Категория: Вентиляционные работы

Особенности изготовления сварных воздуховодов из нержавеющей стали и алюминия

При этом используют то же оборудование, что и при сварке воздуховодов из малоуглеродистой стали, но сварочную проволоку выбирают в зависимости от химического состава свариваемого металла (по ГОСТ 2246— 70). При автоматической сварке под слоем флюса применяют специальные флюсы.

Сварку воздуховодов из нержавеющей стали следует вести только на постоянном токе. Для уменьшения выгорания легирующих стальных элементов, предотвращения появления трещин и во избежание коробления металла сварку необходимо вести при пониженной (на 25%) силе тока по сравнению со сваркой малоуглеродистой стали.

Особенно тщательно перед сваркой следует подготовить кромки металла, очистив их от грязи, ржавчины, масла. При раскрое металла кислородной или электродуговой резкой в местах реза кромки металла нужно очистить от грата, шлака и брызг до металлического блеска с помощью шлифовальных машинок.

При сборке между кромками листов допускаются зазоры не более 0,5 мм при толщине металла до 3 мм; при толщине металла более 4 мм при односторонней сварке на кромках снимают фаски. Прихватки при сборке выполняют электродами УОНИ/НЖ, ЭНТУ-3 высокого качества или полуавтоматической сваркой в среде углекислого газа (газообразной двуокиси углерода) с применением высоколегированной проволоки, соответствующей по химическому составу свариваемому металлу.

Плотность сварных швов проверяют керосином и меловой обмазкой. Сварку деталей из нержавеющей стали производят только сварщики 5-го разряда, имеющие удостоверение на право выполнения таких работ.

Предпочтительной является сварка алюминия в защитной среде аргона, так как в этом случае повышается производительность труда сварщиков и улучшается качество сварных соединений. При сварке в среде аргона требуется особо тщательно очистить поверхность свариваемого и присадочного металла.

При подготовке основного металла под сварку обезжиривают свариваемые кромки с помощью растворителя (ацетона, уайт-спирита), а затем металлической щеткой снимают окисную пленку шириной 20—30 мм. После этого производят химическую очистку кромок промывкой водным раствором щелочи (40— 50 г/л), теплой водой, 20—30%-ным раствором азотной кислоты (для осветления), вновь теплой водой, а затем осушают теплым воздухом. При сварке листов алюминия встык кромки зачищают с одной стороны, при сварке внахлестку — с обеих сторон. При ручной сварке под слоем флюса соединение внахлестку применять не рекомендуется.

Для уменьшения толщины окисной пленки на поверхности сварочной проволоки ее обрабатывают химическим способом следующим образом:
1) обезжиривают растворителем с помощью волосяной щетки;
2) травят в 15%-ном растворе каустической соды при температуре 40—60 °С;
3) промывают в теплой воде;
4) осветляют в 15%-ном растворе азотной кислоты при температуре 40—50 °С;
5) промывают в теплой воде;
6) осушают теплым воздухом. После такой обработки сварочную проволоку до употребления можно хранить в течение 3 сут.

В качестве защитного газа при сварке алюминия применяют чистый агрон марки А первого сорта, выпускаемый промышленностью (по ГОСТ 10157—79) в баллонах. Неплавящимся электродом служат вольфрамовые прутки диаметром 2—4 мм.

Формы сварных соединений воздуховодов из листового алюминия аналогичны соединениям из малоуглеродистой стали, но при соединении листов алюминия встык зазор принимается равным 20% толщины свариваемых листов.

Сварка листового алюминия с помощью специальной установки УДАР-300 производится следующим образом:
1) настраивают трансформатор на необходимую силу тока с помощью регулятора напряжения;
2) закрепляют электрод в цанговом зажиме таким образом, чтобы он выступал из сопла на величину, равную его диаметру;
3) открывают вентиль на горелке и пускают струю аргона;
4) зажигают дугу, замыкая конец электрода на угольный или графитовый стержень, и разогревают электрод;
5) производят сварку с применением присадочной проволоки соответствующей марки и диаметра.

При приближении разогретого конца электрода к свариваемому металлу (не допуская их соприкосновения) возбуждается дуга. Длину дуги в процессе сварки следует выдерживать в пределах 3—5 мм.

Маршрутная технология изготовления сварных воздуховодов из алюминия аналогична изготовлению воздуховодов из малоуглеродистой стали.

Некоторые различия в технологии, обусловленные меньшей жесткостью алюминия по сравнению со сталью, заключаются в следующем:
1) картины из листов алюминия сваривают на стальной подкладке;
2) после выкатки обечайки круглого сечения делают прихватки длиной 8—10 мм на расстоянии 250—300 мм последовательно с краев обечайки к центру;
3) при стыковке обечаек прихватку производят по периметру поперечно-ступенчатым порядком во избежание коробления воздуховодов;
4) при сварке воздуховодов круглого сечения во избежание провисания обратной стороны шва применяют стальные подкладки в виде разъемных колец внутри воздуховода и в виде полос при сварке продольных швов;
5) сварку воздуховодов прямоугольного сечения в основном выполняют в угол с отбортовкой без присадочной проволоки; высоту выступающих частей кромки принимают равной толщине свариваемых стенок воздуховода;
6) фланцы приваривают в угол без присадочной проволоки;
7) детали из алюминия размечают не стальной чертилкой, а карандашом.

Плотность сварных швов воздуховодов из алюминия и его сплавов проверяют керосином и меловой обмазкой. Сварку деталей из алюминия производят только сварщики 5-го разряда, имеющие удостоверение на право выполнения таких работ.



Вентиляционные работы - Особенности изготовления сварных воздуховодов из нержавеющей стали и алюминия

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Вентиляционные работы"