Категория: Жилище севера

Прогрессивные традиции в народном жилище и их учет в современном проектировании

Вопросы использования прогрессивных традиций народного жилища Севера в современном проектировании наиболее полно освещены в трудах Ю.С.Ушакова и А.И.Прохоренко,

Рассматривая архитектуру северного села, А.И.Прохоренко исходит из необходимости учитывать такой фактор, как взаимовлияние различных народностей, а также влияние более крупных и развитых народов на более мелкие, т.е. этнические процессы.

Для современных этнических процессов на Севере характерны следующие основные черты: сближение между отдельными группами коренного населения; распространение русского языка и общесоветских форм культуры; тенденция к растворению мелких разрозненных групп в численно преобладающей иной этнической среде. Отсюда можно сделать вывод, что консолидация народностей и формирование крупных этнических объединений на Севере не требуют для коренного населения создания многих типов национального жилища. Очевидно, первостепенной задачей является создание максимально комфортного, индустриального, не противоречащего национальным вкусам и укладу жизни местных жителей жилища. При этом необходимо учитывать активное влияние русской культуры на формирование новой национальной культуры народов Севера.

Известно, что формы народного сельского жилища, завезенного русскими переселенцами и издавна широко применявшегося на Севере, наиболее близки и понятны северным народам после их традиционных жилищ. Распространение русского народного жилища (североевропейской и сибирской избы) на большой территории Севера и успешное использование этого типа сельского стационарного жилища северными народностями подтверждает правильность этого положения. При этом безусловным представляется учет национальных художественных представлений народностей Севера, На базе объединения архитектурно-художественных принципов формирования русского жилища и художественных традиций народностей Севера возможно создание нового образа северного сельского жилого дома, отвечающего национальным художественным представлениям как коренного населения, так и русского населения, которое составляет большую часть всего сельского населения Севера.

Традиции в архитектуре северного русского села складывались веками, народное зодчество в процессе своего развития отбирало все лучшее, наиболее жизнеспособное, отметая случайное и преходящее, создавая жилища, отвечавшие разнообразным требованиям, предъявляемым местными условиями, особенностями жизни населения» Народные мастера, опираясь на опыт предшествующих поколений и руководствуясь художественно-эстетическими представлениями своего времени, возводили яркие самобытные сооружения,отразившие душу создавшего их народа.

Однако отдельные произведения народного зодчества, этнический тип жилого дома, характерный для того или иного региона, неправомерно отождествлять с традицией. Являясь носителями и воплощением традиций, эти образцы народного зодчества целиком связаны со своей исторической эпохой, но прогрессивные традиции, воплощенные в них, носят непреходящий характер. Архитектурно-художественные традиции в народном зодчестве – это не определенные формы и отдельные приемы, применявшиеся народными мастерами, а общие прогрессивные принципы формирования жилища, архитектурно-художественного образа отдельных зданий и поселений в целом, не потерявшие своего значения и сегодня, на значительно более высоком уровне развития общества и техники.

Характерной чертой народных традиций является внимательный учет всех формирующих жилую среду факторов и условий на определенной, исторически обусловленной ступени их развития. Анализ народных архитектурно-художественных традиций в общей системе формирующих сельское северное жилище объективных факторов дает возможность более полно изучить закономерности возникновения и развития этих традиций и выделить наиболее прогрессивные из них, т.е. те принципы формирования жилой среды, которые прошли испытания временем и пригодны для использования в современном проектировании и строительстве.

Для выявления и анализа прогрессивных архитектурно-художественных традиций в сельском жилищном строительстве на Севере необходимо рассмотрение системы объективных факторов, формирующих жилище этого региона, в процессе возникновения и утверждения народных традиций и в настоящее время, после коренных изменений, произошедших в условиях труда и быта местного населения, его идеологии, культуре, технико-экономических возможностях .после Великой Октябрьской социалистической революции.

Народные архитектурно-художественные традиции в северном жилище как русском, так и местных народностей можно считать сформировавшимися (т.е. ставшими достаточно устойчивыми) к середине – концу XIX в.

Анализ народных архитектурно-художественных традиций с точки зрения изменившихся социальных, экономических, технических и культурных условий и установление их пригодности для современной практики строительства на Севере требуют учета последних исследований социологов, экономистов, этнографов, теоретиков и практиков архитектуры, современных достижений в области строительства “северных районов страны. При этом представляется целесообразным изучение не только деятельности проектных и строительных организаций (отечественных и зарубежных), но и современного •самодеятельного строительства в районах Севера.

Исследование образцов народного северного зодчества, исторических условий их формирования, закономерностей возникновения и развития архитектурных форм, особенностей взаимодействия жилища и окружающей среды позволило

Ю.С.Ушакову и А.И.Прохоренко выявить основные традиционные архитектурно-художественные принципы в народном зодчестве Севера. Рассмотрим эти эстетические принципы, предварительно сгруппировав их в три основные группы: принципы организации застройки, формирования объемного решения и выявления формы зданий.

Принципы глубинно-пространственной организации жилой застройки. Связь архитектуры с природным окружением – одна из основных черт северного народного зодчества. Природно-климатические и эстетические факторы играли первостепенную роль в формировании населенных мест и размещении отдельных сооружений в природной среде. Особое внимание уделялось оптимальной ориентации, защите от ветров и снегозаносов, удобству сообщений, возможности визуальных коммуникаций (как внешних, так и изнутри застройки). Всесторонне рассматривались и учитывались положительные и отрицательные свойства окружающего ландшафта. На основании тщательного изучения рельефа местности, направления господствующих ветров, характера снежных заносов, температурного режима и эстетических свойств ландшафта народные мастера создавали жилую среду, отвечающую как задаче защиты человека от отрицательных воздействий окружающей природной среды, так и эстетическим потребностям.

Селения размещались на возвышенных местах, что позволяло уменьшить снегозаносы и смягчало воздействие низких температур. Расположение селений на возвышенностях улучшало зрительные связи с окружающей природой, придавало сооружениям господствующее положение в равнинном северном ландшафте.

Для северных русских поселений характерно живописное, а не геометрическое расположение элементов застройки, как наиболее отвечающее окружающему ландшафту. Дома и хозяйственные постройки в своем размещении следуют естественным направлениям природных структур – изгибам реки, берега озера, холма. Строго учитывались и особенности зрительного восприятия элементов жилой среды в природном окружении. Высота храмовых сооружений, возвышавшихся над жилой застройкой и контрастировавших с нею, выбиралась с учетом особенностей ландшафта, внешних и внутренних зрительных связей. Неукоснительно соблюдалась гармония прямых и кривых линий в планировке и силуэте, несмотря на то что применялся прямолинейный строительный материал -бревно, брус, тес.

Широко использовались элементы, зрительно связывающие здания с плоскостью -земли: рубленые подпорные стенки (“обрубы”), завершавшиеся различными подсобными постройками (амбарами, банями и пр.) и имевшие площадки, спуски, лестницы и въезды.

Северному народному зодчеству присуще умелое выявление лучших качеств природного ландшафта, акцентирование этих качеств и создание на их основе, в гармоничном единстве с ними, нового ландшафта, в котором сооружения, созданные человеком, не только не разрушают естественное окружение, но сами становятся его основным композиционным элементом, обогащающим скромную северную природу.

Соответствие сооружений народного зодчества природному ландшафту достигается прежде всего тем, что жилые образования сомасштабны естественным структурам, не подавляют их, но находятся с ними в единстве, взаимно дополняют друг друга. Основой создания “архитектурно-природных ансамблей” служит тщательное изучение и учет природно-климатических факторов, тонкое эестетическое чутье народа, знание и строгое соблюдение закономерностей композиции и восприятия.

Северные деревни в своей жилой части всегда отличались высокой компактностью застройки. Народный строительный опыт выработал предельные расстояния между домами, равные 1,5-3 их высотам. Такое плотное размещение жилых домов создавало зону сплошной ветровой тени с взаимной защитой их от ветров. Обследования Ю.С.Ушакова выявили интересные планировочные приемы расстановки жилых домов в селениях, сложившихся на местах, открытых ветрам, создававшие защищенные, замкнутые и сомасштабные человеку пространства.

Принципы формирования объемного решения здания. Одной из основных отличительных традиционных особенностей северного жилища как стационарного,так и перемещаемого является компактность объемно-планировочного решения, что позволяло снизить теплопотери за счет уменьшения площади охлаждаемых поверхностей. Широкий корпус и монолитный объем были характерны для стационарного жилища русских, карелов, коми и др. Это объясняется глубоким и всесторонним учетом природно-климатических факторов в северном народном зодчестве.

Компактность, характеризуемая отношением объема здания к суммарной поверхности наружных ограждений, в условиях современного сельского строительства должна стать одной из важнейших черт архитектурно-художественного образа северного жилого дома, так как использование этого принципа объемного решения здания позволяет сократить высокие эксплуатационные расходы и увеличивает психологическую комфортность жилища. Б современном проектировании и строительстве на Севере для оценки компактности жилища применяются показатели компактности планировки, компактности объема жилого дома, компактности застройки и др.

Исследования А.И.ПрохоренкО показали, что коэффициент компактности объема традиционных северных домов близок к коэффициенту компактности куба. При исследовании северорусского дома и жилища народностей Сибири было установлено, что все показатели компактности полностью удовлетворяют современным требованиям.

Требование обтекаемости формы жилища, отсутствия выступающих и западающих частей объясняется природно-климатическими условиями Севера – наличием в ряде районов (в основном в арктической зоне) сильных зимних ветров в сочетании с низкими температурами Наружного воздуха. Выполнение этого требования обеспечивало снижение теплопо-терь в жилище и уменьшение снегозаносов жилых зданий. В традиционном перемещаемом жилище народностей Севера (чум, яранга и др.) требование обтекаемости формы соблюдалось неукоснительно – эти типы жилища имеют коническую или близкую к конической форму.

Стационарные жилые дома северорусского селения имеют цельный, нерасчлененный объем, минимальное количество выступающих и западающих частей, весьма пологую крышу. Это позволяет снеговетровым потокам свободно обтекать его, не образуя турбулентных завихрений, в результате чего резко снижается возможность снеговых отложений с наветренной стороны. Небольшой уклон крыши в северных жилых домах не дает возможности скапливаться здесь снегу – ветер сдувает сугробы. Современные исследования рекомендуют следующие снегонезаносимые уклоны кровель: 7-10° для двускатных и 10-25° – для односкатных крыш. В северорусском народном жилом доме уклон крыши обычно бывает в пределах 15-30°, что значительно отличается от.уклонов в средней полосе страны. Кроме того, нельзя забывать, что более пологие крыши не применялись народными мастерами из желания сохранить выразительность силуэта жилой застройки.

Принципы выявления формы зданий и их элементов. Народное зодчество вообще, а северное в особенности, никогда не разделяло архитектуру жилой среды на “пользу” и “красоту”. Единство функционального и эстетического начал в формировании жилища в суровых условиях Севера вытекает из самого принципа зарождения и развития народных архитектурно-художественных традиций под влиянием всей системы формообразующих факторов – природно-климатических, социально-экономических и технико-экономических. Любое принципиальное решение в создании архитектурно-художественных форм жилой среды, прежде чем стать традиционным, должно было пройти отбор на жизнеспособность, на соответствие условиям внешней среды, труда, быта, национальным представлениям народа, техническим возможностям и эстетическим закономерностям.

Основные эёлементы архитектурно-художественного решения жилого дома сочетали в себе функциональную целесообразность, техническое совершенство и художественную выразительность. Так, высокое крыльцо в северорусском доме, функцией которого было предохранение входа от неблагоприятных воздействий природной среды (снег, дождь, ветер и т.п.) – один из главных элементов художественной композиции фасада. Художественная обработка деталей крыльца подчеркивала несущее значение элементов и придавала выразительность и строгость всему сооружению. Важные в функциональном отношении детали крыши – “охлупень” и “курица” имели богатую пластическую форму, выражавшую их назначение и обогащенную декоративными элементами. То же можно сказать о кронштейнах и водотоках северорусского жилого дома. Как правило, украшение северного жилища осуществлялось посредством художественного выявления назначения (функции) основных конструктивных элементов как в северорусском жилом доме, так и в стационарном жилище народностей Севера.

Хозяйственные постройки решались значительно строже и лаконичнее, чем жилые дома, что отражало их подсобную функцию. Подпорные стенки (“обрубы”), изгороди, ворота, лестницы и другие малые архитектурные формы северорусского села сочетали функциональное назначение с простой, но выразительной художественной формой.

Индивидуальность архитектурного облика отдельного здания при типизации общего объемного решения – отличительная черта народного зодчества. Жилище северорусских селений, имеющее в своей основе ограниченное число основных типов жилых домов, отличается большим разнообразием за счет использования различных композиционных и художественно-декоративных приемов сочетания отдельных элементов. Из типовых по существу деталей (бревно, брус, тес, скульптурные элементы и резьба) народные мастера создавали на основании традиционной (типовой) схемы объемно-планировочного решения жилого дома яркие, запоминающиеся образцы северного жилища.

Внутри одного района или поселения, где дома обычно строились на основе строго канонизированных типовых схем (определенный тип объемно-планировочного и конструктивного решения, ограниченное число архитектурных деталей, традиционный характер декора), индивидуальный характер архитектурно-художественного облика жилого дома достигался разнообразием пропорций, вариабельностью в сочетании элементов декора, свободой в применении различных выразительных средств. Эта особенность северного народного зодчества весьма важна для современных условий, когда сельское стационарное строительство на Севере все больше переходит в сферу индустриального производства.

Психологическая потребность жителей Севера в ощущении повышенной надежности жилища, его способности защитить человека от непогоды выразилась в создании специфического северного образа жилого дома с простым, но выразительным архитектурно-художественным решением его фасадов. Малое количество архитектурных деталей, являющихся обычно художественно обработанными конструктивными элементами, не разрушая целостности всего объема, придает облику северного дома строгую монументальность. Не расчлененная мелкими деталями плоскость бревенчатой стены создает ощущение защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, повышает психологический комфорт жилища. Эти принципы неукоснительно соблюдались как в северорусском жилом доме, так и в жилище коми, карелов, хан-тов, якутов и других народов и народностей.

В условиях современного индустриального сельского строительства на Севере, когда ограниченная архитектурная пластика является специфическим требованием к проектным решениям для данного района, эти особенности народного зодчества приобретают весьма важное значение. Они помогают наметить пути создания выразительного архитектурно-художественного образа северного жилого дома на основе ограниченного числа несложных по форме архитектурных деталей серийного изготовления.

Народное зодчество Севера активно использует цвето-фактурные свойства дерева – основного строительного материала, применявшегося на Севере. Этот материал, легко поддающийся обработке, прочный и обладающий богатыми художественно-выразительными возможностями, применялся в народном зодчестве с исключительным мастерством и как конструкционный, и как отделочный. Из него изготавливались и мощные стены жилого дома, и обработанные резьбой архитектурно-конструктивные детали. При этом грубая фактура стены резко отличалась от художественно обработанных элементов, усиливала ощущение прочности и надежности жилища. Это впечатление усиливал и мадонасыщенный, “тяжелый” цвет дерева, приобретаемый им со временем под действием атмосферы и осадков. Как отмечают современные исследователи, слабо насыщенные цвета кажутся “тяжелее” более насыщенных, цвета с грубой фактурой – “тяжелее “цветов с гладкой поверхностью.

В настоящее время дерево является наиболее перспективным материалом для сельского жилищного строительства на Севере.

В силу особых природно-климатических условий Севера народными мастерами применялись в основном выразительные средства, способствующие обогащению силуэта зданий, — скульптура, прорезная резьба. Скульптурная обработка деталей крыши подчеркивала их значение в ее конструкции. Конец “охлупня” обрабатывался обычно в виде головы коня или оленя (в последнем случае на “охлупне” часто укреплялись оленьи рога); “курицы” оформлялись в виде головы птицы или коня. Эти скульптурные изображения хорошо читались на фоне неяркого северного неба, обогащая силуэт постройки.

Большое количество пасмурных дней, низкое стояние солнца, рассеянное освещение зимой, наличие метелей и туманов делали нецелесообразными применение богатой пластической проработки фасадов и использование чрезмерно усложненных силуэтных решений. Из декоративных средств оформления фасадов применялась чаще всего лаконичная и достаточно схематичная прорезная резьба (наличники, причелины, ставни), рассчитанная также на силуэтное восприятие.

Введение цвета на фасаде и в интерьере северорусского жилого дома было вызвано желанием “утолить цветовой голод”, характерный для длительной зимы на Севере.

Необходимость изучения народного строительного опыта и использования прогрессивных народных традиций в современном сельском строительстве неоднократно подчеркивали многие исследователи истории и теории архитектуры и архитекторы-практики. Рассмотрев основные архитектурно-художественные традиции, сложившиеся в сельском стационарном жилище на Севере СССР, можно с уверенностью констатировать, что наиболее органичные из них, наиболее прогрессивные не утеряли своего значения и сегодня и должны бьггь учтены в современном проектировании и строительстве.



Жилище севера - Прогрессивные традиции в народном жилище и их учет в современном проектировании

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Жилище севера"