвентарь — представляет собой хранилище информации, передаваемой через тысячелетия. Причем эта информация может быть сосредоточена на площади и в 30, и в 200 м . Когда человек садится за стол, вряд ли ему приходит в голову, что форма и назначение этого предмета мало изменились со времен Древнего Египта или Древней Греции. Во все эпохи человек стремился к оптимальной среде обитания. И руководствовался в своем стремлении не только личным вкусом и модой, но и современными ему требованиями комфорта.

Первым жилищем геловека была пещера. Со временем появлялись землянки, полуземлянки и хижины щ шкур, наброшенных, на кости Мамонта. Затем человечество трудилосъ строить домики, домища, дворцы... Но даже пещеру геловек.кртел украсить. Свидетельство тому — сохранившаяся до сих пор пещерная живопись.

Прежде чем приступить к практике дизайна интерьера, необходимо обозначить ее основные этапы.

Между художественным замыслом, существующим в воображении, и конкретным интерьером — дистанция огромного д размера. Начать следует с эскиза. Далее следует проект, в который могут входить план, расчеты, перспектива, макет. Следующий этап — рабочий чертеж. Эскизов следует сделать несколь-0 ко, чтобы сравнить, обдумать и выбрать лучший. На этапе эскиза идея пока еще не связана с конкретным помещением, его длиной, шириной и высотой.
Дизайн существует одновременно в области искусства и в области техники. Соответственно, и язык понятий, которыми оперирует дизайнер, делится на две группы. Первую можно обозначить как художественную, ее термины пришли из живописи и скульптуры. Это такие понятия, как стиль, пространство, среда, композиция, пропорции, пластика, ритм, цвет, свет, контраст, нюанс, фактура.

Вторая группа понятий — техническая — пришла в дизайн из области техники, конструирования и строительства. К техническим понятиям относятся реконструкция, планировка, кубатура, перспектива, масштаб, эскиз, чертеж.

Среда — это организованное дизайнером или архитектором предметно-пространственное окружение человека. Например, анфиладное пространство с парадным чередованием залов и золоченой мебелью создает «дворцово-показательную» среду. А пространство офиса с экономной и рациональной расстановкой мебели и соответствующим освещением характеризует среду деловую, располагающую к работе.

В процессе работы над дизайном интерьера нужно четко и обоснованно ставить перед собой задачи и представлять образ будущей среды — интимная ли это обстановка спальни-мансарды, уютно-деловая — кабинета или располагающая к отдыху атмосфера гостиной.

Композиция «держит» пространство интерьера, организует его и подчиняет законам композиции. К этим законам можно отнести деление на зоны, вычленение главного и второстепенного. Чаще всего встречается центрическая композиция жилища. В доисторической пещере центром, вокруг которого сосредотачивалась жизнь рода, был очаг, в Элладе и Древнем Риме — внутренний дворик-атриум, в Средневековье — камин.

Если решено построить новый дом, перепланировать или заново оформить загородный дом, нужно заранее продумать и выделить смысловой центр жилого пространства, даже если дом очень маленький. Чаще всего центром дома является гостиная или столовая. У каждой комнаты тоже должен быть композиционный центр. Для столовой или гостиной — это обеденный стол, камин, телевизор, журнальный или карточный столик, в зависимости от традиций и образа жизни семьи.

Пропорции — это соотношение частей между собой и отно- Э шение каждой части к целому. Пропорции наиболее полно выражают представление людей о гармонии. Еще древние греки о открыли идеальное соотношение целого и частей. Этот прин- Ч цип Леонардо да Винчи назвал «золотым сечением». Золотое сечение — это деление отрезка (АС) на две части таким образом, что большая его часть относится к меньшей, как весь отрезок к большей части (АВ:ВС = АС:ВС), это примерно 5:3.

В дизайн интерьера добавлено еще одно, конкретное понятие — человек. Выражение «человек — мера всех вещей» буквально означает следующее: с ростом среднего человека, длиной его рук и ног соизмеряются высота помещения, ширина оконных и дверных проемов, размеры ступеней лестниц.

«Правильные» и «неправильные» пропорции — понятия в применении к интерьеру достаточно условные. То, что красиво для суперсовременного стиля техно, то уродливо для готики, и наоборот. Изменение пропорций позволяет создать новый образ. К примеру, вы хотите придать своей гостиной аромат готики. Для этого нужно увеличить высоту стены по отношению к площади комнаты, вытянуть дверной проем, нарушив соотношение его ширины и высоты, вытянуть в высоту окно. Если еще поработать со светом, декором и мебелью, то получится эффектная стилизация под готический стиль. Иными словами, пропорция может стать одним из стилеобразующих элементов.

Стиль складывается, как правило, из ряда устойчивых приемов и форм, присущих только ему. Повторение в реальном интерьере какого-либо исторического стиля во всей его чистоте нецелесообразно, да и невозможно, поскольку он существует в своем времени. Творческое воспроизведение исторического стиля в современном варианте называется стилизацией.

Стилизация — это тонкая и сложная игра со стилем, придающая облику интерьера особый шарм. В этом случае не повторяют заученные формальные приемы, а неназойливо, взяв лучшие и характерные черты стиля, включают их в современное жилище.

Ритм — это равномерное чередование действий или элементов, бессознательное или организованное, присущее природе или совершаемое человеком или машиной. В дизайне ритм используют как выразительный прием, чтобы придать интерьеру эмоциональность, обозначить четкий порядок или, наоборот, «сломать» однообразие и монотонность пространства. Ритм бывает пластический (линейный), световой, цветовой, ритм объемов и пространств.

Пластический, или линейный, ритм, как правило, задается формой основного, сознательно подчеркнутого предмета или конструкции. Таким элементом может стать необычной формы окно, рельеф стены или потолка. Если в загородном доме имеется треугольный или округлый оконный проем, можно считать, что пластический ритм треугольника или овала уже задан, и смело подчинить ему остальной интерьер, фантазируя на тему геометрии. Какая-то необычная или самодельная мебель тоже хороша как источник пластического ритма.

Если центром композиции комнаты стало оригинальной формы кресло, уместно будет повторить ритм рисунка спинки, ножек, подлокотников в вещах менее заметных. Линия или форма, неоднократно повторенная в пространстве, и образует пластический (линейный) ритм.

Если в качестве ведущего цветового ритма выбран, например, желтый, то он становится цветовым акцентом интерьера. Желтый цвет, начавшись в прихожей, ритмически движется и повторяется в цвете ковра гостиной, абажуре, диванной подушке и т. д. Это могут быть вещи из разного материала, с различной фактурой поверхности, но их цвет, если добиваться именно ритмических отношений, должен максимально точно воспроизводить один и тот же оттенок.

Цвет — один из важнейших элементов интерьера. В качестве рабочего приема при оформлении пространства используют цветовой контраст, нюанс и акцент. Например, современный интерьер гостиной может быть построен на цветовом контрасте, предполагающем использование ярких, открытых цветов. Синий, желтый, фиолетовый, красный располагаются по правилам авангардной живописи, тогда композиция комнаты будет напоминать такое полотно.

В классическом интерьере пространство обычно раскрывается, перетекая из одного объема в другой. Если в интерьере помещения задуман классический стиль, нужно избегать контрастов — резкой смены ритмов, света и цвета. Здесь основным приемом становится не контраст, а нюанс.

Нужно сделать так, чтобы пространство раскрывалось постепенно, плавно разворачиваясь к зрителю и переходя в другое без резких поворотов, перепадов уровней пола и высоты потолков, без случайных, непродуманных смен ракурса.



Интерьер - Художественные и технические приемы дизайна