Категория: История мебели

Мебель в России второй половины 18 века

Вторая половина XVIII в. в России — период расцвета русской архитектуры классицизма. Классицистическое направление находит яркое и глубокое воплощение в творчестве таких великих зодчих, как В. И, Баженов (1737—1799), И. Е. Старов (1745—1808), М. Ф. Казаков (1738—1813), А. Н. Воронихин (1759—1814). В этот период работает Ч. Камерон (р. ок. 1730—1812) и Д. Кваренги (1744—1817).

Среди выдающихся архитектурных работ этого времени проект и модель Большого Кремлевского дворца, дом Пашкова В. И. Баженова в Москве; Таврический дворец И. Е. Старова в Петербурге; здания Сената, Московского университета, Голицынской больницы М. Ф. Казакова в Москве и др.

Жилые и общественные здания получают новые композиционные решения. Отдается предпочтение компактным планам — прямоугольным и квадратным вместо протяженных, линейных построений типа анфилад предшествующего периода. Наиболее распространенный тип здания — объем с центральным залом и обходящими его по периметру помещениями. Часто к этому объему присоединяются симметрично расположенные галереи, соединяющие его с боковыми флигелями. В жилых зданиях парадные помещения сосредотачивались во втором этаже, жилые комнаты — в первом и, если он имелся, в третьем. Комнаты располагались в два ряда, параллельно главному и заднему фасаду. Залы и комнаты в большинстве случаев прямоугольной формы.

Характерными чертами нового направления были спокойная уравновешенность, благородная простота, обращение к ордерной системе и к формам античности. Главным художественным принципом архитекторов было стремление к единству целесообразности и красоты. Большие изменения претерпело и декоративное искусство, Древесина по-прежнему занимает одно из основных мест в выполнении декора.

Во вновь открывшейся Академии художеств (1757) в Петербурге вводят преподавание орнаментального искусства, в том числе изучение архитектурного декора. В Москве особую роль в подготовке столяров, токарей и резчиков по дереву сыграли «Экспедиция отстроения Большого Кремлевского дворца» и организация Модельного дома под руководством В. И. Баженова. Расширяется сеть ремесленных мастерских и кустарных предприятий, создаются деревообрабатывающие фабрики. Большую известность получает резчицкая мастерская Павла Споля.

Широко применяют древесину в интерьерах московских дворцов и усадеб. Даже сами здания, сохраняя форму каменных сооружений, часто возводят из древесины, а их интерьеры богато украшают дедэвяннмм декором.

Рис. 1. Рисунок двери «Золотых комнат» дома Демидова в I (ярх. М. Ф. Казаков, конец XVIII в.)

Рис. 2. Паркет Зеркального кабинета Екатерининского дворца в Царском Селе по рисунку Камерона (конец XVIII в.)

Дворец Н. П. Шереметьева в Останкино, построенный в 1798 г. крепостными архитекторами П. И. Аргуновым, А. Ф. Мироновым и Г. Е. Дикушиным, полностью выполнен из дерева. К замечательным примерам применения древесины в интерьере относятся итальянский павильон дворца: резьба украшает фриз и карниз потолка, колонны, пилястры, стены, порталы и двери. Широко применены в общем убранстве дворца точеные балясины, варьирующие общую вазообразную форму. В ряде помещений применены резные панно. Золоченые резные рамы обрамляют обивку стен, картины, зеркала.

Интерьер Останкинского дворца дополняют такие изделия, как деревянные курильницы, изготовленные в мастерской Павла Споля, разнообразные по форме консольные столики с малахитовыми крышками на точеных с резными украшениями ножках; необычны стулья с резной лирообразной формой спинки, выполненные Ф. Пряхиным.

В Петербурге древесину используют более ограниченно, исключение составляет лишь убранство Арабесковой гостиной Царскосельского дворца, выполненное Ч. Камероном. Высокими художественными качествами отличаются паркеты дворца, особенностью которых была органичная связь со всем остальным решением интерьера (рис. 2). Рисунок паркета Голубой гостиной Царскосельского дворца точно повторяет рисунок плафона. В паркетах Ч. Камерон использует античные, геометрические и стилизованные растительные мотивы.

Декор, применяемый в период классицизма, подчеркивал архитектурные формы сооружения, располагаясь на карнизах, фризах, капителях колонн и пилястр, вносил четкость членений в отдельные части интерьера. В орнаментике обращаются к классическим античным формам, широко применяют ионики, сухарики, розетки, медальоны, стилизованные листья аканта, а также изображения военных атрибутов, грифонов, ликторских связок, ваз и курильниц. Большое место в орнаменте занимают растительные мотивы, цветы, букеты, гирлянды и венки. Получают распространение композиции типа арабесок.

Во второй половине XVIII в., особенно в последней его четверти, мебельное искусство в России достигает своего расцвета. Расширяется мебельное производство: в Москве работает мастерская П. Споля, в Петербурге крупные мебельные предприятия П. Гамбса, И. Шарле-маня и А. Тура. Много мебели ввозят из-за границы, в основном из Франции.

По общему решению и орнаментике мебель созвучна общему классическому направлению архитектуры. В соответствии с определившимся специальным назначением помещений (залы, гостиные, столовые, кабинеты, спальни и передние) изготовляют определенные гарнитуры мебели, предметы в которых связаны друг с другом формой, материалом и отделкой. Мебель, создаваемая в этот период, начинает четко подразделяться на мебель дворцов, парадную и обычную бытовую. Дворцовую и парадную обычно проектировали архитекторы или видные мастера. Активная роль архитектора в создании мебели — одна из характерных черт развития русской мебели.

По проекту Д. Кваренги было исполнено резное кресло для тронного места в Георгиевском зале Зимнего Дворца (1795), позднее для ЛЛальтийской капеллы кресло гроссмейстера Мальтийского ордена (1800) (рис. 3). В формах кресел использованы мотивы итальянского Возрождения и позднерим-ской классики. Кресла отличаются торжественностью, парадностью и некоторой тяжеловесностью. Совершенно иной характер кресел и стульев для Китайского зала Царскосельского дворца (рис. 4), выполненных по проекту Ч. Камерона в мастерской И. Шарле-маня в 1782 г.: красивые формы, изящные пропорции, изысканная отделка, гармония в цветовом решении — синий цвет каркаса, золотисто-коричневый китайский шелк обивки.

Расширяется набор мебельных изделий для сидений (рис. 5). Появляются новью типы столов: ломберный, для игры в карты (рис. 6, а), дамский рабочий столик-бобик (криволинейная крышка напоминает по форме боб) (рис. 6, б), письменные столы-бюро (секретеры) со сложной секретной системой выдвигания и запора, потайными ящиками, иногда с музыкальными приспособлениями; туалетные столь! с зеркалом на высоких ножках (рис. 6, в).

Рис. 3. Мальтийское кресло (Д. Кваренги, 1800)

Рис. 4. Кресло Камерона (1782)

Рис. 5. Мебель для сидения (конец XVIII в.): а — стул красного дерева, б — стул карельской березы, в — диван красного дерева, г — кресло карельской березы

Изготовляли мебель из местных (орех, дуб, береза, тополь, сосна, ясень, липа, а также березовый и ореховый кап в виде массива или пиленой фанеры) и привозных пород (красное дерево, амарант, палисандр, сатиновое и тюльпановое дерево).

Мебель конца XVIII в. отличается простотой форм и ясной выразительностью конструкции, правильностью пропорций, симметричностью и уравновешенностью членений. Места столярных вязок не маскируются накладными украшениями, а выявляются со всей конструктивной ясностью. Ножки стульев, кресел, диванов, столов становятся вертикальными.

Рис. 5. Основные виды столов конца XVIII в.: а — стол красного дерева, б— столик «бобик» красного дерева, в — туалетный стоп

Композиция резного декора симметрична с ритмически повторяющимся мотивом орнамента. Рельеф стал невысоким с мягко заоваленными к фону краями. Размещали резьбу на царгах, спинках и подлокотниках мебели для сидения. В местах соединений столярных деталей резьба была обычно накладной, на подстольях столов, спинках диванов и кресел, в верхней части зеркал и каминных экранов — ажурной, в торшерах, курильницах — горельефной.

Мебель отделывают полихромной окраской, красят по левкасу масляной краской (в белый, светло-розовый, светло-голубой, светло-зеленый цвета), отдельные места отделывают позолотой, применяют роспись темперной и масляной красками. Обивают мебель атласом, бархатом, штофом, гобеленом и льняными тканями.

В конце XVIII в. появляется мебель, украшенная мозаичными наборами из дерева. В Государственном Историческом музее в Москве хранятся хорошо известные столики М. Я. Веретенникова, выполненные им в 1797 г. из сосны и облицованные различными породами древесины. На крышке одного столика изображена улица Константинополя, на крышке второго — колоннада в саду. Однако более типичен набор, состоящий из различных геометрических форм, цветов, птиц, эмблем, ваз.

Часто мебель, особенно дворцовую, украшали чеканными накладками из металла, узкими металлическими полосами. Русская мебель конца XVIII в. достигла высокого художественного уровня. Оригинальность ее проявлялась в таких чертах, как простота, некоторая массивность, использование новогб эффектнбго материала— карельской бфезы, отличающейся красотой тона и текстуры, в развитии самостоятельных декоративных решений, идущих от нароДн&го оф‘наМента (ажурная резьба в виде розеток, ромбов и т. д.), своеобразии цветовых решений.



История мебели - Мебель в России второй половины 18 века

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "История мебели"