Пооперационное разделение труда
Давайте посмотрим, какими способами можно изготовить одно и то же изделие, например табуретку. Самый простой из них — сделать все самому: подобрать и разметить материал, обработать заготовки, собрать изделие… При этом одному человеку приходится выполнять много операций. Но если один ученик будет изготавливать только ножки, другой — царги, третий — собирать рамки, четвертый — всю табуретку, дело продвигается значительно быстрее. Повышается и производительность труда, и качество изделий. Такой способ организации работы — с разделением труда по операциям — применяется на всех промышленных предприятиях.
При такой организации труда в школьной мастерской наиболее сложные операции выполняют те учащиеся, которые хорошо успевают и не допускают брака в работе.
Обязательное условие получения качественных изделий— точная разметка деталей и тщательная, добросовестная работа всех учащихся.
Вот, например, как можно организовать работу в группе учащихся из 10 человек: три ученика обрабатывают ножки табуретки, двое — царги, по одному человеку— сухари и проножки. Один ученик склеивает рамки, еще один — корпус, последний изготавливает сиденье и собирает табуретку. Такое разделение труда объясняется сложностью изготовления отдельных деталей. Ведь если подсчитать общее число операций, которые необходимо выполнить, чтобы получить готовое изделие, их окажется намного больше, чем учащихся в группе. Поэтому некоторые ребята будут заняты на нескольких операциях сразу. Например, пока троеучащихся делают четыре ножки (в них ведь надо выдолбить по четыре гнезда в каждой да еще и свести на конус нижнюю часть), один человек вполне успеет обработать четыре сухаря.
Конечно же, на операциях по изготовлению ножек будут заняты более опытные ученики. А теперь попробуйте изготовить табуретку (см. рис. 1), самостоятельно планируя работу с разделением труда по операциям.
Столярные работы - Пооперационное разделение труда