Категория: Столярные работы

Прозрачная отделка

Вощение

Вощение заключается в нанесении на поверхность древесины и натирании восковых мастик или вакс. Так как восковая мастика является хорошим порозаполнителем, то при отделке воском порозаполнители не применяются. Вощение производят после того, как поверхность вполне подготовлена — зачищена, отшлифована и освобождена от ворса.

Вощение производят остывшим составом воска. Если его наносить на древесину горячим, то могут появиться пятна. Состав наносят на древесину с помощью жесткой и короткой щетинной кисти. Покрывать древесину надо равномерно, так чтобы не оставалось пропущенных мест и слой воска был всюду одинаковой толщины. Покрытые поверхности просушивают при температуре 18ч-20° в течение 24 час., чтобы состав впитался в древесину. По окончании сушки поверхность изделия становится матовой и ее растирают суконкой до получения равномерного блеска. Суконка сначала сильно прилипает к поверхности из-за налипшего на нее воска. Но, когда воск сотрется, она станет совсем чистой и будет двигаться свободно.

Поверхность вначале будет тусклой и грязноватой, а затем станет чистой, лоснящейся и на свету будет давать ровный блеск. Растирание не прекращают до тех пор, пока поверхность не станет совершенно сухой. Когда восковой слой будет окончательно растерт, изделие оставляют до тех пор, пока впитавшийся растворитель не улетучится.

Чтобы закрепить полученный от воска глянец и сделать отделку более устойчивой и прочной, изделие покрывают лаком, разведенным политурой в соотношении 1:1.

Восковая отделка сравнительно легко повреждается, но также легко восстанавливается протиранием поврежденного места суконкой или ветошью.

Восковая отделка отличается мягким, нежным глянцем и особенно часто применяется при отделке мебели из пористых пород (дуба, ореха).

Лакирование

Лакирование спиртовыми лаками. Спиртовые лаки состоят из естественных смол. Пленкообразующей частью спиртовых лаков является смола, а растворителем или летучей частью — этиловый спирт (сырец). Пленка лака прозрачная, гладкая на ощупь, эластичная, светостойкая, хорошо прилипает к древесине и не скрывает ее текстуры. При нагревании до +50° пленка не должна давать отлипа и стираться при сильном трении пальцем.

Изделия лакируют в узлах, деталях или в собранном виде. Лакируемые поверхности рекомендуется располагать горизонтально. Ручное лакирование производят ватным тампоном в хол-щевой или полотняной оболочке. На подготовленную, хорошо просушенную и протертую от пыли поверхность наносят лак вдоль волокон, без потеков, в одном направлении. После израсходования лака его вновь наливают внутрь тампона. Макать тампон в лак не следует. После нанесения первого покрытия поверхность просушивают в течение 2 час.

После просушки первый слой лака шлифуют мелкой шкуркой № 180—220 до полной гладкости.

Очистив от пыли, поверхность снова покрывают лаком (менее густым) и после просушки прошлифовывают пемзовым порошком с водой или керосином. Шлифование пленок спиртовых лаков должно быть легким, так как они очень тонки.

Третье покрытие делают еще более тонким слоем лака.

Лакированная поверхность должна быть гладкой с равномерным глянцем.

Дефекты, встречающиеся при лакировании, следующие:
1) полосы на поверхности изделия — появляются чаще всего вследствие применения излишне густого лака;
2) потеря глянца — причиной является недостаточная выдержка изделия между отдельными операциями;
3) растрескивание пленки — появляется вследствие повышенной влажности древесины или недостаточной эластичности лака;
4) отслаивание пленки — наблюдается в результате непрочного сцепления порозаполнителя с древесиной;
5) неравномерный глянец пленки —появляется вследствие неравномерного покрытия и заполнения пор.

Исправлять дефекты нанесения лака надо сразу же, пока слой лака не сгустился или окончательно не высох.

Лакирование масляными лаками. Масляные лаки представляют собой растворы смол в высыхающем масле или олифе. Лучшим считается лак, имеющий в своем составе копаловые смолы, худшим — имеющий в своем составе канифоль.

Процесс образования пленки в масляных лаках отличается от процесса образования пленок в спиртовых и нитроцеллюлоз-ных лаках. Он. является результатом химических процессов твердения масляной пленки при соприкосновении с кислородом воздуха, а не простого испарения растворителей, как в спиртовых и нитроцеллюлозных лаках. Поэтому срок высыхания масляных лаков колеблется от 8 до 48 час. и более. Для ускорения высыхания масел в состав масляных лаков вводят сиккативы.

Масляные лаки наносят на поверхность за три или четыре раза.

Первый слой лака наносят на поверхность, предварительно протертую замшей от пыли или обдутую воздухом. Нанесение лака производят щетинной кистью или пистолетом-распылителем равномерно по всей поверхности изделия. Излишки лака и потеки собирают кистью в отдельную посуду и производят растушевку лака кистью на обнаженных местах поверхности.

Первый слой лака просушивают до тех пор, пока пленка не будет иметь отлипа.

После высыхания лаковый слой шлифуют шкуркой № 140. На всей поверхности, не задевая кромок, шлифование производят вдоль волокон древесины плавными движениями, слегка нажимая на поверхность. Пыль после работы удаляют хлопчатобумажными тряпками.

Перед нанесением второго слоя лака поверхность также протирают от пыли замшей или обдувают воздухом. Второй слой лака наносят так же, как и первый. Затем его хорошо просушивают и шлифуют. Перед шлифованием поверхность смачивают водой и посыпают порошком пемзы. Шлифуют суконкой или фетром, плавными движениями без усилия, периодически очищая шлифуемую поверхность губкой, смоченной водой. После шлифования остатки шлифуемого материала удаляют влажной губкой и протирают поверхность насухо замшей.

Просохшую поверхность покрывают третьим слоем лака, который сушат и шлифуют, как второй слой.

Поверхность, высохшую после шлифования третьего слоя лака, располировывают для удаления следов шлифования и получения гладкой поверхности с зеркальным блеском. Располи-ровку производят тампоном, смоченным спиртом. На тампон наносят немного масла. Нанесение масла повторяют для каждой новой порции спирта, налитой в тампон.

Располировку производят вручную кругообразными движениями, обращая внимание на то, чтобы один след тампона частично перекрывал предыдущий. Эту операцию повторяют 2—3 раза.

После располировки следы масла удаляют, протирая поверхность мягкой чистой фланелью, и изделие просушивают.

Лакирование нитроцеллюлозными лаками. Нитроцеллюлозные лаки, или нитролаки, представляют собой растворы нитроцеллюлозы в органических растворителях. Для придания лакам эластичности, прочности, блеска и других свойств в раствор добавляют смолу и другие органические вещества.

Процесс высыхания нитролаков происходит путем непосредственного испарения летучих растворителей. Нелетучие компоненты (нитроцеллюлоза, смолы, пластификаторы и пигменты) остаются на поверхности и образуют твердую и эластичную пленку.

Растворителями для нитролаков служат спирты, эфиры и т. п. Для растворения нитроклетчатки1 обычно применяют смесь из нескольких растворителей. При этом качество лака получается значительно лучше, так как испарение растворителей’ из сырой лаковой пленки происходит равномернее.

Наиболее распространенным лаковым растворителем является ацетон. Он смешивается с водой, спиртом и эфиром, хорошо растворяет нитроклетчатку и дает с ней маловязкие растворы, что позволяет получать сразу достаточно толстую пленку.

Разбавителями нитролаков служат жидкости, которые не растворяют нитроклетчатку, а лишь разбавляют раствор, понижая его вязкость. Разбавители позволяют уменьшить расход дорогостоящих растворителей. Наиболее распространенными и дешевыми разбавителями являются бензол, толуол и бутиловый спирт.

Вводимые в нитролаки вещества, смягчающие лаковую пленку, называются пластификаторами. Без них пленка лака часто покрывается сетью трещин. В качестве пластификатора может быть использовано касторовое масло.

Нитролак наносят на поверхность, загрунтованную специальной грунтовкой. Температура рабочего помещения должна быть не ниже +18° при максимальной относительной влажности воздуха не выше 60%. Влажный и холодный воздух может вызвать замедление сушки и побеление лакированной поверхности, а в дальнейшем быстрое отслаивание лаковой пленки.

При лакировании нитролаками высококачественной мебели на подготовленную и очищенную от пыли поверхность наносят пистолетом-распылителем три-четыре перекрестных покрытия. После каждого из первых трех покрытий производят сушку поверхности в течение одного часа. После первого покрытия и сушки поверхность шлифуют шкуркой № 120—140.

После четвертого покрытия поверхность выдерживают в течение 24 час., после чего производят мокрое шлифование шкуркой № 150—180. При шлифовании мокрым способом обрабатываемую поверхность и шлифовальную шкурку обильно смачивают керосином или бензином-растворителем. Шлифование производят на полировальной машине до получения равномерно матовой поверхности. Шлифованную поверхность тщательно протирают сухой мягкой чистой ветошью.

Перед располировкой поверхность еще раз тщательно протирают. Располировку производят тампоном, слегка смоченным в смеси этилового спирта ректификата крепостью 90° и растворителя № 646 (1:1). Работу ведут быстрыми круговыми движениями последовательно по всей поверхности.

Для получения глянца поверхность, покрытую нитролаками и располированную, обрабатывают 5—8-процентной спиртовой шеллачной политурой, без пемзы, с ограниченным применением масла. Операцию производят в два приема с промежутком во времени между ними. Заканчивают глянцевание обезжириванием пленки спиртом.

Заключительной операцией отделки является освежение поверхности чистым этиловым спиртом ректификатом крепостью 90° или сильно разбавленной политурой без масла.

Лакирование терпентино-коллоксилиновы-м и лаками. За последнее время для отделки мебели применяют новые лаки и политуры: терпентино-коллоксилиновые, или, как их сокращенно называют, ТК. Пленкообразующей частью лаков ТК являются лесохимические смолы и коллоксилин (нитроцеллюлоза), которому специальной обработкой придано свойство растворяться в спирте. Благодаря этому пленки лаков ТК легко полируются с помощью политур и спирта.

В зависимости от марки лаки ТК несколько отличаются по составу пленкообразующей части и главным образом по составу растворителей.

Лак ТК-3 пригоден для отделки высококачественной мебели. Его можно наносить как на негрунтованную, так и на загрунтованную масляными, казеиновыми и казеино-канифольными грунтовками поверхность древесины. Его нельзя наносить на поверхность, загрунтованную воском или его заменителями.

Разбавлять лак ТК-3 растворителем не нужно, так как он имеет рабочую вязкость ( в случае необходимости можно разбавлять обычным растворителем № 646 и др.).

Пленку лака ТК-3 можно полировать (после выравнивания поверхности мокрым шлифованием) политурой ТК-1 или спиртом. Полирование выполняется только с применением вазелинового масла теми же приемами, что и при полировании шеллачной политурой (см. ниже).

Лак ТК-2 предназначен для отделки мебели вместо несветостойкого идитольного лака и может также применяться в качестве грунта под полирование для высококачественной мебели.

Режимы применения лаков ТК весьма сходны с режимами отделки нитролаками.

Политура ТК-1 применяется для полирования мебели как заменитель шеллачной политуры в качестве грунта под шеллачную политуру и для полирования покрытий лаком ТК-3 и ТК-2. Перед употреблением политуру ТК-1 разбавляют этиловым спиртом до рабочей густоты.

Новые материалы для лакирования поверхностей. В настоящее время для промышленного освоения рекомендуется ряд новых отделочных материалов.

Лак мебельный НЦ-312 ВТУ наносят по грунту (порозапол-нителю КФ-1) путем распыления двумя перекрестными слоями с последующей располировкой распределительной жидкостью и нитрополитурой НЦ-314. Новый лак отличается от существующих нитролаков (№ 754) значительно более светлым цветом пленки.

Разравнивающая и полировочная жидкости сообщают лакированной поверхности хороший глянец. Для разравнивания и полирования нитролаковых покрытий применяют разравнивающую жидкость РМЕ и полировочную жидкость № 18, не содержащие пленкообразующих веществ (табл. 11).

Для разравнивания покрытия пользуются ватным тампоном, обернутым стираной льняной тканью. Растиранием достигается полное уничтожение следов шагрени, волнистости и других неровностей. Между разравниванием и полированием рекомендуется выдерживать изделие в течение 24—48 час.

Жидкостью № 18 полируют как вручную, так и на плоско-полировальных машинах.

Полиэфирные мебельные лаки также относятся к числу новых отделочных материалов. Они отличаются от обычно применяемых мебельных лаков высоким содержанием пленкообразующего вещества (85—95%), что позволяет значительно снизить расход лака на 1 м2 поверхности, ограничиться однократным нанесением лака и снизить трудоемкость отделочных работ.

Пленки полиэфирных лаков отличаются блеском, твердостью, светостойкостью, они не портятся от увлажнения и температурных колебаний.

Полиэфирные лаки наносят на поверхность, находящуюся в горизонтальном положении.

Лак состоит из двух компонентов: первый из них представляет собой раствор смолы с добавкой ускорителя, второй — катализатор с небольшим количеством растворителя. Компоненты лака смешивают непосредственно перед употреблением.

Механизированное лакирование деталей мебели

В настоящее время в практике мебельной промышленности появился новый способ механизированной отделки изделий лаком. Он заключается в том, что лак наносят на отделываемую поверхность не череа пульверизатор, а струей, вытекающей через-щелеобразное отверстие. Струя образует завесу, через которую-пропускают отделываемую деталь. Специально сконструированные-для этой цели станки обеспечивают высококачественную отделку щитовых деталей мебели.

Расход лака при отделке этим способом значительно сокращается, так как сохраняется часть лака, обычно уносимого распылением.

Станок для отделки струей лака (рис. 245) имеет разливочный резервуар, в который лак накачивается насосом через фильтр. В нижней части резервуара расположено щелеобразное отверстие для подачи лака. Часть лака, не попавшая на поверхность детали, стекает по наклонному желобу снова в бак.

Ширина прорези может регулироваться от 0,1 до 5 мм. Скорость подачи детали от 40 до 120 м/мин.

Рис. 1. Станок для отделки деталей мебели струей лака: а — общий вид: 1 — станина, 2— рабочий стол; б — нанесение струи лака на плоские детали: 1 — обрабатываемый щит, 2 — разливочный резервуар, 3 — место щели разлива лака

К лаконаносящему оборудованию следует отнести также вальцовые агрегаты для нанесения лака на изделия и детали с плоскими поверхностями. По принципу действия такие станки весьма сходны с клеенамазочными агрегатами, оснащенными дозирующими вальцами.

Обрабатываемое изделие проходит между двумя парами вальцов, где на него наносятся последовательно два слоя лака на лицевую поверхность и один слой на нелицевую поверхность. После каждого покрытия изделие попадает в промежуточную сушилку, где в течение одной минуты нанесенная пленка подсыхает.

Весь процесс осуществляется автоматически, за исключением загрузки агрегата и выгрузки готовых изделий. Каждый слой лака имеет толщину от 100 до 200 мк. Скорость продвижения изделия 4 м/мин.

Полирование

Полирование поверхности применяется для отделки высококачественной мебели. В результате полирования поверхность приобретает устойчивый зеркальный блеск. При этом выявляются цвет и текстура древесины.

Сущность полирования заключается в постепенном многократном нанесении на поверхность древесины тончайших слоев политуры. Политура представляет собой спиртовый раствор пленкообразующей смолы. Лучшей считается шеллачная политура. Она дает возможность получить пленку, обладающую высокой эластичностью, светостойкостью и способностью к полированию.

Полирование поверхности производится с помощью тампона, который делают из мягкой шерстяной ткани (иногда комка шерсти или ваты). Тампон обертывают старым стираным полотном. При работе правильно пропитанным тампоном на полируемой поверхности вслед за ним образуется быстро исчезающий тонкий мазок (лас) высыхающей политуры. Если мазок не высыхает моментально или получается жирным с мелкими пузырьками, значит, в тампоне слишком много политуры. Полировать таким тампоном нельзя.

По мере высыхания тампона нажим на него несколько увеличивают. Когда на поверхности уже не появляется видимого мазка, в тампон добавляют политуру. Тампон наполняют, наливая небольшое количество политуры на верхнюю поверхность внутреннего комка шерсти или ваты. После наполнения тампона обязательно делают пробный лас.

Полирование ведется на столе при устойчивом горизонтальном положении детали или узла.

Процесс полирования состоит из четырех основных операций: грунтования, первого, второго и третьего полирования.

Равномерный зеркальный глянец на полируемой поверхности получается при нанесении на нее пленки политуры одинаковой толщины. Это достигается в основном правильным движением тампона при полировании.

При грунтовании пользуются круговыми движениями; при первом полировании — зигзагообразными с возвратом в исходное положение через зигзаги по прямой; при втором полировании— также зигзагообразными с возвратом через зигзаги круговыми движениями; при третьем полировании пользуются движениями в виде продольных и поперечных восьмерок. При движении тампона ласы должны тесно примыкать друг к другу или частично перекрывать один другой.

Грунтование выполняют обычно более густой политурой с содержанием смолы, равным 10%. Первое и второе полирование выполняют более жидкой, 8-процентной, политурой, а последнее, третье, полирование 5—7-процентной политурой.

В соответствии с этим меняется и теми движения тампона и нанесения ласов. Грунтование производится более спокойными, замедленными движениями, первое и второе полирование — в более быстром темпе. Еще выше темп работы восьмерками при третьем полировании.

Для того чтобы тампон лучше скользил по полируемой поверхности, на его рабочую поверхность наносят две-три капли вазелинового, парафинового, льняного или подсолнечного масла. Однако масла следует применять как можно меньше, так как от него полированная поверхность теряет блеск. Им следует пользоваться тогда, когда начинает чувствоваться некоторая затруднительность в скольжении тампона.

Между отдельными операциями полирования поверхности подвергают длительной выдержке. При следующей операции первые два прохода тампоном надо делать без масла, чтобы создать прочную связь наносимых слоев с ранее нанесенными.

Полирование следует производить без отрыва тампона от полируемой поверхности. Вынужденные отрывы или накладыва- ‘ ние тампона делают скользящими движениями, иначе на поверхности появятся ожоги. Ожогами называются пятна, образуемые вследствие растворения уже затвердевшей пленки излишками политуры, нанесенной при последующем полировании. Ожоги появляются и при остановках тампона на полируемой поверхности, и при сильных нажимах на тампон.

Рис. 2. Схема движения тампона при полировании: а — при грунтовании, б — при первом полировании. в — при втором полировании, г — при третьем полировании

Грунтование производят вначале чистой политурой, а затем с припудриванием поверхности древесины или поверхности тампона пемзовой пудрой, которая способствует более быстрому заполнению пор древесины. Пудру насыпают в мешочек из тонкой плотной ткани, через стенки которого и производят припудривание. Грунтование ведется до полного закрытия пор и до появления блеска. Загрунтованную поверхность после просушки шлифуют шкуркой № 325—400 или пемзовым порошком с льняным маслом.

Завершающей операцией при полировании является удаление масла — выполировка. Выполировку производят этиловым спиртом чистым или с добавкой венской извести (обожженный доломит). Выполировкой удаляют с поверхности следы масла и окончательно выравнивают пленку. Операцию производят быстро, преимущественно восьмерками.

При большом объеме работ для отделки полированием гладких щитовых поверхностей пользуются плоскополировальными станками.

Плоскополировальный станок ППЗ предназначен для полирования плоских изделий. На станке можно производить также заполнение пор и нанесение первого слоя — грунта.

Станок состоит из станины, стола, верхних бабок с приводом продольной подачи, рабочей головки, зажимного приспособления, пневмооборудования, электрооборудования, конечных выключателей и пульта управления.

Станина станка сборная, состоит из левой и правой тумб, установленных на общей плите. На тумбах имеются вертикальные направляющие, по которым перемещается стол. На левой тумбе находится привод подъема стола с маховичком для точной установки стола по высоте.

В верхней части левой тумбы установлен пульт управления.

Рабочий стол состоит из деревянных брусков, оклеенных сверху сукном. Механическое перемещение стола при поперечной подаче осуществляется от электродвигателя. Ручное перемещение осуществляется с помощью рукоятки.

Верхние бабки соединены между собой швеллерами. В левой бабке находится привод продольной подачи рабочей головки, состоящий из электродвигателя, клиноременной передачи, червячного редуктора и цепной передачи. В правой бабке расположена натяжная звездочка.

Рабочая головка представляет собой двухсторонний редуктор, выходной вал которого является шпинделем. Вращение от электродвигателя передается через предохранительную фрикционную муфту и две пары шестерен. На шпинделе крепятся салазки, по которым перемещается тампон и противовес.

Рис. 3. Станки для полирования: 1 — станина, 2 — механизм подъема стола, 3 — подъемный стол, 4 — деревянные бруски, оклеенные сукном. 5 —каретка, 6 — направляющие каретки, 7 — цепная передача, 8 — рабочая головка, 9 — тележка, 10 — электродвигатель 11 — спиральная пружина, 12— баллоны для полировочной жидкости, 13 — ручной механизм подъема головки; б — ротационный полировальный ГРС: 1 — станина, 2 — суппорт, 3 — полировочный диск, 4 — рабочий стол; в — ленточный станок для мокрого шлифования полируемых щитов; 1 — станина, 2 — кожух, ограждающий шкив, 3 — рабочий стол, 4 — обрабатываемый щит, 5 — кнопочное управление

Для создания определенного давления тампона на изделие на головке установлен пневмоцилиндр.

Подъем тампона осуществляется пружиной. На головке установлен бачок для политуры и других жидкостей. Управление подачей жидкости осуществляется дистанционно с пульта управления. Политура подается в тампон по трубке через стакан.

Зажимное приспособление станка состоит из двух пневмо-цилиндров, на штоках которых установлены упоры, и двух переставных упоров.

Пневматическое оборудование состоит из трех цилиндров одностороннего действия. Давление воздуха в цилиндрах 4—6 ат.

Для получения высококачественной поверхности изделия и равномерной ее тональности в станке предусмотрены три различных автоматических цикла движения стола и рабочей головки— в виде зигзага, сетки и рамки для обработки краев изделия.

Плоскополировальная машина в 5—6 раз производительнее ручного полирования.

В зарубежной практике недавно появились ротационные полировальные станки (рис. 247, б) для механического полирования лаковых покрытий, нанесенных на предварительно шлифованную до зеркального блеска поверхность. Шлифование производят мокрым способом специальными мастиками с тончайшими частицами абразива. Мокрое шлифование выполняется на специальных шлифовально-ленточных станках (рис. 3, в).

Отделочные процессы в производстве мебели сопряжены со значительными затратами времени на сушку и выдержку отделываемых поверхностей после нанесения того или иного покрытия. В массовом механизированном производстве мебели это требует значительных производственных площадей, специального оборудования в виде сушильных и вентиляционных устройств.

Продолжительность промежуточной сушки и выдержки создает-особые затруднения при автоматизации отделочных процессов. В связи с этим дальнейшее развитие отделочных процессов в мебельном производстве идет по пути сокращения подготовительных операций: грунтования и порозаполнения; сокращения числа наносимых слоев отделки за счет применения лаков с повышенным содержанием пленкообразующих веществ и повышения толщины разового покрытия. Кроме того, применяют наиболее совершенные способы сушки, например сушку инфракрасными лучами, предварительный (перед нанесением на поверхность) подогрев лака или отделываемой поверхности. Поэтому современные процессы отделки мебели составляются с учетом всех возможностей, способствующих сокращению цикла отделки.



Столярные работы - Прозрачная отделка

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Столярные работы"