Ремонт водопроводной сети
Ремонт водопроводной сети, как правило, всегда связан с отключением отдельных линий трубопроводов за счет перекрытия соответствующих задвижек в колодцах.
Задвижки при выключении трубопроводов должны перекрываться без гидравлических ударов. Причем, перекрытие начинают с задвижек большего диаметра. Часто после перекрытия поступление воды по трубопроводу не прекращается. Причина — неплотно перекрыты задвижки (нарушение их герметичности) .
При ликвидации повреждений успешно используются надувные резиновые камеры для перекрытия трубопроводов больших диаметров (500—900 мм). Это дает возможность сэкономить питьевую воду и сократить время производства работ.
При ликвидации небольших повреждений на водопроводных сетях используются разъемные и разборные дубль-муфты.
На рис. 1, а показано восстановление повреждения чугунных труб разборной дубль-муфтой. Место перелома вырубывают, поочередно в две стороны трубопровода заводят разборную дубль-муфту и собирают на фланцевом соединении. Места стыков зачеканива-ют. Диаметр дубль-муфты подбирают так, чтобы зазор между ней и наружной стенкой трубопровода был не менее 20—25 мм на сторону. Разборные дубль-муфты изготовляют из стальных труб, они могут применяться для ремонта чугунных водопроводных труб любого диаметра.
Для устранения аварии на чугунных тройниках диаметром 50…300 мм вследствие обрыва бокового фланца изготовляют специальный завальцованный патрубок с фланцем согласно размерам тройника. Устраняют аварию непосредственно в водопроводном колодце без ведения земляных работ.
Для ускорения ликвидации аварий на железобетонных напорных трубопроводах в Черкасском ПУВКХ разработаны и изготовлены в мастерских стальные вставки для замены вышедших из строя железобетонных труб диаметром 500… 1000 мм. Вставка состоит из стальной трубы диаметром, соответствующим диаметру железобетонной трубы, раструба, надвижного втулочного конца и винтов. Применение вставок позволяет производить замену вышедших из строя железобетонных труб на 1,5—2 ч.
Для устранения средних и крупных аварий необходимо после отключения трубопровода быстро его опорожнить. Однако не всегда на отключенном участке имеется выпуск для сброса воды, а если он и имеется, то самотечное опорожнение трубопроводов больших диаметров затягивается на продолжительный срок. В этом случае используется аппарат воздушно-плазменной резки металла «Киев-4». Этим аппаратом в любом месте трубопровода, не ожидая сброса давления, вырезают окно и, вставив в него всасывающие шланги насосов, быстро откачивают воду.
Максимальная толщина разрезаемого металла 60 мм, скорость резания — до 4 м/мин. Аппарат воздушно-плазменной резки смонтирован в кузове автомобиля ГАЗ-бЗА.
Причиной аварий на водопроводных сетях является также выход из строя запорно-регу-лирующей арматуры, в частности задвижек. При длительной эксплуатации их грани квадрата штока управления задвижкой изнашиваются, в результате чего диски задвижки паДа-ют. Извлечение их из корпуса задвижки всегда связано с определенными трудностями, а следовательно, и с продолжительным нарушением нормального водоснабжения потребителей.
Изготовлено и внедрено приспособление для извлечения дисков. Оно состоит из пластины штока с отгибом и гайки.
После снятия крышки задвижки в выемки дисков вставляют шток с отгибом, на шток надевают пластину, а затем гаечным ключом накручивают гайку. Отгиб начинает двигать к верху упавшие шибера. Диски вынимают вместе с пластиной. При закрытии задвижек большого диаметра (500… 1000 мм) часто обрывают стойки верхней части, после чего задвижки делаются неработоспособными. Предложен и осуществлен на практике метод восстановления работоспособности этих задвижек.
Он заключается в следующем. Предварительно в мастерской изготовляют шпильки диаметром 18…20 мм и длиной, равной длине оторванной стойки задвижки. На обоих концах делают нарезки болтов и вместо них вставляют шпильку, которая стягивает верхнюю и нижнюю части бугеля.
Отпадает необходимость в сбросе воды и отключении сети.
Разработан и внедрен метод восстановления шпинделя клиновых задвижек диаметром 400 и 500 мм. Изношенная часть шпинделя вырезается и заменяется исправной резьбовой от других задвижек. В местах сварки шпиндель обтачивают до требуемого диаметра.
Представляет интерес новый способ реставрации дисков задвижек. С дисков снимается изношенное бронзовое кольцо, вытачивается канавка h — 3 мм и 6 = 14 мм по окружности диска, куда запрессовывается кольцо из сырой резины.
Если для ремонта запорно-регулирующей арматуры на месте требуется продолжительное время, то неисправную задвижку, клапан, вантуз, колонку заменяют другим новым или бывшим в употреблении, но исправным оборудованием.
Системы артезианского водоснабжения - Ремонт водопроводной сети