Категория: Реставрация мебели

Непрозрачная отделка

Основными видами непрозрачной отделки древесины в прошлом были золочение и окрашивание масляными или клеевыми красками. Причем окрашенные изделия часто имели золоченые детали.

Золочение. Этот вид отделки известен с древнейших времен. Особенно широко его применяли для украшения интерьеров, мебели, инвентаря в XVII—XVIII вв. и первой половине XIX в. В мебели стилей барокко, рококо и ампир позолота — один из основных способов отделки. Она придает поверхности древесины не только высокую стойкость, но и разнообразие декоративных эффектов при сочетании позолоты различных оттенков: от красноватого до зеленоватого, от блестящего до матового.

При золочении кроме общих для всех видов отделки материалов, таких, как клеи, лаки, шлифовальные материалы, применяют и специальные: фольгу, левкас, полимент и некоторые лаки.

Фольгой называют тончайшие листочки металлов, которые получают проковкой металлических пластинок с прокладками из пергамента и других материалов до тех пор, пока масса каждого листочка не станет равной эталонному, для золота — около 1 г/м . При этом толщина фольги доходит до одной стотысячной доли миллиметра.

Обычно для отделки применяют сусальное золото, или двойник, где лицевая сторона (сусало) из золота, оборотная — из серебра или меди. Его получают совместной проковкой пластинок двух металлов. Выпускают сусальное золото в виде книжечек размером 120×70 или 91,5×91,5 мм. В книжечке может быть 10,30 или 60 переложенных папиросной бумагой листочков.

Взамен золотой фольги иногда применяют ее имитацию — поталь (шумиху)—сплав меди и цинка (4:1), которая также поступает в продажу в виде книжечек по 100 листочков размером 110×110 или 150×150 мм. Поталь окисляется кислородом воздуха, поэтому при применении ее необходимо защищать слоем лака.

Другой заменитель золотой фольги — муссивное золото, представляющее собой двусернистое олово в виде порошка, который при смеси с лаком образует эмаль. Покрытие из эмали обладает высокой прочностью, почти не окисляется и хорошо имитирует позолоту.

Левкас — тонкодисперсная пластичная масса, состоящая из смеси клея с мелом или каолином и образующая при высыхании твердый и гладкий грунтовочный слой под золотое покрытие. Существует несколько способов приготовления левкаса. Один из них заключается в следующем.

В 20%-ный раствор плиточного столярного или 16%-ный раствор мездрового клея, нагретого на водяной бане до температуры 50…60 °С, через мелкое сито постепенно вводят порошок осажденного и затем высушенного мела в количестве около 1,5 кг на 1 л клеевого раствора. После тщательного перемешивания получают однородную белую массу, свободно стекающую с кисти в виде длинных нитей. Состав используют подогретым.

Для повышения твердости грунта в состав левкаса иногда добавляют мраморную пудру или тонкомолотый шпат, а для предохранения его от порчи — раствор антисептика, который вводят при приготовлении клеевого раствора.

В зависимости от связующего состава для закрепления фольги золочение может быть клеевое (при применении клея или полимента) или масляное (при применении масляного лака). При клеевом золочении можно получить покрытие с разной степенью блеска — от зеркального до полуматового, с различными оттенками цвета; оно очень эффектно. При масляном золочении покрытие обладает большой прочностью и водостойкостью, но оно темнее и однообразно по цвету и блеску. Первое применяют для внутренних, второе — для наружных работ.

Полимент — связующий состав в виде пасты, полученный смешиванием осажденного болюса (можно жирной глины) с пчелиным воском, салом, мылом и другими компонентами, обладающими хорошей адгезией к фольге.

При масляном золочении чаще всего применяют так называемый гульфарбенный лак, представляющий собой смесь масляного лака с натуральной сгущенной олифой в соотношении 2:1. Для ускорения высыхания в лак вводят до 15% сиккатива. Разбавляют его до рабочей вязкости скипидаром или уайт-спиритом.

Золочение выполняют специальным набором инструментов. Золотарную подушку (рис. 28, а) размером 20×15 см для разрезания листочков золота на части делают из конского волоса или морской травы, обтянутых кожей по двум слоям фланели замшевой стороной вверх. Подушку закрепляют на устойчивом основании. С двух или трех сторон прикрепляют бортики-ширмочки для предохранения фольги от сдувания.

Золотарные ножи (рис. 28, 6) с двусторонним лезвием бывают разной конфигурации и служат для разрезания листочков золота и переноса их из книжки на подушку. Их изготовляют из гибкой упругой стали.

Кистями различной формы и размеров (рис. 28, в, г) наносят левкас, полимент, лаки и листочки золота. Стальные крючки (рис. 28, д) применяют для расчистки и рассечки резьбы после левкашения.

Кратко технологию золочения можно представить следующим образом. Подготовленную под позолоту поверхность древесины проклеивают горячим раствором столярного (мездрового) клея. При этом широкие поверхности, крупную резьбу и места сопряжений отдельных частей конструкции обтягивают смоченной в горячем растворе клея и отжатой редкой льняной тканью — серпянкой. Затем наносят левкас в несколько слоев, просушивая и шлифуя каждый слой. При левкашении резьбы производят рассечку рельефа, чтобы сохранить его четкость. Затем левкас тщательно шлифуют и лощат, доводя его поверхность до высокой гладкости.

Рис. 1. Инструменты позолотчика: а — подушка, б — золотарные ножи, в — кисти-лапки, г — круглые кисти, д — крючок для рассечки левкаса, е — полировальные зубки

При клеевом золочении без полимента на слой левкаса наносят подогретый мездровый или осетровый клей и на отлип клея — золотую фольгу кистью-лапкой. Золото прижимают кисточкой или ватным тампоном. При этом способе поверхность получается матовой.

При клеевом золочении с полиментом наносят несколько слоев полимента, просушивают его и лощат суконкой. Наносят на полимент 25%-ный раствор спирта, который растворяет его, и на отлип производят позолоту. Затем полируют поверхность зубком (рис. 1, е) из твердого камня (агата, сапфира). Поверхность получается блестящей.

При масляном золочении по левкасу наносят несколько слоев масляной краски (золотистой охры) и после просушки и шлифования — масляный гульфарбенный лак. На отлип лакового покрытия накладывают кусочки фольги. Поверхность получается матовой и сохраняет цвет фольги.

Позолота на резьбе особенно эффектна, когда блестящие полированные участки перемежаются с матовыми. Поэтому при отделке изделий с резьбой (мебели, багета, рам для картин и зеркал) обычно делали выпуклости полированными, а впадины — матовыми.

При использовании вместо сусального золота потали, а также серебра наносят верхнее покрытие 15…20%-ным раствором желатина или спиртовым лаком, предотвращающим окисление металла.

Повреждения позолоченной поверхности представляют собой загрязнения, потертости и царапины на позолоте, разрушения левкасного слоя (трещины, отслаивания, утраты) и, наконец, разрушения деревянной основы в виде трещин, сколов, утрат фрагментов позолоченной резьбы.

При реставрации ценной музейной мебели стертую позолоту часто не возобновляют, а ограничиваются только промывкой и закреплением уцелевших частей. В некоторых случаях выполняют частичную позолоту, если поврежденная поверхность не очень значительна, и тонируют ее под старое золото.

Бытовые загрязнения удаляют очень осторожно мягкой кистью или ватным тампоном, используя раствор клея, применяемого при золочении (мездрового, рыбьего), или раствор детского мыла. Не допускается обильно смачивать позолоту, так как это может привести к ее отслаиванию.

При сильных загрязнениях, а также при наличии на поверхности позолоты покрытия из лака, масляной или бронзовой краски расчистку производят специальными составами или растворителями (раствором нашатырного спирта, смесью ацетона и спирта).

При восполнении утрат позолоты производят все операции, применяемые при том или другом виде золочения. При этом не трогают левкас, если он в хорошем состоянии.

Если поврежден левкас (имеются трещины, отслаивания), его укрепляют. Традиционный способ укрепления левкаса — приклеивание его столярным, мездровым или рыбьим клеем, который вводят под отслаивающиеся чешуйки или наносят на поверхность за 2 раза. Затем реставрационным утюжком приглаживают и просушивают левкас. В клей обычно вводят раствор антисептика (формалина). Излишки клея удаляют ватным тампоном. Этот способ дает удовлетворительные результаты при укреплении левкаса на плоских поверхностях, но вызывает большие затруднения при работе со сложнопрофилированными поверхностями. Для этой цели в последнее время разработаны новые составы, в частности дисперсия винилацетата с этиленом. Она хорошо проникает вглубь, пропитывает грунт и приклеивает его к дереву. Материал безвреден, полностью обратим, после него можно употреблять любые традиционные материалы.

При растрескивании древесины небольшие трещины заделывают шпатлевкой из воскоканифольной мастики и древесной муки, значительные трещины — клинообразными вставками из соответствующей породы древесины, которые вклеивают на рыбьем клею, а затем заделывают шпатлевкой. Места заделок тонируют.

Утраченные резные детали воспроизводят по соответствующим или симметричным уцелевшим деталям предмета. При их отсутствии прибегают к чертежам, рисункам, фотографиям, другим аналогичным изделиям. Если реставрируют уникальную музейную мебель, рекомендуется не прибегать ни к левкасу, ни к позолоте, а, восстановив резьбу, подкрасить ее в тон позолоты (например, охрой).

Этот способ объединяет зрительно старые и новые части, позволяя увидеть целостность замысла предмета и в то же время гарантирует от обманчивого восприятия неповрежденное™ вещи.

Окрашивание. Для восполнения-утрат в виде потертостей или отслаивания слоя краски используют живописные краски — темперные или масляные. Полусухую темперу некоторые реставраторы разбавляют смесью яичного желтка со столовым уксусом. Кистью закрашивают пробелы, как при живописных работах, подобрав соответствующий колер.

При невозможности укрепить разрушенный левкас его счищают, поверхность тщательно шлифуют, обезжиривают и производят левкашение заново. После шлифования высохшего левкаса при необходимости делают расчистку рельефа. Затем наносят два слоя краски с промежуточной сушкой и шлифованием. Покрытие клеевой краской закрепляют 1…2 слоями светлого спиртового лака, который придает поверхности блеск. Если надо получить

матовую поверхность, на слой краски наносят состав для матирования позолоты или восковую мастику.

Покрытие масляной краской закрепляют светлым масляным лаком, в который введен скипидар (для получения матовой поверхности), или совсем не закрепляют.

При комбинированной отделке краской и позолотой левкас наносят равномерно на всю поверхность предмета. Начинают с золочения, потом красят клеевыми или масляными красками в соответствии с первоначальной отделкой.

При окрашивании без левкаса поверхность древесины грунтуют натуральной олифой или клеевым раствором, затем выравнивают шпатлевкой и окрашивают клеевой или масляной краской.

Реставрацию красочных покрытий на мебели, так же как и роспись по дереву, выполняют реставраторы-живописцы. Техника укрепления авторского красочного слоя, тонировок аналогична технике, применяемой при реставрации темперной и масляной живописи на досках.

При ремонте непрозрачных отделочных покрытий на современной мебели, сформированных, как правило, нитрошпатлевками и нитроэмалями, на дефектный участок кистью или валиком наносят смывку СМ-1, СМ-2 на 10… 15 мин., размягченное покрытие снимают металлическим шпателем, поверхность промывают растворителем № 646 с помощью жесткой волосяной щетки. На очищенный участок наносят нитрошпатлевку, которую после сушки в течение 1,5…2 ч шлифуют шкуркой № 6…8. Затем методом распыления или кистью наносят два слоя нитроэмали с промежуточной сушкой в течение 1 ч при температуре 18…23 °С и легким шлифованием. Таким же образом полностью возобновляют нитроэмалевое покрытие.



Реставрация мебели - Непрозрачная отделка

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Реставрация мебели"