Категория: Архитектура и ландшафт

Модель пластической структуры участка

На уровне участка главное значение приобретают характеристики его пластической структуры: скульптурность рельефа; скульптурность зеленых форм.

Бренда Кольвин обратила внимание ландшафтных архитекторов на то, что на совершенно плоских участках деревья плохо связываются с рельефом: «Ровные поверхности монотонны, возможно потому, что мы не воспринимаем эффект соединения форм земли и растений».

Плохо связываются с плоским рельефом и архитектурные формы. Именно поэтому для установления таких связей необходимо использовать малейшие неровности. Поверхность земли редко бывает абсолютно ровной. Среди специфических форм, свойственных земной поверхности, геоморфологи выделяют следующие типы: ребро или грань; выпуклость плоская; склон; вершина. И во всех случаях важен взгляд на рельеф как на природную скульптуру. Только тогда можно правильно дополнить его.

Скульптурность характерна и для зеленых форм. Дерево, выросшее до полной зрелости, имеет специфическую форму, характерную для своего вида. Так, например, если береза растет на открытом месте, то она распространяет свои ветви над площадью до 30 м в диаметре, если же растет в лесу, то ее ствол без нижних ветвей и маленькая круглая крона будут иметь диаметр в 4,5 м. Специфическая скульптурная форма деревьев, выросших на открытых пространствах, может определить их своеобразие. В группе деревьев одной породы возникает сильная ритмическая тема стволов, объединенных сомкнутыми кронами. Очертание их общего объема сохраняет признаки, присущие породе в целом. Особой скульптурной выразительностью обладают группы из двух-трех контрастных по своей форме деревьев. Покрытые листвой до земли, они приобретают индивидуальный силуэт. Каждый член группы обогащает и индивидуализирует целое.

Важно обратить внимание и на то, что между формами земной поверхности и растительного покрова существуют гармонические отношения. Рельеф перераспределяет солнечную энергию, количество тепла и света, влияет на осадки, направление ветра, поверхностный сток, воздушный дренаж, эрозионные процессы. Так, хорошо известен противоположный характер северных и южных склонов, холодных и теплых балок в долинах. В результате формы рельефа определяют местный микроклимат, почвообразовательные процессы, мощность почв и их связи с материнской породой, гидрологические процессы. А. это уже не что иное, как условия, влияющие на распространение древесных пород, их группировку в сообщества и рост.

Нередко гармонические отношения между рельефом и растительностью приводят к их скульптурному единству. Сосны,, размещенные в низинах, превосходят своим ростом сосны, произрастающие на более высоких участках. Ибо в низинах деревья пользуются не только атмосферной, но и грунтовой влагой. В результате насаждения выравнивают своим пологом рельеф, а иногда даже перегибают его в противоположную сторону, т. е. там, где в профиле рельефа впадина, в силуэте леса образуется выпуклость.

Эти гармонические отношения сохраняются и в сельскохозяйственных ландшафтах долин. Здесь существует тенденция к совпадению между распределением растительных масс и скульптурных форм рельефа. Лесистые холмы, защищая луга и поля, хорошо воспринимаются на их фоне как природная скульптура. Обратный эффект встречается в нагорных районах, где леса произрастают в укрытиях долин, а склоны гор с бедными почвами обладают лишь травянистым покровом и дикими кустарниками.

И на микроучастках мы также встречаем определенное скульптурное единство рельефа и растительности. Завершая небольшие поднятия рельефа, деревья могут усилить пластику участка, охватывая поляну, нередко подчеркивают изменение-Уровней земли, располагаясь на берегах озер или рек, усиливают скульптурность рельефа, дёлают его более разнообразным и выразительным.

Хемфри Рептон — английский теоретик и практик ландшафтного искусства XVIII в., стремясь к естественности в пейзажных парках, рекомендовал засаживать вершины холмов деревьями. При этом он считал, что деревья должны как бы взбираться на холмы и связываться с ними посредствами линий, следующих формам рельефа и лесных массивов, разросшихся между холмами [113. Р. 133].

Безусловно, в проекте могут иметь значение цвет, текстура и фактура листвы, но эти детали отодвигаются на задний план по сравнению с задачами формирования целостности архитектурных форм с пластикой участка. Важно и то, что деревья как объемы могут усилить связь архитектурных форм с контурами земли.

Таким образом, связь архитектурных форм только с рельефом или только с растительным покровом не всегда достаточна. Необходимо взаимодействие всех объемных форм: земли, растений и построек. Вместе с тем есть участки, своеобразие которых определяется рельефом. И тогда земля становится главным пластическим партнером архитектуры. На участках же, своеобразие которых определяется растительностью, главный партнер архитектурных форм — зеленые формы. Но всегда остается неизменной необходимость оценки скульптурности участка, дополнение и развитие которой — одна из задач проектировщика сооружений.



Архитектура и ландшафт - Модель пластической структуры участка

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Архитектура и ландшафт"