Категория: Архитектура и ландшафт

Объемно-пространственной структуры визуальных единиц ландшафта

Типические особенности всех визуальных пространственных единиц ландшафта (ВПЕЛ) типа «емкостей» определяют сущность условий, выполнение которых приводит к установлению необходимых связей. Эти условия относятся к разряду важнейших. Они определяют сохранение и развитие существенных качеств природного ландшафта, формируют связи с ним.

Первое условие — сохранение природных «емкостей» как таковых, т. е. допустимое сокращение их размеров, а также сохранение высоты «невидимого потолка». Существующие критические пределы насыщения природных «емкостей» устанавливаются таким количеством архитектурных объемов,

увеличение которого приводит к значительному изменению размеров и конфигурации пространства. Это наиболее ярко выявляется при строительстве объектов для лечения и отдыха в зонах особо ценных природных ландшафтов. Нередко при нахождении оптимальных размеров таких объектов и комплексов этот фактор не учитывается.

Их габариты, как правило, определяются лишь двумя критериями:
1) функциональной и экономической эффективностью;
2) порогами допустимого нарушения эколого-биологичвских условий участка. Безусловно, эти критерии существенны, но только с их помощью невозможно установить необходимые размеры сооружений.

Для 70 — 80-х годов характерно стремление к строительству крупных курортно-оздоровительных комплексов. Многие из них могут обслуживать одновременно несколько тысяч человек. Такие комплексы экономичнее в строительстве, здесь можно централизовать медицинское и культурно-бытовое обслуживание. (Например, ансамбли пансионатов на мысе Пицунда и в Адлере, круглогодичные пионерские лагеря в Анапе и Евпатории).

Однако уже сейчас существует обоснованное беспокойство специалистов по поводу того, что размеры (а соответственно и вместимость) крупных санаторно-курортных комплексов не могут превышать определенных санитарно-гигиенических норм, учитывающих особенности климата, характер и возможности курортных ресурсов. С учетом таких нормативов предлагается уточнить и само понятие «крупные санаторно-курортные комплексы» с тем, чтобы не нанести непоправимого ущерба природным лечебным ресурсам. В связи с этим необходимо не только централизовать оздоровительные объекты, но и вести целесообразное их рассредоточение с невысокой плотностью застройки.

Границей, лимитирующей заполнение «емкости» визуальной единицы ландшафта по вертикали, служит плоскость «невидимого потолка». «Прорыв» потолка архитектурными формами не должен быть случайным. Его возможные последствия необходимо оценить на стадии проектирования, чтобы влиять на выбор и разработку основного варианта застройки.

«Прорыв» архитектурными формами «невидимого потолка» визуальной единицы ландшафта вдоль границ на значительных по своей длине участках может привести к двум нежелательным явлениям:
а) развитию природной «емкости» по вертикали — новые, более высокие зрительные барьеры изменяют соотношение высоты «емкости» и ее ширины или длины;
б) объединению нескольких емкостей, ибо новые архитектурные формы становятся геометрическим местом точек, связанных как с данной пространственной ячейкой ландшафта, так и с соседней или соседними. Новые архитектурные формы могут дать возможность обозревать пространственную единицу ландшафта более высокого иерархического уровня, состоящую из нескольких первичных.

«Прорыв» архитектурными формами «невидимого потолка» на значительном участке в поле самой природной емкости также может привести к отрицательным последствиям:
а) дроблению природной ячейки на части;
б) объединению их с соседними пространственными единицами ландшафта, так как архитектурные формы становятся новой системой видовых точек, связанных с пространствами, лежащими за пределами зрительных барьеров исходной ячейки.

Объединять неповторимые по своему характеру ячейки нецелесообразно — это может нанести ущерб эстетической системе природного ландшафта, которая должна обладать разнообразием. Проблему выхода за пределы «емкости» той или иной визуальной пространственной единицы ландшафта важно решать и на стадиях планировочного проектирования, когда обсуждается вопрос о месте расположения объекта.

Второе условие — сохранение масштаба визуальной пространственной единицы ландшафта (схема 9). Архитектура, включенная в любую ВПЕЛ типа «емкостей», не должна деформировать существующих соотношений размеров объемов и пространств. На уровне объемно-пространственной структуры ВПЕЛ это условие выполняется прежде всего установлением соразмерности построек как с высотой природных барьеров, так и с отношениями этой высоты к продольному и поперечному размерам ландшафтной-ячейки. Таким образом, речь идет о сохранении прежде всего общего масштаба.

Соотношение высоты зданий и высоты зрительных барьеров должно иметь определенные ограничения. Размеры зданий по вертикали могут увеличиваться лишь до целесообразных пределов. Архитектура должна быть сомасштабна человеку. Подобные ограничения особенно существенны для зданий, соотносящихся с крупными формами рельефа. В тех случаях, когда рельеф по своим размерам незначителен, сооружения не должны искажать его истинный природный масштаб.

Особо важное значение приобретает установление правильных вертикальных пропорций между зданиями и зелеными насаждениями. Можно выделить три типа таких соотношений (схема 9 — 6, бь б2). Малоэтажная застройка не нарушает масштаб лесных массивов и не изменяет их силуэт. Здания средней этажности (4 — 5 этажей) также не влияют на масштаб зеленых форм, но могут наряду с ними участвовать в формировании общего силуэта. Высокие здания (9 этажей и более) могут деформировать размерность природной скульптуры. С дальних видовых точек высотные объемы и размещенные около них растительные массивы воспринимаются как не гармонирующие друг с другом. Растения выступают в качестве «бахромы» у подножия зданий. Однако «выход» зданий из зеленой среды способен резко изменить ее размерную и объемно-пространственную характеристики.

Высотность зданий, сооружаемых в природной среде,— проблема не только эстетическая. Рационализация технологии призывает к стандартизации или сходству частей, которые, быстро срастаясь, становятся чем-то грандиозным. Техника, как справедливо отмечает исследователь западной архитектуры Манфред Лембрук, ставшая «мадонной» новой эпохи, привела к изменению значений и смешению масштабов «сверхчеловеческого», «нечеловеческого» или даже «бесчеловечного». Между требованиями техники, технологии и экономики, способствующими укрупнению размеров строений, и необходимостью сохранения эстетических качеств ландшафта существуют определенные противоречия. Но в тех случаях, когда речь идет о застройке рекреационных зон или сельских населенных мест, сохранение природной среды и ее эстетических достоинств может компенсировать некоторое удорожание строительства. Проблема высотности комплексная и противоречивая. Способ ее решения не может быть найден полным исключением одного из требований. В каждом отдельном случае необходимо находить приемлемый компромисс.

«Выход» зданий за пределы зеленой среды по вертикали каждый раз необходимо оценивать с точки зрения того воздействия, которое может оказать здание на окружение. Высотный объем иногда может быть знаком, ориентиром. Но и в этой своей функции он должен соответствовать структуре ландшафта.

«Реакция» зданий на соотношение Н : Д пространственных ячеек (Н — высота зрительных барьеров, Д — дистанция максимального удаления от них) представляется наиболее сложной. На пространствах, производящих впечатление замкнутых по вертикали, камерных, уютных, здания должны подчиниться существующим отношениям Н : Д. А это значит, что при изменении Д в результате сокращения размеров пространства, сократится и максимально возможная высота тех зданий, которые выполняют функции архитектурных барьеров.

Пространства, теряющие ощущение замкнутости по вертикали и трехмерности, не могут служить основой для установления высоты зданий. Высотные размеры нередко определяются в таких случаях необходимостью создания среды, масштабной человеку.

Понимание масштабной согласованности или «соразмерности» окружающей среды человеку в значительной мере расширено работами Л. Кирилловой. Ее предложения опираются на закономерности восприятия формы, связанные с биопсихическими свойствами человека. По Кирилловой «зрительное и кине-стезическое восприятие человека — объективный „ограничитель” и регулятор размеров, форм и характера создаваемой архитек-турко-пространственной среды». Она использует эти закономерности в оценке урбанизированной пространственной среды города, которая представляет комбинацию пространственных ячеек, различных структурных уровней (площадь, улица, микрорайон, двор), обладающих выраженным интерьер-ным характером. Кириллова считает, что такая среда обладает несколькими масштабами, наложенными друг на друга, и их согласованность может быть основана на шкале масштабных отношений.

Если пространство теряет границы, обозначающие его ширину и «соразмерность» человеку, огромное значение приобретает включение в пространство структуры деревьев. Их высота становится лимитом того «невидимого потолка», который делает пространство сомас-штабным человеку. «Сомас-штабность» человеку — одно из важнейших качеств, определяющих комфортность пространственной среды. Од-нако на соразмерность среды оказывает воздействие че только психофизиологическое, но и эстетическое ее восприятие, это в полной мере подтверждается опытом садово-паркового искусства. Так, японские сады обычно выполнены в масштабе меньшем, чем естественные, жизненные масштабы, и этот эффект создает особый психологический комфорт. Создатели же европейских садов стремились расширить пространство, оно должно было казаться больше, чем есть на самом деле. Для этого, в частности, использовалась фальшивая перспектива. Основная задача сегодня — сохранить в каждой ячейке ландшафта масштаб, присущий именно ей.

Третье условие — сохранение замкнутости визуальной единицы ландшафта — может быть выполнено при таком расположении объемов, при котором сохраняется сетка существующих зрительных связей между точками визуальной единицы ландшафта и элементами соседних ячеек ландшафта. Минимальное нарушение такой сетки, как правило, происходит при следующих условиях: ограничении количества и размеров объемов, вводимых в пространство; расположении объемов вдоль зрительных барьеров визуальной единицы ландшафта или в ее поле в качестве компактных и далеко отстоящих друг от друга островков.

Четвертое условие — сохранение конфигурации зрительных барьеров. Они требуют особенно бережного к себе отношения, ибо определяют рисунок пространства. Сохранить и развить пространство можно путем дополнения барьеров, повторения их конфигурации, создания их архитектурной оправы.

Пятое условие — сохранение зрительных фокусов ВПЕЛ. Как уже отмечалось, такими фокусами могут быть некоторые точки в пространстве или объемные формы, обладающие особым интересом, связанным как с их действительными, так и с ассоциативными качествами. Если фокусная точка, представленная пространством, группой деревьев или камней, озером, может стать композиционным акцентом, то его природное и архитектурное окружение должно проектироваться таким образом, чтобы вести взгляд в требуемых направлениях. Как считает Б. Кольвин, «окружение проектируется для того, чтобы вести глаз к такому акценту от избранных точек зрения и чтобы привлечь внимание к тому, что обладает потенциальным интересом».

Вместе с тем при отсутствии сильных природных фокусов ключевым объектом может стать здание. Как правило, здание, подходы и подъезды к нему представляют совокупность точек для наблюдения и восприятия окружения. Постройку можно расположить так, что система сопровождающих ее видовых точек откроет человеку наиболее ценные свойства места. Следовательно, внедряясь в ландшафт, зодчий предопределяет способ его восприятия человеком.

Положительным примером архитектурной композиции, ориентированной на сохранение и развитие главных характеристик полузамкнутой «емкости» природного ландшафта, может служить конкурсный проект санаторного комплекса в бухте «Голубой залив», выполненный коллективом ЦНИИЭП курортно-гуристских зданий и комплексов под руководством народного архитектора СССР, доктора архитектуры А. Полянского. Основная композиционная идея проекта связана с сохранением «емкости», ее масштаба и конфигурации зрительных барьеров. Для этого срединная зона долины трактуется как общекурортный парк с размещением в нем низких общественных зданий. На западной границе «емкости» располагаются здания санаториев и пансионатов, на восточной — у подножия горы Кошка — здания гостиниц. В результате архитектурные формы выступают в роли «оправы» природного пространства.



Архитектура и ландшафт - Объемно-пространственной структуры визуальных единиц ландшафта

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Архитектура и ландшафт"