Категория: Товарищества

Планировочная структура поселка

Три основных формы планировочной структуры — центрическая, линейная и решетчатая — были известны еще в глубокой древности. Сочетания и композиционные модификации этих основных форм можно обнаружить в рисунке плана любого современного города или поселка.

Эти модели достаточно редко встречаются в чистом виде, но их анализ позволит нам рассмотреть принципы организации плана поселка.

Центрично-круговая форма плана берет свое начало от стихийного развития поселения вокруг первичного ядра, которое может представлять собой железнодорожную станцию, перекресток, торговый центр. Для большинства круглых планов характерны развитие радиально-кольцевой композиции и наличие четких границ, препятствующих дальнейшему территориальному росту.

Внешняя кольцевая дорога, часто обозначающая в проектах границу поселка, практически не в состоянии сдержать рост развивающегося поселка, слишком велик соблазн застройки такой дороги с двух сторон. Стихийное нарушение границ и кольцевое наращивание территории выявляют два главных недостатка, присущих цент-ричному поселению: нарушение пешеходной связи с центром и отсутствие пространственного резерва для его развития.

Транспортные и инженерные сооружения, вокруг которых формируется поселок, являются не только источником удобства, но также шума, пыли и опасности, поэтому центр размещают от них на некотором расстоянии. Появляется улица, соединяющая станцию с геометрическим центром поселка, которая со временем приобретает функции общественного центра.

Производными от центричной модели являются сегментная, полукруглая, веерная, спиральная формы плана.

Функциональное зонирование территории (вследствие ее неравноценности, удаленности от основных центров притяжения) изменяется от центра к периферии. Ближе к центру в радиусе 150…200 м располагаются 2…4-этажные жилые дома с минимальными наделами земли, но зато в непосредственной близости от магазина, почты, других зданий общественного центра и транспорта. Далее от центра (в серединной зоне) целесообразно размещать 1…2-этажные блокированные дома с участками до 4 соток. На периферии располагают одноквартирные индивидуальные дома с приусадебными участками площадью 6 соток и более. Максимальные размеры центричного поселения ограничиваются условиями пешеходной связанности между центром и периферией, т. е. радиусом 500 м.

Линейно-полосовая форма плана основана на строительстве вдоль дорог. Многие люди хотят жить за городом и в то же время работать или учиться в большом городе. В этом желании скрыто противоречие, так как, раздавая пригородные земли всем желающим мы очень скоро получим скучную и однообразную субурбию, в которой невозможно реализовать ни городской, ни сельский образ жизни.

Рис. 1.Центрично-круговые модели плана: а — круговая; б — односторонняя (в основе полукруглая); в — спиральная; 1,2,3 — участки первой, второй и третьей очереди освоения (соответственно); 4—общественные пространства, улицы, подъезды

Для проживания на природе необходим собственный участок (для дома, подсобного хозяйства), и при этом желательно, чтобы был прямой доступ к полю, лесу или другому естественному ландшафту. Для того чтобы сохранить связь с городом, дом должен быть расположен близко от дороги. При этом необходимо наличие автомобиля и регулярного общественного транспорта. Оба требования учитываются в линейной модели расселения, в которой жилые дома с участками размещаются вдоль загородных шоссе. С одной стороны у такого участка хорошая дорога, ведущая в районный центр, а с другой — зеленый загородный ландшафт.

Минимальные размеры природного комплекса, расположенного между дорогами, зависят от типа ландшафта и интенсивности освоения территории района.

Редкая сеть загородных шоссе предоставляет мало места для освоения, частое переплетение дорог уничтожает участки свободного или аграрного ландшафта. В целом, чем суровее для жизни природные условия, тем большая площадь требуется для сохранения естественного биоценоза растений и животных (рис. 2).

Рис. 2. Застройка вдоль загородных шоссе: 1— индивидуальные участки; 2 — шоссе; 3 — центры обслуживания

Линейно – периметральная форма плана поселка, окружающего большой лесной массив, представляет собой следующую ступень морфологического развития. Замкнутый периметр и неприкосновенность для застройки внутренней территории ограничивает количество участков. Соседние поселки, построенные по такому принципу, образуют многопетлевые композиции. Места пересечения и стыковки дорог, доступные жителям обоих поселков, естественно становятся общественными центрами, «притягивают» остановки общественного транспорта (рис. 3).

Рис. 3. Застройка вокруг зеленых массивов

Многопетлевая структура плана привлекательна своей гибкостью, многообразием композиционных решений и совместимостью с любым ландшафтом. Планировочные петли основных дорог естественно образуются вокруг холмов, лесопарковых массивов и водоемов, формируя непрерывную систему расселения от города до города с сохранением естественной природы и рекреационного потенциала территории.

Рис. 4. Линейно-ветвистая форма плана

Линейно-ветвистая форма плана своим названием указывает на аналогию с растениями: от транспортной магистрали как от ствола отходят ветви малых местных дорог, которые заканчиваются жилыми группами, подобными листьям. Такая форма плана характерна частым раздвоением дорог и косоугольным примыканием к ним местных тупиковых подъездов. Достоинствами линейно-ветвистой структуры являются самостоятельность и безопасность пешеходных путей, исключительная композиционная пластичность и приспособляемость к любым природным условиям (рис. 4).

Параллельные дороги с односторонним движением и застройкой в два ряда между ними еще больше способствуют безопасности движения за счет исключения четырехсторонних перекрестков и левых поворотов (рис. 5).

Рис. 5. Застройка между параллельными дорогами: 1 — ряды жилых домов; 2 — индивидуальные участки; 3 — пешеходные дорожки; 4 — второстепенные проезды или аллеи

Вторично-линейная система плана образуется при наращивании новых, вторичных линий перпендикулярно главному, первоначальному направлению. Вторично-линейные планы в морфологическом отношении похожи на ветвистые, обладают теми же ландшафтными преимуществами и особенностями транспортного обслуживания (рис. 6).

Квадратно – решетчатая форма плана представляет собой равномерную сеть улиц и проездов. Прямоугольный решетчатый план в отличие от круглого дублирует все направления движения и композиционно оправдан для крупного поселка. К сожалению, это наиболее распространенная форма построения загородных поселков. Такой формальный прием, удобный на стадии проектирования и землеустройства, наименее приемлем в экологическом и социальном планах; Сплошное освоение территории полностью меняет существующий ландшафт, а равномерное распределение участков и открытых пространств не создает условий для социальных контактов и общественной жизни. Преодоление недостатков сетевой модели может идти по следующим направлениям.

Рис. 6. Вторичная линейная схема: 1 — шоссе; 2 — основные проезды; 3 – второстепенные проезды

Рис. 7. Поселок сетевой структуры: а — резервирование территории под общественный центр; б — пешеходный бульвар в структуре поселка; в — заповедные участки в структуре поселка; 1 — кварталы участков; 2 — общественный центр; 3 — лесопосадки; 4 — бульвар; 5 — группа старых деревьев

Общественный центр — место, где могут встретиться люди. Для группы домов это может быть общий двор или скамейка у ворот, для небольшого поселка — сквер, который днем используют как игровую площадку, вечером — как спортивную и иногда как танцевальную. В больших поселках проектируют специальное здание или группу построек, куда входят административные помещения, торговые и обслуживающие учреждения, чаще основанные на кооперативных началах, помещение для собраний и совместного проведения досуга. Для дачных участков площадь общественного центра резервируют небольшую, для этого достаточно освободить всего один участок площадью 6…8 соток, расположенный между главным въездом и геометрическим центром поселка (рис. 7, а).

Пешеходный бульвар или трасса пешеходных прогулок формируется со временем в. каждом поселке. Чаще всего для этого выбирают центральные улочки или живописную околицу поселка. Длина обычного прогулочного маршрута составляет 100…500 м, ширина 3…6 м, а время движения от дома до места прогулки не более 10…15 мин. Пешеходный бульвар в центре поселка разрушает однообразие регулярной планировочной структуры (рис. 7,6).

Заповедные места — большие деревья, рощи, камни, холмы, старинные строения и другие природные и культурные достопримечательности, — сохраненные внутри поселения, делают его более интересным и содержательным. Часто эти объекты можно обнаружить только в ходе распросов местного населения или натурных обследований. Для того чтобы подчеркнуть важность какого-либо объекта, следует предусмотреть заповедный статус небольшого участка земли, на котором расположена скала или другой объект, ограничить прямой доступ людей, сохранить видовые точки и оставить доступ только на главном, самом выгодном направлении (рис. 7, в).

Диагональные улицы устраивают в крупных поселках для обогащения композиции плана. Решетка улиц и проездов при наложении на существующий ландшафт часто меняет свою геометрию. Криволинейность границ и особенности местности, отведенной под поселок, являются предпосылкой для использования не одной, а двух-трех «решеток». На месте наложения решеток в структуре сетевого плана поселка диагональные улицы, которые не тьолько сокращают время передвижения из конца в конец поселка, но и создают пространственные условия для общения и контактов жителей (рис. 8).

Рис. 8. Диагональные улицы

Ландшафтные особенности и форма плана поселка тесно взаимосвязаны. Крупные формы ландшафта, также, как водные поверхности рек и озер, леса, болота, крутые склоны, определяют форму поселка. Главным достоинством небольших поселений является их пространственное единство с окружающей естественной природой, включением зеленых массивов, акваторий, повышенных точек рельефа в композицию плана.



Товарищества - Планировочная структура поселка

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Товарищества"