Категория: Реставрация мебели

Материалы для ремонта и обновления отделочных покрытий

Отделочные материалы, применяемые при реставрации мебели, можно по назначению подразделить на следующие группы:
– для удаления старых покрытий — растворители, смывки;
– для подготовки поверхности к отделке — отбеливатели, красители, грунтовки, порозаполнители, замазки, шпатлевки;
– для создания отделочного покрытия — лаки, политуры, мастики, краски, эмали;
– вспомогательные материалы — шлифовальные шкурки, пасты и др.;
– декоративные отделочные материалы, применяемые в мозаичных наборах,— пластинки цветных металлов, кости, рога, панциря черепахи; фольга, бронзовая пудра — при золочении и бронзировании.

Материалы для удаления старых покрытий. Чтобы удалить старые потрескавшиеся и истертые лакокрасочные покрытия, а также покрытия, нанесенные при предшествовавшей реставрации или ремонте и не соответствующие первоначальным, используют тетралин и ацетон, смесь аммиака с винным спиртом в соотношении 1:1, которые без остатка растворяют покрытия.

Составом из нашатырного спирта и скипидара, взятых в соотношении 2:1, удаляют шеллачные и восковые покрытия.

Растворителями № 646 или PMJI размягчают нитролаковые покрытия, накладывая смоченную в них ткань и затем очищая и промывая поверхность водой.

Составом из 10%-ного нашатырного спирта (1 мае. ч.) и мела или глины (2 мае. ч.) удаляют масляные покрытия.

Смывка АФТ-1 (ТУ МХП 2648—51) представляет собой раствор нитрата целлюлозы и парафина в смеси органических растворителей (ацетона, формальгликоля и толуола или ксилола). Смывка имеет вид густого лака. Предназначена для удаления старых смоляных, масляных и нитроцеллюлозных покрытий. На поверхность наносят смывку кистью и выдерживают в течение 10…20 мин (в зависимости от вида покрытия). Размягченное покрытие затем удаляют металлическим шпателем или жесткой кистью. Остатки смывки и покрытия снимают щеткой, смоченной растворителем №646 с последующей протиркой сухой ветошью.

Смывку АФТ-1 успешно применяют на плоских поверхностях; однако при нанесении на рельефную (резную) поверхность она стекает в углубления, что приводит к неравномерному размягчению покрытия. Для рельефных поверхностей используют смывку пастообразной консистенции следующего состава, мае. ч.: этилцел-люлоза марки ЛK-50; этилцеллюлоза марки Н-25; химически чистый стеарин— 150; спиртоацетоновая смесь (1:1) —300.

Пастообразную смывку приготовляют на месте использования путем растворения этилцеллюлозы в спиртоацетоновой смеси и совмещения ее с предварительно расплавленным на водяной бане и охлажденным до 45…50 °С стеарином. До нужной концентрации пасту разбавляют смесью растворителей.

Паста удобна в работе, она равномерно заполняет все рельефы поверхности, загустевая, остается там на необходимое время, а затем легко удаляется. Паста может храниться длительное время в закрытой емкости, а в случае загустевания ее подогревают на водяной бане и добавляют смесь растворителей.

Парафиновые и церезиновые смывки марок СМ-1, СМ-2 и др., применяемые на предприятиях по ремонту мебели, обладают аналогичными описанной пасте свойствами.

Для приготовления рабочего раствора смывки СМ-1 в стеклянную, фарфоровую или эмалированную посуду наливают хлористый метилен и засыпают измельченный парафин. Затем смесь нагревают на водяной бане до температуры 30…35 °С и выдерживают до полного растворения парафина, после чего охлаждают раствор до температуры 18…23 °С. В охлажденный раствор вводят метилцеллюлозу и после непродолжительного набухания — этиловый спирт. Массу тщательно перемешивают до получения однородной сметанообразной эмульсии.

Рабочий раствор смывки СМ-2 приготовляют аналогично. Диэтиленгликоль и эмульгирующие средства ОП-7 и ОП-Ю вводят последовательно при постоянном перемешивании. Смывка СМ-2 более однородна, чем смывка СМ-1, обладает пониженной летучестью, присутствие ОП-7 или ОП-Ю смягчает раздражающее действие смывки при попадании на кожу рук. Хранят смывки в герметически закрывающейся стеклянной или керамической посуде.

Материалы для подготовки поверхности к отделке. Для отбеливания древесины после удаления старого покрытия, если это необходимо, или в процессе подгонки по цвету новой древесины используют отбеливающие составы, которые готовят на месте. Обесцвечивающими веществами в них служат: перекись водорода, щавелевая кислота и др.

Пероксид (перекись) водорода применяют в виде 30%-ного раствора. Для ускорения процесса отбеливания поверхность предварительно обрабатывают 10%-ным раствором аммиака (нашатырного спирта). Для отбеливания шпона ясеня и березы можно использовать также смесь из 20%-ного раствора перекиси водорода и 20%-ного раствора аммиака в соотношении 10:1.

Щавелевую кислоту применяют в виде 10%-ного раствора совместно с 20%-ным раствором гидросульфита натрия. Растворы смешивают на отбеливаемой поверхности, нанося сначала первый, затем второй раствор. Растворы наносят дважды, затем их выдерживают в течение 2…5 мин, после чего промывают водой. Стабилизация поверхности в течение 2…4 ч.

Для подгонки цвета вновь изготовленных деталей применяют светопрочные анилиновые красители (водо- и спиртораст-воримые) и протравы, а также отвары чая и кофе, акварельные краски.

Водорастворимые красители для дерева, выпускаемые в виде порошков, под номерами от 1 до 17 используют путем растворения в горячей кипяченой воде (концентрация растворов 1…3%). После того как подобран нужный цвет, который определяют с помощью контрольных выкрасок, в раствор добавляют 1…3% аммиака.

Спирторастворимые красители применяют в виде 0,5… 1%-ных растворов в этиловом спирте или растворителях № 646 и 647. Их используют главным образом для подкрашивания лаков и политур.

Протравы — медный и железный купорос, двухромовокислый калий, сернокислый марганец и др. — применяют для имитации таких редких пород древесины, как черное дерево, серый клен, атласное дерево и др. Например, для имитации черного дерева древесину бука, груши или граба обрабатывают раствором железного купороса или уксуснокислого железа. Для имитации серого клена древесину березы обрабатывают сначала 5%-ным раствором пирогалловой кислоты, а затем 4%-ным раствором железного купороса.

Грунтовки служат для проклеивания древесины и обеспечения лучшей адгезии последующих слоев при полировании шеллачной политурой. Чаще всего для этого используют шеллачный лак, светлые нитроцеллюлозные лаки, а также натуральную олифу.

Для грунтования поверхностей под масляные и эмалевые покрытия используют олифу или клеевые растворы.

Порозаполнители, которые представляют собой суспензии наполнителей и пигментов в растворах смол и высыхающих масел с добавкой сиккативов (веществ, ускоряющих высыхание масел), используют для заполнения пор при отделке крупнопористой древесины (орех, дуб, ясень). Такие суспензии должны обладать стабильностью, т.е. не расслаиваться при употреблении, легко растираться по поверхности древесины и заполнять ее поры. Излишки порозаполнителя должны легко удаляться с поверхности. При высыхании порозаполнитель должен давать возможно меньшую усадку.

Водный раствор буры служит эмульгатором состава, керосин используют для лучшего удаления излишков порозаполнителя.

Замазки — густые пасты, заполняющие мелкие трещины и впадины на поверхности древесины или отделанной поверхности в процессе ее реставрации. Пасты готовят на месте употребления. В качестве связующего в них используют клей, олифу, лак”; в качестве наполнителя — мел, древесную муку, мелкие опилки и др. Замазки применяют преимущественно при прозрачной отделке поверхностей.

Замазку «Карандаш» приготовляют следующим образом. В металлическую посуду наливают 0,5 л воды и добавляют 200 г шеллака. Смесь нагревают до 90…100 °С. После расплавления шеллака добавляют 3…4 г литопонных белил и размешивают состав до осветления шеллака. После остывания шеллак вынимают из воды и скатывают в виде карандашей. При заделке трещин замазку плавят паяльником или, раздробив, смешивают с нитролаком. При больших неровностях вводят наполнитель.

Шпатлевки используют для заполнения неровностей и сглаживания поверхности при непрозрачной отделке, а также при заделке дефектов основы перед облицовыванием. Они представляют собой смесь минеральных наполнителей (мел, тальк, каолин), пигментов и связующих веществ, которыми служат лаки, клеи, олифы.

Клеевые шпатлевки готовят на месте путем смешивания наполнителей с 30…35%-ным раствором клея (столярного или казеинового клея). Чтобы придать шпатлевке большую эластичность и прочность, в нее добавляют олифу в количестве 15…20% от массы клеевого раствора.

Материалы для создания отделочного покрытия. Для прозрачной отделки мебели, изготовленной из ценных пород древесины (красного дерева, ореха, палисандра, розового дерева, карельской березы, чинары и др.), в прошлом применяли шеллачные лак и политуру, для отделки мебели из дуба, ясеня — восковую мастику.

Шеллак в виде чешуек имеет цвет от желтого до коричневого. Он хорошо растворяется в спиртах и ацетоне, а также в растворах щелочей и солей борной кислоты, хорошо совмещается с нитроцеллюлозой и пластификаторами. В зависимости от содержания шеллака в спирте различают шеллачные лаки (содержание шеллака 20…30%) и шеллачные политуры (содержание 8…15%). Для приготовления лака используют 90…95%-ный этиловый спирт, а для приготовления политуры — 85…89%-ный. Готовый раствор фильтруют через редкую шерстяную ткань.

Восковую мастику готовят из пчелиного воска, который расплавляют на водяной бане и смешивают со скипидаром в соотношении 1:2, 1:3. Чтобы придать покрытию большую твердость, в состав можно ввести немного канифоли.

Для реставрации непрозрачных отделочных покрытий на старинной мебели применяют художественные масляные и темперные краски. Недостаточно твердые и неводостойкие покрытия закрепляют прозрачными покровными масляными, спиртовыми и нитроцеллюлозными лаками.

Нитролаки — самый распространенный материал для отделки современной мебели и художественно-декоративных изделий из дерева. Они позволяют получать достаточно твердые и прочные покрытия, блестящие или матовые, светостойкие и морозостойкие (особенно лаки кислотного отверждения). Эти лаки сравнительно дешевы. Недостатки нитролаков: высокая токсичность и пожароопасное», а в некоторых случаях и взрывоопасность (лак НЦ-292), что обусловлено свойствами входящих в их состав растворителей.

Нитроэмали — краски на основе нитролаков с добавлением в них пигментов и наполнителей. В мебельной промышленности для отделки предварительно загрунтованной или зашпатлеванной поверхности широко используют эмаль НЦ-25, выпускаемую различных цветов и оттенков. Эмаль быстро сохнет, образует блестящие стойкие покрытия, которые хорошо шлифуются и полируются. Ею окрашивают изделия, не подвергающиеся непосредственно атмосферным воздействиям.

Нитроцеллюлозная матовая эмаль НЦ-257 образует матовое шелковистое покрытие, не уступающее по прочностным свойствам покрытиям на основе эмали НЦ-25. Ее применяют для отделки детской, кухонной, медицинской и другой мебели.

Нитроэмаль НЦ-258 кислотного отверждения, по прочностым свойствам превосходит другие нитроэмали и может применяться для отделки изделий, эксплуатируемых в атмосферных условиях (садовая мебель).

Вспомогательные материалы. В качестве вспомогательных отделочных материалов в реставрационных работах применяют шлифовальные шкурки на бумажной основе мелкозернистые (зернистостью М40, 3,4), разравнивающие жидкости РМЕ или НЦ-313, пемзовую пудру для полирования покрытий.

Декоративные отделочные материалы. При реставрации декоративных элементов из цветных металлов, кости, панциря черепахи, перламутра на музейной мебели, представляющей большую ценность, применяют идентичные материалы. При отсутствии редких материалов их имитируют пластическими массами или составами, приведенными ниже.

Слоновую кость имитируют с помощью состава, приготовленного из смеси светлого костного клея с порошком свинцовых, цинковых или баритовых белил, хорошо растертых с небольшим количеством воды. Загустевшую смесь наливают на металлическую подложку так, чтобы слой смеси был вдвое толще имитируемой пластинки. Сверху наливают тонкий слой раствора желатина и кладут стеклянную пластинку, присыпанную тальком или смазанную маслом. По затвердении полученную пластинку снимают.

Пластинки из панциря черепахи имитируют, нанося мазки по налитой на подложку и загустевшей клеевой массе раствором красителей красноватого тона. Сверху наливают тонкий, слой раствора желатина.

Различные камни, применяемые в инкрустации, имитируют, смешивая жидкий раствор клея или желатина с небольшим количеством глицерина и гашеную известь, подкрашенную сухими пигментами в цвет имитируемого камня. Пластинки из полученного густого теста сушат между гладкими металлическими или стеклянными листами под прессом.

Бронзу имитируют, нанося на клеевой слой порошок бронзы и покрывая его слоем желатинового раствора.

Во всех случаях общая толщина клеевого и желатинового слоев должна быть вдвое больше заданной толщины пластинки. Подложку и накладываемую сверху стеклянную пластинку следует припудривать тальком или смазывать маслом, чтобы затвердевшая масса легко отделялась от них. Составы подсушивают до загустения без пресса, а затем до полного высыхания и полной усадки — под прессом. Из имитированных пластинок вырезают элементы декора нужного размера и конфигурации.

Для придания водостойкости их покрывают раствором квасцов или таннина. Если их цвет под воздействием этих химикатов изменяется, то их обрабатывают парами формалина в специальной камере в течение 1…2 сут. Формалин наливают в открытый сосуд и ставят в камеру под стеллажи с обрабатываемыми изделиями. Пары формалина придают составу твердость, плотность, водостойкость и предохраняют пластинки от коробления.



Реставрация мебели - Материалы для ремонта и обновления отделочных покрытий

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Реставрация мебели"