Категория: Древесина

Лесозаготовительная промышленность

В дореволюционный период лес наравне с зерновыми продуктами являлся одной из основных статей экспорта и составлял до 30% от всего мирового экспорта. В погоне за прибылями безжалостно истреблялись огромные лесные массивы, особенно в наиболее доступных местах, тяготеющих к рекам и железным дорогам. Хищническое истребление лесов в царской России приняло к концу прошлого столетия такие размеры, что это начало сказываться на обмелении рек, изменении климата и культуре полевых растений. Наибольший вред был нанесен истреблением почвозащитных и водоохранных лесов. Этому способствовала частновладельческая система помещичьих, церковных и крестьянских лесов.

С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции лесное хозяйство и лесная промышленность стали на новые пути.

«Декрет о земле», принятый на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, подписанный В. И. Лениным и Я- М. Свердловым в 1917 г., установил, что леса, имеющие общегосударственное значение, объявляются общенародным достоянием РСФСР и переходят в исключительное пользование государства.

В первые годы Советской власти лес являлся почти единственным источником обеспечения народного хозяйства топливом, основным потребителем которого был железнодорожный транспорт.

В условиях разрухи и невероятных трудностей молодое Советское государство заготовило в 1919—1921 гг. около 140 млн. мг дров, причем лесозаготовки осуществлялись преимущественно в малолесных районах вблизи железных дорог и больших городов (Москва, Ленинград, Свердловск и др.).

С 1925—1926 по 1928—1929 гг. объем государственных лесозаготовок почти утроился и достиг 97 млн. м3. Одновременно происходило постепенное -перемещение лесозаготовок из центральных областей в многолесные районы страны: на север, северо-запад, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

В 1940 г. государством было заготовлено 246 млн. м3 древесины против 173 млн. м3, заготовленных в 1933 г., при этом большая половина этого объема заготовок была произведена в многолесных районах страны.

К 1941 г. предприятия бывш. Наркомата лесной промышленности имели в своем распоряжении свыше 6 тыс. км автомобильных, 5,3 тыс. км тракторных и 2,8 тыс. км узкоколейных лесовозных дорог, специальные лесовозные автомашины, трелевочные тракторы, электропилы, лебедки, передвижные электростанции и другое оборудование. На механизацию и организацию лесозаготовительных работ государство отпускало огромные средства.

Вероломное нападение фашистских полчищ на нашу страну, захват и разрушение основных угольных бассейнов и нефтяных промыслов выдвинули, как и в первые годы революции, на первый план проблему лесозаготовок главным образом в истощенных малолесных районах центра и прифронтовых зонах. Объемы механизированных лесозаготовок резко сократились, планомерное перебазирование их в многолесные районы Севера и Сибири временно было нарушено.

Послевоенный период лесозаготовительной промышленности характеризуется массовым переходом от ручного труда к механизации всех процессов, начиная от валки и кончая разделкой заготовляемой древесины. Началось широкое применение электропил для валки и раскряжевки деревьев, тракторов и лебедок для трелевки хлыстов, автомобилей, тракторов, паровозов и мотовозов для вывозки древесины на нижние склады к местам примыкания лесозаготовительных предприятий к ширококолейным железным дорогам или водным путям.

Результаты этих усилий сказались на увеличении объемов заготовляемой древесины, уровне механизации, повышении производительности труда и т. д. (табл. 1).

Развитие комплексной механизации и освоение новой техники дали возможность увеличить объем лесозаготовок, повысить производительность труда и заработки рабочих. Так, только по предприятиям бывш. Министерства лесной промышленности объем всей заготовленной и вывезенной древесины с 151,7 млн. м3 в 1951 г. увеличился до 173,3 м3 в 1955 г.; средняя комплексная выработка соответственно с 220 до 254 м3 на одного списочного рабочего в год и средняя заработная плата с 8443’ до 9943 руб. на одного рабочего в год.

В целом по СССР в 1955 г. было заготовлено и вывезено 334 против 278 млн. ж3, заготовленных в США.

Дальнейшее развитие лесной промышленности предусматривается за счет перебазирования лесозаготовок в многолесные районы Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, вовлечения в эксплуатацию новых лесных территорий и широкого развития углубленной переработки древесины.

Таблица 1
Развитие лесозаготовительной промышленности

В качестве генерального направления по комплексному использованию древесины намечены строительство новых мощных лесопромышленных комплексов и реконструкция часта действующих лесоперерабатывающих предприятий с целью увеличения их мощности и расширения номенклатуры выпускаемой продукции.

Новые промышленные комплексы должны быть построены с расчетом использования всей древесины, которая будет заготовлена лесозаготовительными предприятиями в данном районе. Наряду с леспромхозами промышленного значения на значительных лесных территориях, преимущественно в лесах I и II групп, должны быть организованы лесные предприятия — лесхозы — с целевым назначением: производства лесовосстановительных работ, а также ведения лесозаготовок преимущественно как мероприятия по уходу за лесом.

В результате применения более мощной техники и концентрации производства на лесозаготовках достигаются значительный экономический эффект, рост производительности труда, снижение себестоимости и удельных капиталовложений на строительство лесозаготовительных предприятий. Так как концентрация лесозаготовок приводит к сокращению сроков действия предприятий, что оказывает неблагоприятное влияние на экономические показатели производства, то оптимальной мощностью проектируемых предприятий следует считать такую, при которой лесосырьевая база обеспечивает эксплуатацию предприятия не менее чем в течение 20—25 лет.

Поэтому объем производства для новых леспромхозов должен быть установлен в пределах 250—400 тыс. м3. Более мелкие леспромхозы можно создавать преимущественно при организации постоянно действующих .предприятий или в случае комбинирования лесозаготовок со сплавом, подсочкой и переработкой древесины.

Основным направлением при проектировании и организации лесозаготовительных предприятий в перспективе является: комбинирование лесозаготовок с переработкой древесины на нижних складах лесовозных дорог; объединение лесозаготовок с первичным лесосплавом, сочетание лесозаготовок с подсочкой сосновых древостоев и добычей пневого осмола, объединение лесозаготовок с лесным хозяйством.

Комбинирование лесозаготовок с переработкой древесины обеспечивает полное использование древесины, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции и удельных капиталовложений. В комбинированных леспромхозах должна быть организована в той или иной комбинации переработка древесины на пиломатериалы, технологическую щепу, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, тарный картон и другие изделия.

Организация комбинированных предприятий с полной переработкой заготовляемой древесины требует относительно меньше капиталовложений, чем раздельная организация лесозаготовок и предприятий лесопильно-деревообрабатывающей промышленности. Так как специализированные сплавные конторы и химлесхозы, испытывая крайние затруднения с кадрами весной и летом, не могут рационально использовать их зимой, что отрицательно сказывается на экономических показателях деятельности предприятий, то проектируется объединение лесозаготовок со сплавом или с подсочкой леса. Такое объединение дает возможность экономить капиталовложения на строительство поселков, ремонтного и энергетического хозяйства.

В проектах новых лесозаготовительных предприятий будут заложены комплексная механизация производственных процессов и автоматизация отдельных операций на основе применения высокоэффективной техники.

В основу проектирования леспромхозов должны быть положены передовые методы организации лесозаготовок, основанные на трелевке и вывозке деревьев в хлыстах и с кронами, прямой бестрелевочной вывозке древесины на короткие расстояния, упрощении технологического процесса приречных складов с молевым сплавом, пакетной погрузке леса трелевочными тракторами и т. д.

Основным техническим направлением в проектах лесозаготовительных предприятий являются комплексная механизация всего производственного процесса, автоматизация работ на при-железнодорожных нижних складах по обрубке, окорке, разделке и сортировке древесины и создание агрегатных машин, выполняющих комплекс работ в лесу и на нижних складах. Необходимо также предусмотреть применение агрегатных валочно-по-грузочных машин, призванных обеспечить весь цикл основных лесосечных работ (заготовку, трелевку и погрузку).

Техника и технология работ на нижних складах будут устанавливаться в проектах в зависимости от условий отправки древесины в транзит и предусматривать применение: – для разгрузки леса (взамен устаревших бревносвалов)— специальных лебедок с дистанционным управлением, вагоноопрокидывателей и оборудования для саморазгрузки автомашин; – для обрубки, окорки, разделки, учета и сортировки сортиментов— комплексной механизации и автоматических линий; – для штабелевочных и погрузочных работ — консольно-козловых кранов с автоматическим захватом бревен; – для внутрискладского транспортирования, штабелевки и погрузки коротья — модернизированных автопогрузчиков грузоподъемностью до 5 т.

Основными типами лесовозных транспортных линий в настоящее время являются автомобильные и железные дороги колеи 750 мм. Удельный вес автомобильных дорог составляет 60%, железных—38%, тракторно-ледяных — 2%.

Автомобильные дороги будут и впредь преимущественным видом транспортных линий для вновь проектируемых лесопромышленных предприятий.
Железные дороги колеи 750 мм при строительстве новых лесозаготовительных предприятий должны быть проложены для предприятий с годовым объемом лесозаготовок 250— 300 тыс. мг и более, предназначенных для освоения крупных лесных массивов со значительной дальностью вывозки, преимущественно в районах с равнинным и слабохолмистым рельефом, неустойчивыми грунтами и при отсутствии местных гравийных и каменных материалов.

Планировочные решения генеральных планов промышленных площадок леспромхозов должны обеспечивать: – поточность технологических процессов и наилучшие условия производства с кратчайшими технологическими связями, минимальной протяженностью транспортных линий и минимальным числом перегрузок лесопродукции; – экономичное использование территории и отсутствие необоснованных резервов; – наименьшую протяженность наружных инженерных сетей и коммуникаций (и размеров занимаемых ими территорий); – возможное сокращение объема работ по вертикальной планировке территории площадок.

Для нижних складов с цехами по разделке и переработке древесины наиболее целесообразные планировочные решения будут достигаться за счет: – сокращения запасов хранения круглого леса у разделочных и лесопильных цехов за счет внедрения в ближайшие годы безрамной распиловки, не требующей сортировки древесины; – сокращения в ближайшие годы нормативных запасов хранения круглого леса и готовой продукции; – перехода на поставку балансовой и рудстоечной древесины в долготье; – широкого перехода на электроснабжение леспромхозов от государственных энергосетей; – блокирования зданий цехов, однородных по технологическому процессу: лесопильных, раскроечных и шпалорезных; цехов по переработке лесосечных отходов, складов сырья и готовой продукции; ремонтно-механических мастерских с гаражами или паровозными депо и мелких вспомогательных объектов.

Главнейшим направлением в области развития техники строительства зданий и сооружений лесозаготовительных и сплавных предприятий являются внедрение широкой индустриализации строительства, превращение строительного производства в механизированный процесс сборки и монтажа зданий и сооружений из элементов и деталей заводского изготовления, унификация объемно-планировочных и конструктивных параметров зданий, экономичные решения объемов зданий и максимальное сокращение числа типоразмеров сборных несущих и ограждающих конструкций зданий.

Большое внимание должно быть уделено блокированию зданий, а также применению открытого и полуоткрытого размещения оборудования и отдельных технологических установок.

В целях упрощения объемно-планировочных и конструктивных решений в качестве основного типа подъемно-транспортного оборудования будут приниматься подвесные кран-балки и напольный транспорт, так, как грузоподъемность внутрицехового подъемно-транспортного оборудования в лесозаготовительной отрасли (ремонтные мастерские, депо, такелажные склады), как правило, не превышает 3 т.

Производственные и вспомогательные здания будут проектироваться бесфонарного типа с наружным отводом воды с покрытий, так как ширина зданий обычно не превышает 18 м. К 1965 г. должен быть проработан вопрос о целесообразности перехода на плоские покрытия с использованием последних в качестве открытых площадок для размещения технологического оборудования.

Основой унификации объемно-планировочных решений должны являться габаритные схемы зданий.

Несмотря на большое разнообразие цехов лесозаготовительных предприятий, мощности их сравнительно невелики, и особо сложное и громоздкое оборудование отсутствует, что дает возможность при разработке габаритных схем большинство зданий объединить в одну общую группу зданий универсального назначения.

Габаритные схемы универсальных зданий производственного и вспомогательного назначения дадут возможность существенным образом сократить количество типов зданий.

При строительстве объектов промышленного и жилого назначения особое внимание должно быть уделено вопросам снижения расхода деловой древесины, замены деревянных конструкций сборными железобетонными и применения плитных строительных материалов, изготовленных из отходов древесины на базе цементных или других вяжущих.

Одним из основных направлений в развитии прогрессивных строительных деревянных конструкций на ближайшие годы должна стать разработка индустриальных деревянных несущих конструкций зданий и ограждающих крупноразмерных конструкций (стен и несущих элементов покрытий).

В неосвоенных районах для строительства новых предприятий лесозаготовительной промышленности должны создаваться районные базы строительной индустрии, за которыми будет закреплена группа намеченных к строительству объектов (лесозаготовительных и лесопильно-деревообрабатывающих предприятий, хозяйственных дорог, мостов, плотин и т. п.).

Строительные работы, связанные с поддержанием проектной мощности действующих предприятий, будут выполняться хозяйственным способом, для чего в составе леспромхозов или лесопунктов следует создавать дорожно-строительные отряды, оснащенные необходимыми строительными машинами и квалифицированными кадрами. Строительство ряда объектов в освоенных районах, в первую очередь цехов по переработке древесины, электростанций, линий электропередач и т. п., целесообразно выполнять общестроительными организациями. Базы строительной индустрии следует оснастить достаточным количеством современных дорожных и строительных машин и средствами транспорта.

Применение новых технических решений при проектировании и строительстве новых предприятий лесозаготовительной промышленности обеспечивает значительное снижение удельных капиталовложений и себестоимости продукции, а также повышение качества и производительности труда.



Древесина - Лесозаготовительная промышленность

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Древесина"