Категория: Монтаж котлов

Монтаж оборудования сетевых установок и горячего водоснабжения

Монтаж подогревателей. Пароводяные и водоводяные подогреватели сетевой воды и воды, идущей на нужды горячего водоснабжения, монтируют блоками, собираемыми на производственных базах специализированных монтажных организаций.

Рис. 1. Схема монтажа блока горячего водоснабжения: 1 — накаточные пути. 2 — лебедка, 3—кран, 4 — блок горячего водоснабжения, 5 — ось вращения крана, 6 — лестница; I, II — положения блока горячего водоснабжения

При сборке блоков водоводяные и пароводяные подогреватели устанавливают по гидроуровню в соответствии с рабочими чертежами на горизонтальных балках и кронштейнах с применением скользящих опор (ГОСТ 14911—82*). Чтобы при установке калачей во фланцах подогревателя не образовался зазор, болты фланцевых соединений секций и калачей, а также патрубки секций затягивают с большой осторожностью.

Дополнительные штуцера и патрубки (для термореле, спускных и продувочных линий) приваривают к подогревателям в соответствии с проектом.

В процессе сборки блоков подогревателей изготовляют узлы металлоконструкций блока и трубопроводов; затем собирают металлоконструкции, после чего на них устанавливают подогреватели и производят их выверку. Далее подогреватели обвязывают трубопроводами. В заключение проводят гидравлическое испытание и окраску блока.

Подготовленные блоки подогревателей сетевой воды и горячего водоснабжения монтируют с применением самоходных стреловых кранов грузоподъемностью до 25 т.

балок двутаврового сечения с поперечными связями. К элементам накаточных путей крепят тяговую электрическую лебедку. В зависимости от массы перемещаемого оборудования, чтобы уменьшить тяговое усилие, применяют полиспасты. Установка лебедки на накаточных путях обеспечивает замкнутую систему приложения сил в процессе надвижки блока и позволяет избежать передачу нагрузок на строительные конструкции здания котельной. Специализированные монтажные организации снабжены комплектами монтажной оснастки, в которую входят инвентарные секции накаточных путей для надвижки оборудования.

Перед надвижкой блока, чтобы уменьшить трение, поверхность путей смазывают солидолом. Затем монтажным стреловым краном блок горячего водоснабжения устанавливают на на-каточные пути. Для подъема монтажника на блок применяют монтажную приставную лестницу 6. После расстроповки блока горячего водоснабжения начинают его надвижку через монтажный проем внутрь здания. В процессе надвижки внимательно следят за возможным смещением блока относительно оси накаточных путей.

После перемещения блока в положение, соответствующее проектному, его приподнимают домкратом, устанавливают на временные опоры, удаляют секции накаточных путей и затем опускают на отметку 0,000 или на фундамент в проектное положение.

Монтаж сетевых и рециркуляционных насосов. Заводы-изготовители поставляют насосные агрегаты, как правило, собранными на фундаментной раме с заглушёнными и опломбированными патрубками. Исправность и комплектность насосного агрегата проверяют внешним осмотром. Прокручивая ротор насоса вручную за соединительную муфту, проверяют легкость вращения, отсутствие заеданий, стуков и ударов. Осевой разбег ротора не должен превышать величин, указанных в паспорте насоса.

Фундамент под насосный агрегат принимают, проверяя его геометрические размеры. Монтаж насосных агрегатов, собранных на фундаментной плите или опорной раме, чаще всего ведут с применением автомобильных, гусеничных или башенных кранов. В том случае, если в закрытом здании не удается воспользоваться автомобильным краном, насосный агрегат подают краном в монтажный проем здания и далее его транспортируют мостовым краном или на санях. При подъеме насоса его стропят за фундаментную раму.

Насосный агрегат располагают на фундаменте таким образом, чтобы отклонения от проектного положения не превышали: по высоте и в плане 10 мм, а в горизонтальной плоскости 0,1 мм на 1 м длины фундаментной рамы.

Выверяют горизонтальное положение насосного агрегата и в случае отклонения от горизонтальности между фундаментной рамой и опорной поверхностью фундамента помещают подкладки соответствующей толщины. Горизонтальность механизма в на-^ правлении поперечной оси проверяют при затянутых фундаментных болтах гидроуровнем, который помещают на обработанный участок фундаментной рамы. После проверки горизонтальности агрегат подливают бетонной смесью. После того как бетон затвердеет, выполняют контрольную подтяжку и выверку механизма. Далее закрепленный на фундаменте насосный агрегат соединяют с трубопроводами.

Для того чтобы в насос не попали посторонние предметы, снимать заглушки с патрубков насоса и присоединять к ним трубопроводы разрешается после полного окончания его монтажа, а также очистки, промывки и продувки присоединяемого трубопровода.

Перед пробным пуском насоса проверяют правильность центрирования валов насоса и электродвигателя, а также правильность сборки соединительных муфт.

В настоящее время в котельной малой и средней мощности сетевые и рециркуляционные насосы монтируют, как правило, блоками, что значительно повышает качество монтажных работ и сокращает их продолжительность. Внутри здания котельной к месту установки блоки перемещают лебедками, а также с использованием катков из труб. К силовому полу котельной толщиной 200 мм и более блоки крепят с помощью самоанкерующихся болтов.

Центрирование и соединение валов. При монтаже тягодутье-вых машин и насосов, электродвигатели которых поставляют отдельно, выполняют центрирование и соединение валов.

Устройства, соединяющие валы механизмов с целью передачи вращения от одного вала к другому, называют муфтами. Вал двигателя (электрического или двигателя внутреннего сгорания) называется ведущим, а другой вал, принадлежащий насосу, вентилятору, дымососу и т. д. — ведомым.

Оси валов, соединяемых муфтами, должны быть расположены точно по одной прямой. Однако в процессе изготовления машин на заводах и монтажа на строительной площадке возникают незначительные неточности, которые приводят к некоторому перекосу и смещению одного вала относительно другого. Соединительные муфты, которые допускают незначительные перекосы и смещения, называются подвижными компенсирующими муфтами.

Для механизмов котельных установок с котлами малой и средней мощности чаще всего применяют пальцевые муфты. Такая муфта состоит из двух дисковых полумуфт, которые крепятся на валах шпонками или шлицами. В обеих полумуфтах имеются отверстия, которые расположены по окружности, концентрич ной посадочному отверстию ступицы. Количество отверстий и их расположение на одной иолумуфте должны соответствовать дру гой полумуфте. В отверстия помещают специальные пальцы, с помощью которых полумуфты соединяются между собой и пере дают вращение от ведущего вала к ведомому.

Рис. 2. Положение валов и соединительных муфт: а — нормальное, б — параллельное смешение, в — перекос (угловое смещение), г — параллельное смещение с перекосом

Рис. 3. Пальцевая муфта: 1 — шгюнка, 2 — полумуфта, 3 – палеи, 4 — вал

В ведущей полумуфте палец жестко закрепляют гайкой и зашплинтовывают. На противоположный конец надевают элас тичную набивку, которая компенсирует небольшие смещения валов. Эластичная часть пальца должна входить в отверстие ведомой полумуфты с зазором по диаметру 1…2 мм.

Преимущества пальцевых муфт: простота сборки и разборки; возможность небольших угловых и параллельных смещений валов и небольших ударных нагрузок; способность работать при большой частоте вращения. Недостатки: сравнительно быстрый износ эластичной набивки самих пальцев; плохая компенсация вибраций при параллельном смещении валов.

Муфты изготовляют из чугуна или стали в зависимости от нагрузки и частоты вращения вала, а пальцы — из качественной углеродистой стали. Муфты проставляют вместе с механизмом, причем одна полумуфта должна быть насажена на вал.

При приемке оборудования проверяют размеры, расположение и соосность отверстий под пальцы в обеих полумуфтах, а также измеряют диаметры посадочных участков вала и полумуфты, размеры шпонки и пазов для нее. При передаче вращения с одного вала на другой полумуфта, насаженная на вал, будет стремиться провернуться относительно вала. Провороту вала препятствует шпонка, которая воспринимает усилия от действия двигателя. Поэтому правильная ее установка во многом определяет качество соединения валов полумуфтами.

Для того чтобы исключить поворот полумуфты на валу, шпонку устанавливают таким образом, чтобы ее боковые поверхности плотно прилегали к стенкам пазов, выполненных на валу и полумуфте. Это удается обеспечить при условии одинаковой ширины шпонки и пазов, геометрические размеры которых проверяют штангенциркулем. Также проверяют параллельность пазов продольной оси механизма. При непараллельности хотя бы одного паза сборка полумуфты с валом на шпонке невозможна. Необходимо также, чтобы зазор между шпонкой и ступицей полумуфты в радиальном направлении составлял 0,1…0,3 мм. Если зазора не будет, шпонка заклинит полумуфты на валу и затруднит ее посадку и снятие с вала, а также центрирование валов по полумуфтам.

Перед посадкой шейку вала и стенку отверстия в ступице полумуфты обрабатывают мелкозернистой шлифовальной шкуркой и обтирают чистым материалом. Чтобы облегчить посадку, шейку вала рекомендуется натереть сухим графитом.

Для облегчения сборки полумуфту перед посадкой на вал нагревают в кипящем машинном масле. При этом полумуфту кладут на деревянные подкладки или подвешивают таким образом, чтобы она не касалась нагреваемого дна сосуда. Допускается нагревать полумуфты паяльными лампами и пламенем газовых горелок, но с большой осторожностью и очень медленно. Предварительный нагрев приводит к увеличению внутреннего диаметра полумуфты, и она без усилий надевается на вал. При остывании муфта плотно соединяется с валом.

После посадки полумуфты на вал проверяют правильность сборки, для чего измеряют торцовое и радиальное биения полумуфты при вращении вместе с валом. Измерение выполняют двумя индикаторами часового типа, укрепленными на специальных штативах. Вал электродвигателя медленно поворачивают и по отклонению стрелки индикаторов устанавливают величину биения. Место с наибольшим торцовым биением отмечают риской или кернером. Биение допускается в пределах от 0,1 до 0,2 мм в зависимости от частоты вращения вала и диаметра полумуфты.

Одна из основных работ, которые завершают монтаж вращающихся механизмов, поставляемых отдельно от двигателя, — их центрирование, заключающееся в совмещении оси вала механизма с осью вала двигателя. Чем точнее удастся отцентрировать валы, тем более надежно работает механизм.

Механизм, вал которого требуется совместить с валом электродвигателя, помещают на раму, выверяют по уровню его вал и затягивают наглухо анкерные болты. Электродвигатель с помощью подкладок, обструганных с обеих сторон, устанавливают на уровне оси вала механизма. Зазор между полумуфтами должен соответствовать чертежу. Если на чертеже нет указаний о размере зазора между полумуфтами, то его принимают равным 3…5 мм. При измерении зазора между торцами полумуфт оба вала сдвигают навстречу один другому на величину их осевых разбегов.

Электродвигатель перемещают монтажными ломиками или специальными упорами с отжимным болтами. Упоры приваривают к раме механизма. Центрирование обычно проводят в два приема: предварительно и окончательно.

Рис. 4. Предварительное центрирование полумуфт: а — выравнивание по клиновому щупу торцового зазора между полумуфтами, б, в — выравнивание по ребру линейки соответственно верхних и боковых образующих полумуфт; 1, 3 — полумуфты, 2 — клиновой щуп, 4 — линейка

Предварительное центрирование выполняют линейкой и клиновым щупом. Прикладывая линейку ребром на верхнюю и нижнюю стороны полумуфты механизма, выравнивают по ней полумуфту электродвигателя по высоте, изменяя толщину прокладок под лапами электродвигателя. Прикладывая линейку к боковым сторонам полумуфт, выверяют их положение в горизонтальной плоскости. Одновременно с прикладыванием линейки клиновым щупом измеряют торцовые зазоры между полумуфтами в четырех диаметрально расположенных точках. Положение электродвигателя изменяют, устанавливая упоры с отжимными болтами и прикладывая фольгу. Перед каждым перемещением электродвигателя ослабляют болты крепления электродвигателя к фундаментной раме, а перед каждым измерением — снова затягивают их до отказа.

Окончательное центрирование выполняют двумя центровочными скобами, которые располагают на обеих полумуфтах. Регулировочные болты на скобе ставят с зазором 0,6…1 мм между концом болта и поверхностью скобы. Оба вала поворачивают на 360° для того, чтобы убедиться, что регулировочные болты центровочной скобы не задевают за скобу на другой полумуфте. Торцовые Т и радиальные О зазоры измеряют пластинчатым щупом, поворачивая оба вала соответственно на углы 90; 180 и 270°. Полученные результаты измерения зазоров при четырех положениях валов наносят на диаграмму центрирования. Радиальные зазоры О записывают на окружности снаружи, а торцовые Т — внутри.

Разница между размерами зазоров на диаметрально противоположных поверхностях полумуфт не должна превышать следующих величин, мм:

Рис. 5. Приспособление для центрирования: 1 — скобы, 2 — болты для регулирования зазоров, 3 — полумуфты, 4 — хомуты крепления скоб

Рис. 6. Диаграмма центрирования: T — торцовый зазор между скобами, О — радиальный зазор между ско-оами (цифрами показана последовательность измерений)

Если фактические размеры зазоров превышают эти допуски, то центрирование нужно повторить. При этом электродвигатель перемещают в направлении большего зазора. После окончания центрирования один из валов поворачивают до совмещения рисок на полумуфтах. Затем помещают пальцы в отверстия полумуфт, затягивают и зашплинтовывают гайки. При установке пальцев проверяют плотно ли они входят металлической частью в отверстия полумуфты и одинаковый ли зазор между эластичной частью пальца и поверхностью отверстия в другой полумуфте.



Монтаж котлов - Монтаж оборудования сетевых установок и горячего водоснабжения

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Монтаж котлов"