Категория: Деревянные конструкции

Рамы

Рамы состоят из горизонтальных или наклонных элементов — ригелей и вертикальных — стоек. Благодаря совместной работе этих элементов значительно снижается изгибающий момент в ригеле, что позволяет увеличить пролет конструкций до 18—24 м. Соединение ригеля со стойкой может быть неподатливым (при использовании дощатых гнутоклееных и клееных фанерных рам) или относительно податливым (при использовании дощато-гвоздевых или сборных рам из прямолинейных клееных дощатых и фанерных блоков). Рамы работают преимущественно как трехшарнирные конструкции. Их собирают из двух Г-образных частей или из четырех прямых блоков, более транспортабельных, чем Г-образные.

Дощато-гвоздевые рамы двутаврового сечения (рис. 1) имеют перекрестную сплошную стенку, обрамленную поясами из досок или брусьев и усиленную ребрами жесткости. Для повышения жесткости карнизного узла к наружным кромкам ригеля и стойки крепят на шурупах стальные полосы, через которые передается часть растягивающих усилий. Растягивающие усилия также воспринимаются диагонально поставленными ребрами, скрепленными с верхним и нижним поясами. В коньковом узле Г-образные элементы соединяют парными накладками, а торцы ригелей во избежание обмятия древесины обшивают стальными полосами или заключают в стальные скобы.

Рис.1. Схемы дощато-гвоздевых рам двутаврового сечения

Клееные сборные дощатые рамы собирают из четырех блоков (рис. 2, а), в карнизном узле скрепляют швеллерами и парными деревянными схватками на болтах. Швеллеры воспринимают растягивающие усилия в узле, а схватки — сжимающие. Ригели и стойки имеют переменное сечение с учетом изменения величины изгибающего момента. В коньковом узле рамы скрепляют деревянными парными накладками. Собирают рамы на строительной площадке.

Применяют также рамы из прямых клееных блоков, скрепленных в карнизном узле накладками из бакелизированной или водостойкой фанеры. Их соединяют водостойкими клеями, прижимают винтовыми или гидравлическими ваймами и дополнительно крепят винтами или шурупами. На строительстве такие рамы поступают в виде Г-образных блоков. В связи с недостаточной жесткостью накладок и возможностью неплотной подгонки их к боковым поверхностям блоков карнизное сочленение может быть слабым местом конструкции, что следует учитывать при транспортировании и монтаже.

Рамы из прямолинейных блоков с жестким карнизным узлом. Блоки соединяют на клею зубчатым шипом (предложение лаборатории деревянных конструкций ЦНИИ строительных конструкций).

Рис. 2. Схемы трехшарнирных клееных дощатых рам а — из четырех блоков на парных схватках с подкосами; б — из двух блоков со стойками из целых или клееных брусьев; / = 18 м ких вайм. Получение таких соединений возможно только в заводских условиях при строгом контроле точности вырезки шипов, подгонки блоков, усилий запрессовки, режимов склеивания и т.п.

Блоки в карнизном узле также соединяют при помощи выпусков стальной арматуры, вклеенной в дощатые пакеты. При возведении сооружений, к конструкции которых не предъявляют особых эстетических требований (складов, навесов и т.д.), стойки сборных рам дополняют подкосами (рис. 2, б), а для уменьшения изгибающего момента в ригеле делают карниз.

Складывающиеся рамы предназначены для быстрого монтажа и транспортирования в отдаленные районы. При поворотном устройстве карнизного узла (рис. 3, а) ригель расчленен на две ветви, между которыми помещается стойка, удерживаемая болтом. В рабочем положении стойка закрепляется нагелями, в транспортном — заводится в просвет между ветвями ригеля. По другому варианту стойка, поворачиваясь на шарнире, складывается с ригелем, в рабочем положении закрепляется при помощи металлических стержней, вклеенных в блоки (рис. 3, б).

Рис. 3. Схемы складывающихся рам а — с центральным болтом и нагельным креплением карнизного узла; б — с неразъемным боковым шарниром и креплением карнизного узла на вклеенных стержнях; 1 — рамы в транспортном положении; 2 — центральный болт; 3 — вклеенный стальной стержень; 4 — неразъемный шарнир

Гнутоклееные рамы. Монолитная конструкция узла получается при изготовлении гнутоклеенных блоков (рис. 4, а). В месте перехода от ригеля к стойке доски изгибают по малому радиусу, поэтому толщина досок должна быть не более 19 мм. В этом же месте блок наиболее нагружен, поэтому сечение делается мощным, для чего наслаивается много досок. Расчетное постепенное уменьшение высоты сечения в направлении от карниза к коньку и от карниза к пяте достигается укладкой разных по длине досок и опиливанием кромок блока со стороны, на которой образовались уступы. Для упрощения Технологии изготовляют гнутоклееные блоки с одним уступом — при переходе от карниза к ригелю (рис. 4, б). Сохранение постоянной высоты сечения рам в месте перехода от ригеля к стойке может быть достигнуто армированием зоны карнизного узла гибкой арматурой. Этот прием поаволяет уменьшить высоту сечения в месте перехода на 20—25% и сократить расход древесины и клея на 15—20%.

Клееные фанерные рамы двутаврового и коробчатого сечения (рис. 5) могут иметь монолитное и сборное решение карнизного узла. При монолитном узле (рис. 5, а) пояса ригеля и стойки рам двутаврового сечения соединяют на клею при помощи гнутых вставок, изготовленных из шпона, или тонких досок. Концы вставок сращивают с поясами зубчатым шипом.

Рис.4. Схемы гнутоклееных трехшарннрных рам а — с опиленными кромками ригеля и стойки; б — с уступом в ригеле

Для облегчения таких конструкций среднюю часть ригелей делают из балок с волнистой фанерной стенкой. Остальная часть и стойки имеют коробчатое сечение. Стальные арматурные стержни, служащие для передачи усилий с ригеля на стойку, вклеены эпоксидным клеем в пазы наружного пояса рамных блоков.

Рис.5. Схемы клееных фанерных рам а — двутаврового сечения с монолитным карнизным узлом на гнуток-лееных вставках из шпона; б — двутаврового коробчатого сечения со сборным карнизным узлом на вклеенных стержнях; в — коробчатого сечения

В рамах коробчатого сечения (рис. 5, в) карнизный узел, как правило, конструируется монолитным. Рамы пролетом 9— 15 м состоят из брусчатого или клееного реечного каркаса, обклеенного с боковых сторон водостойкой фанерой толщиной 6—12 мм. При наклейке фанеры в зоне карнизного узла стыки располагают возможно дальше от его середины, а волокна рубашек направляют вдоль ригеля. В коньке рамы соединяют потайным болтом, а при пролетах 15 м и более — парными накладками на болтах. В пятах рамы опираются на стальные сварные башмаки, закрепленные в бетонных фундаментных подушках. Клееные фанерные рамы применяют для покрытия складских зданий, птичников, клубов, ремонтных местерских.



Деревянные конструкции - Рамы

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Деревянные конструкции"