Категория: Дизайн и интерьер загороднего дома

Общие принципы дизайна интерьера загороднего дома

Обустраивая и украшая загородный дом, мы создаем в воображении его будущий образ. Ведь дом -не временное пристанище на одно лето. Его строят и «лелеют», как семейное гнездо. Дух, мир и образы дома связаны с внутренним миром и душой людей в нем живших и живущих. Его образы, одухотворяющие память, рождаются и живут от событий с ним связанных, в нем происходивших и от вещей, предметов, пространства, среди которого происходила и сейчас течет жизнь...

Созданный и украшенный своими замыслами, мечтами, своей любовью, своими руками, загородный дом передается по наследству, от предков к потомкам, поэтому и обустройство и украшение его Фасадов и его интерьеров должно быть продуманным, хорошим по вкусу, как можно менее ультрамодным, но как можно более традиционным.

Чтобы потомки ценили плоды рук своих предков и любовались ими, а не переделывали беспощадно на все более новый и новый вкус – дизайн, оформлеине дома не должны быть сверхсовременными и радикально модными.

Атмосфера дома воспитывает детей – будущих владельцев дома, их вкус и отношение к жизни. Поэтому, задумывая образ дома, следует выбра наиболее спокойное, близкое к традиционном «классическому» представление о русском загоро ном доме или даче. Прочность, красота и ясность создавали поэтическую атмосферу спокойного бытового уклада жизни среди природы, жизни, связанной с ритмами самой природы.

Украшения для этого дома – росписи, мозаики, витражи, вышивки, мебель, предметы интерьера, лампы, вазы, как и сами стены, – все должно остаться на очень долгое время... И если, например, н дети будут помогать нам выкладывать мозаичны узор из речных камушков на цементной дорожи сада или возле ступеньки крыльца, то быть може внуки их будут передавать устную семейную легенду о том, что: «Этот узор сделал своими руками ещ наш дедушка, когда ему было семь лет...», или о том, что: «Эту вышивку на ширме и на абажуре лампы в прихожей вышивала наша бабушка, и этот орнамент из кусочков керамики на столе в кухне она сама придумала и помогла приклеивать своим родителям, когда еще училась в школе...»

Законы дизайна – законы конструирования, планировки украшения жилища, связаны с одной стороны – со стилем жизни людей, обитающих в нем, с их мироощущением, культурой, поведением, отношением друг к другу; с другой стороны – законы дизайна связаны с естественными законами природы и гармоничного человеческого быта среди этого природного окружения.

Поэтому создавать и украшать дом лучше всего, сохраняя чувство меры, гармонии, которая разлита в природе. Это лучший ориентир для соблюдения хорошего вкуса.

В наше время отсутствия «больших стилей», резкие «авангардные» конструктивные или декоративные решения интерьера, с интересом восприни-маясь в короткий срок «людного сезона», вскоре становятся все менее душевными и все более холодными. Между тем, вкус к традиционному, к проверенной временем эстетике культивирования устоявшихся черт русского загородного быта – живого, естественного, спокойного и одухотворенного бытия среди природы, с воспитанным этим укладом простым и тонким пониманием красоты – будет хорош и ценим всегда.

Интерьер загородного дома и природа, среди которой его обитатели живут, находятся во взаимопроникновении и взаимосвязи. Эта связь, вернее -эти связи – дома и природы, необходимо понимать, чувствовать и заботиться о них.

Без них загородный дом теряет свое главное назначение и превращается просто в лишние квадратные метры жилой площади, прилагаемые к городской квартире.

Связи между интерьерами, всей внутренностью дома и природой нашей средней полосы задаются, в первую очередь, конечно же архитектурой дома, его расположением, ориентацией фасадов, продуманностью конструкции и планировки.

Некоторые конструктивные элементы дома, некоторые его части Хкрыльцо, терассы, лестницы, Веранды, навесы, пристройки, балконы, лоджии и т. д.) должны сами выходить на природу – из дома вне. Вместе с тем и природу нужно «впустить» в дом, дать ей свободно окружать своим цветением наше жилье, манить своей красотой через стекла, заглядывать через открытые террасы в гостиную, отражаясь в зеркалах комнат, щекотать крышу и окна ветками берез и вязов, смотреть в окна кабинета белыми цветами черемухи и оранжевыми лицами подсолнухов, вливаться в спальню и детскую дождем солнца, просеянного через щели в ставнях или полосатые жалюзи, ронять яблоки сада на ступени крыльца, засыпать сиренью дощатый пол веранды.. . Впустить природу в дом, это значит и – наполнить его деревянной мебелью и деревянными предметами домашнего обихода, украсить его цветами – в вазах, банках, горшках, – от незабудки в рюмке с водой на письменном столе – до стеклянного трехлитрового кувшина с купавками на скатерти в столовой и до кудрявых березовых веток, засохших с Троицы у икон в углу.

И простые сухие букеты не всегда лишь собирают пыль, но и украшают дом. Зимой своим видом и всегда – своим умением вызывать воспоминания...

Листы гербария могут жить не только в альбомах, среди книг, они красиво и с удовольствием приживутся на стенах – под стеклами. Природа в доме – это и фрукты и овощи в корзинах, на кухне, в плетеных подносах на столе – яблоки, груши, сливы. Это живые и засушенные тыквы, початки кукурузы, связки которой, как и связки лука красиво сияют рядами на кухне круглый год... Это орехи и желуди под зеркалом в прихожей – трофеи лесных прогулок. Это корзины и туеса, и деревянная посуда, и старый мох на подоконнике, в горшках с цветами, это и коллекция насекомых, подстерегающих нас в своих стеклянных ящиках за разными углами комнат. Это и доносящийся с веранды запах разожженного настоящего самовара и кипяток в нем из чистой родниковой воды, земляничное варенье, связка удочек в удобном углу на террасе, чехол с ружьем на ковре в кабинете и теплое место для любимой легавой собаки возле письменного стола.
Хорошим и простым украшением являются орнаментальные полосы, нанесенные на стены (бордюры, фризы). Тонкие полосы, содержащие в себе повторяющийся узор, изображение, могут украсить любое помещение, интерьер. Однако, в зависимости от его назначения, расположение и характер орнаментальных полос должен быть разным. На деревянных стенах гостиной или столовой неприемлем, например, орнамент, проходящий по стенам на уровне середины высоты помещения, или орнамент, наклеенный в виде бумажной полосы. Но подойдет фриз из цветных керамических плиток и мозаичных вставок, пущенный под потолком, как карниз. В ванной же комнате, так же как в интерьере кухни или в детской, очень уместны бордюры, расположенные не только в верхней части стены, но и в середине ее высоты, а также на уровне глаз стоящего человека (немного выше середины высоты потолка — около 1,65—1,70 м от пола). Если стены гладкие, обшиты деревянной доской, то орнамент хорошо нанести также на длинные тонкие доски (толщиной 8 мм, 10 мм, 15 мм), которые укрепляются на стены горизонтально, параллельно полу, на нужной высоте.

Сам орнамент можно аккуратно скопировать с любого понравившегося в книге, на посуде, на ткани и т. п., либо придумать самостоятельно, что значительно труднее, но при этом наполняет процесс.

В гуашь хорошо добавить некоторое количество клея ПВА. Практически это делается так. Рядом с палитрой ставится разведенный водой 50% раствор клея ПВА, который используется вместо чистой воды для разбавления красок. Вместо воды кисть макают в этот раствор.

Темперу лучше использовать не казеиново-мас-ляную, а поливини л ацетатную, в которую тоже хорошо примешивать немного клея ПВА.

Если орнамент состоит из двух-трех цветов, то в те две-три баночки, в которых смешаны цвета, можно просто добавить и перемешать жидкий, имеющий густоту сметаны, клей ПВА. В работе эта готовая краска разбавляется чистой водой, куда время от времени окунают кисть. Кисти для такой работы нужны мягкие —колонок, белка. Номера кистей — от №3 — до №20. Кисти должны быть не плоские, а круглые. Колонок предпочтительнее, так как более долговечен, не стирается при работе, большой по объему. Однако, если орнаментом покрываются небольшие по протяженности полосы в маленьких помещениях, какими обычно и бывают ванные, душевые, кухни, то вместо дорогих колонковых кистей лучше купить более дешевые — беличьи. Допустимы также кисти из волоса пони, барсука, енота.

Возможны также и другие варианты нанесения орнамента на деревянную поверхность. Наиболее традиционный из них — это техника трафарета.

Материалы для трафарета — тонкий, но плотный картон, целлулоидная пленка (либо толстый целлофан).

Эскиз в натуральную величину переносится на картон или пленку. Если пленка прозрачная, то наоборот, она накладывается на карандашный эскиз и острым ножом или скальпелем вырезаются некоторые участки орнамента так, чтобы ножом не были затронуты разделяющие их перепонки, на которых и держится весь трафарет.

Если орнамент двух или трехцветный, то для каждого цвета изготавливается свой, отдельный трафарет, в каждом из которых прорезают те места, которые не вырезают в других трафаретах.

Наносить краску на поверхность через трафарет можно несколькими способами: тамповкой, натиранием, валиком, кистью.

Для тамповки следует изготовить тампон из куска хлопчатобумажной ткани, которой обернут небольшим куском поролона. Тампон перевязывается ниткой, веревкой, проволокой. Тампон можно свернуть также и из фетра или войлока, который можно наполнить поролоном или ватой. Одной рукой прижимают трафарет к поверхности, другой равномерными движениями плотно прикладывают тампон к пустым «окошкам» трафарета. Снимать трафарет нужно осторожно, вертикально поднимая, отрывая его от украшаемой орнаментом поверхности.

Для натирания краски по трафарету необходимы жесткие кисти из щетины, которые нужно подготовить к работе, обвязав щетину ниткой, либо клейкой лентой, оставив лишь конец щетины длиной о мм, после чего щетину нужно обязательно обрезать точно перпендикулярно ее направлению.

Черенок кисти для удобства работы также лучше отрезать, чтобы вся кисть оказалась длиной 9—11 см.

Натирают изображение по трафарету так. Трафарет укрепляют четырьмя-пятью кнопками к украшаемой плоскости. Затем еще плотнее прижимают трафарет левой рукой, четыре-пять раз трущим движением проводят кистью по трафарету, держа ее строго перпендикулярно, и стараясь, чтобы краска не затекала под края трафарета. Для того, чтобы предупредить это, нужно на палитре (картонной, из плотной бумаги) сделать несколько пробных движений кисти, наполненной краской, так, чтобы она оставляла след в виде тонкого, почти сухого ровного слоя. Лишняя краска должна уйти с кисти на палитру и в последних пробных мазках не должно быть много жидкой краски.

Нанеся первый цвет по одному трафарету, нужно дать ему слегка подсохнуть (краски, разводимые водой — гуашь, темпера, сохнут быстро), после чего аккуратно, придерживая трафарет рукой в неподвижном положении, снять кнопки, и затем осторожно поднять трафарет. Главная цель при этом — не смазать ровные границы контуров, поскольку именно возле них краска оказывается нанесенной чуть более густо и медленнее сохнет. Затем этот же трафарет переносится на следующий, соседний участок полосы орнамента так, чтобы на стыке узор плавно переходил из одних линий в другие, и операция повторяется.

Если краску недосушить, поторопиться и через несколько дней покрыть лаком просохшие лишь сверху мазки, то впоследствии закрытая пленкой лака краска будет чернеть и «глохнуть», т. е. терять свою яркость и звучность. Орнамент, роспись потеряет значительную часть своей декоративной, живописной красоты очень быстро. Тогда как правильный срок просушки даст яркий, долговечный цвет.

Рис. 106. Деление пространства на две зоны посредством конструкции из полок



Дизайн и интерьер загороднего дома - Общие принципы дизайна интерьера загороднего дома