Категория: Архитектура и ландшафт

Согласование архитектурных форм с характеристиками графической, цветовой, текстурной и фактурной структур пейзажа

При подчинении определенных характеристик архитектурной формы сходным характеристикам пейзажа возникает взаимодействие по определенным идентичным свойствам или «граням» архитектурных и природных форм. Но это не означает сходства самих форм в целом. В связи с этим утверждение финского архитектора Рейма Пиетиля о необходимости и возможности тождества между архитектурными и природными формами как одном из способов их интеграции нуждается в уточнении. С одной стороны, мы должны еще раз подвергнуть критике использование термина «тождество», с другой стороны, выяснить, возможно ли вообще какое-либо сходство между этими разными по своей сущности формами.

Архитектурные и природные формы тождественны лишь на Уровне общих принципов организации, присущих любой форме существования материи, которая не является ни абсолютно целой, ни абсолютно неорганизованной. Эти принципы обусловливают их характеристики как целостных объектов со-

ной мере зависели не только от количества осадков, но и от материалов покрытия. Немаловажное значение приобретала и патина времени, в том числе мхи и лишайники, которыми обрастали такие крыши. Это усиливало их связи с цветом и фактурой окружения. Таким образом, в эту эпоху различные свойства ландшафта определяли графическую, пластическую, фактурную и цветовую структуры крыш, что способствовало вписыванию сооружений в природу.

Особенно много примеров связей идентичности предлагает архитектура, созданная в ландшафтах, объемные формы которых обладают ярко выраженным конфигуративным характером. В этом отношении примечательно композиционное разнообразие крыш народных сооружений в районах между Альпами и Адриатикой, описанное К. Сотриффером. Седлообразные крыши с крутым фронтоном, применявшиеся в Карнтении и в Штайермаркте, палаткообразные — в Восточной Австрии, происходящие от покрытий хозяйственных построек Южного Тироля, покатые крыши из гонта, утяжеленные камнями, получившие распространение в Западной Австрии, способствовали, по убеждению Сотриффера, самым тесным связям сооружений с местным ландшафтом.

Аналогичные примеры приводят в своей статье Поль Файе и Мишель Турнер. Скатные крыши зданий в альпийской деревне Св. Креста в Вердене, повторяя очертания рельефа, образуют искусственный холм, который хорошо ; вписывается в структуру местности. Крыши другой альпийской деревни Сен-Жорж, выполняя функции солнцезащитных устройств, ориентированы в одном направлении и продолжают наклонные линии рельефа. Следствием является хорошая связь искусственных и природных форм. Архитектурные формы монастыря де ла Гранж Шартрез поражают соответствием своего силуэта очертаниям гор, находящихся на заднем плане. Крыши шале на озере Хэр повторяют линии обвалов склонов, что содействует их композиционной интеграции.

Связи, основанные на общности некоторых элементов, очень характерны для выдающихся памятников исторической архитектуры Японии. Единство участка с архитектурой храмов в Никко обеспечено правильным расположением, конфигурацией крыш, общностью материалов. «Из леса, сваленного тут ; же, на склоне горы, они (строители) выполнили колонны. Из гигантских каменных блоков, вырубленных здесь же, на склоне, ) они выложили стены храмов и устои мостов». Единством с окружением, основанным на идентичности материалов, характерен и другой памятник—дворец Кацура. «И чайные павильоны с их крытыми корою крышами, и песчаные сады с декоративным каменным шитьем, и горы, обступившие горизонт — все связано, словно мазки, одним дыханием рожденного полотна». Своеобразным символом близости природе выступает здесь низкая изгородь, представляющая переплетение веток бамбука с травами.

Современной архитектуре, в основе которой лежит прямой угол, явно не хватает линий наклонных; преобладание искусственных материалов также ограничивает возможности общности с окружением. Особое беспокойство вызывает внедрение «Евклидовой геометрии» в архитектуру сельских населенных мест, использование здесь плоских крыш и преимущественно железобетонных конструкций. В одно-, двухэтажных сельских домах скатные крыши всегда были доминирующим элементом, многозначным по своему назначению. Скаты хорошо выражали приспособленность архитектуры к местным условиям, формировали структуру линий и плоскостей, идентичных уклонам холмов. Общность с окружением укреплялась использованием природных материалов. Все это способствовало сохранению специфических черт сельского ландшафта с его удивительной гармонией природных и искусственно созданных форм. Замена менее экономичных и более трудоемких в изготовлении скатных крыш из местных материалов на плоские из железобетона наносит непоправимый ущерб сельскому- жилому дому и его природному окружению.

Именно поэтому особенно важны попытки возродить скатные крыши, найти их современную интерпретацию, использовать местные материалы. Это особенно актуально для сел Нечерноземья. Задачи, которые поставлены перед строителями и архитекторами, обязывают не только учесть сельский образ жизни и сохранить ценности природного ландшафта, но и использовать богатейший опыт народного зодчества.

Реализуются проекты жилых зданий, которые отвечают этим требованиям. Такова, например, застройка поселка Надеево под Вологдой (архит. О. Добролюбова, В. Маждин, Б. Махань-ко, Д. Радыгин и Н. Новофастовский). Композиция дву


Архитектура и ландшафт - Согласование архитектурных форм с характеристиками графической, цветовой, текстурной и фактурной структур пейзажа

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Архитектура и ландшафт"