Категория: История мебели

Мебель конца 19-го века и начала 20-го

Бурное развитие индустрии многие художники и деятели искусства восприняли как прямую угрозу искусству. Протест против фабричного изготовления предметов декоративно-прикладного искусства (мебели, посуды, керамики, декоративных тканей) возник сначала в Англии. Этот протест выразился прежде всего в теоретических работах Джона Рескина (1814—1900) и деятельности Вильяма Морриса (1834—1896), который пытался возродить средневековое ремесло и ручную технику. Своеобразным пропагандистом идей В. Морриса являлся его собственный дом в Итоне, построенный по проекту Ф. Уэбба.

В своей практической деятельности Моррис обращался главным образом к средневековому искусству. Изделия мастерских отличались высокими формальными достоинствами по сравнению с промышленной продукцией и успешно выдерживали сравнение со старинными вещами. Однако моррисовские гобелены, ковры, бронза, переплеты, декоративные ткани и т. д. воспринимались как антиквариат, как «современная старина».

Девиз деятельности Морриса — красота и удобство. Он первый сделал своим основным принципом борьбу за качество всех тех изделий, которые образуют предметную среду жилища. Моррис нашел последователей и в других европейских странах,

В последнее десятилетие XIX в. в большинстве европейских стран развивается новый стиль в буржуазном искусстве — модерн (франц. moderne — новейший, современный), который был призван обновить все художественное оформление буржуазного быта. Архитекторы и художники искали новые пути в искусстве. Они хотели выявить соотзетствие новых форм современным материалам: железобетону, металлу, стеклу, новым техническим требованиям.

По-новому решается архитектура жилища, которое начинает трактоваться как единый взаимодействующий организм, который должен удовлетворить не только материальные, ко и духовные потребности человека.

Создается новая функциональная схема жилого дома. Отбрасывается принцип симметрии и анфиладности построения жилья. Обособляется группа парадных помещений, включающая гостиную, столовую, кабинет хозяина. Столовая оборудуется уже с соблюдением не только художественных, но и специальных гигиенических требований. В центре ее размещается круглый или прямоугольный стол, сервируемый фарфором и серебром, украшенный цветами в вазах. Буфет (или сервант) служит для показа красивой утвари и посуды. Кабинет сочетает в себе функции рабочего места и места для деловых встреч. Отсюда сдержанный характер его оборудования и оформления, спокойная цветовая гамма. Все помещения этой группы связаны вестибюлем, оборудованным вешалкой или гардеробом для верхнего платья.

Другая группа помещений — жилые комнаты семьи. Самая большая из них, предназначенная для отдыха семьи и семейной трапезы, меблирована большим столом, шкафом или буфетом, стульями, иногда софой. Мебель здесь проще и практичнее.

Основным побудительным мотивом всех новшеств стал поиск неповторимо индивидуальных решений и в композиции интерьера, и в формах утвари, мебели и даже орнаменте. Для модерна стали характерны живописность, рисованность, пластичность форм, текучие «растительные» линии, которые очерчивают переплеты окон, порталы, стулья, светильники, волнисто повторяются в рисунке обоев. Орнамент маскирует конструктивное решение архитектурных элементов интерьера мебели.

Волнистые очертания придаются и металлу, и штукатурке, и дереву, и бетону. Сочетание различных фактур и материалов — естественных фактур, крашеных поверхностей дерева, всевозможных видов инкрустации из стекла и керамики, накладок из металла, полированного или прочеканенного — подчинено избранному ритму и художественной теме. Все формы и тона организуются не по принципу контраста, сопоставления, а скорее повтором, уподоблением, унисоном.

Первой страной, в которой возникло новое направление в прикладном искусстве, была Бельгия. Главная роль в становлении нового движения принадлежала архитектору Анри Вам де Вельде (1863—1957). С именем Ван де Вельде связано открытие в Париже в 1895 г. художественного магазина-салона «Ар нуво», давшего наименование целому периоду в европейском прикладном искусстве. По приглашению немецких художников и промышленников Ван де Вельде переехал в Берлин, где в 1898 г. было основано специальное общество, поставившее своей задачей приобретать и выполнять его проекты. В Германии он опубликовал ряд статей и книгу «Возрождение современного прикладного искусства», в которой суммировал свои принципы.

В 1902 г. Ван де Вельде покинул Берлин и поселился в Ваймаре, где 1 апреля 1908 г. им была открыта Школа прикладного искусства. Одним из важнейших приемов, переданных Ван де Вельде его ученикам, было использование орнаментальных текучих линий, которые украшали мебель, обои, декоративные изделия и т. д.

В мебели стиля модерн (рис. 1) различают два противоположных направления: первое — чисто декоративное, пользующееся различными текучими линиями; другое— конструктивное — прямые линии и ясное построение. Последнее особенно характерно для Германии и Англии.

В мебели применяют дорогие материалы и разнообразные способы и виды отделки: интарсию, окрашенную фурнитуру, перламутр, слоновую кость, металл и т. д.

Рис. 1. Мебель европейского модерна: а — кресло, б — столик на шести ножках, в — маленький шкаф, г — многофункциональный шкаф

Кризис художественной промышленности периода модерн наступил довольно скоро в результате пересмотра эстетического отношения к технике, к машине, к художественным формам. Это изменение наиболее ярко проявилось в отношении к бытовой среде. Появлению нового стиля способствовала индустриализация самого быта: новые предметы быта (пишущая машинка, граммофон, электроприборы, пылесосы, новейшая телефонная аппаратура, радиоаппаратура и т. д.) были несовместимы со старой художественно-промышленной эстетикой. В начале века были сформулированы отправные принципы новой эстетики вещи. Новым критерием, которым стали измерять эстетическую ценность вещи, стала целесообразность. Отсюда пересмотр роли и места вещи в быту.

Курс на целесообразную форму, рождаемую машинным производством, должен был означать прежде всего обнажение этой формы, очищение ее от декоративной ручной художественной отделки. Наиболее простой и прямой путь этого обнажения технической формы—-отказ от орнамента. Поэтому антиорнаментзльные тенденции — наиболее характерный формальный признак этого этапа в развитии художественной промышленности.

Рис. 2. Мебель Баухауза (1919—1923): а — кровать, б — стоп, в — кресло

В 1924 г. в Мюнхене была устроена выставка под девизом «Форма без орнамента», где все, от сковород до занавесей, было сделано в соответствии с принципами функциональности и рас считано на массовое производство. В выставленных образцах мебели преобладали три основные формы; блок — объем, навеянный образом каменной глыбы, заключавший всю конструкцию внутри плоского корпуса; коробка, состоявшая из крышек, рамы и ножек, образовывавших комод, письменный стол или буфет, и рама, выявлявшая конструкцию и характерная для применения в столах и стульях. Это новое направление получает название функционализм, основой которого является воплощение закономерностей, которые присущи формам, произведенным машинным способом.

Средоточием европейского функционализма был Баухауз — архитектурная и художественная школа, основанная в 1919 г. архитектором Вальтером Гропиусом в Германии.

Название «Баухауз» (дом строительства) раскрывает задачи училища: ремесла здесь были подчинены архитектуре. Общие пропорции и планировка проектируемых в Баухаузе зданий подчинялись техническим требованиям и создавались с учетом социальных условий и сложившихся обычаев.

Резко отталкиваясь от традиционных стилей, от принципов декорати-визма, идеологи Баухауза делают своей программной установкой массовое производство художественно оформленных бытовых вещей. Для всего течения функционализма характерно стремление к решению целого бытового комплекса (жилищ, общественного здания, улицы, квартала), осуществляемому в единстве, когда все составные элементы подчинены основной бытовой функции данного комплекса.

В Баухаузе в 1919—1933 гг. проектировали и изготовляли мебель (рис. 2), в которой преобладало конструктивное начало. Вещи Марселя Брейера (рис. 3) — одного из лидеров Баухауза — подчинены художественным темам, близким архитектурным сооружениям.

Многие выдающиеся архитекторы нового времени предложили оригинальное решение стульев и кресел. Например, голландский архитектор и дизайнер Март Штамм создал серию деревянных табуретов-стульев и кресел центричной конструкции. Собранные в пучок опоры держат сиденье, спинку и подлокотники, что позволяет сделать верхнюю часть вращающейся. Изобретение Штамма положило начало современным барным стульям, рабочим креслам и табуретам.

Функционализм был прогрессивным явлением в мебельном искусстве XX в. и оказал большое влияние на формирование современного стиля.

Развитие западноевропейской мебели в первые семьдесят лет XX в. подразделяют на три основные этапа. Первый этап (1900—1914) отличается интенсивным развитием художественной культуры, второй (1919—1939) связан со значительными изменениями художественной культуры, третий период (1945—1970) является временем складывания современных форм, смелых экспериментов, связанных с ростом технических возможностей, временем поисков.

Несмотря на общие принципы проектирования, единый подход к формообразованию современная мебель каждой страны имеет своеобразный характер. Так, новый стиль в Италии с самого начала отличался тяготением к роскоши. Здесь не ставилась задача создания мебели, рассчитанной на потребителей средних слоев населения, как это было в Германии, США и Скандинавских странах.

Рис. 3. Кресло Марселя Брейера

Швеция занимает ведущее место среди Скандинавских стран в области прикладного и промышленного искусства. В начале XX столетия в ней было велико влияние народного национального искусства, примером чего может служить стокгольмская ратуша, выстроенная по проекту Рагнара Эстберга, и в которой можно найти образцы всех видов национальных художественных промыслов. Шведский павильон на Международной выставке 1925 г. (арх. Карл Бергстен) является одним из примеров шведского модерна. Затем там усиливается влияние функционализма, особенно при создании коттеджей и многоквартирных зданий. В Швеции были основаны Шведское общество искусства и ремесел и Гильдия ремесел. Эти объединения активно пропагандировали современный стиль в прикладном искусстве, часто устраивали выставки, занимались изготовлением красивой недорогой и удобной мебели. Еще в 1919 г. в Швеции оформился стиль мебели, соответствующий национальным традициям.

В настоящее время Швеция — один из ведущих производителей высококачественной мебели в Европе, родоначальник стеллажной и секционной мебели. Созданы фирмы, занимающиеся комплексным оборудованием зданий. В Швеции издается много литературы по теории проектирования мебели. Наряду с древесиной для изготовления мебели, особенно общественных зданий, широко используют металл и пластики.

Высокая культура отличает производство мебели в Дании. Дания специализируется на изготовлении сравнительно трудоемких изделий, изысканные скульптурные детали которых (подлокотники, ножки, фурнитура) делают из древесного массива. В Дании производится бытовая мебель, рассчитанная на сравнительно большие площади помещения.

Финская мебель давно завоевала признание на мировом рынке. Большое влияние на становление финского мебельного искусства оказали архитекторы. Финские художники опираются на народные традиции. Композиционные и конструктивные решения мебели дают возможность человеку чувствовать себя в интерьере легко и свободно. Мебель отличается простотой и мягкостью форм. Соотношение цветов, фактур и текстур разных материалов гармонично увязаны. Основной материал финской мебельной промышленности — береза. При отделке древесины преобладают светлые тона.

Финский архитектор Аль-вар Аальто (1898—1976) первым применил фанеру как несущий материал (рис. 4). Среди почти восьми десятков

созданных им моделей наиболее известны кресла с переходящими в полозки подлокотниками, кресло для отдыха с сиденьем и спинкой из формованной фанеры и круглые столы и стулья с изогнутыми деревянными ножками. Мебель Аальто выпускается всемирно известной финской фирмой «Артек».

ФРГ выпускает мебель для жилых и общественных зданий. Форма мебельных изделий близка к скандинавской, но более геометрична. Для отделки мебели применяют традиционные и современные материалы и приемы. Разрабатывается общественная мебель. В частности, большое внимание уделяется номенклатуре, ассортименту, конструкции, форме и отделке конторской мебели. В большом ассортименте производится металлическая мебель для общественных зданий с рабочими плоскостями из древесины.

Для английских мебельщиков характерен поиск сочетания функциональных и художественных сторон мебельных изделий. Довольно много предприятий выпускает мебель в стиле английской готики XV в., голландской мебели XV—XVII вв., а также в стиле Чиппендейла, Хэплуайта и Шератона. В Англии практикуют производство открытых наборов для столовых и спален: покупатель может выбрать необходимый ему состав комплекта из большого числа элементов, однородно решенных по форме, отделке, цвету и текстуре.

Рис. 4. Табурет по проекту архитектора Аальто


История мебели - Мебель конца 19-го века и начала 20-го

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "История мебели"