Категория: Реставрация мебели

Мозаичные украшения мебели

Инкрустация и интарсия. Инкрустация — это украшение деревянных предметов вставками из других материалов (кости, перламутра, цветных металлов, камней), которые врезаются в виде пластинок различной формы заподлицо с украшаемой поверхностью. Хотя искусство инкрустации известно с древнейших времен, изделий, декорированных в этой технике, немного. Это редкое и дорогое украшение, требующее при реставрации особо бережного и внимательного отношения.

Интарсия — это инкрустация деревянных изделий пластинками из древесины, отличающимися от основы цветом и текстурой. Техника выполнения интарсии та же, что и при выполнении инкрустации, приемы ее реставрации аналогичны описанным ниже.

У инкрустированных предметов кроме общих повреждений (ослабление конструкции, трещины, заколы, вмятины) могут быть дефекты в виде отставших или утраченных элементов инкрустации, которые необходимо восстановить.

Основные приемы восстановления декора можно продемонстрировать на примере изделий, инкрустированных костью.

Реставрацию подобных изделий начинают с очистки поверхности, удаления элементов, которые слабо держатся в гнездах, дезинфекции и консервации в случае поражения древесины насекомыми. Затем ремонтируют конструкцию (заделывают трещины, выбоины, отщепы), после чего приступают к восстановлению декора.

Выемки на основе очищают от старого клея скальпелем, стараясь не повредить насечку, сделанную на дне крупных выемок. Снятые с изделия вставки очищают от грязи и старого клея;

покоробленные элементы декора размягчают вымачиванием в крепкой уксусной или фосфорной кислоте и выправляют под прессом.

Для восполнения утраченных элементов обычно применяют кость крупного рогатого скота — цевку — в виде полых трубок. Кость должна быть обезжирена путем выварки в течение 2…3 ч в растворе кальцинированной соды (7…12 г соды на 1 л воды).

Для получения тонких пластинок кость зажимают в тисках, оборудованных деревянными губками, и распиливают лучковой пилой с тонким мелкозубым полотном. Лицевую поверхность пластинок выравнивают циклей и шкурками разной зернистости (от крупной к мелкой).

Для получения вставки нужного контура делают патронку. Для этого на место утраты накладывают лист тонкой белой бумаги, на него — копирку и второй лист бумаги. Ребром скальпеля проводят по краям выемки и получают на первом листе бумаги отпечаток контура. Вырезают его так, чтобы черная линия была внутри, и наклеивают на пластинку из кости. Вставку выпиливают лобзиком, используя тонкую пилку для металла, тщательно подгоняют к гнезду, обрабатывая ее кромки и нижнюю пласть надфилями так, чтобы она плотно вошла в гнездо заподлицо с поверхностью. На нижней стороне вставки для лучшего сцепления с древесиной делают насечку в виде косой сетки.

Лицевую поверхность вставок полируют пемзовым порошком, смешанным с водой, и фетром, удаляя мельчайшие царапины, оставленные шкуркой. Так как животная кость под действием света приобретает неприятный желтоватый оттенок, ее отбеливают 30%-ным раствором пергидроля, а для подгонки под цвет старой кости используют чайный отвар. Операцию выполняют на готовых вставках.

Вставки приклеивают столярным клеем. Для заполнения мелких утрат можно применить шпатлевку на основе разбавленной водой (1:1) дисперсии ПВА, в которую добавляют алебастр до получения сметанообразной консистенции. Излишки клея и шпатлевки после высыхания удаляют скальпелем и влажным тампоном.

Украшения из кости нередко гравировали. Восстановление гравировки — сложная и ответственная задача. Если сохранилась аналогичная вставка, рисунок гравировки с нее переводят на кальку и затем на новую деталь. Если аналогичной вставки нет, реставратор выполняет проект рисунка на основе изучения различных иллюстративных материалов (фотографий, рисунков, гравюр и аналогичных по стилю предметов), руководствуясь собственным чутьем и мастерством. При реставрации музейного экспоната проект должен быть утвержден реставрационным советом.

Рисунок гравировки наносят на хорошо отполированную поверхность кости карандашом твердостью Т-2Т. Чтобы рисунок не стерся во время работы, а кость не испачкалась при последующем затирании мастики, на поверхность наносят слой бесцветного лака или восковой мастики.

Рис. 1. Инструменты для гравирования: а — хлепики, б — рифелек, в — циркуль, г — штихели

Для гравировки применяют клепики (рис. 1, а), рифелек (рис. 1, б), циркуль (рис. 1, в), штихели (рис. 1, г). Необходимо подобрать тот инструмент, которым работал старинный мастер.

При гравировке клепик держат, как карандаш, и в зависимости от степени нажима и наклона инструмента получают линии различной толщины. Рифелек и циркуль используют для нанесения параллельных штрихов. Штихели держат всеми пальцами правой руки так, чтобы утолщение ручки упиралось в ладонь. Толщина проводимой линии зависит от величины режущего угла штихеля.

Рис 2. Фрагмент инкрустации костью до (а) и после (б) реставрации

Для выявления гравированного рисунка в него втирают пигменты. Можно для этой цели использовать восковую мастику, составленную из подсохшей масляной краски и воска (1:2), которую втирают тампоном из тонкой ткани. Фрагмент инкрустации костью до и после реставрации показан на рис. 23.

Маркетри. Маркетри — мозаичный набор, выполненный из кусочков шпона. Известно несколько способов изготовления маркетри. В XVII, XVIII вв. вначале на основу изделия наклеивали шпон, служащий фоном мозаики, в который затем по намеченному рисунку врезали вставки из шпона другого цвета или текстуры (техника интарсии). Позже элементы мозаики стали врезать в шпон, служащий фоном, закреплять бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивать на поверхность изделия как облицовку (современная техника).

Если мозаика представляет собой простой геометрический рисунок типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур, то набор можно делать путем склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную один к другому. Такой набор получил название паркетри (от слова паркет).

Способ, обеспечивающий более точную подгонку отдельных элементов рисунка, заключается в том, что из двух наложенных один на другой листов шпона разных цветов одновременно вырезают или выпиливают лобзиком элементы фона и вставок. Вставляя в прорези первого листа вставки из второго, получают одновременно два противоположных по цвету набора.

Изделия с мозаичными наборами обычно отделывались полированием.

Если отделочное покрытие сохранилось и дефекты мозаики (царапины, вмятины, заколы, отслаивание, утраты) незначительны, применяют преимущественно консервационные меры: удаляют загрязнения, укрепляют элементы набора, заделывают замазкой или шпатлевкой мелкие дефекты, восстанавливают незначительные утраты, освежают и при необходимости наращивают или частично восстанавливают покрытие шеллачной политурой.

При значительных разрушениях: порче покрытия, сильном загрязнении, растрескивании, короблении и отслаивании элементов набора, а также в том случае, если при предшествующей реставрации отделка выполнена некачественно, покрытие удаляют, поверхность зачищают и отмывают тампоном, смоченным в этиловом (винном) спирте. Не следует применять для этой цели щелочные составы или аммиак, которые могут изменить цвет элементов мозаики.

Очень сложная и ответственная работа — восстановление композиции мозаичного набора в том случае, когда утраты значительны. Если маркетри выполнялось врезкой элементов в предварительно наклеенный фоновый шпон, на местах утрат на основе заметны следы от ножа, что позволяет восстановить контуры утраченных элементов; остается подобрать древесину по породе, цвету и направлению волокон. Такое же положение возникает, если утраты невелики. Если же они значительны по размерам и мозаика выполнялась методом врезки элементов в шпон с последующим приклеиванием всего набора, то требуется помощь художника-искусствоведа, привлечение аналогов, а если это музейный экспонат — составление проекта реставрации, который должен быть утвержден реставрационным советом. Если восстанавливают орнаментальную композицию, имеющую аналоги на том же изделии, то копируют существующие фрагменты.

Заменять следует не только утраченные или разрушенные элементы мозаики, которые не могут быть использованы, но и те, которые были неудачно заменены при предыдущей реставрации.

Форму вставок, применяемых для заделки локальных дефектов, подбирают так, чтобы вставки были незаметны. При резко выраженной текстуре древесины стыки вставок должны по возможности-совпадать с направлением волокон. В этом случае вставки делают в виде вытянутых вдоль волокон треугольников или полосок (рис. 3), хотя при этом теряется часть старой древесины. При этом чем уже полоска, тем она заметнее. Делать большие вставки целесообразно лишь в том случае, если располагают точно такой же древесиной и мебель не имеет особой ценности.

Рис. 3. Заделка дефектов маркетри

При восполнении утрат мозаики сложного контура сначала делают патронку из бумаги. Патронку наклеивают на шпон, подобранный для вставки, и выпиливают лобзиком. Затем вставки наклеивают на основу бумагой кверху, после высыхания бумагу удаляют.

В старину широко применяли крашение шпона для мозаичных наборов натуральными красителями и протравами, а также обжиг шпона в горячем песке. Реставратор должен использовать те же приемы.

При сквозном крашении шпон погружают в раствор красителя или протравы и выдерживают в нем 3…4 дня. Затем тщательно промывают чистой водой и высушивают под прессом.

Обжиг используют для получения постепенного перехода от темного тона к светлому, что создает впечатление объема. Для этого чистый мелкий песок насыпают в широкий металлический сосуд с невысокими бортами и нагревают на плитке. В песок вертикально погружают подготовленные к наклеиванию элементы мозаики. При обжигании длинного прямого края следят за тем, чтобы поверхность песка была ровной по всей длине детали и песок был равномерно прогрет. Степень потемнения древесины определяют визуально. Важно не передержать деталь, так как в противном случае нижний край обугливается и разрушается. Если после наклеивания элемента предполагается его зачищать или шлифовать, следует учитывать, что тон несколько посветлеет.

Мозаичные наборы часто гравировали. При восполнении утрат гравировку производят только при наличии прямой аналогии.

Маркетри Буля. Маркетри Буля с точки зрения реставрации — наиболее сложный и требующий осторожного подхода способ декорирования мебели.

Знаменитый французский мебельщик Андре Шарль Буль (1642—1732) создавал мозаичные наборы из латуни на фоне панциря черепахи, рога, из латуни на фоне черного или другого дерева. Эта техника, получившая название маркетри Буля или мозаика Буля, заключается в том, что из двух наложенных один на другой листов разных материалов одновременно вырезают или выпиливают лобзиком элементы фона и вставок. Вставляя в прорези первого листа вставки из второго, получают два противоположных по цвету набора.

В мозаике Буля использовали также олово, слоновую кость, перламутр. Панцирь черепахи с обратной стороны, как правило, подкрашивали клеевой краской в красный (реже в черный) цвет и дублировали бумагой, которая компенсировала неровности основы и служила фоном. В качестве основы применяли обычно древесину сосны. Сочетание в одном изделии разных по свойствам материалов при изменении температурно-влажностных условий неизбежно приводило к разрушению мозаики, поэтому мебель, украшенная маркетри Буля, в прошлом часто подвергалась ремонту и реставрации.

Наиболее типичные повреждения таких предметов (кроме растрескивания и коробления основы) — отслаивание облицовки, в первую очередь элементов из металла, которые иногда удерживаются лишь бронзовыми накладками, обрамляющими мозаику. Пластинки из панциря черепахи по свойствам ближе к древесине, чем металл, и обладают лучшим сцеплением с основой, но они подвержены растрескиванию и короблению, расклеиванию в местах стыков при увлажнении. Бумага, наклеенная на обратную сторону пластинок, расслаивается, что приводит к утратам мозаики. Чаще всего мозаика Буля находится в таком плохом состоянии, что требуется полностью переклеивать набор.

Прежде чем приступать к отклеиванию оставшихся частей набора, рисунок переводят на бумагу, чтобы сохранить общую композицию. Вначале снимают пластинки из металла, которые легче отслаиваются, ножом с тонким лезвием. При необходимости клеевую прослойку смачивают 95°-ным спиртом. Затем отклеивают пластинки из панциря черепахи, пропаривая их с помощью влажной тряпки и горячего утюга. Нагревать и увлажнять пластинки из панциря черепахи следует умеренно, чтобы избежать коробления. В некоторых случаях также используют спирт. Чтобы сохранить первоначальную краску на обратной стороне черепаховых пластинок, надо отклеивать их по возможности по слою бумаги.

Иногда можно отклеивать сразу весь набор, например с помощью спирта. Чтобы мозаика не распалась, на ее лицевую сторону предварительно наклеивают плотную бумагу.

В том случае, если элементы из металла деформированы, их выправляют маленьким рихтовочным молотком или зажимают между металлическими пластинками. Покоробленные пластинки из панциря черепахи выправляют путем нагрева над паром с последующим охлаждением под прессом. С обратной стороны элементов мозаики счищают остатки бумаги и старого клея.

Набор собирают, укрепляя вставки клеевой лентой, которую наклеивают с лицевой стороны. Если первоначальная краска на обратной стороне мозаики не сохранилась, ее воспроизводят, затем наклеивают бумагу с изнанки и отнимают бумагу с лицевой стороны.

При восполнении утрат на отклеенном панно делают патронки утраченных элементов. Пластинки из панциря черепахи выпиливают и обрабатывают циклей с двух сторон для получения нужной толщины. Затем пластинки шлифуют сначала грубозернистой, а затем все более мелкозернистыми шкурками так, чтобы поверхность с обеих сторон стала гладкой, почти полированной. Большие фрагменты получают из мелких кусочков путем спайки. Для этого кромки соединяемых пластинок срезают «на ус», накладывают одну на другую и зажимают через бумажные прокладки между двумя нагреваемыми пластинками из меди.

Для получения фрагмента нужной конфигурации пластинку наклеивают столярным клеем на фанеру толщиной 3 мм, с обратной стороны которой приклеивают плотную бумагу или шпон во избежание коробления. Затем на поверхность пластинки наклеивают патронку и лобзиком выпиливают элемент мозаики. Чтобы отделить фанеру от пластинки из панциря черепахи, элемент погружают на несколько минут в горячую воду. Таким же образом получают фрагменты из рога.

Для восполнения фрагментов из металла (красной меди, латуни, олова) берут большие листы, толщина которых должна соответствовать толщине пластинок из панциря черепахи (обычно 0,5…0,6 мм). Предварительно делают отжиг металла. Кальку с рисунком наклеивают на металлический лист, который в свою очередь наклеен на фанеру, и лобзиком выпиливают фрагмент мозаики. Фанеру и кальку затем отделяют.

При установке вставок на место утраченных их кромки, если требуется, подпиливают напильником, чтобы получить точное и плотное соединение. Образовавшиеся зазоры заделывают расплавленным шеллаком, подкрашенным в цвет панциря черепахи.

При изготовлении вновь маркетри Буля (по имеющемуся аналогу) пластинку из панциря черепахи наклеивают на лист фанеры толщиной 3 мм, на него — лист латуни, который покрывают калькой с рисунком мозаики. После выпиливания пластинки разъединяют и составляют узор мозаики, наклеивая элементы лицевой стороной на бумагу, на которой воспроизведен рисунок. Зазоры, образованные пропилом, заполняют мастикой, подкрашенной под цвет панциря черепахи. Обратную сторону металлических пластинок шлифуют грубозернистой шлифовальной шкуркой или царапают штихелем для получения шероховатой поверхности (что обеспечивает лучшее сцепление металла с основой). При необходимости панцирь черепахи окрашивают слегка разбавленной краской (гуашью), нанося ее кистью на все панно.

Прочное приклеивание набора к основе достигается лишь при равномерной толщине облицовки, которую получают выравниванием мозаики. Для этого на обратную сторону набора наклеивают плотную бумагу того же цвета, что и краска. Клей также слегка подкрашивают в тот же цвет. Набор лицевой стороной (через бумажную прокладку) кладут на гладкий металлический лист (из алюминия или цинка) или на доску из твердой древесины, накрывают мягким картоном, вторым металлическим листом и помещают под пресс. При сдавливании лицевая сторона выравнивается и становится плоской, неровности с обратной стороны вдавливаются в картон. При снятии картона на бумаге виден рельеф поверхности, который выравнивают шлифовальной шкуркой. При этом, как правило, выступающими являются элементы из латуни, с которых бумага сошлифовывается, оставаясь на элементах из панциря черепахи. В результате поверхность становится хорошо выровненной и плоской.

Для наклеивания маркетри Буля на основу некоторые реставраторы применяют синтетические клеи на основе эпоксидной смолы, полагая, что это обеспечит долговечность декора. Однако эта мера радикальная, нарушающая принцип обратимости реставрационных действий, и к ней нужно относиться осторожно. Менее опасно использование дисперсии ПВА, которую наносят кистью на основу и обратную сторону набора, пакет помещают под пресс и выдерживают 24 ч.

Перед окончательной отделкой мозаики с поверхности набора удаляют бумагу, после чего приступают к восстановлению гравировки, если она была и имеется аналог рисунка. Выгравированный рисунок заполняют мастикой из клея, подкрашенного в черный цвет сажей с добавлением гуаши. Мастику наносят шпателем и после высыхания выравнивают. Можно использовать также подкрашенный воск или тушь, смешанную с шеллачным лаком.

Наклеенный набор выдерживают несколько дней, прежде чем приступить к шлифованию и полированию. Шлифование производят шлифовальными шкурками, постепенно переходя от грубозернистых к мелкозернистым, и заканчивают влажным шлифованием водостойкими шкурками зернистостью М40, М20. Полируют сначала порошком трепела, потом древесного угля с использованием тампона, смоченного в масле, и, наконец, полировочной пастой, нанесенной на тампон. В заключение очищенную от масла поверхность покрывают тонким слоем шеллачного лака, чтобы предотвратить окисление латуни.



Реставрация мебели - Мозаичные украшения мебели

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Реставрация мебели"