Категория: Столярные работы

Отделка поверхностей древесины металлами

Золочение

При золочении на поверхность древесины наносят тончайшие (0,002—0,005 мм) листочки золотой фольги (сусального золота). Вместо натурального золота применяют также поталь, изготовленную из сплава меди с цинком и другими металлами.

Листочки золотой фольги или потали, переложенные папиросной бумагой, собраны в книжечку по 60 листов. Перед употреблением листочек фольги осторожно выдувают из книжечки на специальный широкий отшлифованный нож, которым его переносят на кожаную подушечку. На подушечке листок разрезают на нужные части. Разрезанные части переносят на поверхность, подлежащую позолоте, специальной веерообразной кистью из беличьего волоса, слегка смазанной сливочным маслом.

Поверхность древесины, подлежащую золочению, тщательно подготовляют.

Подготовка заключается в следующем:
1. Зачищают, шпаклюют дефекты, шлифуют, заклеивают марлей небольшие сучки, мелкие трещины, полуторцы.
2. Два-три раза проклеивают поверхность жидким горячим раствором высококачественного мездрового клея (сначала 10—15-процентным, а затем 20-процентным) с полной просушкой поверхности после каждой проклейки.
3. Грунтуют до десяти раз левкасом (жидкой шпаклевкой) с тщательной просушкой каждого слоя.
4. Расчищают профиль детали или резьбы инструментами.
5. Шлифуют с водой прямолинейные поверхности.
6. Шлифуют резьбу и углы увлажненным хвощом при помощи заостренной палочки.
7. Промывают поверхность водой и просушивают.
8. Окончательно шлифуют сухим хвощом до блеска.

В состав левкаса входит 8% высококачественного мездрового плиточного клея, 55% воды и 37% отмученного мела. Левкас наносят в теплом виде при температуре 40-50°.

Подготовленную к золочению поверхность перед наложением на нее листочков золота покрывают клейким составом — полиментом. Он состоит из 6 весовых частей графита, 20 весовых частей жирной отмученной глины, 25 весовых частей воска и яичного белка.

Промышленность выпускает полимент в сухом виде. Сухой полимент для работы разводят яичным белком. Сначала белок тщательно, без образования пены, перемешивают с холодной водой в соотношении 1:1—1:2. Затем смесь выдерживают несколько дней в стеклянной закупоренной посуде в теплом месте. Полиментом покрывают поверхность несколько раз с помощью беличьей кисти. Каждый слой полимента хорошо просушивают и тщательно выглаживают. Перед наложением позолоты наносят на покрытую полиментом поверхность 2—3 капли этилового спирта, разбавленного кипяченой водой.

Последняя операция заключается в разглаживании наложенного золота зубком из твердого камня: агата, сердолика или кремния.

При ускоренном золочении применяют другие способы, так называемое гульфарбенное и марданное золочение.

При гульфарбенном золочении на левкас с помощью кистей наносят гульфарбу — хорошо перемешанную смесь масляного лака с натуральной олифой в соотношении 2:1. Покрытие предохраняют от пыли и через двое суток по отлипу его кладут фольгу и заполировывают, растирая ватой.

При марданном золочении после клеевого шпаклевания и шлифования поверхность покрывают при помощи кистей 3—-4 раза специальным марданным лаком с желтым кроном. Выдержка между покрытиями должна быть не менее 7 дней. На подготовленную таким образом поверхность наносят кистью нежирный слой марданного лака и тут же протирают его чистой ватой до получения тонкого матового слоя. Через двое суток по отлипу лака делают золочение.

Бронзирование

Бронзирование представляет собой простой и наиболее распространенный вид металлизации древесины, при котором на отделываемую поверхность наносят слой бронзового порошка. Бронзовый порошок хорошо смешивается с лаком, образуя бронзовый лак.

Поверхность под бронзирование подготовляют, так же как под окраску, кроющими красками.

Различают два способа бронзирования: на отлип и по тинктуре. Первый способ заключается в том, что поверхность покрывают масляной краской под цвет бронзового порошка и на стадии отлипа ее опыляют бронзовым порошком, пользуясь заячьей лапкой или мягкой кистью. В другом случае слой краски подсушивают и наносят на него кистью бронзовый лак, приготовленный из масляного лака № 8 и бронзового порошка. На литр лака берут 400—450 г золотистой или 220 г серебристой (алюминиевой) бронзы. Бронзирование производится так же, как окрашивание эмалями..

При работе лак нужно часто перемешивать, для того чтобы бронзовый порошок не оседал на дно.

После того как отделанная поверхность полиостью высохнет, излишки порошка стирают мягкой тряпкой или кистью.

Для закрепления бронзового порошка и придания блеска бронзированную поверхность покрывают бесцветным лаком.

Металлизация

Сущность металлизации состоит в том, что расплавленный или порошкообразный металл струей сжатого воздуха разбивается на мельчайшие частицы и наносится на поверхность. Ударяющиеся о поверхность при большой скорости частицы металла прочно сцепляются с древесиной и образуют сплошной тонкий металлический слой.

В основном металлизацию производят распылением расплавленных металлов с помощью электрометаллораспыл и-телей (рис. 248). Электрометаллораспылителем можно наносить покрытия из латуни, меди, бронзы, олова, свинца, алюминия, цинка, никеля.

Металл в виде проволоки подается с катушки в металлиза-тор со скоростью от 2 до 6 м/мин (в зависимости от вида металла); количество покрытий делают от 1 до 3, толщина покрытия колеблется от 0,03 до 0,1 мм.

Для отделки металлизацией наиболее пригодна древесина липы, дуба, клена и ясеня.

После металлизации изделия имеют мелкозернистую, шероховатую поверхность. Для придания поверхности гладкости и блеска ее обрабатывают (карцуют) проволочными щетками,

Рис. 1. Резная колонна

Рис. 2. Резные двери туркменской работы в жилом доме

Тогда оно обнажает светлые контуры рисунка на темном фоне. Гравированный рисунок иногда бронзируют.

Выполняют гравирование маленьким (шириной не более 0,75 мм) полукруглым долотом (циразиком) или угловьим резчицким долотом (козьей ножкой). Гравированный рисунок состоит из углубленных линий.

Плоская резьба. При плоской резьбе рисунок и фон находятся на одном уровне с обрабатываемой поверхностью. Отдельные места поверхности сохраняются гладкими и входят в композицию резьбы.

Плоская резьба широко применяется для украшения наружных архитектурных деталей деревянных зданий и предметов домашнего обихода и внутреннего убранства жилища. На мелких предметах элементы ее уменьшают (иногда до размеров бисера), создавая характер «контурной» резьбы или гравировки.

Существует несколько разновидностей плоской (глухой) резьбы: плоская резьба с завальным фоном, завальная резьба с завальным фоном, резьба с выбранным фоном и клинорезная, или геометрическая, резьба.

Плоская резьба с завальным фоном представляет собой такой способ, при котором фон и рисунок во всех его деталях лежат в одной плоскости. Фон отделяется от рисунка прорезью, углубленной по линии контура рисунка и переходящей плавно на плоскость фона. Фон как бы заваливается (закругляется), приближаясь к контуру рисунка.

Завальная резьба с завальный фоном отличается тем, что в ней заваливают не только края фона, но и края контура рисунка, т. е. часть древесины, расположенной по обе стороны от линии контура рисунка. Таким способом выполняется так называемая Кудринская, или Ворносковская, резьба Подмосковного района.

Резьба с выбранным фоном является наиболее сложным видом резьбы. При выполнении ее плоскость древесины срезают вокруг всего рисунка, который выступает над фоном, оставаясь в одной плоскости со всей обрабатываемой поверхностью.

Резьба клинорезная, или геометрическая, характерна для начальной стадии развития искусства. Выполняется она вырезанием на поверхности древесины геометрических фигур: треугольников, квадратов, кругов и т. д. Рисунок врезают в глубь поверхности таким образом, что между отдельными фигурами орнамента не остается фона. Древесину выбирают плоским резцом с коротким лезвием или резцами определенного профиля. Некоторая однообразность, присущая этому виду резьбы, оживляется четкостью линий и резкими переходами светотени.

Прорезная, или ажурная, резьба. Это плоская резьба, фон которой выпиливается насквозь. По характеру контура она может быть завальной и называется в этом случае завальной резьбой с прорезью.

Рис. 3. Завальная резьба с завальным фоном

Рис. 4. Резьба с выбранным фоном

Рис. 5. Резьба клинорезная (зарубками)

Для украшения наружных архитектурных деталей, деревянных зданий в виде карнизов, наличников, ограждений балконов и террас применяется так называемая сквозная резьба, получаемая при выпиливании лобзиком, ножовкой или высверливании сверлом узоров, состоящих из круглых отверстий, криволинейных и прямых вырезок, расположенных на кромках деталей (доски) и посредине.

Рис. 6. Прорезная, или ажурная, резьба

Рис. 7. Сквозная резьба

Рельефная резьба. Рельефная резьба может быть с фоном или ажурная. Фигуры рельефной резьбы выступают над плоскостью детали (доски). При небольшом выступе фигур получается низкий рельеф, или барельеф. При большом выступе фигур, когда изображаемый предмет выступает на 2/3 над поверхностью доски, получается высокий рельеф, или горельеф.

Рельефная резьба часто применялась в краснодеревных художественных работах.

Круглая, или скульптурная, резьба. Это вид резьбы, при котором фигуры полностью или частично отделяются от фона и превращаются в скульптуру. В деревянном зодчестве круглой резьбой обрабатывались концы верхнего бревна крыши избы, так называемого князька, или ее поперечных брусьев. Изображались на этих деталях кони, оленьи головы, птицы и пр.

Рис. 8. Рельефная резьба (барельеф)

Рис. 9. Скульптурная резьба на подлокотниках дивана

Скульптурная резьба нашла применение и при изготовлении мебели. Ее делали на деталях спинок или подлокотниках кресел, диванов, опорах, проножках и других частях мебели.

Инструменты для резных работ и работа ими

Стамески, долотца плоские являются наиболее употребительными для резьбы инструментами. Они имеют ширину от 3 до 25 мм и более и заточены на обе фаски. Лезвие резца может быть прямым или скошенным под углом 60—70°. Острым углом скошенного долотца, называемого также резаком, подрезают углубления в углах рисунка.

Полукруглые стамески очень разнообразны по размерам и степени кривизны. Они применяются для вырезания желобчатых углублений. Лезвия полукруглых стамесок затачивают с наружной или внутренней стороны.

Полукруглые стамески разделяются на: – стамески пологие с малой степенью кривизны и шириной от 3 до 25 мм; – стамески полукруглые с большей* кривизной и такой же шириной; – стамески круглые с кривизной от полукруга и более с шириной также от 3 до 25 мм.

Угловые резцы (козьи ножки) служат для выбирания различного рода углов. Угловые резцы бывают с прямым лезвием, расположенным под углом 45, 60 и 90°. Лезвие затачивают с внутренней или наружной стороны.

Рис. 10. Резчицкий инструмент: а — стамески плоские, б — ножи, в — угловые резцы, г — изогнутые резцы, д — стамески пологие, е — стамески полукруглые, ж — стамески круглые, з — изогнутый рашпиль, и — пуансоны

Изогнутые резцы — клюкарзы — имеют вид изогнутых по длине плоских стамесок. Они служат для выемки древесины из глубоких прорезей между узорами, для зачистки углублений фона и т. п. Клюкарзы делают шириной от 2 до 15 мм. Стамески-циразики, изогнутые полукруглые стамески, делают шириной от 2 до 5 мм.

Рашпили применяют для обработки больших гладких плоскостей, которые трудно зачистить резцами. Рашпили бывают плоские и полукруглые, а для обработки впадин и углублений— изогнутые.

Пуансоны служат для резьбы путем выдавливания древесины. Рабочие части пуансонов имеют самый различный рисунок.

Ножи применяют для резания плоских орнаментов. Иногда пользуются специальными ножами с крючковидными и короткими лезвиями, которыми режут не от себя, а к себе.

Кроме того, для резьбы необходим столярный инструмент — молоток, киянка, клещи.

Для работы служат обычные столы или специальные верстаки. Резьбу производят стоя или сидя. Для работы стоя удобнее высокие (90—100 см) столы или верстаки. Табуреты для сидения к таким столам делают также высокими. Для точки и правки инструмента применяют точила, точильные бруски, оселки и ремни.

Приступая к выполнению резьбы, рисунок прежде всего окон-туривают, т. е., намечая форму элементов и частей рисунка, выделяют его из остальной массы древесины. Если выборка фоьа предусмотрена вслед за оконтуриванием рисунка, приступают к выборке и отделке фона, а затем прорабатывают формы самого рисунка.

Более Детальный порядок работ устанавливается в каждом отдельном случае в зависимости от характера работы.

Резчицкое долото берут левой рукой так, чтобы наружная часть ладони находилась на расстоянии 4—5 см от острия инструмента. Правой рукой берут инструмент за торец штылька (ручки).

Левая рука направляет инструмент, а правая обеспечивает необходимый нажим и усилие. Для удобства работы штылек делают граненым.

При грубой предварительной работе употребляют большие резцы, которыми работают с помощью f и янки (деревянного молотка). Иногда для этой цели пользуются даже пилой. Для окончательной отделки употребляют более мелкие резцы и работают ими надавливанием рукой.

Для придания большой гладкости резным украшениям их иногда шлифуют шкуркой.

Следует стремиться резать вдоль волокон дерева, так как иначе поверхность выходит неровной.

При повторяющемся рисунке резьбы резчик работает обычно по памяти. Изготовляя новые орнаменты, резчик должен иметь чертеж или рисунок, дающий наглядное представление о характере линии в плане, и шаблоны, определяющие рельеф резьбы в наиболее сложных местах рисунка.

При исполнении сложной рельефной или скульптурной резьбы для правильного руководства необходима модель из глины или гипсовая отливка. Если в модели имеются резко выступающие части, при изготовлении заготовки целесообразнее сделать з этих местах наклейки, чтобы избежать лишней работы: при срезании большой массы древесины.

Если в заготовке из ценных пород древесины обнаружатся дефекты (гниль, сучковатость), их аккуратно выдалбливают или выпиливают и на их место вставляют тщательно подогнанные куски здоровой древесины той же породы.

Для предохранения древесины резных изделий от загнивания и растрескивания ее поверхность следует покрывать олифой или лаком. Иногда резьбу полируют или окрашивают.

Несмотря на то что в настоящее время имеется целый ряд машин, позволяющих изготовлять резные украшения механизированным путем, резьба представляет собой дорогой вид отделки, мало доступный для применения ее в массовом изготовлении мебели и столярных изделий. Поэтому применяется ряд способов изготовления украшений, похожих по внешнему виду на резные, но изготовляемых более просто.

Механизация резных работ

Одношпиндельный фрезерно-копировальный станок с верхним вертикальным шпинделем применяется главным образом для выполнения плоской и рельефной резьбы. Пв внешнему виду он похож на вертикально-сверлильный. Изготовляют эти станки с электродвигателем, делающим от 10 000 до 24 000 об/мин. Высокое число оборотов обеспечивает безукоризненную чистоту обрабатываемой поверхности.

В центре стола станка помещен копировальный штифт, предназначенный для направления движения шаблона, на котором вырезан рисунок, точно повторяющий заданный орнамент.

На рис. 11,б,в,г показаны орнаменты, вырезаемые на этом станке. Многошпиндельные фрезернокоп провальные станки (рис.261) имеют до 24 шпинделей. Они состоят из станины, передвижного стола, на котором крепятся изделия, и каретки с поворотными на кронштейнах шпинделями, приводимыми в движение ремнями от электродвигателей. Все шпиндели связаны между собой тягами, поэтому их движение в горизонтальной плоскости синхронизировано (связано). Одновременный подъем и опускание шпинделей происходят при повороте общей трубчатой оси, на которой закреплены кронштейны со шпинделями и электродвигателями. Каретку вместе с кронштейнами и электродвигателями можно передвигать вручную по боковым направляющим, укрепленным на станине.

Рис. 11. Фрезерно-копировальный станок с верхним расположением шпинделя: а — общий вид станка: 1 — подъемный стол, 2 — копирующий штифт, 3 — шпиндель, 4 — стопор для фиксации шпинделя, 5 — воронка пылеотсасывающего устройства, 6 — ручка торможения шкива электродвигателя, 7—ножная педаль для передвижения стола по вертикали; о, в, г — образцы резьбы, выполненной на этом станке

Изделия закрепляют непосредственно на столе или в центрах, которые могут поворачиваться одновременно на один и тот же угол. Работа станка происходит следующим образом.

Рис. 12. Многошпиндельный фрезерно-копировальный станок: 1 — станина, 2 — стол, 3 — каретка, 4 — шпиндели, 5 — тяга

Рабочий закрепляет 24 заготовки и копир-модель в централ или на столе. Во время работы станка он водит штифтом, укрепленным на добавочном 25-м шпинделе, по копир-модели, передвигая при этом каретку вперед и назад и покачивая кронштейн со штифтом в стороны, вверх и вниз.

Если требуется, рабочий одновременно поворачивает в центрах модель и связанные с ней изделия. Все фрезерные шпиндели, кинематически (в движении) связанные с копировальным кронштейном, совершают те же движения, какие производит штифт, очерчивающий модель, и соответственно этому обрабатывают заготовки изделий.

Первая обработка (грубая) производится резцами крупного размера. Затем вставляют штифт и резцы меньшего диаметра и повторяют процесс. Копировальные резцы меняют 3—4 раза. На этом станке можно производить весьма сложные копировальные работы.

На многошпиндельном фрезерно-копировальном станке можно копировать резьбу самого разнообразного вида — плоскую, рельефную и объемную. Копии резьбы нуждаются в некоторой ручной доработке и зачистке.

Применяют эти станки для массового изготовления фигурных деталей мебели, украшений, игрушек, барельефов и пр.

Рис. 13. Шкафчик резной с деталями, выполненными на много-шпиндельном фрезерно-копировальном станке


Столярные работы - Отделка поверхностей древесины металлами

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Столярные работы"