Окна в доме
Отверстие на фасаде, используемое для проветривания и освещения помещения, называется окном. Его верхняя часть закрепляется горизонтальной балкой-перемычкой, в некоторых случаях — сводом с замком. Горизонтальный наружный подоконник и вертикальный откос оконного проема сформированы в прямоугольник. Оконный проем может разделяться стойкой и импостом. Сводчатые перемычки перекрывают оставшиеся отверстия и придают окну различную форму.
В прошлом высота окна значительно превосходила ширину, что было связано со сложностью укрепления верхней перемычки окна.
Для того чтобы утеплить окно, но при этом обеспечить максимальное проникновение света в помещение, было изобретено большое количество конструкций и приспособлений. В результате этих поисков наиболее удачным вариантом оказалось окно с застекленной подвижной рамой из дерева.
В 1845 г. начинают изготавливать плоское стекло, а в XX в. — стекла больших размеров, используя метод вытяжного проката.
С появлением крупных строений римского периода форму окна начинают типизировать. В римских провинциях на Рейне и Дунае наибольшую известность получили простые полуциркульные окна. Они располагались попарно или аркадами в ряд, увеличивая при этом доступ света в помещение, являясь в то же время великолепным архитектурным украшением.
В поздний романский период появляются окна с наиболее разнообразными формами и витиеватыми украшениями.
В Средние века окна жилых домов закрывались оконными ставнями, которые чаще всего. располагались во внутренней части помещения. С XIII в. их застекляли в верхней части утолщенными посередине стеклами, которые имели круглую или ромбовидную форму.
Во времена готики при изготовлении окон стали использоваться каркасы. В связи с этим оконные проемы увеличились до огромных размеров, чаще всего это наблюдалось при строительстве соборов, храмов и церквей. Как правило, они имели причудливые украшения и выполнялись с высоким художественным вкусом (рис. 2).
В стрельчатых перемычках, расположенных над стрелообразными окнами, преобладает ажурный каменный орнамент (рис. 3).
В эпоху Ренессанса наиболее популярными были полуциркульные или прямоугольные окна. Они украшались рамами с орнаментальными узорами, перемычка — сандриками, а опорой наружным подоконникам служили консоли. Форму эдикулы придавали окну парапет и украшение с использованием пилястры или колонки. Форма и пропорции окна легли в основу зародившейся -, в этот период теории архитектуры.
В период барокко появляется большое разнообразие форм окон (рис. 4): овальные, прямоугольные, перекрытые полуциркульными, сегментными или коробчатыми арками, с причудливыми решетками, с богатым обрамлением и т. д. В период классицизма окна не отличались пышностью декоративного оформления. Модерн принес в архитектуру большое разнообразие новых форм, 1 которые использовались на протяжении всего XX в., приобретая современные декоративные элементы и продолжая служить наиболее важными компонентами украшения фасада здания.
Застекленные модульные фасады в современных строениях появились благодаря стальным и железобетонным скелетам зданий, сборным элементам для конструктивно ненапряженных наружных стен, новым способам вентиляции и отопления помещений.
Окна - Окна в доме