Категория: Архитектура и ландшафт

Согласование архитектурных форм с характеристиками структуры пейзажа

Многие характеристики объемно-пространственной структуры пейзажа, на что было обращено внимание ранее, идентичны характеристикам объемно-пространственной структуры ландшафта. Аналогичны в известной мере и способы согласования тех или иных сторон архитектурной формы с этими характеристиками. Поэтому рассмотрим лишь те условия, которые дополняют сформулированные в первой главе настоящего раздела применительно к объемно-пространственным характеристикам визуальных ячеек ландшафта. Одно из них — согласование архитектурных форм с масштабом пейзажа; другое — подчинение архитектурных форм перспективной глубине пейзажа.

На уровне кадров ландшафта приобретает значение согласование размеров архитектурных форм как с общим масштабом, так и со всей шкалой частных. Одна из причин, породившая проблему, как мы уже указывали, — тенденция техники и технологии к получению максимального экономического эффекта при минимальных затратах. Это направление приводит к «срастанию» сходных по своим функциям элементов в целое, которое становится грандиозным по своим масштабам. Но технология не может быть самоцелью, она лишь средство для решения задач, которые должно ставить искусство проектирования среды. И только подчинение технологии искусству поможет найти необходимое соответствие между визуальной реальностью природы и миром искусственных форм. Сооружения и комплексы как на селе, так и в ландшафтах рекреационных зон могут быть уменьшены визуально искусством проектирования самих зданий в среде и приемами проектирования пейзажа. Постройки села и рекреационных зон должны быть сомасштабны своему природному окружению и человеку.

Можно предложить различные приемы визуального уменьшения зданий. Первыми двумя приемами успешно пользуется один из ведущих архитекторов Эстонии Валве Пор-мейстер. Проектируя крупное общественное здание в сельской местности, она предпочитает членить его на отдельные невысокие корпуса или нарушать его компактность и целостность с помощью выступов и впадин. Таково, например, здание совхоза-техникума в Янеде.

Камуфлирование как способ визуального разрушения большого целого может быть создано с помощью защитной окраски. Приобретает также значение фактура используемых конструкций и отделочных материалов. Такой способ подчинения масштабу среды использовали финские архитекторы Рейма Пиетиля и Райли Паателайнен при создании жилого комплекса Сувикумпу в Тапиоле. Композиция комплекса, состоящего из трех ступенчатых в плане корпусов с разноэтажными секциями, хорошо увязанная с повышением рельефа в центре участка, растворяется в окружающих рощах. Этому содействует зеленая с меняющимися оттенками окраска бетонного цоколя и балконов.

Аналогичный способ включения в масштаб среды применил финский архитектор Хейки Сирен в блокированных двухэтажных зданиях западного микрорайона Тапиолы на улице Ита-русконти. Большая часть их фасадов, включающая ленточные окна, выполнена из панелей с темно-зеленой окраской. Они камуфлируют здания в летнем пейзаже. Зимой эту функцию выполняет белая окраска торцевых кирпичных стен.

Частичное зрительное растворение объектов в среде выполняется с помощью облицовки фасадов здания полированным стеклом. Этот прием неполной зрительной дематериализации архитектурной формы опирается на опыт использования зеркала.

Однако полная дематериализация архитектурных форм обычно приводит к созданию зданий, лишенных пропорций и масштаба, бесплотных, «паразитирующих» за счет среды. Такие здания-призраки не способны выполнить необходимой роли по организации полноценной эстетической среды. Однако есть исключительные ситуации, когда прием дематериализации формы и отражение среды могут принести пользу.

Такой пример — Оффис Фейбера в английском городе Ипсуиче (архит. Н. Фостер). Облицовка здания зеркальным стеклом была оправдана здесь необходимостью сохранения ценной исторической застройки. Тем не менее полную дематериализацию сооружения даже в этой ситуации можно назвать творческим трюком. Прием зеркального отражения среды должен, безусловно,, сочетаться с визуальным сохранением материальной структуры постройки, ее вещественности.

Достойным внимания примером является здание гостиницы «Рузендаль» в Тампере (архит. Якко Лаапотти). Ломаная конфигурация стеклянных фасадов усложняет здесь отражение среды. Вместе с тем здание обладает ясным кодом, позволяющим быстро раскрыть композицию целого. Он связан с геометрической сеткой несущей конструкции витражей. Таким образом, здание не «паразитирует» за счет среды, а становится лишь легче, воздушнее и лишь частично растворяется в пейзаже.

Частичное внедрение архитектурных форм в землю — хорошо известный прием уменьшения размеров здания для сохранения масштаба сложившейся среды. Один из удачных примеров — спортивный комплекс Икаст-Халлен в Дании (архит. Кнуд Фриис и Эльмар Мольтке Нильсен). Объемы крупных залов внедрены здесь в землю настолько, что размеры их видимых частей, напоминающих шатры, в полной мере соответствуют размерам других сооружений. Важно и то,, что сохраняется сложившееся соотношение зданий и пространственных промежутков между ними. С той же целью полностью заглублены в рельеф раздевалки, клубные и вспомогательные помещения. Дневной свет проникает через высокие бетонные цилиндры, выступающие над поверхностью.

Внедрение зданий в рельеф стимулируется также стремлением сократить расходы на отопление зданий. Земля, как известно, является самой дешевой природной теплоизоляцией. II опыт показал, что жилые и общественные здания, частично находящиеся под землей, гораздо энергоэкономичнее обычных наземных построек. В то же время их значительно легче вписать в ландшафт. Такие сооружения встраивают не только в уклоны местности, но нередко располагают и на плоских участках. Их крыши, как правило, покрывают землей, что приводит к почти полному зрительному растворению сооружений в пейзаже. По данным Американского института архитекторов в США к 1981 г. было построено примерно 5 тыс. частично защищенных землей жилых домов и около 100 крупных общественных зданий (школ, библиотек, промышленных предприятий и т. д.). Но значит ли это, что здания должны «исчезать» как объекты, примером чему может служить жилой дом на берегу озера близ Цинциннати (США, штат Охайо), построенный по проекту американского архитектора Филипа Джонсона. Полное исчезновение архитектурных форм можно считать лишь крайностью. Между сооружением и ландшафтом должны существовать связи, усиливающие особенности и окружающей среды, и архитектурной формы.

Не менее сложная задача, возникающая иногда при проектировании, — связь небольшой постройки с большим по своим размерам пространством пейзажа. Такая задача может быть решена с помощью некоторого увеличения размеров элементов, выполняющих прямые функции связей — террас, ступеней и других форм благоустройства.

Подчинение архитектурных форм перспективной глубине «кадра» решается расположением объекта в соответствии с планами пейзажа. Постройка должна поддержать и развить существующий глубинный ритм природных форм, позволяющий оценить протяженность пространства. Каждый определенный план наделяет сооружение функцией, которая способна повлиять как на его расположение, так и на композицию. Сооружение, расположенное на первом плане, может выполнить следующие функции: главного объекта зрительного внимания; роль «рамы», или «кулис».

Как главный объект «кадра» сооружение ослабляет воздействие окружения, а нередко и умаляет его значение. Как «рама», или «кулисы», сооружение дает начало глубинному ритму, направляет взгляд к фокусной точке пространства или к перспективному раскрытию, концентрирует внимание на скульптурной форме рельефа или группе деревьев, доминирующей в структуре кадра. -Сооружения на самых дальних планах «кадра» нередко легко сливаются с ними в единое целое. На промежуточных планах «кадра» сооружения способствуют организации глубинного ритма. Вместе с тем такое расположение архитектурных форм может быть использовано для «наложения» на них природных форм. Такое «наложение» приводит к «растворению» архитектурных форм в природной среде.

Подчинение архитектурной формы перспективной глубине «кадра» в какой-то мере связано с проблемой сомасштабности постройки и среды. Искусству живописи известны приемы игры в изменении масштаба. Они достаточно подробно описаны у Г. Джеллико. Анализируя картину Джованни Беллини «Души чистилища» (ок. 1490 г.), он показывает, как художник умышленно увеличивает масштаб первого плана (площадка, окруженная баллюстрадой), чтобы уменьшить масштаб заднего (замечательный пейзаж округленных гор с вкрапленными в них строениями). Только фигуры людей, размещенные на разных планах картины и связывающие ее в целое, сомаслптабны друг другу, т. е. изображены в соответствии с законами перспективы. Так Беллини, по мысли Джеллико, достигает гармонии между величественным миром порядка (первый, геометризованный план) и миром природы (задний план), перед которой человек в то время испытывал чувство страха.

Хорошо известны и приемы пейзажного искусства для решения другой .задачи — визуального увеличения масштаба садов и парков. Так, английский живописец В. Кент, внесший значительный вклад в развитие английского парка XVIII в., для усиления перспективной глубины аллей делал их суживающимися вдаль и обсаживал деревьями с изменяющимися промежутками между ними. На первом плане промежутки были максимальными, на дальнем — минимальными.

Большое внимание увеличению перспективной глубины парка уделял X. Рептон — английский теоретик и практик ландшафтного искусства XVIII в. Для этого он рекомендовал на заднем плане высаживать низкорослые деревья. XVIII веку были известны и другие «трюки» с перспективой.

В XX в. — возникла иная проблема — уменьшение масштаба искусственно созданных форм. Можно Ли в св‘язи с этим хотя бы в какой-то мере использовать опыт живописи и садово-паркового искусства? Сегодня, когда сооружения становятся все более гигантскими по своим размерам, иллюзорные приемы перевертывания масштабов кажутся сомнительными. Создание сильного переднего плана из природных форм можно использовать лишь для того, чтобы зрительно несколько уменьшить размеры архитектурных форм на средних и дальних планах пейзажа.



Архитектура и ландшафт - Согласование архитектурных форм с характеристиками структуры пейзажа

Разделы

Содержание блога

Содержание сайта.


Другое

Статьи по теме "Архитектура и ландшафт"