Оборудование для дуговой электросварки
Дуговую электросварку можно выполнять как с помощью переменного, так и постоянного тока. Сварка на переменном токе наиболее распространена. В этом случае сварочный агрегат включает также трансформатор и дроссель (регулятор), регулирующий напряжение и силу тока в сварочном трансформаторе.
Трансформатор необходим для снижения напряжения электротока до величины, требующейся для зажигания и горения электрической дуги; с помощью дросселя обеспечивается устойчивое горение дуги.
Выпускаемые промышленностью сварочные трансформаторы (рис. 2) по конструкции делятся на два типа:
а) трансформаторы типа СТН (рис. 2, а), в которых дроссель и трансформатор объединены;
б) трансформаторы типа ТС (рис. 2, б), у которых величину сварочного тока регулируют сдвиганием или раздвиганием передвижных катушек.
Первичную обмотку присоединяют к электрической сети, а ток, возникающий во вторичной обмотке, питает сварочную дугу, протекая по проводам между электродом и свариваемой деталью.
Трансформаторы типов ТДП, СТШ и ТД предназначены для питания дуги при ручной дуговой сварке, а типа ТСД — для питания дуги при использовании сварочного автомата, хотя могут быть использованы при ручной сварке. Трансформаторами типа ТСД (рис. 3) можно управлять дистанционно со специального пульта.
Для сварки с помощью постоянного тока выпускают специальные агрегаты, состоящие из электродвигателя или двигателя внутреннего сгорания, генератора, вырабатывающего ток, и регулировочных устройств.
Агрегаты большинства типов по своей мощности рассчитаны на обслуживание одного сварочного поста, они называются однопостовы- ми. Выпускают также и многопостовые агрегаты (на 2—4 поста), применяемые в основном в условиях заводского цеха.
Агрегаты с двигателями внутреннего сгорания типов АСБ, АСД и ПАС обычно применяют при отсутствии источников переменного тока.
На рис. 4 изображен передвижной сварочный агрегат АСД-300, состоящий из генератора постоянного тока и двигателя внутреннего сгорания, смонтированных на одной металлической раме. В агрегатах такого тийа вал двигателя внутреннего сгорания соединен эластичной муфтой с валом якоря электросварочного генератора. Силу тока регулируют реостатом.
Стенки корпуса агрегата смонтированы из съемных щитков (на рисунке щитки не показаны).
Все перечисленные агрегаты перевозят на автомашинах или тракторных прицепах. Агрегаты эксплуатируют в построечных условиях под открытым небом.
Агрегаты типов ПС и ПСО состоят из электродвигателя трехфазного тока и однопостового электросварочного генератора, встроенных в общий корпус. На рис. 5 изображен общий вид сварочного агрегата ПС-500. Такие агрегаты называют также сварочными преобразователями, поскольку в них происходит преобразование переменного тока в постоянный.
На одном валу с электродвигателем вращается якорь (его также называют ротор) генератора и коллектор. Витки обмотки якоря вращаются в магнитном поле, создаваемом неподвижным магнитом, укрепленным в корпусе. Токосъемники снимают с пластинок коллектора возникающий постоянный ток. К пластинам присоединены концы обмотки якоря. К электрододержателю ток подводится по проводам, подключаемым к клеммам, Силу тока регулируют маховичком.
Требуемая фактическая величина напряжения при дуговой сварке колеблется обычно в пределах от 30 до 45 в. Учитывая неизбежные потери и падение напряжения при холостом ходе, надо использовать более высокое напряжение (60—65 в).
В стационарных условиях при наличии нескольких рабочих мест трансформаторы размещают в специальных киосках (шкафах).
Сварочный кабель, подводящий ток к электрододержателю, состоит из гибкого многопроволочного провода (ПРГ или ПРГД), заключенного в резиновую изоляцию. Хорошая изоляция обеспечивает бесперебойность питания током, устраняет возможность коротких замыканий на арматурные стержни и удовлетворяет .требованиям правил техники безопасности.
Арматурные работы - Оборудование для дуговой электросварки