Категория: Реставрация мебели

Клеящие материалы для мебели

При ремонте и реставрации мебели применяют в основном нетоксичные клеи животного происхождения: костный, мездровый, казеиновый и поливинилацетатный.

Костный клей (ГОСТ 2067—80*) выпускают гранулированным и в плитках. В зависимости от сорта цвет клея от желтовато-коричневого до темно-коричневого (светлый клей более качественный) .

Для приготовления рабочего раствора гранулированный или раздробленный на мелкие кусочки плиточный клей заливают холодной водой в соотношении 1:1 по массе и оставляют для разбухания (на 3…4 ч — гранулированный и на 6…8 ч — плиточный). После разбухания клей разогревают в клеянке на водяной бане. Температура воды не должна превышать 80 °С. Разогревать клей на открытом огне без водяной бани не рекомендуется, так как при этом он теряет свои клеящие свойства. При большой пенистости клея рекомендуется прокипятить клеевой раствор в течение 2…3 мин и затем удалить пену.

Приготовлять клей рекомендуется в количествах, необходимых на 1…2 дня. Повторное разогревание клея резко снижает его клеящие качества. Клей применяют при температуре не менее 50 °С. При этом клей должен иметь определенную консистенцию: он должен стекать с кисти ровной непрерывной струйкой. Если клей капает, то он жидкий, если застывает на лету и падает сгустками — густой. Густой клей разбавляют горячей кипяченой водой.

Мездровый клей (ГОСТ 3252—80*) выпускают в виде плиток, дробленый и в чешуйках. Для приготовления рабочего раствора раздробленные плитки или чешуйки замачивают водой в соотношении 1:2 или 1:3 по массе и после набухания в течение 12 ч разогревают на водяной бане, помешивая клей до получения однородного раствора.

Мездровый клей отличается от костного более высокой клеящей способностью и светлой окраской. В то же время он обладает высокой вязкостью, которая может вызвать разрыв древесины по волокнам после склеивания. Целесообразно применять смесь мездрового клея с костным (последний в чистом виде обладает хрупкостью).

Для склеивания твердых и ценных пород древесины рекомендуется применять мездровый клей, в который добавлено 20…40% костного, а для склеивания мягких пород — костный, в который добавлено 20…40% мездрового клея. Клеи смешивают после того, как они разбухнут и с+анут однородными. В клей следует вводить антисептик.

Казеиновый клей (ГОСТ 3056—90) производят в виде порошка, состоящего из казеина, гашеной извести, фтористого натрия, медного купороса и керосина. Рабочий раствор клея приготовляют путем смешивания порошка с водой в соотношении от 1:1 до 1:2 (в зависимости от породы древесины и вида склеивания). Количество приготовляемого клея должно быть рассчитано на работу в течение 3…4 ч — срок жизнеспособности клея. При соединении с водой клей тщательно размешивают так, чтобы не было комков, затем дают ему отстояться в течение 10…15 мин, после чего с его поверхности снимают образовавшуюся пенку. Загустевший клей, потерявший способность стекать с кисти, к дальнейшему употреблению непригоден. Разбавлять клеевой раствор для снижения его вязкости не допускается.

Казеиновый клей дает прочное склеивание. Он прост в приготовлении и применении, но обладает большой объемной усадкой, хрупкостью, кроме того, он может изменить цвет древесины, содержащей танниды (дуба, бука, ореха, клена, груши, красного дерева). Поэтому после склеивания казеиновым клеем все подтеки немедленно удаляют.

Клей ПВА— поливинилацетатная дисперсия (ГОСТ 18992— 80*), представляющая собой вязкую белую однородную жидкость, которая является продуктом полимеризации винилацетата в водной среде в присутствии эмульгатора и инициатора реакции полимеризации. Клей ПВА, выпускаемый готовым к употреблению, обладает практически неограниченной жизнеспособностью, нетоксичен, отличается эластичностью и стабильностью клеевого шва, светостойкостью и грибостойкостью. Склеивание древесины происходит в результате физического процесса, при котором растворитель (вода) проникает в глубь древесины, а в клеевом слое остается пленка полимера, за счет которой образуется эластичное клеевое соединение.

Поливинилацетатная дисперсия обладает термопластичностью. Уже при 38…40 °С начинается размягчение полимера, а при 60…70 °С резко снижается прочность склеивания. Поливинилаце-татные клеи неводостойки, растворяются бутилацетатом, перхло-рэтиленом и другими растворителями, т.е. не являются полностью необратимыми. Эти свойства служат основанием для применения их в реставрационных работах.

При применении клея ПВА необходимо учитывать большую чувствительность к влажности древесины. Склеивать детали разной влажности не рекомендуется. При повышенной влажности древесины увеличивается время схватывания клея. При склеивании очень сухой древесины, обладающей большой впитывающей способностью, вода удаляется так быстро, что клеящий материал трудно наносить; при этом не образуется монолитная пленка. В таких случаях следует предварительно смочить склеиваемые места или слегка разбавить клей водой.

Клей ПВА хорошо склеивает пористую древесину, например, таких пород, как ясень, дуб, красное дерево, орех; древесину хвойных и мягких лиственных пород и значительно хуже плотную древесину (бука, груши, клена), а также древесину, содержащую эфирные масла (палисандр, розовое, фиалковое дерево, амарант).

Клей ПВА неконтактен, он не сразу схватывается, поэтому в процессе склеивания требуется приложить значительное давление, величина которого зависит от формы детали, древесной породы, состояния склеиваемой поверхности, температуры в помещении и от других факторов.

На процесс склеивания (полимеризацию) могут влиять кислотные красители, протравы, применяемые для крашения шпона, поэтому клей ПВА не рекомендуется применять для облицовывания и мозаичных работ. Его используют в основном для ремонта шиповых соединений, для склеивания брусковых элементов, для упрочнения (с древесными опилками) мест при повторной постановке шурупов, футорок.

Некоторые реставраторы пробуют применять синтетические смоляные клеи, в частности клеи на основе эпоксидной смолы, которые обладают хорошей адгезией к различным материалам и высокой прочностью. Их используют при реставрации инкрустации, мозаики Буля. Однако при этом нарушается принцип обратимости. Кроме того, со временем, как многие синтетические полимерные материалы, эти клеи теряют эластичность, что может привести не только к отклеиванию элементов мозаики, но и к короблению и растрескиванию основы, т.е. к нанесению памятнику культуры значительного ущерба.



Реставрация мебели - Клеящие материалы для мебели

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Реставрация мебели"