Категория: История мебели

Мебель Франции 19 века

Последние годы XVIII в. и начальный период XIX в. характеризуются дальнейшим развитием классицизма, который приобретает новые черты и проходит два этапа: стиль директории и стиль ампир.

Мебель стиля директории близка мебели классицизма: строгая прямолинейность форм, гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей, следование античным формам. Разнообразны типы мебельных изделий (рис. 1).

Спин ни стульев либо мягкие, либо ажурные. По форме стулья близки античным образцам (рис. 1, а). Мягкую мебель обивают гладким или полосатым сукном, иногда шелком или кожей.

Основные особенности мебели стиля директории — простые прямолинейные формы и прямые линии, гладкие поверхности, ограниченный набор элементов декора, суживающиеся книзу прямые ножки, гладкие колонны, фронтонные завершения шкафов, обрамления, заполнения ажурных спинок в форме ромбов или многоугольников, античные или древнеегипетские орнаментальные мотивы (венки, шлемы, копья, щиты, сфинксы, грифоны, пальметки, маски).

Рис. 1. Мебель стиля директории (Франция): а — стул и кресло работы Ж. Жакоба, б — кровать из красного дерева, в — шкаф работы Ж. Жакоба

Кровати (рис. 1, б) освобождаются от балдахинов, ее головные и ножные щиты одинаковы по высоте, иногда спинки имеют S-образную форму.

Корпусная мебель с прямыми ножками имеет простые, облегченные объемы (рис. 1, в); карнизы поддерживаются колоннами или пилястрами с бронзовыми капителями.

В эпоху наполеоновской империи (1799—1815), когда первый император Франции окружает себя блеском и пышностью, возникает стиль ампир (от французского empire — империя). Наиболее ярко стиль ампир проявляется в интерьерах загородных резиденций (Мальме-зон, Компьен, Фонтенбло). В композиции интерьеров властвовали симметрия, прямая линия, геометрия, устойчивые схемы. Центр композиции салона — камин из белого мрамора, с которым контрастировали каминные принадлежности и решетка из золоченой бронзы. Мебель — кресла, канапе, табуреты — расставляли симметрично. В центре помещения размещали круглый стол. Окна и двери драпировали. В интерьерах стиля ампир появились прямые занавеси с широкой каймой внизу, которые скользили на кольцах, нанизанных на круглые стержни, похожие на копья.

Рис. 2. Мебель стиля ампир (Франция): а — стул в греческих формах, б — стол с опорами в виде золоченых кариатид, в — кресло по рисунку Персье и Фонтэна с богатыми бронзовыми украшениями, г — кровать с балдахином в форме палатки, д — секретер

В столовых размещали круглые столы, серванты с фарфором, хрусталем, серебром. Стулья ставили вдоль стен. Стены декорировали тонкими пилястрами, панели между ними затягивали тканью или расписывали. Стены все чаще оклеивали бумажными обоями или расписывали клеевой краской. Створки дверей украшали орнаментом с помпейскими мотивами. Для мебели (рис. 40) стиля ампир характерны монументальность и нарочитая статичность, которая несколько смягчается светлыми тонами и пятнами позолоченной бронзы.

К формам античной мебели особенно близка была мебель для сидения (рис. 2, а, в). Стулья по форме повторяли греческий стул — клисмос. Иногда вся боковая часть стула или кресла превращается в скульптурное изображение льва, лебедя, грифона, крылатого сфинкса. Мебель для сидения обивают алым сукном с черным бордюром, кожей, шелком, осыпанным звездами или розетками на сетчатом узоре. Широко применяют табуреты на скрещивающихся ножках, разнообразные по формам и размерам диваны: от огромного, занимающего всю стену, до маленького двухместного. В обиход входят кушетки. В картине «Портрет мадам Рекамье» (1800) Ф. Жерар изобразил такую кушетку, после чего ее стали называть рекамье. Широко распространились большие напольные зеркала (псише).

Опоры столов решали в виде античных колонн и пилонов либо пьедесталов, аналогичных мраморным опорам римских столов (рис. 40, б), царги украшали бронзовым орнаментом в форме фриза. Появились большие круглые столы, маленькие круглые столики на одной ножке, туалетные столы и массивные тумбы — постаменты цилиндрической формы, которые симметрично размещали по обеим сторонам кровати.

Кровати часто снабжали балдахинами в форме палаток (рис. 2, г). Шкафы и секретеры (рис. 2, д) делали крупных размеров с большими фанерованными поверхностями. Шкафы, увенчанные карнизами и фронтонами, были похожи на античные храмы. Появились новые мебельные изделия: горки, узкие серванты, витрины.

Очертания мебели прямолинейные, пропорции стройные, часто ее украшали узкими полосками из тянутой латуни и гофрированными латунными вставками.

Постепенно по форме и отделке мебель становится все ближе к античным образцам. В орнаменте активно использовали древнеримские мотивы: скрещенные мечи и копья, щиты и шлемы, орлы, ликторские связки, лавровые венки, плотно заплетенные венки, пальметки, рога изобилия и инициал Наполеона.

После египетского похода Наполеона (1798—1799) распространяются изображения сфинксов, стройных кариатид, напоминающих мумии, с головами негритянок и спеленутыми ступнями ног.

Стиль ампир был создан искусственно, а не возник в результате естественного развития художественных тенденций. Поэтому для его развития особое значение приобретает деятельность ведущих художников, а именно художника Жака Луи Давида (1748—1825). Во время революции он был активным членом Конвента, устраивал торжественные народные празднества. Своим творчеством Давид по существу определял характер среды своего времени, начиная с костюмов и кончая прическа-мц. Давид много внес и в решение новых форм мебели. Стулья, изображенные на картинах Давида («Клятва Горациев», «Брут», «Елена и Парис» и др.). были созданы им на основе тщательного изучения античных форм мебели как римской, так и древнегреческой и явились прообразом тех стульев, которые изготовляли в тот период как во Франции, так и в других европейских странах.

Вместе с Давидом работал Ж. Жакоб. Самой крупной его работой была мебель для Конвента (1793). Составление проекта он поручил тогда еще не известным архитекторам Ш. Персье (1764—1838) и П. Фонтену (1762—1853), которых считают создателями стиля ампир в интерьере и мебели. Персье и Фонтен возглавили работы по оформлению королевских дворцов (Тюиль-ри, Лувр, Сен-Клу, Фонтенбло). Слава этих архитекторов, а по их рисункам изготовлялась мебель для Виндзора, Петербурга, Потсдама и т. д., во многом объясняется тем, что ими был выпущен в свет альбом проектов мебели и интерьеров.



История мебели - Мебель Франции 19 века

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "История мебели"