Категория: Архитектура и ландшафт

Модель пейзажа

Пейзаж как конкретный вид ландшафта культивировался путешественниками, стремившимися зафиксировать характерные особенности места. Идея пейзажа как «сцены» или фона удивительно давно развивалась и в истории специфических жанров — пейзажной живописи и рисунке. «Творчество художников фактически являлось ценным материалом для изучения пейзажа частично потому, что идея может быть легче осуществлена в живописи, чем в конкретном пейзаже, в то же время потому, что ни один пейзаж фактически не может быть застрахован от последующего ухудшения», — пишет ландшафтный архитектор Г. Джеллико.

Художники, безусловно, обогатили наши представления о пейзаже, смогли раскрыть многие его ценности. Благодаря художникам пейзаж как эстетическое понятие уже давно связывается с такими терминами, как объем, масса, линия, колорит, текстура.

Длительное время проблемами паркового пейзажа занимался замечательный советский градостроитель, доктор архитектуры Л. М. Тверской. Его исследование в значительной мере обогатило наши знания о структуре конкретных видов природы.

Схема 6. Система визуальных характеристик пейзажа, лежащих в регулируемой плоскости взаимодействия с архитектурными формами («дерево» свойств).

Пейзаж как конкретный фрагмент природной среды определяется свойствами нескольких своих взаимосвязанных структур: объемно-пространственной, графической, цветовой, текстурной, фактурной. Рассмотрим последовательно свойства этих структур и выделим те из них, подчинение которым не только необходимо, но и возможно. Это должны быть характеристики, которые лежат в регулируемой плоскости «столкновения» природных структур и произведений искусства архитектуры.

Объемно-пространственная структура пейзажа может быть охарактеризована: масштабом, конфигурацией зрительных барьеров, глубиной, замкнутостью, зрительными фокусами. Эти характеристики определенным образом идентичны качествам объемно-пространственной структуры визуальных единиц ландшафта. Каждый пейзаж — фрагмент конкретной пространственной ячейки ландшафта.

Масштаб в пейзаже так же, как и в пространственных ячейках ландшафта, складывается в результате визуальной оценки отношений размеров объемов и пространств. Так же, как и в ландшафте, в пейзаже можно установить общий масштаб, объективным определителем которого выступает отношение высоты зрительных барьеров к продольному и поперечному размерам пространства, и шкалу частных отношений. Последняя, как уже отмечалось, объективно обусловлена: отношениями размеров элементов объемных форм; отношениями размеров объемных форм; отношениями размеров объемных форм и пространств.

Сохранение масштаба — одна из существенных проблем охраны красоты и своеобразия пейзажей. Нельзя согласиться с Г. Джеллико, который считает, что нетронутый человеком пейзаж не имеет масштаба. Человек хорошо знаком с природными формами и легко оценивает истинную величину многих из них. Наилучшим определителем масштаба являются деревья, ибо они обладают постоянным лимитом высоты. Проблема возникает при вторжении в пейзаж искусственных форм,, чрезмерных по величине, не соответствующих ни масштабу самого человека, ни размерам природных форм. Высота сооружений нередко деформирует восприятие истинных размеров окружения. Эстетические ценности природы заключены не только в удивительном разнообразии и красоте ее форм, но и в соотношениях их величин. Именно поэтому архитектурные формы должны чутко реагировать на размеры своего окружения.

Масштаб в пейзаже все чаще и чаще нарушается. Одна из причин — существующая инерция стремления человека к господству над природой. Другая причина — результат желания получить максимальный экономический эффект с минимальными затратами. Преувеличенный масштаб сооружений XX в. американский ландшафтный архитектор Г. Экбо называет бездушным гигантизмом машинного века, считая его начальным и примитивным этапом индустриальной эры.

Конфигурация зрительных барьеров — лесов и выпуклостей рельефа — основной определитель пространственного своеобразия пейзажа. Их нарушение, как правило, изменяет рисунок пространства, а возведение новых барьеров, архитектурных, не согласованных с природными, приводит к созданию новой пространственной структуры пейзажа. Следовательно, сохранение и развитие пространства картины во многих случаях обусловлено согласованием архитектурных форм с рисунком зрительных барьеров.

Глубина — специфическая особенность кадра как центральной проекции. Пространство кадра всегда ограничено передним планом и может развиваться от него вдаль, простираться за пределы видимого горизонта и завершаться горным хребтом или группой холмов, размещенных на значительном расстоянии от зрителя. Пространство может быть неглубоким и завершаться лесом или поднятиями рельефа, размещенными на незначительном удалении от зрителя. Глубинный ритм связан обычно с природными формами, которые образуют определенные планы картины. Первый план нередко образует кулисы, которые воспринимаются оправой, или «рамой» кадра.

Объемы первого плана выполняют и другую важную функцию. Человеку трудно оценить глубину кадра, расстояние до удаленных от него форм или их размеры, если в поле зрения нет элементов, способных выполнить роль определителей масштаба. Такую роль могут сыграть объемы первого плана. Человек точнее оценивает их размеры. «Перенесение» этих размеров в глубину дает возможность расшифровать размеры обозреваемого пространства и величину определяющих его объемных форм.

В этом отношении также велика роль промежуточных планов. Именно они позволяют осуществить «перенос» масштаба с переднего плана в глубину. Немаловажно и то, на что обратила внимание Бренда Кольвин — отсутствие средних планов облегчает дали, умаляет их эмоциональное воздействие.

Последний план завершает картину и в то же время образует фон пейзажа. Он нередко является основой для восприятия объемов первого и промежуточного планов.

Замкнутость определяет масштабы «раскрытий» пейзажа к дальним планам. Такие «раскрытия», как правило, придают пейзажу своеобразие. В связи с этим сохранение естественного пейзажа и его использование приобретает особое значение. Мера замкнутости от переднего плана в глубину определяет следующие типы пейзажа: открытый, закрытый, полузакрытый с односторонним и двусторонним обрамлением вида.

Зрительные фокусы, как уже отмечалось, — точки повышенного интереса. Они самым тесным образом связаны со структурой обрамления пространства или перспективными раскрытиями. Почти всякое изменение пространственной структуры пейзажа, ослабляющее или исключающее роль фокусов, можно считать нежелательным.

В отличие от объемно-пространственных, характеристики графической, цветовой, текстурной и фактурной структур пейзажа несут новую информацию о ландшафте. Именно поэтому эти характеристики являются специфическими и им необходимо уделить особое внимание.

Графическая структура пейзажа определяется конфигурацией доминирующих линий и их сочетаниями.

Структурные линии можно разбить на две группы: – Первая группа, формирующая абрис неба, включает линии: созданные формами земли; образованные формами объемов, близких к переднему плану; определенные отдельными объемами, видимыми через передний план. – Вторая группа, членящая совокупность объемных форм, не участвует в формировании контуров неба. Например, силуэт холмов или гор, наложенный на силуэты планов пейзажа.

Для первой группы особенно существенны внешние линии или силуэт объемных форм дальних планов пейзажа. Это обусловлено особенностями нашего зрения: на расстоянии более 50 м объемы уплощаются и воспринимаются как двухмерные. Выделим следующие типы силуэта дальних планов пейзажа: горизонтальный одноярусный; горизонтальный многоярусный; волнообразный одноярусный; волнообразный многоярусный; горизонтальный или волнообразный с наличием нескольких доминант; с преобладанием одной доминанты, перекрывающей значительную часть кадра (гора или холм); с преобладанием нескольких доминант, наложенных друг на друга и перекрывающих значительную часть кадра.

Может приобрести значение и совокупность всех линий первой и второй групп. Доминирование среди них линий определенного характера обусловливает некоторые типы графических структур: горизонтальные, вертикальные, диагональные, комбинированные.

Схожесть некоторых структурных линий объекта и пейзажа дает возможность установить связи, которые позволяют архитектуре внедриться в пейзаж, не деформируя его.

Для вписывания объекта в пейзаж приобретает также значение его цветовая, текстурная и фактурная структуры. Восприятие текстуры и цвета во многом зависит от освещения и расстояния. На близком расстоянии текстура растений определяется размерами и фактурой отдельных листьев. Грубая фактура может вторгнуться на передний план, тогда как растения е тонкой фактурой могут «отодвинуться» назад, изменяя субъективное представление о пространстве. На значительном расстоянии текстура растений уже не зависит от размеров листьев. На еще большем удалении утрачивают значение отдельные растения, становятся существенными их общая масса и силуэт. Немаловажное значение может иметь и текстура земли. Особенно наглядно это наблюдается рядом с зеркалом неподвижной воды.

Хорошо известно, что формы теплого цвета стремятся «выступить» вперед; формы холодного цвета способны «отступить» назад; слой воздуха, располагаемый между природным объемом и наблюдателем, несет тона голубого, серого и фиолетового цветов, которые понижают цветовую интенсивность ландшафта. Таким образом, текстура и цвет так же, как и свет, корректируют восприятие глубинности каждого кадра. Они являются теми качествами пейзажа, с которыми архитектурные формы должны вступить в непосредственный контакт.

Природа совершенна, и те сочетания объемных форм, которые она образует, как по своей конфигурации, так и по цвету и по фактуре, всегда удачны. Так, значительная часть горизонтальных поверхностей в нашей стране покрыта растительностью, за исключением пахотных земель, которые на некоторое время могут образовать контраст с зеленым окружением. В горных районах сочетания форм, цвета и текстуры значительно разнообразнее. Цветовые тона в природе имеют свою географию. «Интересно отметить, — писал П. П. Семенов-Тян-Шан-ский, — что тона пейзажа в одной и той же ботанико-географи-ческой зоне, по мере движения в широтном направлении, зачастую сильно меняются. Так, например, таежные дали Сибири и Урала — совершенно синие из разных оттенков индиго, берлинской лазури и прусской зелени, тогда как в составляющих их естественное продолжение лесных далях Фенноскандии гораздо большую роль играют серые и коричневые тона».

Несогласованность архитектурных форм со структурными линиями, цветом, фактурой и текстурой пейзажей не может быть безразличной. Она способна разрушить их индивидуальность. Существенная характеристика пейзажа — его структурная однородность или неоднородность. Неоднородный пейзаж всегда характерен богатством и разнообразием своих форм. Калейдоскопичная среда легче ассимилирует архитектурные формы. Однородный пейзаж, как правило, выступает средой или фоном, который хорошо выделяет архитектурную форму. Связь с таким пейзажем требует целеустремленного подбора тех или иных архитектурных качеств объекта. Для того чтобы не деформировать сложившейся структуры пейзажей, необходимо достичь гармонии, которая должна господствовать между архитектурным сооружением и совокупностью всех характеристик пейзажа.

Отметим, что объектом изучения могут стать не все кадры, а лишь избранные, главные, как их назвал проф. Л. М. Тверской. К такому выводу он пришел на основе изучения и фиксации пейзажей Павловского парка. Итоги этого исследования были использованы Тверским для разработки методики проектирования паркового ландшафта, имеющей значение и для про-ектирования любой сложной пространственной среды.

В настоящее время существуют технические средства, которые позволяют упростить технику фиксации пейзажей (фотограмметрия, фототеодолитная съемка, видеомагнитофонная запись) .



Архитектура и ландшафт - Модель пейзажа

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Архитектура и ландшафт"